| Текст |
Представление | Скорынина Ольга Витальевна, Учитель начальных классов, Учитель-логопед МБОУ «Школа - интернат №4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми В данном учреждении работаю более 25 лет с учащимися с ТНР |
Актуальность | Пространственные представления - одна из сложных форм психических процессов (определение формы, величины, местоположения), формирующихся у детей с раннего возраста в процессе познавательного развития. причем в несколько раз медленнее по сравнению с другими условными рефлексам. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой). |
Вступление | Развитие пространственных представлений в онтогенезе происходит по принципу движения по основной оси: -первыми формируются представления о положении и движении предметов относительно вертикальной оси, -потом – горизонтальной по направлению «от себя» вперед, -в дальнейшем формируются навыки право-левой ориентировки. (по мнению С.Я. Рубинштейна) Пространственные представления являются одной из базовой функции человека. |
| У детей с ТНР формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития с речевой патологией. Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ТНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела: формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения. Дети затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). У многих детей нарушено восприятие целостного образа предмета: не складывают разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала. У учащихся с ТНР из-за несформированности пространственных представлений возникают трудности в обучении такие как: -общая ориентация в пространстве: право – лево; - (речь) трудности понимания логико – грамматических конструкций; - зеркальное написание цифр и букв; - зеркальное чтение примеров (вместо 43-5= … читает 34-5= …) - перестановка букв и слогов в словах; - т.п. |
| Исследования ученых, психологов и педагогов показывают, что дети с ТНР в условиях как можно более ранней диагностики, целенаправленной, специализированной, с учетом специфики речевого недоразвития, систематической коррекционной работы осваивают все уровни пространственной ориентировки, необходимой для успешного усвоения в дальнейшем школьной программы. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы: ‒ Развивать ориентировку в пространстве необходимо в процессе целенаправленного педагогического руководства. ‒ Ориентировка в пространстве — характерна для детской деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной), следовательно, доступно для усвоения детьми. (Фатеева. Г. И. Психолого-педагогический подход к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста) |
| Игры на развитие пространственного мышления ЦЕЛЬ: развитие пространственных представлений, умений ориентироваться на листе; закрепление предлогов «под», «над», «справа», «слева», «между», «за», «перед», «около»; отрабатывается склонение (изменение окончаний по падежам). Описание: данная игра предполагает несколько уровней сложностей. 1-й уровень – 4 картинки. 2-й уровень – 9 картинок. 3-й уровень – 16 картинок. Для обучения чтению, в секциях размещаются буквы или слоги. Для читающих детей в секциях располагаются слова. Предметы (картинки или слова) могут быть объединены одной темой: автоматизация какого-то звука; «Весна», «Цветы», «Транспорт», «Домашние животные», «Цифры» и т.д. Можно выбрать звуковой вариант: предметы (картинки или слова) только из трех звуков, только из четырех звуков и т.п. Вариант А – предметы (картинки или слова) уже расположены на листе. Взрослый задает вопрос. Ребенок определяет место расположения предмета (картинки или слова). Вариант В – ребенку предлагают расположить предмет (картинку или слово) в определенную секцию. |
6 слайд | 1-ый уровень Оборудование: лист с 4 секциями , 4 предмета (картинки или слова) Вопросы (Вариант А) -Какой предмет расположен в верхнем правом углу? -Какой предмет расположен в верхнем левом углу? -Какой предмет расположен в нижнем правом углу? -Какой предмет находится под пирамидкой? -Какой предмет находится над часами? -Какой предмет находится под зонтом? -Под каким предметом находится лампа? -Под каким предметом находятся часы? -Какой предмет находится справа от зонта? -Какой предмет находится справа от лампы? -Какой предмет находится слева от пирамидки? |
7 слайд | Задание (Вариант В) -Расположи пирамидку в верхнем правом углу. -Расположи зонт в верхнем левом углу. -Расположи часы в нижнем правом углу. -Расположи часы под пирамидкой. -Расположи пирамидку над часами? -Расположи зонт над лампой? |
8 слайд | 2-ой уровень Оборудование: лист с 9 секциями, 9 предметов (картинки или слова). Вопросы -Какой предмет расположен в верхнем правом углу? -Какой предмет расположен в нижнем правом углу? -Какой предмет находится под пирамидкой? -Под каким предметом находится пирамидка? -Под каким предметом находится лампа? - Под каким предметом находится зонт? -Какой предмет находится справа от зонта? -Какой предмет находится слева от пирамидки? -Между какими предметами находится чашка? -Между какими предметами находится пирамидка? -Между какими предметами находится чайник? -Какой предмет находится выше часов, но ниже чашки? |
9 слайд | Задание (Вариант В) Вместо вопросов из варианта А, проговаривать фразы «Расположи …» Например: -«Расположи в верхнем ряду чашку между машинкой и мишкой» и т.д. |
10 слайд | 3-ий уровень Оборудование: лист с 16 секциями , 16 предметов (картинки или слова) |
11 слайд | Игра с буквами, слогами, словами Вариант А – прочитать слова из определенной секции. Вариант В – расположить слова в заданную секцию. ЛАПА | КУКЛА | ПОЛКА | ЛАВКА | ПЛАЩ | ПЛАТЬЕ | ОДЕЯЛО | КОЛДУН | ЛАМПА | СТОЛ | ЛОДКА | ПАЛКА | ВЕСЛО | ЗАПЛАТА | КЛОУН | СТУЛ | |
12 слайд | Игра «Каллиграф» (письмо цифры, буквы, слова обводя образ пальцем по контуру предмета, выкладывание лентой на полу, прорисовывание предмета на снегу шагами на снегу и т.д.) Слежение за движением предмета в пространстве постепенно развивается. С движениями частей тела, ходьбой возникают новые ощущения преодоления пространства. Наиболее характерные виды деятельности – сюжетно-ролевая игра и продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация и др.). |
13 слайд | Игра «Зеркало» (письмо цифры, буквы, слова в зеркальном отражении) |
14 слайд | Пространственные представления формируются в тесной связи с развитием мышления и речи, в совместной со взрослыми и в самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде. Ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. |
15 слайд (мое фото) | Ориентировка в пространстве — характерна для детской деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной), следовательно, доступной для усвоения детьми с ТНР. Анализ подходов к формированию пространственных представлений у Детей с ТНР свидетельствует о необходимости создания особых образовательных условий. Коррекционная работа по формированию пространственных представлений у детей ТНР является одним из аспектов профилактики специфических проявлений дислексии, дисграфии, дискалькулии и дизорфографии в усвоении школьной программы, социализации. |