kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекционно-развивающая программа «Коррекция и развитие коммуникативной компетенции и эмоционально-волевой сферы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для использования в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая программа «Коррекция и развитие коммуникативной компетенции и эмоционально-волевой сферы»»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

начальная общеобразовательная школа №23 р.п. Чунский



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

От «__» _________2021 г. Протокол №____________


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

Качан С.С.__________

«__ »________2021 год

УТВЕРЖДЕНО:

приказом директора

от «____» _________2021 г.,

№ _______

Директор

Л.Н. Лопаева____________

М.П.
















Коррекционно-развивающая программа

для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Коррекция и развитие коммуникативной компетенции

и эмоционально-волевой сферы»


Уровень общего образования начальное

Класс 1-4

Количество часов 34 ч







Педагог-психолог: Палкина Л. И.

(стаж работы 8 лет 11 мес.

пед. квалификация – первая категория)












р.п. Чунский

2021 г.

Содержание

1

Пояснительная записка

3

2

Общая характеристика коррекционно-развивающего курса

4

3

Описание места коррекционно-развивающего курса в учебном плане

4

4

Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающего курса

5

5

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционно-развивающего курса

5

6

Содержание коррекционно-развивающего курса

5

7

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

6

8

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


12











































  1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобр науки России от19.12.2014г. №1598);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;

- ФЗ № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

Программа коррекционной работы обеспечивает:

 выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

 осуществление индивидуально помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

 возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру. Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста классов компенсирующего обучения, имеющим трудности  в эмоциональной и коммуникативной сферах, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности.

Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно развитию эмоционально-волевого развития. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.

Цель данной программы: развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, учащихся, а также  формирование коммуникативных компетенций

Основные задачи программы:

  • снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии;

  • коррекция настроения и негативных черт характера;

  • формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;

  • развитие системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей, формирование адекватного отношения к себе и другим;

  • Формирование позитивного отношения к своему «Я», адекватной самооценки и  повышение уверенности в себе;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.




  1. Общая характеристика коррекционно-развивающего курса


Формы работы :

При реализации программы используются следующие формы и методы работы: беседа, психогимнастика, ролевая игра, арт-терапевтические техники, дискуссия, проблемные ситуации, эмоционально-гимнастические методы, релаксационные методы, когнитивные методы. Основное содержание занятий составляют тренировочныхе упражнения, специальные задания, дидактические и развивающие игры.

Организационная структура занятий

Материал каждого занятия рассчитан на  40 - 45 минут.

1.Ритуал приветствия и разминка

Цель: создание атмосферы доверия в группе, положительный настрой участников на работу.

2. Основная часть

Направлен на решение задач данной программы.

3.Заключительная часть

 Подведение итогов, получение обратной связи. Ритуал прощания.

Разумеется, при необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении, во-вторых – в улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  (по методикам: Тест «Дом – дерево – человек» Джоржа Бука; методика «Волшебная страна чувств»; методика Дембо – Рубинштейна, социометрический тест, метод наблюдения);

Текущий:

-рефлексивный -  контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый:

-тестирование;

-творческие работы учащихся


  1. Описание места коррекционно-развивающего курса в учебном плане

Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям стандарта, является обязательной частью. Программа рассчитана на детей 1- 4 классов (младший школьный возраст) обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам начального общего образования.

Курс программы рассчитан:

- 1 класс – 33 часа, с периодичностью 1 раз в неделю, время занятия составляет 40 минут;

- 2-4 класс – 34 часа, с периодичностью 1 раз в неделю, время занятия составляет 40 минут.

Программа рассчитана на 4 года обучения.


  1. Описание ценностных ориентиров содержания

коррекционно-развивающего курса

Ценностные ориентиры коррекционного курса отражают следующие целевые установки системы начального общего образования.

    1. Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимания к людям;

- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разные социальных ситуациях;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнёра.

    1. Развитие коммуникативной компетенции

    2. Развитие эмоционально-волевой сферы

Реализация ценностных ориентиров основного общего образования в единстве обучения и воспитания, познавательного и личностного развития для обучающихся с ОВЗ на основе формирования общих умений, обобщённых способов действий обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.


  1. Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения коррекционно-развивающего курса


Личностные результаты:

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

- развитие эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- повышение уровня стабильности эмоционально-волевой регуляции продуктивной деятельности;

- снятие (уменьшение) психического напряжения, тревоги, страхов;

- умение управлять своими эмоциями.

Коммуникативные УУД:

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- сформированность умения правильно выражать свои чувства;

- овладение учащимися умениями и навыками эффективного взаимодействия, снятие барьеров в общении;

Познавательные УУД:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач.


  1. Содержание коррекционно-развивающего курса.

Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам.

Программа состоит из трех разделов, каждый из которых имеет свои отдельные задачи. Первый раздел - Самопознание «Какой «Я»? Это первые занятия, которые дают ребятам возможность исследовать себя, узнать, что все люди имеют как хорошие качества, так и те или иные недостатки. На этих занятиях развивается рефлексия и толерантность учащихся устанавливается дружелюбная атмосфера.

Второй раздел  – Мир эмоций. «Я и эмоции» - помогает детям научиться понимать и контролировать свое эмоциональное состояние.

Третий раздел  - Позитивное общение «Мой язык общения» - одна из самых интересных для ребят этого возраста. Именно на этих занятиях впервые затрагиваются понятие дружбы, тема взаимоотношений, конфликтов. Что такое настоящая дружба и умеют ли ребята дружить – ответы на эти вопросы учащиеся ищут совместно с педагогом. Далее идут занятия на тему сотрудничества. Ребятам дается само понятие сотрудничества, принципы эффективного сотрудничества, в игровой форме отрабатываются навыки эффективного взаимодействия. И завершают программу заключительные занятия, основная цель которых – отрефлексировать изменения, произошедшие с ними за учебный год, окунуться в свой внутренний мир, сформировать установку на веру в себя и в свой успех.


  1. Тематическое планирование с определением

основных видов учебной деятельности обучающихся

1 класс

п/п

Наименование тем занятий

Вид учебной деятельности обучающегося

Часы учебного времени

Раздел 1 Самопознание «Какой «Я»?

1.

Мой внутренний мир

 Кто Я? Какой Я?

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

2.

Познай самого себя и других

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

3.

Моя самооценка

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

4-5

Мои способности

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

2

6.

Мой характер

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

Раздел 2 Мир эмоций. «Я и эмоции»

7.

Мое настроение

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

8.

Что такое эмоции?

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

9.

Радость.
Удовольствие.

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

10.

Интерес.
Счастье.

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

11.

Грусть.
Обида.

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

12.

Обида.

Гнев.

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

13.

Страх. Он помогает или мешает?

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

14.

Как управлять эмоциями?

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

15.


Конкурс чувствоведов

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1


Раздел 3 Позитивное общение «Мой язык общения»

16.

Я и мир вокруг меня

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

17-18

Что такое общение?

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

2

19.

Я глазами других

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

20.

Почему люди ссорятся?

Споры и ссоры

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

21-22

Предотвращение конфликтов

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

2

23.

Учимся слушать друг друга

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

24.

Уверенное и неуверенное поведение

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

25.

Нужна ли агрессия?

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

26.

Я и мои друзья
Правила дружбы

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

27.

Мой дружный класс

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

28.

Дружба девочек и мальчиков

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

29.

Я и  моя школа

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

30.

Я и моя семья

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

31.

Мое настоящее и будущее

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

32.

Будь собой, но в лучшем виде

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

33.

Итоговое занятие «Всем спасибо»

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

ИТОГО

33


2 класс

п/п

Наименование тем занятий

Вид учебной деятельности обучающегося

Часы учебного времени

Раздел 1 Самопознание «Какой «Я»?

1.

Каждый привлекателен по-своему

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

2.

Я – хороший, я – плохой.

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

3.

Моя самооценка

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

4-5

Мои способности

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

2

6.

Мой характер

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

Раздел 2 Мир эмоций. «Я и эмоции»

7.

Я и мое настроение

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

8.

Эмоции – внутренние друзья и враги

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

9.

Радость.
Удовольствие.

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

10.

Интерес.
Счастье.

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

11.

Грусть.
Обида.

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

12.

Обида.

Гнев.

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

13.

Страх. Он помогает или мешает?

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

14-15

Как управлять эмоциями?

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

2

16.

Конкурс чувствоведов

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1


Раздел 3 Позитивное общение «Мой язык общения»

17.

Я и мир вокруг меня

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

18-19

Что такое общение?

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

2

20.

Я глазами других

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

21.

Почему люди ссорятся?

Споры и ссоры

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

22-23

Создание тёплой атмосферы в отношениях между детьми

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

2

24.

Волшебные средства понимания

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

25.

Уверенное и неуверенное поведение

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

26.

Нужна ли агрессия?

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

27.

Вместе веселее

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

28.

Мой дружный класс

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

29.

Дружба девочек и мальчиков

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

30.

Я и  моя школа

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

31.

Я и моя семья

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

32.

Мое настоящее и будущее

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

33.

Будь собой, но в лучшем виде

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

34.

Итоговое занятие «Всем спасибо»

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

ИТОГО

34


3 класс

п/п

Наименование тем занятий

Вид учебной деятельности обучающегося

Часы учебного времени

Раздел 1 Самопознание «Какой «Я»?

1.

Мой внутренний мир

 Кто Я? Какой Я?

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

2.

Я – хороший, я – плохой.

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

3.

Моя самооценка

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

4-5

Мои способности

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

2

6.

Мой характер

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

Раздел 2 Мир эмоций. «Я и эмоции»

7.

Мое настроение

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

8.

Развитие способности выражать и понимать эмоции других.

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

9.

Радость.
Удовольствие.

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

10.

Интерес.
Счастье.

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

11.

Грусть.
Обида.

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

12.

Обида.

Гнев.

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

13.

Страх. Он помогает или мешает?

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

14-15

Как управлять эмоциями?

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

2

16.

Конкурс чувствоведов

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1


Раздел 3 Позитивное общение «Мой язык общения»

17.

Я и мир вокруг меня

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

18-19

Развитие навыков общения

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

2

20.

Я глазами других

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

21.

Почему люди ссорятся?

Споры и ссоры

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

22-23

Создание тёплой атмосферы в отношениях между детьми

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

2

24.

Волшебные средства понимания

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

25.

Уверенное и неуверенное поведение

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

26.

Нужна ли агрессия?

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

27.

Что такое дружба?

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

28.

Мой дружный класс

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

29.

Дружба девочек и мальчиков

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

30.

Я и  моя школа

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

31.

Я и моя семья

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

32.

Мое настоящее и будущее

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

33.

Будь собой, но в лучшем виде

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

34.

Итоговое занятие «Всем спасибо»

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

ИТОГО

34


4 класс

п/п

Наименование тем занятий

Вид учебной деятельности обучающегося

Часы учебного времени

Раздел 1 Самопознание «Какой «Я»?

1.

Какой Я?

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

2.

Я – хороший, я – плохой.

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

3.

Моя самооценка

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

4-5

Мои способности

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

2

6.

Мой характер

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

Раздел 2 Мир эмоций. «Я и эмоции»

7.

Мое настроение

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

8.

Эмоции – внутренние друзья и враги

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

9.

Радость.
Удовольствие.

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

10.

Интерес.
Счастье.

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

11.

Грусть.
Обида.

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

12.

Обида.

Гнев.

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

13.

Страх. Он помогает или мешает?

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

14-15

Я учусь управлять эмоциями?

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

2

16.

Конкурс чувствоведов

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1


Раздел 3 Позитивное общение «Мой язык общения»

17.

Я и мир вокруг меня

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

18-19

Общение в жизни человека

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

2

20.

Я и другие

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

21.

Почему люди ссорятся?

Споры и ссоры

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

22-23

Создание тёплой атмосферы в отношениях между детьми

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

2

24.

Волшебные средства понимания

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

25.

Уверенное и неуверенное поведение

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

26.

Нужна ли агрессия?

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

27.

Вместе веселее

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

28.

Мой дружный класс

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

29.

Дружба девочек и мальчиков

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

30.

Я и  моя школа

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

31.

Я и моя семья

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

32.

Мое настоящее и будущее

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

33.

Будь собой, но в лучшем виде

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

34.

Итоговое занятие «Всем спасибо»

Выполнение действий и инструкций педагога- психолога.

1

ИТОГО

34


  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для проведения занятий данного коррекционно-развивающего курса необходимо оборудованное помещение, позволяющее детям выполнять задания за партами. Необходимы:

1. Канцелярские товары.

2. Наглядные пособия, конспекты занятий.

3. Переносные носители информации.













Список литературы


  1. Практикум для детского психолога/ Широкова Г.А., Жадько Е.Г., Ростов н/Д:Феникс, 2019

  2. Практикум по детской психокоррекции: игры, уражнения, техники/ Истратова О.Н. - Ростов н/Д:Феникс, 2018 – 349 с.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Палкина Людмила Ивановна

Дата: 29.10.2021

Номер свидетельства: 589959


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства