kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Копилка методик и приемов для формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Копилка методик и приемов для формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Копилка методик и приемов для формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников»

 





Приемы оценочной деятельности, используемые мною на уроке при безотметочном обучении:



«Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.



«Смайлики» с их использованием отрабатываются умения оценки по критериям (правильно, аккуратно, соответствует теме).



«Мобильный класс» - оценивание выполнения задания при помощи компьютера, это так называемая независимая оценка, где ученик испытывает наивысшее удовлетворение от выставляемой ему оценки, и не держит обиды ни на кого.



«Светофор или радуга» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: жёлтый - я умею сам, зелёный - я умею, но не уверен, красный - нужна помощь.



«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.



Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо – «Отлично!», «Умница!», «Молодец!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.



Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «Листов учебных достижений», «Карты знаний», «Портфолио ученика», «Тетради открытий». Заполняется они после проведения самостоятельных и контрольных работ. Рассчитаны на четверть.



Приемы, направленные на формирование УУД.

Ситуация успеха на уроках обучения грамоте и письму

Прием используется только на подготовительном уровне при оценке письменных работ в первую учебную неделю. Учитель подчеркивает правильные написания в тетрадях учащихся, используя зеленые чернила, устно отмечает индивидуальные достижения, подтверждая или создавая положительную общую самооценку первоклассника, закрепляя право на ошибку, снимая страх перед проведением оценивания.



Ретроспективная самооценка письменных работ по русскому языку



Формирование ретроспективной самооценки на подготовительном уровне начинается с помощью “линеечек” – инструмента небаллированной оценки, разработанной Г.А. Цукерман на основе классического метода измерения самооценки, созданного Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн.



Комментирование устных ответов на уроках



Учитель предлагает учащимся вопросы, с помощью которых ученики могли прокомментировать ответы друг друга:



Все ли шаги были выполнены по порядку?



Какие характеристики были даны верно?



Были ли ошибки?



Согласны ли вы с выбором условного знака?



Оцените ответ, скажите, что уже хорошо умеет делать ваш товарищ, чему ещё надо научиться?



Взаимодиктант

Один диктует, другой записывает предложение, затем меняются ролями (материалом служили отдельные предложения и тексты не более 4 предложений). На завершающем этапе проводится взаимопроверка и взаимооценка с помощью «линеечек»



Игра «Научи меня»

В форме игры учащимся предлагается поработать «учителем». Паре учеников дается определенное задание. Исполнявший роль «учителя», должен был рассказать «ученику» последовательность действий, которые необходимо сделать; «ученик» выполнял эти действия, «учитель» контролировал правильность выполнения. Если «учитель» ошибался (предлагал сначала найти корень, а не окончание), «ученик» исправлял его действия, объясняя, что сумел заметить «ловушку». На уроке обязательно проводилась смена ролей (в качестве учителя каждый работал только с двумя словами).



Работа с алгоритмами по орфографическим правилам



Используются алгоритмы для постановки и решения орфографических задач. В результате работы с орфографическим правилом появлялся алгоритм действий, записанный с помощью опорных слов,



Прием «Проверь себя» при выполнении письменных работ по русскому языку

В конце урока русского языка отводится 3-5 минут для проведения самопроверки выполненной работы. Самостоятельное исправление ошибок поощрялось словесными высказываниями или условным знаком (если ученик аккуратно исправлял все ошибки, в тетради выставлялась «звездочка»).



Прогностическая самооценка на уроках русского языка

Этот прием используется при условии, что все ученики класса освоили ретроспективную самооценку. Перед проведением самостоятельной работы учитель предлагает оценить свои возможности. Кто уверен, что справится с заданиями, поставит крестик на самом верху”. Прогностическая оценка в начальной школе осуществляется только под руководством учителя на подготовительном и сопровождающем уровне, самостоятельное становление прогностической самооценки происходит в основной школе.



Я использую трехцветный индикатор, для обратной связи на уроке, когда я должна увидеть весь класс:



красный - не знаю, прошу помощи,



зелёный - сомневаюсь, не уверен,



желтый - знаю, умею, могу помочь другим.



На этом этапе ученики предварительно оценивают свои возможности, а после выполнения задания, сверяют ее с прогностической. Ученик определяет границу своих возможностей, границу своего «знания - не знания» через прогностическую оценку.



Гибкая система балльной оценки при оценивании самостоятельных и контрольных работ по русскому языку

При проведении проверочных работ учащиеся сами определяют цифровые отметки и критерии. Например: после выполнения проверочной работы, которая состояла из трех заданий, ученикам предлагалось определить сложность каждого задания и решить, как оценить это задание в баллах. Так, первое задание ученики оценили в 4 балла, запись предложений в 3 балла, работу с текстом – 10 баллов. Максимальное количество баллов - 17, в дневнике выставлялось количество баллов, набранных учеником, в скобках - максимальное количество баллов, например, 14 (17). Задания повышенной трудности оценивались отдельно.



Целеполагание.



Что же мы еще не знаем?



Что нужно узнать?



Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, но и стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг.



Таким образом, считаю, что работу по формированию мотивации к осуществлению контрольно-оценочной деятельности на основе моей методики и с использованием данных видов работ для самоконтроля и самооценки, способствует появлению у младших школьников потребности и желания осуществлять контроль и давать адекватную оценку своей деятельности. Поэтапное формирование контрольно-оценочных умений с постепенным усложнением требований к ним способствует эффективному достижению самостоятельности в оценочной деятельности учащихся, ведь современная начальная школа должна заложить основы самостоятельности учащихся, а это является залогом не только успешного обучения, но и успешного построения любой деятельности. А это и есть решение данной проблемы.



Самоконтроль особенно необходим при выполнении самостоятельных работ, а так же в ходе выполнения домашнего задания. Исправления в тетради – это первая форма самоконтроля. Часто исправления придают работе неряшливый вид, но это результат того, что ученик проверил работу и устранил ошибку. Я не ругаю учеников за исправления, а учу делать это аккуратно.



Для формирования самоконтроля использую следующие способы:



комментирование выполняемого задания (в т.ч. по цепочке)



сопровождение комментариев действиями (показать руками целое, части)



придумывание «ловушек»



письмо с сомнением (где сомневаюсь, пропускаю)



пошаговая сверка с образцом



подбор слова к данной схеме



составление алгоритмов по разным видам работ.



1. При изучении букв, в конце урока предлагала детям простым карандашом обвести самую правильную букву.



Когда ребята привыкли, через месяц, в ноябре я стала вводить цветную оценку. Сначала внизу страницы я сама рисовала два круга. Оценив свою работу, дети закрашивали один круг, другой закрашиваю я при проверке.



Предварительно мы договорились с ребятами, что первый круг это самооценка ученика, второй-оценка учителя. Позднее ученики сами стали рисовать внизу страницы круги. Значение цвета мы обговорили заранее. И решили не менять цветовую гамму. Поэтому, жёлтый – это всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, красный– получилось плохо, не доволен работой, синий – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрел, совпала ли его оценка с оценкой учителя.



С начала декабря я попросила детей рисовать только один круг, разделив его напополам. Где первая половина круга оценка ученика, вторая-оценка учителя



2. На уроках письма с первых дней я спрашивала «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?». Дети, оценив свою работу, поднимали сигнальную карточку. Я обращала внимание детей на то, что если не всё получилось (карточка), что этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться. Также, предлагала ученикам оценить каждую строчку письма.



3. Проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля, который я применяю при обучении письма под диктовку. После того, как я сказала слово, ученик проговорил его по слогам – написал - прочитал то, что написано.



4.Игра «Учитель». На доске я записываю 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Ученикам говорю, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил (сколько-то) ошибок (на начальном этапе я озвучиваю количество допущенных ошибок, позже даю задание найти их самим). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.



5. Сравнение с эталоном. Я предлагаю ученикам решить выражение или задачу, после решения, проверить по образцу.



6. «Кто сможет?». На уроке я даю задание – составить схему слова на доске или экране. И спрашивает: «Кто сможет это сделать?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку с сигнальной карточкой. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность, после чего учитель спрашивает: «Ты справился с заданием?» Т.е. ученик сравнивает уровень своих притязаний с возможностями.



На уроках русского языка я также провожу работу по формированию навыков самоконтроля. Например, при работе со словарными словами. Детям я раздаю карточки со словарными словами по столбикам. Слова могут повторяться. Даю 2 минуты для того, чтобы вставили пропущенные буквы. Дети вставляют пропущенные буквы. По истечении времени я диктую ответы, а дети проверяют. После чего, каждый подсчитывает количество правильно вставленных букв – в баллах. Эти баллы записывают в уголочек карточки. Так на протяжении нескольких уроков. Во-первых ребёнок отрабатывает скорость, во-вторых контролирует изменения, в-третьих автоматически заучивает словарные слова.



Взаимопроверка



На листочках подписывают фамилию того, кто выполнял работу и того, кто проверял. Дети вставляют пропущенные буквы, меняются листочками и проверяют.



Вообще приём взаимопроверки и взаимоконтроля я применяю на всех этапах урока.



Взаимоконтроль



Особое внимание я уделяю и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом, я всегда даю право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться.



Критерии должны отражать не только знание программного материала, но и такие как аккуратность, внимание, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение.



Такая оценка позволяет ребенку увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося; носит информативный характер; способствует формированию позитивной самооценки.



Работа с листами самоконтроля



После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у меня лист самоконтроля (с правильными ответами) и проверяет себя самостоятельно.



Ещё одним инструментом оценивания стали шкалы, немного видоизменённые, которые напоминают ребенку измерительный прибор. С ее помощью можно измерить разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т.д.). Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых в ходе их совместной деятельности на уроке.



Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, непосредственно рядом с работой.



Г (грамотность)



А (аккуратность)



В (внимание)



Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще. Я, в свою очередь, рассматриваю адекватность самооценки с каждым ребенком индивидуально, корректируя при необходимости.



Мои ученики учатся оценивать свою работу по заданным критериям с помощью различных видов работ: соотносить свою оценку с моей оценкой; договариваться о выборе образца для сопоставления работ; обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.



Я часто использую на уроках критериальное самооценивание и взаимооценивание, например, при подготовке отзывов на прочитанное произведение (внеклассное чтение) дети должны назвать:



Автора, название



Сюжет



Свое личное отношение



Уложиться в две минуты

Дети сами добавили критерий - выразительность и эмоциональность.



Такие критерии очень помогают им адекватно оценить себя и видеть, где и что надо поправить.



В своей работе использую шкалу оценивания по критериям «правильность» и «аккуратность» при проверке работ по русскому языку и математике. Для меня это актуально в 1-2 классах, когда не ставятся отметки. Сначала детям и родителям на собрании объясняю, для чего мы будем оценивать работы, по каким критериям, рассматриваем примеры. Затем рассказываю о том, что свою работу после выполнения оценивают дети сами, а затем при проверке задания свою оценку дает учитель. Можно привлечь к этой работе и родителей. В этом случае используется разная цветовая гамма: на одной и той же шкале появляются крестики - отметки (например, синий - ребенок, красный-родитель, зеленый - учитель). Кстати, рассматривая, как оценил свою работу ребенок, можно выявить заниженную или завышенную самооценку, а иногда и просто равнодушие к такой работе. В этом случае беседуем вновь с детьми о том, зачем мы выполняем оценивание и обсуждаем правильность обозначенной оценки на примерах работ (естественно, без указания фамилий детей). В 3-4 классах, когда уже вводится отметка, оставляю оценивание по критерию «аккуратность» в работах по математике, а в русском – «каллиграфия».



Овладение школьниками контрольно-оценочными действиями обобщенного характера способствует осознанию процессуальной стороны деятельности, что содействует их учебно-познавательной активности.



Формирование самоконтроля и самооценки в начальной школе оказывает влияние на становление личности учащихся на последующих ступенях обучения.



Использование сложившейся отметочной системы создают неблагоприятные условия для работы педагога, провоцируя «синдром сгорания учителя», занимающего «позицию на пьедестале».



Таким образом, считаю, что работу по формированию мотивации к осуществлению контрольно-оценочной деятельности на основе моей методики и с использованием данных видов работ для самоконтроля и самооценки, способствует появлению у младших школьников потребности и желания осуществлять контроль и давать адекватную оценку своей деятельности. Поэтапное формирование контрольно-оценочных умений с постепенным усложнением требований к ним способствует эффективному достижению самостоятельности в оценочной деятельности учащихся, ведь современная начальная школа должна заложить основы самостоятельности учащихся, а это является залогом не только успешного обучения, но и успешного построения любой деятельности. А это и есть решение данной проблемы.



Каждый раз ученики совершенствуются в умении оценивать свою работу, ищут причины, которые пока не позволяют достичь желаемого результата. Таким образом, мои ученики оценивают свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Маркеева Ольга Николаевна

Дата: 09.11.2020

Номер свидетельства: 562851


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства