Тема 1. «Планирование воспитательной работы с детьми и подростками в детском лагере. Организация досуга детей» 3
Задания к теме 1 5
Тема 2. «Методика проведения коллективного творческого дела» 7
Задания к теме 2 10
Тема 3: «Конкурсные программы. Мероприятия» 13
Задания к теме 3 15
Условные обозначения:
- теоретический материал
- практическая работа
Т ема 1. «Планирование воспитательной работы с детьми и подростками в детском лагере. Организация досуга детей»
План – это хорошо продуманная, логически выстроенная система дел, действий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки их выполнения.
План-сетка – это внутренний нормативный документ, определяющий и регулирующий жизнедеятельность отряда. В план-сетку мероприятий включаются общелагерные и отрядные мероприятия, работа по подготовке к ним, указываются ответственные лица.
Исходные данные для планирования воспитательной работы с детьми и подростками в лагере:
задачи лагерного периода;
модель смены;
календарь народных летних праздников; общественно-политические праздники страны, региона, города;
традиции лагеря;
информация о детях (возрастные особенности, их ожидания);
личные воспоминания вожатого о своем детстве, его ожидания.
Этапы планирования воспитательной работы с детьми и подростками в лагере:
анализ источников планирования и результатов педагогической диагностики;
формулирование педагогических задач и запись их в рабочий план;
определение развивающих видов деятельности и действий вожатого на основе всех и источников и данных для составления плана: отбор средств, форм, методов;
учет интересов детей;
оформление структуры плана и ее заполнение.
К плану-сетке прилагается обоснование плана, включающее психолого-педагогическую характеристику отряда и основные задачи деятельности вожатого на смену.
В плане должны быть интересные и развивающие занятия для детей, но при этом важно не перегружать план. План воспитательной работы с детьми и подростками должен быть:
– конкретным (определение точных дат, времени, места и форм отрядных дел и исполнителей);
– реальным (учет особенностей природного и социального окружения, условий лагеря);
– педагогически целесообразным;
– сочетать различные формы организации деятельности детей;
– отвечать условиям необходимости и достаточности мероприятий, обеспечивающих развивающую деятельность детей с учетом реальных возрастных и индивидуальных возможностей детей в отряде.
Принципы составления плана работы вожатого на день. Алгоритм анализа прожитого дня и проблемных ситуаций:
сбор информации в течение всего дня;
оценка информации;
выявление причин, вызывающих несоответствие фактического состояния дела с планом;
принятие решения, оценка, выводы по дню; перспектива дальнейшей деятельности, определение воспитательных задач на следующий день.
З адания к теме 1
Задание 1.Составьте глоссарий по следующим формам работы вожатого:
Айстоппер –
Арбузник –
Аукцион знаний –
Брейн-ринг –
Вахта памяти –
Вечер –
Десант –
Завалинка –
Игра – кругосветка (вертушка) –
Калейдоскоп –
Квест –
Библиоквест –
Костер –
Мотиватор –
Огонек (отрядная свеча) –
Поход –
Путешествие –
Сторисек (Storysack) –
Тренинг –
Устный журнал –
Фестиваль –
Экскурсия –
Ярмарка –
Список источников:
Задание 2. Составьте план-сетку воспитательной работы с отрядом на лагерную смену (согласно типа лагеря, один вариант на выбор):
Вариант 1: – возраст воспитанников – 7-11 лет, тип организации летнего отдыха – школьный лагерь; направление смены – эстетическое.
Вариант 2: – возраст воспитанников – 10-12 лет, тип организации летнего отдыха – загородный оздоровительный лагерь; направление смены – краеведческое.
Вариант 3: – возраст воспитанников – 12-14 лет; тип организации летнего отдыха – палаточный лагерь; направление смены – патриотическое.
Алгоритм работы:
1. Составить перечень планируемых общелагерных и отрядных дел по направлениям программы.
2. Выделить в плане-сетке периоды, дни кризисов лагерной смены.
3. Включить в план-сетку воспитательной работы с детьми и подросткам на лагерную смену:
общелагерные дела для всех периодов лагерной смены;
дела на организационный и заключительный периоды смены;
экскурсии, походы, выездные мероприятия;
отрядные дела на основной период смены.
4. Оформить план-сетку воспитательной работы с детьми и подростками на лагерную смену в таблице.
План-сетка воспитательной работы
Начало смены
Конец смены
Пример заполнения план-сетки
1 день (суббота)
1 июля
День встречи
1. Распределение по отрядам
2. Огонек «Будем знакомы»
3. Инструктаж по ТБ
4. Учебная эвакуация
2 день(воскресенье)
2 июля
День знакомств
1. Представление отрядов
2. «Креатив - батл»
3. Оформление уголков
4. Подвижные игры «Ну-ка повтори!»
3 день(понедельник)
3 июля
День науки
1. Экскурсии на свежем воздухе.
2. Поход
3. Игра «Академия весёлых наук»
4 день (вторник)
4 июля
Открытие лагерной смены
1. Открытие лагерной смены «Здравствуй, Солнечное лето!»
2 . Презентация кружка «Быстрее, выше, сильнее»
3. Веселые старты
4. Конкурс рекламы лагеря «Солнышко»
5 день(среда)
5 июля
День космоса
1.Эрудит – шоу «Кто хочет стать космонавтом»
2. Конкурс рисунков на асфальте «Земля в иллюминаторе видна…»
3 . Брей-ринг «Знатоки спорта»
6 день(четверг)
6 июля
День ПДД
1.Познавательный турнир «Знатоки дорожной азбуки»
2.Творческий конкурс «Мы выбираем спорт»
3. Веселые старты
7 день (пятница)
7 июля
День веселья
1. Танцевальный марафон «Танцуй, пока молодой!» 2.Музыкальная викторина «Угадай мелодию»
3. Этнографический дневник « День Ивана Купала»
8 день(суббота)
8 июля
День семьи
1.Всероссийский день семьи, любви и верности .
2.Конкурсно- развлекательная пр. « Мы за чаем не скучаем»
3 .«Литературная гостиная» 120 летсо дня рождения художника, сценариста, кинорежиссера, писателя В.Г. Сутеева
9 день(воскресенье)
9 июля
День здоровья
1. Экскурсии на свежем воздухе.
2. Поход
3. Игра «Голова дракона»
4. Выпуск санбюллетеня «Здорово быть здоровым»
10день(понедельник)
10 июля
День творчества
1.Мини- спектакль «Друзья Мойдодыра»
2.Волшебный мир Оригами 3.Дискотека «Мы маленькие звезды»
4. День воинской славы. Победа русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении в 1709 г.
2. Игровая программа «Мы волонтеры, мы за добрые дела»
3. Фото - флэшмоб «Дружба начинается с улыбки»
4. Спортивная игра «Лапта»
15 день(суббота)
15 июля
День талантов
1.Творческая эстафета « Ало, мы ищем таланты!»
2 .Подготовка к выставке «Подарок для именинника»
3. КВН «Юные олимпийцы»
3. Выставка творческих работ «Подарок для именинника».
16 день(воскресенье)
16 июля
День туризма.
1 Минутка здоровья «Зеленая аптечка» - первая помощь при укусах насекомых».
2. Поход
3. «В поисках сокровищ» - операция «Клад».
17 день(понедельник)
17 июля
День фантазий
Мастерская «Очумелые ручки». Выставка
2.День основания морской авиации ВМФ России.
3.Конкурс плакатов «Виды
транспортных средств и дорожное движение»
Подвижные игры «Перестрелка», «Цепи».
18 день(вторник)
18 июля
День сказок и чудес
1. Викторина «В гостях у сказки»
2. Творческий досуг «Старая сказка с новым концом»
3. Игра-путешествие «По следам сказочных героев»
19 день(среда)
19 июля
День приключений
1. Конкурс на лучший костюм
2. Соревнование по стрельбе из дартса «Меткий глаз»
3. Игра-розыгрыш «Индейцы великих равнин»
20 день (четверг)
20 июля
День дружбы
1.20 июля-Международный день шахмат.
2.Коллективный коллаж «Пожелания друзьям»
3.Музыкальный калейдоскоп «Возьмемся за руки, друзья»
4.«Эстафетный бег»
21день
21 июля
День закрытия лагерной смены
1. Торжественная линейка.
2.Флешмоб «Лето, танцы!»
3. Концерт «До новых встреч!
4. Конкурс рисунков на асфальте «Мой лагерь»
Т ема 2. «Методика проведения коллективного творческого дела»
Коллективное творческое дело (КТД) – социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового (творческого) продукта.
Создателем данной технологии работы с детьми является Иванов Игорь Петрович, советский педагог, инициатор и основатель «социально-педагогического молодежного движения», известного в России как «коммунарское движение».
Основные задачи коллективной творческой деятельности:
формирование и развитие детского коллектива;
развитие личности, способностей и качеств каждого ребенка;
развитие коллективного и индивидуального творчества;
обучение нормам и методам совместной работы;
воплощение коммуникационных потребностей детей.
Виды коллективных творческих дел (КТД) по направленности деятельности:
трудовые (воспитывают уважение к людям труда и обогащают представления детей об окружающем мире)
познавательные (направлены на развитие любознательности, познавательного интереса, наблюдательности, творческого воображения)
организаторские (способствуют знакомству детей, сплочению коллектива, вырабатывают коммуникативные навыки)
спортивные (формируют осознанное отношение к своему здоровью и развивают физические качества)
художественные (способствуют развитию художественного вкуса и стремления к творчеству)
экологические (направлены на формирование экологической культуры и заботливому отношению к окружающей среде)
досуговые (проводятся ради смеха, радости, забавы и приносят детям удовольствие).
Существует три основных типа КТД:
Тип КТД
Специфика
Примечания
Представление
не подразумевает выдачи участникам заданий,
участники представления- зрители
дело будет являться КТД только для его организаторов
Малое творческое дело
не требует предварительной подготовки от участников - все задания, которые дают им организаторы должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела
Большое творческое дело
требует предварительной подготовки как от организаторов данного дела, так и от его участников, организаторы дают задание участникам
Организация коллективного творческого дела. Алгоритм организации КТД
Стадии КТД
Деятельность педагога
Деятельность коллектива
Продукт
Предварительная работа детского коллектива и педагога
Определяет воспитательные задачи и место данного творческого дела в жизни коллектива. Предлагает примерные варианты дел для выбора детьми.
Отряд разделяется на группы (способ разбивки может быль различным), определяются командиры и готовятся к сбору планирования. Определяют: Что можно сделать? Для кого? Какие интересные и полезные дела провести? И т. п.
Каждая микрогруппа формирует перечень дел, которые можно провести в отряде.
Коллективное планирование (общий сбор планирования или сбор-старт)
В зависимости от возраста детей и уровня развития коллектива возможные позиции вожатого: – предлагает дела как идеи для проведения, активно участвует в обсуждении, анализе идей; – вожатый вместе с детьми, «на равных», осуществляет поиск и обсуждение дел; – дети сами планируют дела, вожатый скрыто направляет их деятельность.
На сборе принимается коллективное решение: формируется план дел (на смену) или выбирается одно (несколько) дел для проведения. Определяется: Что делаем? В каком пространстве действуем? По какому плану работы, графику, сценарию его лучше провести? Когда проводим? Кто организует и за что отвечает (распределение обязанностей)? Кто оценивает? На радость и пользу кому действуем? С кем взаимодействуем? Зачем проводится дело?
План работы отряда (на смену или на определенный период) или конкретное творческое дело с определением смысла, ответственности, места и времени его проведения.
Коллективная подготовка КТД
Возможные позиции вожатого: – помогает активу в подготовке дела, осуществляет контроль и оказывает посильную помощь ответственным за каждый участок задуманного дела; – направляет работу и помогает всем участникам «по секрету».
Ответственные (актив) за проведение данного дела формируют план его подготовки и непосредственно организуют выполнение этого плана: разрабатывают сценарий, составляет программу и план действий, распределяют поручения. Каждая микрогруппа готовит свое задание (поручение, сюрприз.
Сценарий, ведущие, жюри и необходимый реквизит (актив). Номера или сюрпризы (микрогруппы).
Проведение КТД
Возбуждает и укрепляет позитивное отношение к делу, уверенность в своих силах у всех воспитанников, помогает в случае необходимости.
Осуществляется все задуманное со всеми коррективами и возможными отклонениями от первоначального замысла.
Включение детей в полезную или просто интересную деятельность.
Организует анализ ТД сначала организаторами, затем участниками и сам завершает анализ дела. Обеспечивает организаторам КТД положительную обратную связь и поддержку от всех членов коллектива
Каждый ребенок в отдельности и все сообща выделяют положительные стороны подготовки и проведения дела. Ведущие направляют разговор на поиск лучших решений возникших вопросов, систематизируют и обобщают высказанные мнения.
Опыт анализа и рефлексии. Опыт организации и самоорганизации.
Ближайшее последействие
Поддерживает атмосферу творческого взаимодействия; помогает комбинировать идеи; начинает строить перспективу возможных других дел
Определяется результативность КТД для участников коллектива или для тех, кому оно было адресовано. Главное – задумывается новое дело.
Определена близкая, средняя и дальняя перспектива деятельности коллектива.
Задания к теме 2
Задание 1. Проанализируйте описание КТД. Определите его тип, вид, цель и задачи. Распределите по этапам описанную деятельность.
Тема: Газета
ЦельКТД: познакомить детей с работой средств массовой информации.
Описание:
Занятие проводится в нескольких помещениях, где располагаются «редакции» газет.
Каждой «редакции» нужно выдать фломастеры, маркеры, ручки, карандаши, ластики, гуашь, кисточки, ватман (1 лист), клей, ножницы, старые газеты и открытки, вырезки названий статей, листы писчей бумаги.
Игру ведет главный игротехник, его обязанности: жеребьевка «редакций», организация старта и финиша игры, координация процесса игры, контролирование времени, разрешение непредвиденных ситуаций.
Участники по итогам жеребьевки становятся «редакцией» какой-либо газеты, отличающейся каждая своим жанром. В каждой «редакции» свои роли участники выбирают сами:
• редакторы — 1 человек;
• корреспонденты — 4 человека;
• писатели — 4 человека;
• оформители — 5 человек;
• событийная (актерская) группа — 6 человек.
Редактор руководит деятельностью всей «редакции», определяет место статей в газете, имеет право решающего голоса.
Корреспонденты посещают места событий, фиксируют происходящее и передают информацию писателям.
Писатели создают статьи в жанре своей газеты, передают материал оформителям.
Оформители делают макет, отвечают за визуальный имидж газеты, оформляют статьи, рекламу, интервью.
Событийная (актерская) группа с момента старта игры разрабатывает событие и в определенное время реализует его на заранее обговоренном месте (продолжительность показа сюжета — не более 2-3 минут). По окончании показа события эта группа подключается к остальным участникам редакции. Интервал между событиями — 5 минут.
По истечении определенного времени (1,5-2 часа) все газеты вывешивают в одном месте на всеобщее обозрение. Жюри отмечает все издания по номинациям:
• Самое точное соответствие жанру;
• Лучшая статья;
• Сильное оформление;
• Самый информативный выпуск;
• Интереснейшее событие и др.
До начала все участники собираются в одном помещении, где знакомятся с правилами игры. Среди участников проводится первая жеребьевка — распределение на команды (по 20 человек). Затем в командах ребята определяются с сюжетными ролями. На эту процедуру отводится не более 5-7 минут.
По завершении этих выборов проводится вторая жеребьевка — определение события и названия газет: «Пионерская правда», «Криминальное чтиво», «Бизнес», «Политика», «Детские новости», «Телевизор», «Желтая пресса», «Сатирикон», «Юмор сегодня» и др.
Первое событие демонстрирует событийная (актерская) группа, которую определил жребий. Корреспонденты других редакций присутствуют на этом событии, стараясь максимально точно зафиксировать происходящее (без комментариев и пояснений событийной группы). Затем корреспонденты передают информацию писателям, которые создают статью. Далее с ней работают оформители и редактор.
Следующие события демонстрируются согласно тому же алгоритму.
По завершении показа всех событий всем «редакциям» дается 20 минут для завершения работы над газетой. Затем газеты вывешиваются. Подводятся итоги.
Задание 2. Представьте результаты задания 1 в таблице.
Тема КТД
Основная идея
Тип
Вид
Цель
(воспитание личностных качества детей и развитие творческих способностей, обозначен продукт деятельности) …в ходе подготовки и реализации КТД
Задачи
1. Воспитательная
2. Развивающая
3. Обучающая
Далее подробно расписать деятельность педагога и обучающихся на каждой стадии, не забывайте о ключевых моментах
Первая стадия - предварительная работа
Какова основная идея КТД?
В какой форме будет проходить КТД?
Кого привлечь к участию? К кому обратиться за помощью?
Когда провести стартовую беседу?
Вторая стадия - коллективное планирование КТД
Что и для кого будем делать?
С кем вместе это будем делать?
Какие обязанности необходимо выполнить?
В какие микро-группы объединиться?
Третья стадия - коллективная подготовка КТД
Описание подготовки, встреч, репетиций и прочего
Четвертая стадия - проведение КТД
Пятая стадия - подведение итогов КТД
Анализ коллективной, групповой и индивидуальной работы.
Шестая стадия - последействие
Перспектива использования продукта или работы с коллективом.
Т ема 3: «Конкурсные программы. Мероприятия»
Классификация массовых мероприятий:
по масштабу: отрядные, межотрядные, общелагерные;
по направленности: интеллектуальные, художественно-творческие, спортивно-оздоровительные, трудовые, социальные, комбинированные;
по времени проведения: утренние, дневные, вечерние.
Проведение тематических дней в лагере: здоровья, дружбы, защиты окружающей среды, вежливости, фантазеров, мальчиков, девочек, сказочных приключений, сюрпризов, знаний и др.
Этапы подготовки сценария творческого мероприятия:
определение темы творческого дела;
выбор названия мероприятия;
выбор и разработка художественной идеи;
выбор формы (образное решение идеи), времени и места проведения; пути воплощения идеи (режиссерский ход, сюжет, роли).
Основные «традиционные» элементы дела, особенности их организации:
Встреча
Организационный момент
Начало-зачин
Основная часть
Финал
Последействие.
Структура подготовки праздника
Структурный элемент
Содержание
Реклама праздника
– афиша, объявление, листовка, рекламный плакат (необычной формы, красочный, может быть объемной (шар, дом);
– пригласительный билет – самый разнообразный по форме и назначению, например: солнце, сердце, кленовый лист, козырек от солнца;
– декорации, которые должны быть яркими, легкими, функциональными, легко сооружаемыми;
– атрибуты: костюмы, грим; флаги, шары, тематические символы и т.д
Музыкальное сопровождение
– подбор музыкального сопровождения праздника, мелодий «фанфары», «аплодисменты» и др.;
– использование современных технических средств;
– аккомпанемент музыкального инструмента (гитары, фортепьяно и др.).
Кадровое обеспечение
– определение функциональных ролей: сценаристы, режиссеры, исполнители, оформители, звукооператоры, изготовители костюмов, изготовители декораций, затейники, визажисты, рекламные агенты, рабочие цены и другие
Гости и зрители
– встреча и проводы гостей (заздравная песня, танец, особое приветствие, торжественное вручение памятных сувениров, фрагмент из знакомой сказки, парад героев известных литературных, мультипликационных персонажей, киногероев);
– места для почетных гостей праздника;
– организация работы членов жюри (подготовка реквизита – бумага, ручки, таблички с оценками, ознакомление членов жюри с критериями оценки);
– места для зрителей;
– участие зрителей в праздничном действии через игры с залом, конкурсы, розыгрыши, лотереи
Праздничная программа
– составление сценария;
– организация и проведение репетиций (график репетиций, информирование о месте и времени всех участников, музыкальное сопровождение);
– выбор ведущих (количество ведущих; стиль ведущих; уровень взаимодействия ведущих, гармония и сочетаемость пары ведущих; грамотная и правильная речь; уровень мастерства, чувство юмора; внешний вид – одежда, обувь, грим; реквизиты ведущих.
Призы, сюрпризы, памятные подарки
– поделки воспитанников, символы лагеря, отрядов, пригласительный билет с автографом и др.
З адания к теме 3
Задание 1. Составьте подборку аудио, видео и медиа файлов (по 5 каждого вида) для сопровождения праздников по темам: День защиты детей, День рождения А.С.Пушкина, День независимости России. Создайте гугл-диск выгрузки файлов.
Ссылка на гугл-диск:_______________________________________________________