расширение познавательного интереса, словарного запаса и кругозора;
воспитание дружественного отношения и положительного отношения к школе.
Ход занятия:
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Веселых уроков. Наше занятие будет проходить в виде эстафеты по разным станциям, которые представляют собой уроки, но необычные, а занимательные. Каждая команда получит маршрутный лист, в котором будет обозначен порядок движения. Отправляясь в наше путешествие, мы должны помнить о правилах передвижения от станции к станции, об уважительном отношении друг к другу.
Первое задание - придумать название и девиз вашей команды.
В добрый путь!
1 станция- Русский язык.
КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)
Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ – 1 балл.)
1. Что посеешь, … (то и пожнешь).
2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
3. Кончил дело – … (гуляй смело).
4. Волков бояться – … (в лес не ходить).
5. С кем поведешься – … (от того и наберешься).
6. Как аукнется – … (так и откликнется).
7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).
8. Тяжело в учении – … (легко в бою).
9. Любишь кататься – …(люби и саночки возить).
10. Учение – свет, … (а неученье – тьма).
11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).
КОНКУРС 2. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)
Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово – 1 балл).
1) Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).
2) Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).
3) Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).
4) Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).
КОНКУРС 3. «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА» (стихотворения на карточках).
Перед вами стихотворение В. Берестова «Луноход».
1. Прочитайте стихотворение и скажите, сколько в нем слов, имеющих такой же корень, как и в слове лунатик?
Луноход
Прилунился лунолёт.
В лунолёте - луноход.
Цирки, кратеры и лунки
Луноходу не страшны.
Оставляет он рисунки
На поверхности Луны.
Пыли много, ветра нет.
Жить рисункам тыщу лет!
(Луноход, прилунился, лунолёт, Луны; лунка – не однокоренное слово!).
(За каждое найденное слово – 1 балл).
КОНКУРС 4. «БЛИЦ-ОПРОС» (устно).
(правильный ответ – 1 балл)
1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных)
3. Часть речи, обозначающая предмет (существительное).
4. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы).
5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).
6. Неопределённая форма глагола (инфинитив).
7. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).
8. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение).
9. Часть слова без окончания (основа).
10. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение).
11. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное).
12. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика).
Конкурс 5. Винни-Пух в стране Морфологии.
Цель игры “Винни-Пух в стране Морфологии” -дать возможность учащимся проверить свои знания, увидеть результат работы;
2 станция - Чтение.
1.Дополни имя.
Ведущий называет первое слово имени сказочного героя, а дети хором продолжают. Чей хор дружнее и без ошибок, та команда побеждает.
Кощей – Бессмертный
Елена – Прекрасная
Василиса – Прекрасная
Сестрица – Аленушка
Мальчик - С-Пальчик
Финист - Ясный Сокол
Иван - Царевич
Братец - Иванушка
Змей - Горыняч
Никита - Кожемяка
Крошечка – Хаврошечка
2.Отвечай одним словом.
Каждой команде задается вопрос. Время на обдумывания- 1-2 сек.Если команда не знает, право ответа уходит к другой группе.
- Способ передвижения Бабы –Яги ( Ступа).
- Так иногда называют в сказках лису.(Кумушка)
-Любимая книга Буратино.( Азбука)
-Гордость Марьи –Красы ( Коса).
- Сестрица Иванушки.( Аленушка).
- Как звали сестрицу Пьеро? ( Мальвина)
- Сказочное название волшебной скатерти.( Самобранка).
-Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка).
-Имя мальчика, которого унесли дикие лебеди.( Иванушка).
- У кого смерть была на конце игры? ( У Кошея).
- В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя).
-Фрукт, которым отравили царевну? (Яблоко).
- Кто из геооев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?( Колобок).
- Какое лакомство предпочитал Карлсон?( Варенье)
3.Удивительные Превращения.
Дети отвечают на вопрос ведущего « В кого превратились или были заколдованы сказочные герои?»
-. Царь Гвидон из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
( В комара, муху, шмеля)
- Великан- Людоед из сказки Ш. Перро « Кот в сапогах» (Во льва, мышь).
- Одиннадцать братьев из сказки Г.-Х. Андерсена « Дикие лебеди».
- Чудовище из сказки С. Аксакова « Аленький цветочек».( В принца).
- Два брата из книги Е. Шварца « Два клена» ( В клены).
- Ослы Брыкун, Пегасик ,Калигула из повести Н. Носова «Незнайка в солнечном городе».( В коротышек).
4. Необыкновенные путешествия.
Команды отвечают на вопросы: На чем или на ком сказочные герои совершили необыкновенное путешествие?
- Вокруг света капитан Врунгель и его команда из книги А. Некрасова « Приключения капитана Врунгеля».( На яхте «Беда»).
- В Индию за Женей Богорадом старик Хоттабыч и Волька из сказочной повести Лагина Л « Старик Хоттабыч»( На ковре-самолете).
- За медом Вини –Пух из сказочной повести А. Милна « Вини –Пух и Все-все-все». ( На воздушном шаре).
- На луну Незнайка и Пончик из книги Н. Носова « Незнайка на Луне» ( На ракете).
- Из норы крота в теплые края Дюймовочка из сказки Г.-Х. Андерсена « Дюймовочка».( На ласточке).
- На крышу Малыш из сказочной повести А. Лингрен « Карлсон, который живет на крыше».( На Карлсоне).
5. Сказочные заклинания.
Команды отвечают на вопрос ведущего: « Кто говорил такие волшебные слова?»
- По щучьему велению, по моему хотению.(Емеля.)
- Сим – сим откройся!( Али –Баба и 40 разбойников).
- Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли- быть по-моему вели.( Женя.)» Цветик –Семицветик».
- Кара-Барас.( Мойдодыр)- « Мойдодыр» К. Чуковский.
- Крекс, пекс, фекс. ( Буратино).- А. Толстой « Золотой ключик».
- Мы с тобой одной крови- ты и я!( Маугли).
6. Перевёртыши.
Группам нужно расшифровать перевертыши названий сказок.
Детям предлагается таблица. Нужно за 2 минуты её заполнить.
Кто из литературных персонажей были друзьями…
1.Маугли
2.Чиполлино
3.Малыш
4.Вини-Пух
5.Герда
6.Крокодил Гена
7.Кот в сапогах
8.Элли
3 станция - Математика.
1. «Отгадай словечко»
Ребятам предлагаются ребусы, составленные с помощью цифр.
Расшифруйте спрятанные слова. А сможете это сделать, только если разгадаете ребусы.
О 5 (опять); Р 1 а (Родина); 100 лб (столб); 100 лица (столица);
40 А (сорока); с 3 ж (стриж); лас . (ласточка); кис . (кисточка).
2. «Реши задачку».
У девочки 5 яблок. Она съела все, кроме 3. Сколько яблок у нее осталось? (3)
В каком числе столько же цифр, сколько букв? (100 — сто.)
Сколько яиц можно съесть на голодный желудок? (Одно.)
Сколько месяцев в году? (12)
Летели 3 страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось? (Страусы не летают.)
Горело 7 свечей. 2 из них погасли. Сколько свечей осталось?
Сколько слогов в слове «Буратино»?
Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало?
Гусь весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (3 кг.)
Сколько ушей у 5 мышей? (10)
Поле пахали 6 тракторов. 2 из них остановились. Сколько тракторов в поле? (6)
Мой приятель шёл, пятак нашёл. Двое пойдём - сколько найдём?
Несла Дуня в решете 12 яблок, а дно упало. Сколько яблок в решете осталось? (Ни одного: ведь дно упало.)
Сколько ножек у 2 сороконожек? (80)
Сколько сторон у квадрата?
Сколько букв в слове «школа»?
3. «Волшебное слово».
Необходимо придумать как можно больше слов, используя слово «Треугольник».
Угол, уголь, гол, кино, ток, кот, руки, три, кол, рот, реки, ноль и т.д.
4. «Математическая эстафета»
Что можно увидеть с закрытыми глазами?
Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?
Что можно приготовить, но нельзя съесть?
40 +20 = 30 +50 =
51 + 6 = 42 + 5 =
78 – 5 = 69 – 6 =
90 –30 = 80 – 20 =
5 + 9 = 7 + 8 =
4 станция – Природоведение.
1.Угадай, кто это
Участникам игры предлагаются загадки о животных.
-Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной
И стоит среди травы-
Уши больше головы? ( заяц).
- Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил,
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонек? ( Белка).
-Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки- ни одной.( Еж).
- Плотник с острым долотом
Строит дом с одним окном.( Дятел).
- Он сети, как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит.( Паук).
-Мы- лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.( Муравьи).
-Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним ,не зная страха,
Гуляет …(Черепаха).
-Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. ( Кошка).
- Сделал дыру,
Вырыл нору,
Солнце Сияет,
А он и не знает.( Крот).
2.Собери пазлы.
Дети, разбиваясь на микро-группы, собирают пазлы с изображением животных.
3.Что за Чудо-Юдо?.
Предлагаются картинки с изображением несуществующих животных. Задача ребят – придумать этим существам имя и сказать, где они обитают.
4.Узнай по голосу .
Включается аудио запись с голосами диких и домашних животных. Дети должны по звукам отгадать это животное.
5 станция – труды ( тестопластика).
-Приближается Новый год. Вы украшаете группы, делаете поделки, учите стихи и песни. Это самый волшебный праздник! Давайте же сегодня сделаем своими руками елочные украшения. Для этого нам понадобится тесто и формочки. Вспомним правила работы. Представьте, что вы в мастерской Деда Мороза. Приступайте к волшебству.