kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекция пространственных нарушений у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пространственные представления - одна из сложных форм психических процессов. У детей с ТНР формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития  с речевой патологией. У учащихся с ТНР из-за несформированности пространственных представлений возникают трудности в обучении. Детей с ТНР   свидетельствует  о необходимости создания особых образовательных условий.    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коррекция пространственных нарушений у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)»

Коррекция пространственных нарушений у детей с ТНР




Текст

Представление

Скорынина Ольга Витальевна,

Учитель начальных классов,

Учитель-логопед

МБОУ «Школа - интернат №4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми

В данном учреждении работаю более 25 лет с учащимися с ТНР

Актуальность

Пространственные представления - одна из сложных форм психических процессов (определение формы, величины, местоположения), формирующихся у детей с раннего возраста в процессе познавательного развития. причем в несколько раз медленнее по сравнению с другими условными рефлексам.


В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).


Вступление

Развитие пространственных представлений в онтогенезе происходит по принципу движения по основной оси:

-первыми формируются представления о положении и движении предметов относительно вертикальной оси,

-потом – горизонтальной по направлению «от себя» вперед,

-в дальнейшем формируются навыки право-левой ориентировки. (по мнению С.Я. Рубинштейна)

Пространственные представления являются одной из базовой функции человека.

У детей с ТНР формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития с речевой патологией. Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ТНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела: формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения. Дети затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). У многих детей нарушено восприятие целостного образа предмета: не складывают разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала.


У учащихся с ТНР из-за несформированности пространственных представлений возникают трудности в обучении такие как:

-общая ориентация в пространстве: право – лево;

- (речь) трудности понимания логико – грамматических конструкций;

- зеркальное написание цифр и букв;

- зеркальное чтение примеров (вместо 43-5= … читает 34-5= …)

- перестановка букв и слогов в словах;

- т.п.



Исследования ученых, психологов и педагогов показывают, что дети с ТНР в условиях как можно более ранней диагностики, целенаправленной, специализированной, с учетом специфики речевого недоразвития, систематической коррекционной работы осваивают все уровни пространственной ориентировки, необходимой для успешного усвоения в дальнейшем школьной программы.


Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы: ‒ Развивать ориентировку в пространстве необходимо в процессе целенаправленного педагогического руководства. ‒ Ориентировка в пространстве — характерна для детской деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной), следовательно, доступно для усвоения детьми.



(Фатеева. Г. И. Психолого-педагогический подход к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста)




Игры на развитие пространственного мышления

ЦЕЛЬ: развитие пространственных представлений, умений ориентироваться на листе; закрепление предлогов «под», «над», «справа», «слева», «между», «за», «перед», «около»; отрабатывается склонение (изменение окончаний по падежам).


Описание: данная игра предполагает несколько уровней сложностей.

1-й уровень – 4 картинки.

2-й уровень – 9 картинок.

3-й уровень – 16 картинок.

Для обучения чтению, в секциях размещаются буквы или слоги. Для читающих детей в секциях располагаются слова. Предметы (картинки или слова) могут быть объединены одной темой: автоматизация какого-то звука; «Весна», «Цветы», «Транспорт», «Домашние животные», «Цифры» и т.д. Можно выбрать звуковой вариант: предметы (картинки или слова) только из трех звуков, только из четырех звуков и т.п.

Вариант А – предметы (картинки или слова) уже расположены на листе. Взрослый задает вопрос. Ребенок определяет место расположения предмета (картинки или слова).

Вариант В – ребенку предлагают расположить предмет (картинку или слово) в определенную секцию.


6 слайд

1-ый уровень

Оборудование: лист с 4 секциями , 4 предмета (картинки или слова)


Вопросы (Вариант А)

-Какой предмет расположен в верхнем правом углу?

-Какой предмет расположен в верхнем левом углу?

-Какой предмет расположен в нижнем правом углу?

-Какой предмет находится под пирамидкой?

-Какой предмет находится над часами?

-Какой предмет находится под зонтом?

-Под каким предметом находится лампа?

-Под каким предметом находятся часы?

-Какой предмет находится справа от зонта?

-Какой предмет находится справа от лампы?

-Какой предмет находится слева от пирамидки?


7 слайд

Задание (Вариант В)

-Расположи пирамидку в верхнем правом углу.

-Расположи зонт в верхнем левом углу.

-Расположи часы в нижнем правом углу.

-Расположи часы под пирамидкой.

-Расположи пирамидку над часами?

-Расположи зонт над лампой?


8 слайд

2-ой уровень

Оборудование: лист с 9 секциями, 9 предметов (картинки или слова).

Вопросы

-Какой предмет расположен в верхнем правом углу?

-Какой предмет расположен в нижнем правом углу?

-Какой предмет находится под пирамидкой?

-Под каким предметом находится пирамидка?

-Под каким предметом находится лампа?

- Под каким предметом находится зонт?

-Какой предмет находится справа от зонта?

-Какой предмет находится слева от пирамидки?

-Между какими предметами находится чашка?

-Между какими предметами находится пирамидка?

-Между какими предметами находится чайник?

-Какой предмет находится выше часов, но ниже чашки?


9 слайд

Задание (Вариант В)

Вместо вопросов из варианта А, проговаривать фразы «Расположи …»

Например: -«Расположи в верхнем ряду чашку между машинкой и мишкой» и т.д.



10 слайд

3-ий уровень

Оборудование: лист с 16 секциями , 16 предметов (картинки или слова)




11 слайд

Игра с буквами, слогами, словами













Вариант А – прочитать слова из определенной секции.

Вариант В – расположить слова в заданную секцию.




ЛАПА



КУКЛА


ПОЛКА


ЛАВКА


ПЛАЩ



ПЛАТЬЕ


ОДЕЯЛО


КОЛДУН


ЛАМПА



СТОЛ


ЛОДКА


ПАЛКА


ВЕСЛО



ЗАПЛАТА


КЛОУН


СТУЛ


12 слайд

Игра «Каллиграф»

(письмо цифры, буквы, слова обводя образ пальцем по контуру предмета, выкладывание лентой на полу, прорисовывание предмета на снегу шагами на снегу и т.д.)

Слежение за движением предмета в пространстве постепенно развивается. С движениями частей тела, ходьбой возникают новые ощущения преодоления пространства. Наиболее характерные виды деятельности – сюжетно-ролевая игра и продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация и др.).

13 слайд

Игра «Зеркало»

(письмо цифры, буквы, слова в зеркальном отражении)


14 слайд

Пространственные представления формируются в тесной связи с развитием мышления и речи, в совместной со взрослыми и в самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде.


Ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации.



15 слайд

(мое фото)

Ориентировка в пространстве — характерна для детской деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной), следовательно, доступной для усвоения детьми с ТНР.


Анализ подходов к формированию пространственных представлений у

Детей с ТНР свидетельствует о необходимости

создания особых образовательных условий. Коррекционная работа по формированию пространственных представлений у детей ТНР является одним из аспектов профилактики специфических проявлений дислексии, дисграфии, дискалькулии и дизорфографии в усвоении школьной программы, социализации.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Коррекция пространственных нарушений у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)

Автор: Скорынина Ольга Витальевна

Дата: 19.06.2022

Номер свидетельства: 610097


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства