Просмотр содержимого документа
«Коррекционно- воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья через объединения начального образования.»
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………………………………………………….…4
Организация образовательного процесса в объединениях дополнительного образования….……..... 4
1.2. Коррекционно-воспитательное значение объединений дополнительного образования ………..……5
ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………………………………………………………….. 8
2.1. Общая и специальная направленность коррекционно-воспитательной
работы в ОДО………………………………………………………………………………...........................… 8
2.2. Практическое применение коррекционно-воспитательных
методов и приемов в работе ОДО «Акварель»............................................................................................... 10
Современное понимание проблем воспитания и обучения приобретает все более выраженную гуманистическую направленность. "Общие" подходы, глобальные программы уступают место личностно-ориентированному воспитанию, предполагающему достаточно свободный выбор ребенком интересующей его деятельности (Л.А. Венгер. А.В. Запорожец, У.В. Ульенкова).
Оптимальным в данном случае может представляться проведение опроса среди обучающихся для выявления тех видов деятельности, которые являются для него более привлекательными, и организация детских объединений, соответствующих интересам и потребностям детей.
Одной из современных тенденций в деятельности учреждений дополнительного образования является увеличение объема детей, которое рассматривается как неотъемлемая составляющая полноценного образовательного процесса.
Развитие дополнительного образования в настоящее время происходит за счет увеличения его объемов: практически везде за последние 3-4 года количество детских объединений и обучающихся в них детей выросло в 2-3 раза. К тому же разнообразной стала тематика дополнительного образования.
Что может дать дополнительное образование для формирования учебно–развивающей и воспитывающей среды?
Часто можно слышать сетования на отсутствие у детей познавательных потребностей, их пассивность в учебной деятельности, нежелание читать и т.д. К этому можно добавить еще целый рад социальных и психологических проблем современных детей: отсутствие навыков и умений игровой деятельности, а также необходимых для установления и поддержания социально-позитивных взаимоотношений в детской среде, дефицит разновозрастного общения. Существуют некоторые причины на этот счет:
пассивная позиция ребенка в учебном процессе обусловлена репродуктивным уровнем обучения, из-за чего ребенок не имеет возможности привнести что-то свое, сделать что-то новое;
отсутствие возможности применять знания в реальной жизни, создает у ребенка представление об их ненужности, что не способствует формированию познавательной мотивации и активной деятельности;
отсутствие в реальной жизни возможности для содержательного общения детей разного возраста.
Дополнительное образование сегодня начинает занимать все более значимое место в образовательном процессе начальной школы, выполняя ряд функций:
Образовательная – ребенок может удовлетворить свои познавательные потребности, а также получить подготовку в интересующий его деятельности.
Социально-адаптивная – занятия в объединениях позволяют учащимся (особенно имеющим проблемы в учебе и поведении) получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться.
Коррекционно-развивающая – учебно-воспитательный процесс детского дополнительного образования позволяет развивать интеллектуальные, творческие и физические способности ребенка, а также при наличии некоторых отклонений в развитии произвести необходимую коррекцию.
Воспитательная – объединения оказывают значительное влияние на развитие социально-значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание коллективизма, социальной ответственности и т.д.
Современные подходы к дополнительному образованию рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей (общих и специальных), личностных качеств.
А также одной из самых привлекательных, мотивированных сущностной потребностью ребенка, является элементарная трудовая деятельность. Будучи включенным в личную "программу развития" (Л.С. Выготский) самостоятельный труд раскрывает ребенку разнообразные стороны окружающего мира, позволяет овладевать различными формами познания, оказывая существенное влияние на развитие мышления школьника (Я.З. Неверович, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин), что немаловажно для детей с нарушениями в развитии.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Организация образовательного процесса в детских объединениях дополнительного образования
Анализ массовой практики дополнительного образования детей позволяет нам сформулировать несколько основных правил организации процесса детского объединения:
не нарушать принцип дополнительного образования – добровольность. Ребенок выбирает, чем и с кем он будет заниматься;
педагог не должен включать в содержание занятий то, что дети уже изучили в процессе основного образования, но это не исключает использования полученных ребенком школьных знаний в дополнительном образовании;
занятия должны состоять из теоретической и практической частей, причем практическая часть не должна носить только репродуктивный характер (т.е. выполняться по заданию или образцу), необходимо как можно чаще давать ребенку возможность самому что-то придумать и помогать воплотить этот замысел.
Кружковая работа – не единственная форма организации дополнительного образования. Вариантами организации являются: проектная деятельность, научно-исследовательская, творческая и клубная. Рассмотрим каждую из них подробнее.
Проектная деятельность представляет собой целый комплекс взаимосвязанных действий, дающих учащимся возможность применять на практике полученные в ходе обучения теоретические знания. Результатом является разрушение представлений о том, что изучаемое в школе мало связано с реальной деятельностью.
Начинать работу над проектом нужно с четкого определения его темы, которая была бы понятной ребенку. Основываясь на знаниях, полученных ранее, учитывала актуальные интересы, потребности и особенности современных детей. Сам проект должен обязательно включать теоретическую часть и апробацию предложенной цели.
Научно-исследовательская деятельность предполагает формирование у учащихся необходимых при проведении научного исследования практических умений:
работы с научной литературой,
разработки гипотезы исследования,
разработки программы исследования,
организация практической работы по теме исследования
обработки и оформления результатов исследования
презентации результатов исследования.
Самой сложной в работе с детьми представляется творческая деятельность. Так как научить творчеству невозможно. Поэтому необходимо создавать условия для самостоятельной продуктивной деятельности детей, которая предполагает:
- Свободу выбора ребенком направлений, видов и форм деятельности в условиях единого образовательного пространства.
- Использование современных технологий, способствующих развитию творческих способностей детей.
- Содержательное и организационное разнообразие мероприятий, ориентированных на презентацию возможностей и подготовки каждого ребенка.
- Наличие системы поддержки детей, проявляющих высокий уровень творческих способностей.
Большое значение для развития творческих способностей школьников имеет содержание образовательного процесса и методика работы с детским объединением дополнительного образования.
На каждом занятии объединения педагог должен предлагать детям какую-либо информацию, что будет поддерживать интерес детей и развивать их познавательные потребности.
Все, что дети узнают от педагога, они должны применять на практике.
Для проверки знаний детей можно проводить игры, викторины, конкурсы.
С самого начала занятий педагогу необходимо приучать детей к самостоятельности в работе (при сохранении общего контроля за деятельностью детей), что во многом будет способствовать становлению самостоятельного мышления – еще одной составляющей творческих способностей.
Надо приучать детей каждую начатую работу доводить до конца, когда результаты могут быть представлены окружающим.
Каждое законченное задание необходимо обсудить не только с ним, но и со всеми учащимися, отмечая положительные стороны, мы создаем ребенку «ситуацию успеха» и формируем уверенность в себе, а выявление недостатков способствует формированию аналитического мышления и самооценки.
Итак, разнообразие содержания и приемов работы – одно из условий развития творческих способностей школьника в процессе дополнительного образования.
Очень важной для развития творческих способностей ребенка является еще и общая творческая атмосфера, создаваемая педагогом на занятиях дополнительного образования.
Средствами создания такой атмосферы являются: позиция самого педагога (увлеченного и творческого человека), моральная и эмоциональная поддержка им любых проявлений самостоятельности и творчества у каждого ребенка, стимулирование у детей потребности добавить в каждую работу что-то свое.
Очень эффективной в развитии творческих способностей воспитанников детского объединения дополнительного образования является методика проблемного обучения.На таких занятиях педагог должен перевести все учебные задания в интересные для детей практические задачи. Такое задание определяет необходимость проведения целого исследования. Учебный процесс должен быть методически очень хорошо обеспечен для создания комплекса условий успешности самостоятельной поисково-творческой деятельности учащихся. А сам педагог готов ответить на все вопросы детей и оперативно помочь в сложной ситуации.
Клубная деятельность может рассматриваться как одна из самых доступных форм дополнительного образования. Клуб может быть средством объединения проектной, творческой, социально актуальной и других названных видов деятельности. Привлекательность клуба для образовательных учреждений всех видов и типов заключается в том, что его деятельность не имеет жестко заданной регламентации учебных занятий: тематику заседаний, направления познавательной, научно-исследовательской и других форм работы клуба определяют его члены, что стимулирует развитие их социальной активности. Свобода членства и участие в мероприятиях клуба делают его очень привлекательным, а каждый школьник может сделать свободный выбор.
Подытоживая анализ проблем и возможностей дополнительного образования можно сделать вывод: правильно организованная система дополнительного образования представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося. Что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным процесс основного образования.
1.2. Коррекционно-воспитательное значение организации объединений дополнительного образования в школе VIII вида
Практика работы школ для детей с ограниченными возможностями здоровья показывает, что рациональная организация объединений дополнительного образования способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития, углубления и совершенствования трудовых умений и навыков, всестороннего эстетического и нравственного воспитания. Занятия в них способствуют увлекательному заполнению досуга, создают условия для творчества, способствует воспитанию усидчивости, четкости и аккуратности в работе.
Объединения дополнительного образования в школе VIII вида могут быть самыми разнообразными. Однако, прежде всего, следует подумать о создании таких объединений, занятия в которых помогли бы умственно отсталым учащимся подготовленными вступить в самостоятельную жизнь. Сюда относятся объединений, ставящие перед собой задачу углубления и совершенствования трудовых умений и навыков, всестороннего физического и эстетического воспитания.
Для учащихся 1-4 классов можно организовать объединения выпиливания, лепки, работы с природным материалом, бумагой и т. п. В них могут принимать участие и мальчики, и девочки. Этот вид деятельности весьма полезен для детей, так как способствует воспитанию усидчивости, четкости и аккуратности в работе Нам представляется, что отдельных детей, которым необходима более глубокая индивидуальная работа для выработки этих навыков, следует специально приглашать в такие кружки, заинтересовывать их работой.
Весьма популярными в последние годы стали объединения по изготовлению мягкой игрушки, персонажей для кукольного театра.
Для более старших учащихся целесообразно организовать объединения на основе тех профессионально-трудовых навыков и знаний, которые они приобрели на уроках труда. Это могут быть объединения художественной резьбы по дереву, различных видов моделирования, инкрустации и других народных промыслов.
Для девочек можно организовать объединения ручного и машинного вязания, художественной вышивки, плетения кружев и других видов прикладного искусства.
Большое значение имеют объединения юннатов.Это уход за растениями огорода, поля, сада, простейшие виды селекционной работы, парниковое хозяйство, выращивание плодов, овощей, цветов, основы рационального ухода за животными, охрана птиц, правила ухода за комнатными растениями, домашними животными и птицами. Ребята должны стать инициаторами озеленения примыкающей к школе территории, осуществлять уход за посадками.
Для этого целесообразно закрепить за школой определенные участки леса, парка, сада, сквера и постоянно проводить там работу по охране насаждений и разумному уходу за ними.
Изучением родного края, его исторического прошлого и настоящего, природных богатств и экономики своего района (города) дети могут заняться в объединении краеведения, который целесообразно комплектовать в основном учащимися VII—VIII классов.
Не менее важное значение для воспитания и коррекции личности умственно отсталого школьника имеют объединения литературного чтения, драматические, хоровые, танцевальные объединения.
Их опыт активного участия в различных смотрах, концертах показывает, что многим детям доступны массовые виды художественной самодеятельности, а отдельные дети добиваются даже весьма значительных успехов.
Важность и значимость работы дополнительных объединений, как и всех других видов внеклассной воспитательной работы, определяются, тем, что для детей с ограниченными возможностями здоровья школа - единственное учебно-воспитательное учреждение. Исходя из этого, во внеклассной воспитательной работе надо стремиться максимально расширять кругозор учащихся, доступными видами практической деятельности во внеурочной обстановке в занимательной форме воспитывать и прививать жизненно необходимые навыки и привычки.
Работа объединений проводится во второй половине дня. В зависимости от условий школы, наличия помещений, режима и распорядка работы — организационные формы могут быть различными. Однако следующие условия должны быть обязательны:
Занятия объединений должны проводиться не ранее чем через 2—3 часа после окончания учебных занятий.
Если занятие объединения проводится после подготовки домашних заданий, то и здесь предварительно должно быть отведено время для отдыха.
Как правило, не следует проводить работу объединения в вечерние часы (после ужина). Исключение могут составлять такие занятия, на которых дети делают какие-либо поделки, и эта работа не требует от них дополнительной мыслительной нагрузки и усвоения новых операций и приемов.
Одно занятие объединения продолжается не более 1часа. Во время работы следует организовывать небольшой перерыв либо для всей группы, либо для отдельных учащихся.
Количество учащихся в одном объединении (за исключением хоровых), на наш взгляд, не должно превышать десяти. Однако во вспомогательной школе могут быть и объединения в составе 3-5 человек. Такими малочисленными бывают в основном объединения, более сложные для основной массы детей. Например, объединения художественной обработки дерева, металла, художественной машинной вышивки и вязания, а также объединения для ознакомления с рядом других видов деятельности для детей со сложными дефектами.
Весьма важное значение имеет организационная работа по комплектованию объединений. Она предполагает глубокий анализ способностей и склонностей детей и терпеливую деятельность педагогического коллектива, с тем чтобы очень тактично помочь ученику выбрать именно то объединение, в котором могут наиболее полно раскрыться его способности и проявиться склонности, или то объединения, которое поможет ему в компенсации того или иного дефекта развития. Эту работу проводят без всякого нажима, не вызывая у ученика чувства протеста, так, чтобы совет, который дают ученику педагоги, он воспринимал как свое собственное желание.
Конечно, есть дети, которые с упорством будут настаивать на том, чтобы заниматься в таком объединении, который им заведомо не по силам. В таких случаях не следует настаивать на своих рекомендациях, а записать ребенка в то объединение, в которое он хочет. Практика показывает, что подобные ситуации не так уж часты. Вместе с тем пребывание детей в любом объединении вреда ему не принесет. В процессе работы ребенка можно либо привлечь к выполнению отдельных, более легких заданий, либо же через определенное время заинтересовать работой в другом объединении. В любом случае очень важно, чтобы дети почувствовали, что каждый из них вполне самостоятельно принял решение заниматься в таком объединении, в каком он хочет.
Каждый ребенок может участвовать не более чем в одном-двух объединении. В процессе занятий возможен переход детей из одного объединения в другой. С соответствующим желанием детей следует считаться и всегда удовлетворять его в тех случаях, когда ребенок проявляет подлинный интерес или же когда для него переход в другое объединение целесообразен.
В общей системе внеклассной воспитательной работы следует отвести определенное место и время для систематической информации всех учащихся школы о работе объединений. Это могут быть различные тематические мероприятия, которые организуют и проводят члены того или иного объединения, вечера-отчеты о своей работе, выставки поделок, изготовленных участниками объединения. Подобные мероприятия явятся эффективной формой агитации и будут способствовать вовлечению в объединения детей. В то же время такая гласность положительно влияет на закрепление у детей уже сложившегося желания заниматься, а всякие поощрения в процессе проведения этих мероприятий делают желание заниматься работой более устойчивым и способствуют формированию у ребенка стремления и далее совершенствовать приобретенные им в объединении умения и навыки.
Уже в самом начале деятельности детям надо в общих чертах рассказать, чем они будут заниматься, чему научатся и какую, затем полезную для всех работу они смогут сделать.
Один из видов полезной для школы деятельности — изготовление наглядных пособий или помощь в их создании. Вряд ли целесообразно, как это имеет место в ряде вспомогательных школ, создавать специально объединение по изготовлению наглядных пособий. Этим весьма полезным и крайне необходимым делом может заняться каждое объединение как одним из видов своей деятельности.
Например, на занятиях в объединении по рисования руководитель может выделить часть времени или посвятить ряд занятий рисованию по трафаретам различных фигурок и предметов, которые будут использованы как раздаточный материал для уроков математики. Чтобы эти работы не носили чисто механического характера, можно дать детям задание самостоятельно раскрасить фигурки, придумать для них «одежду» и т. п. Таким образом, одновременно будет решаться и задача развития художественного вкуса у детей, чувства пропорции, формы, умения найти правильное сочетание цветов. В то же время лучшие из выполненных работ найдут свое практическое применение. В другом объединении (столярном, «Умелые руки»), для наклеивания раздаточного материала выпиливают дощечки. Примеров такого взаимодействия объединений с различными видами деятельности по изготовлению наглядных пособий можно привести множество. В объединении юннатов можно изготовить ряд наглядных пособий, отображающих в определенной системе — в виде гербариев, коллекций, плакатов и др.— богатство растительного и животного мира той местности, где расположена школа.
В объединении по краеведению целесообразно систематизировать и оформлять в альбомы, плакаты, схемы, диаграммы материалы, отображающие историю района (города), его революционное прошлое, участие жителей района в Великой Отечественной войне, в восстановлении народного хозяйства и в труде в наши дни. Все названные материалы с успехом могут быть использованы как на уроках истории, географии, чтения и развития речи, так и во внеклассной работе.
Очень полезно привлечь участников объединений к изготовлению различных макетов. Для этой работы следует избрать объекты, которыми дети знакомились во время уроков в классе. Создание макетов поможет руководителю на конкретном материале проанализировать, как дети поняли рассмотренную тему, и в процессе практической работы внести, если это потребуется, различные коррективы. Все это следует иметь в виду при составлении планов работы кружков. Вместе с тем еще раз подчеркнем, что изготовление наглядных пособий не должно являться самоцелью и единственным видом практически полезной деятельности. Это лишь одна из форм работы. Однако при разумном взаимодействии всех школьных объединений вклад в разработку и изготовление наглядных пособий будет весьма ощутимым.
Руководители школ и педагоги должны видеть в практической деятельности детей на общую пользу огромный источник эффективного воспитательного воздействия. В труде у детей воспитывается чувство коллективизма, умение трудиться для других и ощущать радость от этой работы. В связи с этим очень важно, придавая работе общественно полезный характер, создать в школе положительный эмоциональный настрой для такой работы. Целесообразно организовать передачу в методический кабинет изготовленных детьми пособий в торжественной обстановке.
Велико коррекционно-воспитательное значение дополнительных объединений связанных с художественной самодеятельностью.Здесь в процессе работы у умственно отсталого ребенка преодолевается чувство скованности, неуверенности в своих силах, чувство неполноценности.
Практика работы многих коррекционных школ показывает, что педагогически оправдана такая организация внеклассной работы, когда учащиеся этих школ принимают участие в отдельных городских мероприятиях совместно со школьниками массовых школ. Следует, конечно, отобрать те мероприятия, которые доступны умственно отсталым учащимся. Это могут быть праздники песни и танца, различные трудовые дела школьников. Для участия в этих мероприятиях можно организовать сводные отряды школы, скомплектованные из детей, занимающихся в соответствующих кружках, так как именно они имеют наилучшую подготовку.
Мы рассмотрели воспитательное значение практической общественно полезной деятельности детей в отдельных объединениях. Однако следует помнить, что и все другие виды деятельности в процессе работы во вспомогательной школе надо использовать для воспитания положительных личностных качеств умственно отсталых детей. Например, объединения художественной вышивки, вязания, инкрустации, резьбы по дереву берут на себя обязательство сделать ряд вещей, полезных для интерната (оформление комнаты отдыха, игровых комнат, библиотеки и т. п.), для малышей и родителей.
Организуя работу объединений, не следует забывать, что они решают проблемы эстетического воспитания, являющегося составной частью общей системы коммунистического воспитания.
Огромные возможности для решения задач эстетического воспитания имеются в работе дополнительных объединений, связанных с художественной самодеятельности (хоровой, танцевальный, кукольный театр, драматический, художественного слова), рисования, вышивки, различных народных промыслов.
Тесно связаны с задачами эстетического воспитания занятия ритмикой и физкультурой. Коррекция двигательных недостатков, выработка правильной осанки, развитие чувства ритма, помимо непосредственного воздействия на двигательные функции, определенным образом влияют на воспитание чувства красоты, на формирование красивых, грациозных движений.
Во время занятий по труду, будь то занятия в соответствующем трудовом объединении или в любом другом, где дети что-то делают своими руками, должны четко соблюдаться требования: работу надо выполнять чисто, аккуратно. Следует систематически и последовательно прививать детям вкус к простому, удобному и красивому.
ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Общая и специальная направленность коррекционно-воспитательной работы в ОДО
Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных объединениях дополнительного образования.
Существенное значение при этом имеет учет потенциальных возможностей учащихся на разных годах обучения, соответствие форм и средств воспитания индивидуальным особенностям каждого ребенка, а также сочетание воспитательных, образовательных и коррекционных целей проводимой работы.
Учитывая особенности учащихся, задача занятий заключается в воспитании у детей осмысленного, дифференцированного восприятия предметов, в умении различать форму, цвет, пропорции и части предмета, установления их сходства и различий.
Дети на занятиях рисуют, клеят, вырезают, плетут, нанизывают. Таким образом, разнообразие видов работ и участие многих рецепторов очень важно как для общего развития детей, так и для развития мелкой моторики рук и всех органов чувств.
Практика и поиск новых путей повышения результативности проведения занятий показали, что добиться положительных результатов в коррекционной работе с детьми можно, если изменить комплексно-игровой метод организации занятия. Сюжетно-тематическая организация занятия более целесообразна для восприятия окружающего, познавательных процессов и соответствующих детьми физических данных, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Цель такой работы показать вариативность организационных форм обучения, его развивающий характер и разнообразие методов и приемов, используемых в занятии. Организация сюжетной основы занятия может быть беспредельно разнообразной: сказочные сюжеты, воображаемые путешествия, экскурсии, поездки, использование персонажей, пособий, рисунков.
Структурой занятия в объединениях дополнительного образования предусматривается возможность поэтапного присвоения внешних действий и их отражение в плане представлений наблюдение за процессом деятельности взрослого и посильное в нем участие; самостоятельная практическая деятельность ребенка, направленная на изготовление работы и фиксирование ее в сопровождающей громкой речи, запечатление процесса деятельности средствами наглядного моделирования для их использования в качестве наглядной опоры в процессе изготовления ребенком поделки, постепенное свертывание наглядных опор деятельности, переход к оперированию образами, опирающийся на использование речевого планирования; посильный перевод каждого ребенка на уровень выполнения задания по образцу.
При организации занятий с детьми в объединениях дополнительного образования нужно учитывать:
Возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей.
Использовать усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера.
Занятия должны нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия.
Педагог организует деятельность так, чтобы каждая работа могла быть использована детьми в реальной жизни.
К занятиям нужно приступать в хорошем настроении, иначе у детей возникнет стойкое отрицательное отношение к труду.
Основой коррекционно-воспитательной работы в объединениях дополнительного образования становятся наглядные и практические методы. Известно, что нарушения психического развития и умственной отсталости носят системный характер. У них имеются отставание не только в области речи, но и развитие восприятия и деятельности. Для использования наглядных методов обучения нужен определенный уровень развития восприятия. Ребенок должен уметь длительно фиксировать внимание на предметах, уметь рассматривать его, следить за его передвижением, выделять свойства. Поскольку внимание непроизвольное, неустойчивое, во время занятий нужно стремиться к тому, чтобы в поле зрения детей находились только те предметы, которые соответствуют цели данного занятия.
Основной задачей объединений дополнительного образования является формирование умения анализировать образец изделия, отмечая количество деталей, их формирование, способы крепления. Основными видами опоры является образец, технологическая карта, схема-модель, а также можно использовать натуральные предметы и их графические изображения.
При организации обучения очень важно правильно выбрать способ передачи ребенку общественного опыта. Таким способом является словесное описание или словесная инструкция, показ (подражание), образец, жесткая инструкция, совместные действия со взрослым. Более доступным способом передачи ребенку знаний и умений является показ (подражание). При показе виден не только результат действия взрослого, но и все этапы действия, которым он может подражать. Очень многие дети не могут действовать по образцу и по подражанию. В этих случаях необходимо использовать жесткую инструкцию или совместные действия со взрослым. Отношения между всеми способами передачи ребенку общественного опыта должны быть чрезвычайно подвижны, постоянно сменять друг друга. Нужно помнить, что разные задания дети выполняют по-разному. Это зависит от сложности задания и от степени знакомства ребенка с данной деятельностью, от близости задания к личному опыту ребенка.
В процессе занятий в объединениях дополнительного образования развивается мышление, восприятие, мелкая и общая моторика, зрительно-двигательная координация, внимание, память, интенсивно развивается речь: словарный запас.
Характер занятий объединений дополнительного образования отличается от уроков, так как здесь широко применяются самые разнообразные материалы и инструменты – поролон, пенопласт, ткани, бусы, ленты, банки, коробки и т.д.
Обучение изготовлению поделок из разного материала помогает детям знакомиться со свойствами материалов, развивается умение ориентироваться на поверхности, выбор орудия, расширяется кругозор, повышается познавательная активность.
Работа с пластичными материалами (глина, тесто, пластилин) позволяет эффективно развивать точность и согласованность движений пальцев рук, учитывая при этом представления учащихся о натуральном предмете.
При работе с бумагой важно, помимо опоры на образец выполнения, уточнить соответствие конструкции поделки натуральному объекту. Вводится понятие «шаблон» и изучение приемам разметки по шаблону. Качественное усвоение приемов разметки по шаблону требует многократных упражнений.
Дети знакомятся с приемами работы с бумагой: складывание, резание, накладывание, приклеивание.
Работа с текстильным материалом направлена на совершенствование и развитие мелких движений кистей и пальцев рук, на формирование сложившихся умений, необходимых при плетении и витье.
Работа с природным материалом позволяет развить пространственную ориентировку, конструктивное мышление, создает необходимость предпосылки для воспитания любви и природы.
Конструирование – важный вид деятельности детей с проблемами в развитии. В процессе конструирования дети овладевают навыками моделирования, ориентирования в пространстве, учатся преобразовывать предметные отношения разными способами. В ходе целенаправленной работы у детей формируется предметно-игровая деятельность и стойкий интерес к ней, восприятие и подражательные способности.
Наряду с объемными поделками предусматривается работа по плоскостному моделированию объектов с использованием проволоки.
Первоначальные аппликации выполняются из деталей, заготовленных заранее. Необходимо объяснять детям последовательность выполнения аппликации. Учить ориентироваться на пространстве листа.
Занятия, беседы и экскурсии формируют представления о мире профессий, уважительное отношение к людям труда, развивают у детей интерес к трудовой деятельности, овладевают трудовыми навыками. Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимы, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации детей с проблемами в развитии.
Изучение многих тем завершается выполнением коллективной работы. Это могут быть макеты, панно, композиции. При формировании замысла нужно использовать эскиз, как опору для создания и удержания образа результата. Выполнение простейшего эскиза доступно учащимся при направлении обучении этому виду работы.
Подобные виды творческих работ имеют большое воспитательное значение, т.к. дети усваивают опыт совместной деятельности, определяется значимость личных усилий для успеха общей работы. Показ и обсуждение замысла работ перед началом повышают мотивацию, оптимизируют самостоятельный процесс трудового обучения.
Для формирования самоконтроля детей необходимо обучать способам практического выполнения задания, умениям проверять последовательность выполнения действий, правильность способа их реализации (накладывание, прикладывание совмещение), осуществлять заключительное сравнение - оценку продукта деятельности.
2.2. Практическое применение коррекционно-воспитательных методов и приемов в ОДО «Очумелые ручки»
Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются более всего на моторно-двигательном развитии детей. Особенно это заметно в развитии как общей, так и мелкой и артикуляционной моторики. Дети, как правило, страдают моторной неловкостью, недостаточной координации движений, плохой переключаемостью с одного движения на другое. Для образования двигательных движений необходимо формирование серии движений, что происходит медленно и с большим трудом. У детей с интеллектуальной недостаточностью характерно нарушение координации движений обеих рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация), страдает двигательная память. Дети, даже прошедшие первый этап обучения, плохо рисуют, не замыкают линии, неловко выполняют работы по аппликации, рисованию. Кроме этого, у детей наблюдается недоразвитие эмоционально-волевой сферы - они не могут сосредоточиться на большой промежуток времени, быстро устают, могут оставить свою работу недоделанной.
Для того чтобы положительно решить задачи коррекции и компенсации у детей с нарушениями в развитии было создано объединение дополнительного образования «Очумелые ручки».
На основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по разделу «Трудовое обучение» и Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» по разделу «Художественная деятельность детей» была составлена образовательная программа социально-педагогической направленности. Указанный в программе план занятий строится с учетом сложности работ, сезона, праздников, а также чередования используемого материала. Занятия состоят их двух частей: теоретической и практической.
На начальном этапе работы в объединении испытывалось немало трудностей по активизации и заинтересованности детей. Побужденные к деятельности дети непродолжительное время, хаотично, однообразно, без проявления эмоций, занимались предложенной деятельностью.
На основе выше изложенного были сформулированы цель и следующие задачи:
Цель: Формирование творческого начала личности через восприятие искусства. Гармоничная социализация через участие в коллективном творчестве.
Задачи:
Совершенствование технических навыков и умений в различных видах искусств: умение использовать разнообразные материалы и инструменты, способы деятельности с целью создания выразительного образа.
Умение планировать свою работу, как в индивидуальной деятельности, так и при коллективном творчестве.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании;
- предварительно планировать ход работы над изделием;
- контролировать свою работу;
Успешность работы с детьми с ограниченными возможностями зависит от разнообразия методов и приемов. В работе используются следующие методы и приемы:
совместные действия с ребенком
действия по подражанию
действия по образцу
использование приемов наложения и обводки шаблонов и трафаретов
использование схем-моделей для изучения свойств и качеств предметов
схем последовательного изготовления предмета
наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира
обыгрывание предметов, определение их назначения, функций.
художественное слово (стихи, потешки, пословицы, загадки)
введение игровых ситуаций и персонажей
походы на выставки детского творчества и участие в них.
При проведении занятий создаются условия, которые дают возможность каждому ученику работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении работы. Это обстоятельство используется для воспитания у детей инициативы, точности, аккуратности, любви к труду.
Для того чтобы повысить положительное отношение и интерес к работе на первых этапах детям давались несложные задания, доступные для самостоятельного выполнения или с незначительной помощью. Воспитатель помогает ребенку с первых этапов обучения - планирует с ребенком предстоящую деятельность, активно помогает тем детям, которые не могут справиться. Даже если поделка выполнена совместно, дети испытывают большую радость от общего результата.
Принцип наглядности является наиболее значимым для детей с ограниченными возможностями. Наглядность сама по себе не может служить базой для развития нормального мышления. Кроме наглядных образов предметов и явлений необходимы языковые термины, слова и фразы, отражающие в себе сущность воспринятых предметов и явлений. Поэтому очень важным средством поддержки интереса и развития самостоятельности являются не только иллюстрации, образцы, схемы последовательности выполнения работы, а также словесная инструкция, что очень часто используется в работе.
Графические изображения образцов, запечатление процесса изготовления поделки, создание при этом альбомов-инструкторов, общих схем последовательности средствами наглядного моделирования, применение натуральных полуфабрикатов обеспечивали перенос практического опыта ребенка с учетом усложняющихся форм отражения, от наглядно-действенных к наглядно-образным. В основу руководства детской деятельностью было положено использование таких видов помощи, которые активизировали личный опыт практической деятельности и побуждали ребенка к самостоятельному осуществлению интеллектуальных умений.
Обогащение представлений учащихся является предпосылкой для развития и активизации их речевой деятельности. Для этого используются такие приемы как, словарная работа, дети рассказывают о том, что им предстоит делать (планирующая функция речи), оценивают свои работы и работы других детей (совершенствуется грамматический строй языка).
Положительное влияние на ход занятий оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, а также использование художественного слова (стихи, загадки) - которые поддерживают интерес детей к предлагаемой деятельности.
На занятиях объединения используются различные материалы: глина, пластилин и соленое тесто, бумага и картон, природные и текстильные материалы, проволока, поролон, пенопласт. Их разнообразие и яркость привлекают и радуют детей, как во время деятельности, так и в момент, когда поделка закончена, что создает условия для развития у детей эстетического восприятия и элементов творчества.
В процессе игр-экспериментов, использования схем-моделей дети учатся различать свойства предметов и сравнивать их (легкий – тяжелый, мягкий – твердый, плотный – хрупкий), что также развивает словарный запас и познавательный интерес детей.
Специально организованная работа по овладению детьми различных техник изготовления работ приводит к тому, что у детей начинает активно развиваться все органы чувств и различные анализаторы. Дети, рассматривая материал для будущей поделки, осматривают его, ощупывают, сравнивают с другими материалами. Таким образом, идет воздействие на все органы чувств, развиваются сенсорные анализаторы. В работе с детьми важно учитывать, что чем разнообразнее предлагаемая детям техника выполнения работ, тем активнее развивается художественное творчество у детей.
Оригинальные композиции получаются из засушенных листьев и трав, а также с использованием лоскутов, тесьмы, кружева, ниток и других материалов.
Интересны работы, выполненные техникой обрыва бумаги или пластилинографией, необычны объемные игрушки-мобиле и объемные аппликации, постепенно переходящие в конструирование (оригами), увлекательны игрушки, в основе которых лежат коробки, киндер-сюрпризы, пластмассовые бутылки.
Трудовое воспитание осуществляется в комплексе с эстетическим и нравственным воспитанием. Именно комплексный подход позволяет воздействовать на развитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
В.А.Сухомлинский писал: «Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необходимое. Это естественное стремление ребенка …надо всячески развивать. Мы организовываем воспитательную работу так, чтобы … трудовая деятельность воспитанников была в то же время эстетической … труд проникнутый эстетическими побуждениями и ощущениями, постепенно развивает и укрепляет чувство красоты трудовой деятельности, стремление к … красивой работе».
Богатый источник эстетического наслаждения – природа. Она побуждает в детях чувство красоты, стремление познавать законы, обогащает представления об окружающем мире.
Важным моментом в расширении и обогащении знаний и представлений детей, развитию устной речи являются экскурсии. На прогулках, экскурсиях обращается внимание детей на красоту и многоцветье осенних листьев, яркие грозди рябин, ветки деревьев, покрытых инеем, сопровождая увиденное художественным словом.
Наблюдения, проводимые во время экскурсий, получает дальнейшее развитие во время изготовления поделок. Природа несет нам богатый материал, который собирался на экскурсиях. Здесь же дети знакомятся, как собирать природно-растительный материал, не причиняя вред природе, как его сушить и хранить.
Очень важным стимулирующим мероприятием являются тематические выставки детских работ, которые проводятся в конце занятий, например, «Закружила листва золотая…», «А веселые игрушки весь перевернули дом …» «Раз – косичка, два – косичка» или показ поделок педагогам школы, которые поощряют и хвалят детей.
А также всевозможные школьные конкурсы: «Спички детям - не игрушка» «Веселая геометрия», «Умелые руки», посвященный Дню защитников Отечества, «Мамин день 8 марта». Здесь они видят результат своего труда, за что получают призы и грамоты.
В течение нескольких лет дети принимают участие в городских и региональных конкурсах и выставках: «Новогодняя сказка», «Творчество юных», «Новогодний переполох», «Искорки надежды», за что получают грамоты, сертификаты, призы и подарки. Здесь они видят результат своего труда. Готовясь к школьным и городским конкурсам, дети проявляют усидчивость, старательность, трудолюбие. В конце года планируется отчетная выставка всех работ членов кружка.
К праздникам и знаменательным событиям дети изготавливают сувениры, открытки, подарки и с радостью дарят их, что создает положительный эмоциональный настрой.
Комплексный подход трудового, эстетического и нравственного воспитания позволяет воздействовать на развитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями, поэтому очень важно для общего развития детей создать благоприятный эмоциональный фон на занятии.
Процесс изготовления поделок из бумаги, природного материала, подручных средств интересен и приятен. Необходимо сделать так, чтобы и для наших детей поделка была не просто итогом работы, а любимой игрушкой, подарком, который бы дети берегли и радовались вместе с педагогом. Постепенно у детей складывается система определенных навыков и знаний, необходимых для занятий в объединении.
Большое воспитательное значение имеет организация детского трудового коллектива. Однако наблюдения указывают на наличие у детей отклонений в общении. В коллективе таких детей совместная деятельность не всегда приводит к дружбе, к возникновению делового общения. Большую роль в этом играет личность взрослого, его участие в коллективном труде: спокойные замечания, советы, своевременное оказание помощи, нацеливание на конечный результат.
Огромное значение в формировании детского коллектива имеют коллективные работы. Здесь обращается внимание как на ее технологическую сторону, развивается умение решать проблемные задачи: как сделать то или это, какие материалы и инструменты использовать, так и дети побуждаются к общению, взаимодействию друг с другом, умению договариваться, обращаться друг к другу.
В течение всего времени идет работа над такими воспитательными задачами, как стремление доводить начатое дело до конца, содержание рабочего места в порядке, экономно и аккуратно использовать материалы, хранить инструменты, что становится заметным на занятиях.
Большое внимание уделяем работе с родителями. Начиная с сентября, по мере необходимости, до родителей доводится план работы на учебный год, рассказывается о тех приемах и технологиях, с которыми будут знакомиться дети. Это делается для того, чтобы родители могли и в домашних условиях научить ребенка простым приемам работы или закрепить умения и навыки, полученные в объединении. Родителям рекомендовано обратить внимание на коррекционную работу с детьми. Во-первых, необходимо приучать ребенка к самостоятельности - сам придумал, сам вырезал, сам склеил, сам построил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении работы детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Во-вторых, нужно научить малыша бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу. Важно не упустить случая, чтобы развить фантазию, воображение ребенка.
С целью проверки результатов обучения были проведены диагностики и контрольные срезовые эксперименты (в ходе и по итогам обучения), показавшие его эффективность. Это проявилось, прежде всего, в возросших возможностях детей действовать самостоятельно, получая в итоге практически полезный результат. Удалось существенно повысить уровень интеллектуальных умений, преодолев при этом характерный разрыв между умственным и практическим планом деятельности.
Анализ умений и навыков показал, что значительные сдвиги произошли в умениях детей ориентироваться в задании, проводить анализ образца и планировании предстоящих действий. В то же время было отмечено, что качественные показатели вербального отражения этих умений оказались наименее подвержены изменениям.
Приятно наблюдать, что дети используют в работе те или иные технологии, употребляют в речи технические слова, например, по диагонали, оригами, обрывание, трафарет и др., и осознавать, что наш труд не прошел даром.
На начало прошлого учебного года списочный состав кружка составлял восемь человек, на конец этого года – пятнадцать. Кроме того в кружок иногда заглядывают дети старших классов, которые также с удовольствием выполняют работы.
Таким образом, состав кружка не уменьшается, а увеличивается. Деятельность кружка способствует сплочению детей разных возрастов, формированию у них трудолюбия, более увлекательному заполнению досуга, а также коррекции всех психических процессов, знаний и умений, необходимых нашим детям.
Работая в объединении с детьми с нарушением интеллекта, можно сделать вывод, что действуя с различными материалами, бумагой, тканью, пластилином и т.д. у детей происходит более успешное преодоление недостатков в развитии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев». От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Изготовление игрушек, поделок – труд кропотливый, удивительный и очень приятный. Для того, чтобы дети охотно им занимались, необходимо развить их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. Работа в объединениях дополнительного образования требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это важно для подготовки руки к письму.
В процессе изготовления работ постепенно образуется система специальных навыков и умений. Работа по сенсорному воспитанию детей на занятиях сводится к следующему: воспитание, совершенствование отдельных анализаторов и накопление представлений о конкретных признаках предметов (форме, цвете, величине), обучение способам решения постепенно усложняющихся сенсорных задач (формирование способов обследования предметов, составление целого из частей, определение положения в пространстве целого и его частей), обучение умению использовать анализаторы для формирования правильных представлений и понятий о предметах окружающей действительности. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощупываем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д. Издаваемые звуки каким-либо предметом, воспринимает наше ухо.
Создание доброжелательной атмосферы, близкая мотивация деятельности, широкое использование игровых приемов обучения, дидактических игр, своевременная помощь взрослого - является важным стимулом в воспитании трудолюбия.
Таким образом, специально организованная работа на занятиях в ОДО способствует развитию всех органов чувств и различных анализаторов, обеспечивает непосредственное чувственное познание действительности. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время работы, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития детей с отклонениями в развитии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бгажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994г. - №1 –
Бгажнокова М.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений : 0-4 классы.- СПб.: филиал изд-ва Просвещение, 2007.
Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. - № 6
Каргина З.А. Организация дополнительного образования в школе. Практическое пособие для администратора.- М.: Школьная пресса, 2009.
Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста. // Дефектология. – 1995г. - №1 –
Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под редакцией Г.М. Дульневой. – Москва, Педагогика,1971г.
Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – Москва, МГПИ имени В.И.Ленина. – 1983.
Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – Москва, Педагогика, 1988,.
Мачихина В.Ф.Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате VIII вида : Пособие для учителей и воспитателей.-2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1983.,
Пинский Б.И. Коррекционно – воспитательное значение труда для психического развития. – Москва, Педагогика, 1985г.
Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Кн. Дя воспитателя. Из опыты работы. – М.: Просвещение, 1984. –
Тупаногов Б.К. Коррекционно – педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития. // Дефектология – 1994г. - №4.
Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – Москва, Гуманитарный издательский центр Владос, 1999г.,
Шестакова А.В. Учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста.-Челябинск, 1996.
Пояснительная записка
Потребность общества в самостоятельной, творчески активной личности будет возрастать. В такой системе может занять особо заметное место трудовое воспитание. Лежащая в его основе предметно-практическая деятельность по своему психолого-педагогическому механизму обладает наиболее заметным потенциалом, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Занятия в дополнительных объединениях формируют у детей умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т.е. трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира, своей роли в нем как преобразователя, являются эффективным средством для развития интеллекта и психики детей.
Данная программа написана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений по разделу «Трудовое обучение» и Программы развития и воспитания детей по разделу «Художественная деятельность детей».
Девиз программы «Детство» - «Чувствовать – Познавать – Творить».
Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития ребенка и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние при общении со взрослым и сверстниками, а также гармонию с предметным миром.
Линия познания развивает познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Линия творчества пробуждает творческую активность, стимулирует воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Программа учреждений дополнительного образования позволяет сформировать у детей стойкий интерес к работе и желание выполнить работу самостоятельно, организационные умения в труде, воспитывает положительные качества личности (трудолюбие, настойчивость, аккуратность, целеустремленность, умение работать в коллективе). Разнообразие видов работ, входящих в программу (плетение, работа с бумагой и тканью, природным и бросовым материалами), обеспечивает разностороннюю и активную работу всех органов чувств
Цель и задачи дополнительной образовательной программы:
Цель:Раскрытие индивидуальных и творческих способностей в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами практической и творческой деятельности.
Задачи 1 года:
1. Формирование определенных знаний, умений и навыков в процессе работы с разными материалами.
2. Развитие положительного эмоционального отношения к кружковой деятельности через участие в коллективном творчестве и самостоятельной практической деятельности.
3. Развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов посредством обследования предметов.
4. Воспитание творческой активности, самостоятельности, коммуникативных способностей, трудолюбия, терпения, а также адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других.
5. Привитие вкуса к простому, удобному и красивому.
Задачи 2 года:
1. Формирование творческого начала личности через грамотное восприятие искусства. Гармоничная социализация через участие в коллективном творчестве.
2. Совершенствование технических навыков и умений в различных видах искусств: умение использовать разнообразные материалы и инструменты, способы деятельности с целью создания выразительного образа.
3. Умение планировать свою работу, как в индивидуальной деятельности, так и при коллективном творчестве.
4. Формирование у детей совокупности ценных качеств личности: трудолюбия, ответственности и дисциплинированности, коллективизма и товарищеской помощи.
5. Расширение кругозора, трудового опыта детей знаниями о производственной деятельности людей, видами практической деятельности.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 2 года.
Программа 1 года является, с одной стороны вводной: она позволяет подготовить ребенка к последующей, более качественной работе с материалами. На этом этапе важно обеспечить активную работу с разными материалами, чтобы приучить детей многообразно пользовать их художественные и конструктивные свойства. Именно это позволяет ввести учеников в мир разумного, интересного, творческого труда.
Практически все занятия носят игровой характер. Но и игра позволяет детям воспринять серьезную и трудную работу, как интересную и понятную, где самостоятельные практические действия должны вестись не торопясь, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Программа 2 года обеспечивает постепенное приобщение детей к творческой проектно-конструкторской деятельности. Значимое внимание уделяется освоению материалов и способов их обработки, развивая при этом моторику, координацию движений, глазомер, точность действий и приучая к аккуратности, что так важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Совершенствуется процесс восприятия. Дети учатся рассматривать, изучать объекты природы и предметной среды. В целом практическая деятельность носит уже не столь спонтанный характер. Дети осваивают приемы работы с трафаретом, графическим изображением, новые приемы обработки материалов, а также проявляют творчество в оформлении работ.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании;
- предварительно планировать ход работы над изделием;
- контролировать свою работу;
Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика работы сформировалась на основе собственного опыта работы с детьми, с учетом опыта авторов прилагаемых пособий.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенности ввода нового.
В программе дана примерная последовательность тем и содержание практических работ. Количество учебных часов на четверть рассчитывается в соответствии с учебным планом.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7-10 лет.
Количество детей в группе: первого года обучения – 10 человек, второго – 13 человек
Учебно-тематический план
Расчет часов производится исходя из 34 учебных недель в год.
Годы обучения
Продолжительность занятий
Периодичность в неделю
Кол-во часов в неделю
Кол-во часов в год
1 год
1 час
2 раза
2 часа
68 часов
2 год
1 час
3 раза
3 часа
102 часа
1 год обучения – 68 часов
№
Направления
Кол-во часов
1
Работа с бумагой и картоном
15
2
Работа с природным материалом
8
3
Работа с тканью и нитками
15
4
Работа с пластилином и соленым тестом
6
5
Работа с бросовым материалом
9
6
Работа с разными материалами
15
Итого: 68 часов
2 год обучения – 102 ч.
№
Направления
Кол-во часов
1
Работа с бумагой и картоном
30
2
Работа с природным материалом
14
3
Работа с тканью и нитками
19
4
Работа с пластилином и соленым тестом
10
5
Работа с бросовым материалом
6
6
Работа с разными материалами
20
Итого: 102часов
Содержание изучаемого курса образовательной программы 1 года обучения
№
Теория
Практика
Часы
Сентябрь
11
Вводное. Задачи кружка.
Материалы и инструменты. Использование в работе
1 ч.
22
Экскурсия в осенний лес.
Сбор трав, листьев, природного материала
1 ч.
33
Засушивание трав, листьев с сохранением природной окраски
Композиция из сухих листьев «Жар-птица»
1 ч.
44
Ори и Ками ведут нас в свою страну. Виды складывания бумаги
Оригами
«Гриб»
1 ч.
55
Работа с разными материалами
Игрушки – мобиле
Коллективная работа
«Осенний гриб»
1 ч.
66
Работа с разными материалами
Игрушки – мобиле
Коллективная работа
«Осенний гриб»
1 ч.
77
Работа над композицией
(листья, травы, цветы)
Коллективная работа
«Золотая осень»
1 ч.
88
Работа над композицией
(листья, травы, цветы)
Коллективная работа
«Золотая осень»
1 ч.
99
Работа с пр. материалом. Виды крепления
Миниатюры из шишек
«Птицы улетают в теплые края»
1 ч.
Октябрь
110
Изготовление объемных форм из бумаги
Аппликация
«Ветка рябины»
1 ч.
211
Знакомство с пластилинографией
Аппликация
«Закружила листва золотая»
1 ч.
112
Составление сюжетной композиции. Работа с разными материалами.