Коррекционная работа Коррекционная работа по формированию жизненной компетенции у младших школьников с задержкой психического развития.
Коррекционная работа Коррекционная работа по формированию жизненной компетенции у младших школьников с задержкой психического развития.
По мере развития идей гуманизации и демократизации нашего общества в стране появляется тенденция к ликвидации социальной, психологической и педагогической изоляции людей с ограниченными возможностями здоровья. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике.
Человек развивается в сообществе и через сообщество. Интегрированное обучение выступает как один из путей социализации учащихся, развития их мобильности, познания мира в его многообразии отношений. Контакты детей создают условия для эмоционального развития личности каждого ребенка и более целостного осмысления окружающей действительности.
Ученики с ограниченными возможностями только тогда получат должное социальное развитие, когда будут созданы условия для их становления как личностей и как субъектов деятельности, активных и самостоятельных ее участников. Как известно, деятельность может быть активной и пассивной. Хорошее социальное развитие обеспечивает только активная, эмоционально окрашенная деятельность, в которой ученик реализует свои возможности и проявляет себя как личность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа Коррекционная работа по формированию жизненной компетенции у младших школьников с задержкой психического развития. »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21»
г. Каменск-Уральский, Свердловской области, ул. Лермонтова, 185
Учитель начальных классов
Костромина Ирина Леонидовна
Коррекционная работа по формированию жизненной компетенции у младших школьников с задержкой психического развития
По мере развития идей гуманизации и демократизации нашего общества в стране появляется тенденция к ликвидации социальной, психологической и педагогической изоляции людей с ограниченными возможностями здоровья. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике.
Человек развивается в сообществе и через сообщество. Интегрированное обучение выступает как один из путей социализации учащихся, развития их мобильности, познания мира в его многообразии отношений. Контакты детей создают условия для эмоционального развития личности каждого ребенка и более целостного осмысления окружающей действительности.
Ученики с ограниченными возможностями только тогда получат должное социальное развитие, когда будут созданы условия для их становления как личностей и как субъектов деятельности, активных и самостоятельных ее участников. Как известно, деятельность может быть активной и пассивной. Хорошее социальное развитие обеспечивает только активная, эмоционально окрашенная деятельность, в которой ученик реализует свои возможности и проявляет себя как личность. В условиях образовательной интеграции важна не столько деятельность сама по себе, а именно активность личности в совместной деятельности.
Самым сложным и непременным условием успешности интегрированного обучения является включение каждого ученика в активную деятельность, приносящую радость себе и другим.
Дети с интеллектуальной недостаточностью не всегда смогут сравняться в учебных успехах со своими сверстниками, но в ученическом коллективе могут оценить их трудолюбие, честность, доброту, дружественность – те качества личности, которые свидетельствуют о человеческом достоинстве и добропорядочности. Для этой категории детей более эффективна общественная, спортивная, художественная деятельность.
Объединение в этих видах деятельности детей с различными способностями позволяет лучше оценить человеческие качества друг друга, быстрее и успешнее освоить социальный опыт, развить коммуникативные способности, сформировать отношение к окружающей действительности.
У детей без отклонений в развитии в условиях нормальной социальной ситуации представления о собственных возможностях, необходимые для возраста коммуникации со взрослыми, овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни естественным образом складываются в процессе семейного воспитания. Для детей с ОВЗ даже при благоприятных семейных условиях требуется систематическая специальная педагогическая помощь для формирования жизненной компетенции.
Как и все другие дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с задержкой психического развития могут реализовать свой потенциал социального и психического развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.
Особые образовательные потребности детей с ЗПР
В процессе воспитания и обучения детей с ЗПР необходимо учитывать их особые образовательные потребности, которые должны служить как общими, так и конкретными ориентирами при организации образовательной среды и при осуществлении выбора средств и технологий специальной психолого-педагогической поддержки ребенка.
Особые образовательные потребности детей с ЗПР заключаются:
в получении специальной помощи средствами образования сразу после выявления первичного нарушения развития, т.е. в дошкольном возрасте;
обеспечение преемственности между дошкольным и школьным образованием в период подготовки к школьному обучению как условие непрерывности коррекционно-развивающего процесса;
в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных программ;
в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР;
в обеспечении непрерывного контроля над становлением учебно-познавательной деятельности ребенка;
в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР;
в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения и на коррекцию поведения;
в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия, в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
в обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях
Коррекционная работа в этом направлении включает развитие адекватных представленийо собственных возможностях и ограничениях. У ребенка должно быть сформировано умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
Младшего школьника следует научить контролю над состоянием
работоспособности, распознаванию утомления и способам его преодоления. Ребенок должен научиться словесно описывать свое состояние и выражение своей потребности. Он должен уметь обратиться к взрослым людям при затруднениях любого плана.
Овладение социально-бытовыми умениями,
используемыми в повседневной жизни
Коррекционная работа в этом направлении включает формирование активной позиции ребенка в выполнении повседневных бытовых дел, как дома, так и в классном коллективе. Разъяснение предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях быт может быть устроен по-разному.
У ребенка необходимо формировать желание участвовать в устройстве праздника, понимания значения праздника дома и в школе, стремления радовать близких.
Дифференциация и осмысление картины мира
Большинство детей к моменту поступления в школу имеют фрагментарные и стереотипные представления о мире, ограниченные конкретными привычными ситуациями. Это препятствует освоению представлений о закономерном развитии событий и взаимосвязи человека с целостным и изменчивым миром.
Коррекционная работа направлена на расширение и обогащение опыта реального взаимодействияребенка с миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности. В этом контексте ребенок должен научиться устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком. Он должен проявлять интерес к новизне и изменчивости окружающего и пониманию значения собственной активности во взаимодействии со средой.
Дифференциация и осмысление своего социального окружения,
принятых ценностей
Дети с ЗПР понимают происходящее чаще всего в упрощенном и однозначном варианте. Социальный мир ребенка недостаточно дифференцирован и организован, что препятствует освоению представлений о возможных социальных ролях самого ребенка.
Поэтому важно формировать у детей знания о правилах поведения в разных социальных ситуацияхи с людьми разного социального статуса. Ребенок должен освоить возможности и допустимые границы социальных контактов, уметь выбирать адекватную дистанцию в зависимости от ситуации общения.
Вконечном итоге вся коррекционная работа направлена на осуществление конституционных прав на образование детей с ЗПР, испытывающих объективно обусловленные трудности, как в процессе школьного обучения, так и в общем ходе социализации.
Если коррекционная работа по данным направлениям будет осуществляться в комплексе всеми участниками образовательного процесса, включая родителей, то социально-адаптационный потенциал младшего школьника с ЗПР максимально будет приближен к возрастной норме.