Коррекционно педагогическое сопровождение обучающихся начальных классов со СДВГ
Коррекционно педагогическое сопровождение обучающихся начальных классов со СДВГ
Актуальность данной темы определяется, прежде всего, возрастающим запросом от родителей. Несмотря на то, что проблемам синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без нее посвящено большое количество публикаций, многими специалистами, педагогами и родителями как сам термин, так и организация психолого‑педагогической помощи таким детям осознаются по‑разному.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Актуальность данной темы определяется, прежде всего, возрастающим запросом от родителей. Несмотря на то, что проблемам синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без нее посвящено большое количество публикаций, многими специалистами, педагогами и родителями как сам термин, так и организация психолого‑педагогической помощи таким детям осознаются по‑разному. Зачастую родители детей, имеющих гиперактивность, считают эту особенность поведения оправданием для всех поведенческих отклонений или проблем с обучением своих чад. Действительно, в ряде случаев СДВГ обусловливает школьную дезадаптацию, но в таком случае обучающийся страдает из‑за весьма, серьезных проблем адаптации и нуждается в грамотном комплексном психолого‑педагогическом сопровождении.
Итак, что же такое СДВГ? Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является наиболее распространенным вариантом минимальной дисфункции мозга (МДМ) — нарушения диффузно‑церебральной регуляции различных уровней центральной нервной системы, приводящего к нарушению восприятия и поведения, к изменению в эмоциональной и вегетативной системах. При МДМ отмечаются легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений [2, 6]2. Частота встречаемости МДМ колеблется от 2 до 20 % в популяции. По некоторым данным она доходит до 47 % [2]. Такой
разброс данных обусловлен отсутствием единых методологических подходов к формулировке диагноза.
С точки зрения нейропсихологии, СДВГ — это одно из проявлений нарушений или искажения становления подкорково‑корковых и межполушарных взаимодействий, функциональной специализации правого и левого полушарий [5].
Причины СДВГ различны по происхождению. Среди факторов, вызывающих развитие СДВГ, можно выделить: y перинатальные факторы: питание и здоровье матери во время беременности; обезболивание, кесарево сечение и
вспомогательные мероприятия во время родов; болезни и травмы ребенка в
раннем возрасте;
y экологические факторы: уровень загрязнения окружающей среды (отдельного упоминания заслуживает московский смог в августе 2010 г.), радиологические и космические исследования и связанные с ними побочные воздействия на окружающую среду, в том числе утечки опасных для здоровья веществ; y химические факторы: применение в пищевой промышленности генномодифицированных и прочих химических добавок (в том числе входящих в состав искусственных детских смесей, детского питания); y социальные факторы: неполные семьи, стиль семейного воспитания и образ жизни, многоязычие и увеличение числа обучающихся мигрантов, вредные привычки и различные виды аддикции, современная культура и субкультуры, СМИ, побочные эффекты компьютеризации; y экономические факторы [3].
В основе патогенеза СДВГ лежат несколько факторов, ведущим из которых является нарушение нейромедиаторного обмена (сбои в передаче нервного импульса вследствие нарушенных химических обменных процессов в нейронах).
Исследователи, долгое время изучающие природу СДВГ, выявили, что максимальные признаки заболевания совпадают с критическими периодами развития мозга (соответствующими этапам созревания мозговых структур различных уровней и кризисным этапам психического развития): 2–4 года, 6–8, 10–12 и 14–16 лет [2].
В период обучения в начальной школе у ребенка проявляются следующие особенности: y запоздалая установка «ведущей» руки; y нарушение тонкой координации движений кистей и пальцев рук, затрудняющее обучение письму;
y нарушение зрительно‑пространственной координации, препятствующее успешному формированию пространственных и временных представлений; y общая двигательная расторможенность; y дизритмия (у ребенка с трудом устанавливаются суточные биоритмы, он плохо засыпает, тяжело просыпается,
уровень активности в течение дня может непредсказуемо колебаться); y кратковременная и слабая концентрация внимания; y нарушения эмоционально‑волевой сферы (возбудимость или же апатия, неуверенность, внутреннее напряжение, частая смена настроения, негативизм, тревожность, агрессивность, манерничанье).
Дети со СДВГ обучаются в общеобразовательных школах, но работа с ними должна строиться индивидуально. Они нуждаются в особом отношении со стороны педагогов и родителей. Таких учащихся надо всегда поощрять за хорошее поведение, предоставлять им возможность много двигаться. Правила, предлагаемые гиперактивному ребенку, должны быть простыми, ясными и, насколько это возможно, немногочисленными. Ребенку со СДВГ необходим
четкий режим дня. Следует избегать чрезмерной стимуляции и перенапряжения ребенка.
При сочетании СДВГ и трудностей в обучении ребенку может потребоваться
комплексное коррекционно‑педагогическое воздействие, включающее работу ряда специалистов: педиатра, невролога, логопеда, нейропсихолога, психолога, психотерапевта.
Медикаментозное воздействие осуществляется строго по назначению врача!
Обзор фармакотерапии при СДВГ
В литературе широко представлены данные по лечению расстройств адаптации психотропными веществами (лекарственными средствами, оказывающими влияние на психические функции, эмоционально‑волевую сферу и поведение
[4])-транквилизаторами, оказывающими противотревожное действие, и нейролептиками, предназначенными для лечения психозов — грубых нарушений психической деятельности. Несмотря на то что эти вещества снижают внимание, способствуют социальной адаптации ребенка и даже имеют ряд известных негативных последствий приема, многие врачи продолжают выписывать пациентам со СДВГ препараты названных групп. Отнестись к данному вопросу следует очень внимательно. Прежде чем назначать такую терапию, врачу следует глубоко изучить данные о развитии ребенка. Зарубежные неврологи в лечении СДВГ активно применяют психостимуляторы — психотропные вещества, оказывающие возбуждающее действие. Однако препараты этой группы также имеют ряд побочных эффектов, в том числе привыкание и зависимость.
Современные отечественные неврологи и нейрофизиологи в лечении энергетического дефицита и нарушений обменных процессов нервной системы активно применяют ноотропные препараты, в том числе нейропептиды — биологически активные соединения, синтезируемые в нервных клетках. Нейропептиды участвуют в регуляции обменных процессов, поддержании иммунитета, играют важную роль в механизмах памяти и обучения; используются в медицине как лекарственные средства [1]. Ноотропы являются
психо-активирующими средствами, но не вызывают психомоторного возбуждения, истощения функциональных возможностей организма, привыкания и пристрастия. Принципиальной особенностью действия ноотропных препаратов является их относительная избирательность и направленность на коррекцию когнитивных и мнестических расстройств [2].
Несколько особняком в ряду ноотропных препаратов пептидной структуры стоит кортексин — нейропептид, синтезированный на основе современных фармацевтических технологий из вещества, выделенного из коры головного мозга крупного рогатого скота. Характерным свойством кортексина является отсутствие токсичности, аллергенности, иммуногенности и канцерогенности. Эффективность кортекисна проявляется как при монотерапии, так и в сочетании с другими методами лечения. Препарат повышает эффективность энергетического обмена нейронов, улучшает внутриклеточный синтез белка, стабилизирует мозговой кровоток. Особенностью кортексина является не только его положительное влияние на когнитивные процессы, но и благотворное нормализующее действие на эмоционально‑волевую сферу.
Психолого педагогическое воздействие включает поведенческую терапию (стабильный распорядок дня, единство требований родителей, участие в совместной деятельности, использование системы вознаграждений (здесь самое главное — довести дело до конца), помощь взрослых (в случае, если ребенок сам о ней просит), установление четких границ дозволенности), обеспечение двигательной активности (занятия спортом БЕЗ соревновательного момента
(плавание, бег и т.д.), длительные прогулки с подвижными играми, танцы и т.д.), массаж, занятия рукоделием Психотерапевтическое воздействие предусматривает сеансы семейной психотерапии, индивидуальные занятия с психотерапевтом, занятия по развитию дыхания — их проводит как логопед, так и психолог (или психотерапевт).
Для успешной коррекции СДВГ важно выявлять особенности ребенка еще в до‑
школьном возрасте. Учителя начальных классов должны тесно сотрудничать со
школьным логопедом и психологом для оказания квалифицированной консультативной помощи родителям детей со СДВГ по вопросам их обучения и воспитания.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Большой энциклопедический словарь. [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academic.ru /dic.nsf/enc3p/210466 (дата обращения: 08.07.2015).
2. Глущенко В.В., Шабанов П.Д. Минимальная дисфункция мозга. М., 2013.
3. Глущенко Н.В. Обзор основных факторов школьной неуспешности современного поколения // Модернизация образования и векторы развития современного поколения: Сб. матер.Всерос. науч.‑практ. конф. с междунар. Участием (26 февраля 2015 г.) / Под ред. Л.В. Козиловой, Е.В. Меркель. М., 2015. Ч. 3.
4. Медицинская энциклопедия. [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/25537/ (дата обращения: 08.07.2015).
5. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учеб. пос. 6‑е изд. М., 2013.
6. Уманская Т.М. Невропатология. Естественно‑научные основы специальной педагогики: Учеб.пос. для студентов‑бакалавров / Т.М. Уманская; Под общ. ред. В.И. Селиверстова. М., 2015.