В настоящее время многие специалисты озабочены проблемой школьной неуспеваемости у детей вследствие нарушения формирования навыков письменной речи. Устранение нарушений письменной речи является комплексной проблемой. Эффективность ее решения связана с умением разумно сочетать логопедическую помощь с психологической коррекцией познавательных процессов, развитием пространственных представлений.
Многие авторы, занимающиеся, проблемой изучения пространственных представлений относят их к базису, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов - письмо, счет, чтение и т.д. Основой для исследования базовых составляющих психического развития являются работы А.В.Семенович и ее школы, М.М.Семаго, Н.Я.Семаго и др. Пространственные представления являются одной из наиболее рано дебютирующих, но долго формирующихся в онтогенезе психических функций.
При обследовании пространственных представлений у детей наблюдаются следующие проблемы:
сложности понимания схемы собственного тела и тела стоящего напротив человека
трудности в определении правых и левых частей объектов, предметов
неспособность верно оценить пространственное расположение объектов
затруднения в понимании последовательности предметных и числовых рядов
трудности вербального обозначения графических направлений
На коррекционных занятиях по формированию пространственных представлений уточняются:
представления о левой и правой частях тела
представления о схеме стоящего напротив человека
определяются направления в пространстве
уточняются пространственные взаимоотношения предметов
отрабатывается последовательность числового ряда
учащиеся упражняются в графическом и вербальном воспроизведении направлений
На первом этапе работы по формированию пространственных представлений используются следующие приемы.
1. Показ частей своего тела.
- покажи свою правую руку, ногу, глаз, ухо
- покажи глаз-нос, ухо-бровь, глаз-нос-ухо.
2. Показ правой (левой) рукой указанных педагогом предметов.
- покажи правой рукой стул, левой рукой лампу
- возьми левой рукой карандаш, правой рукой бумагу
3. Разделение бумаги на левую и правую стороны.
- раздели линией лист бумаги на 2 части: левую и правую; отметь правую сторону красным кружком, левую - синим.
4. Рисование отличающихся фигур на левой и правой сторонах
по показу и по речевой инструкции.
- рисуй на правой стороне круги, а на левой треугольники после того как я тебе: покажу круг или треугольник;
скажу «круг» или «треугольник».
5. Дорисовывание у предметов (животных) недостающих элементов - справа или слева.
- дорисуй у собаки левое ухо; у девочки правую руку.
6. Называние пальцев своей руки, руки педагога и нарисованной кисти руки. Узнавание пальцев кисти руки.
- назови этот палец, теперь - этот
- скажи, как называется этот палец у тебя, у меня.
Для того, чтобы обозначить асимметрию пространства, мы маркируем ведущую руку (перчаткой, браслетом, часами).
Особое место занимают двигательные диктанты. Ребенок выполняет команды (опираясь на маркированную руку). Движется по маршруту к предмету.
Затем просим ребенка описать расположение предметов с закрытыми глазами. Постепенно, с опорой на полученные переживания пространства, вводятся вербальные обозначения пространственных представлений.
На следующем этапе используется складывание картинок из частей
(можно использовать кубики). Картинку начинаем складывать с левого верхнего угла и движемся слева-направо и сверху – вниз.
Работа ведется следующим образом:
- переход от известных предметных изображений к стилизованным картинкам, сочетанию предметов, затем к сюжетным картинкам
- от цветных к черно-белым или контурным изображениям
- постепенно увеличивается количество фрагментов, на которые разрезается картинка
- усложняются линии разреза, от естественного деления предмета к разнообразным изогнутым кривым
- картинка собирается по образцу, по представлению.
Работа на 3-м этапе предполагает формирование у детей автоматизированных рядов. Чем хороша работа с этими рядами?
В каждом ряду есть отправная точка, от которой начинается отсчет.
Примерная иерархия рядов выглядит следующим образом.
Самым простым для ребенка является произнесение фамилии и имени, затем подключается и отчество.
Следующим идет порядковый счет.
Далее –время дня, потом времена года.
Далее азбука, номер телефона, месяцы года и самым сложным является расположение цифр на циферблате часов.
Самым простым рядом, с которым можно начинать работать с детьми, является пирамидка, в основании которой находится самый большой кружок и диаметр кружков постепенно уменьшается. Пирамидку можно собирать по образцу, по представлению, по речевой инструкции. Аналогичны способы работы с разборной матрешкой.
Таким образом, работа по формированию пространственных представлений сложный, многоступенчатый процесс. Полноценное развитие пространственных представлений обеспечивает в дальнейшем правильное формирование речевых функций, счетных операций, чтения и письма.