Копилка упражнений для развития техники чтения в начальных классах.
Копилка упражнений для развития техники чтения в начальных классах.
В данной работе представлены упражнения с помощью которых улучшается техника чтения, скорость, выразительность, "беглость". Очень важно именно до перехода в среднее звено научить детей читать "вдумчиво".
Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Копилка упражнений для развития техники чтения в начальных классах. »
Шамсутдинова Анастасия Николаевна
І. Упражнения для развития техники чтения
- упражнение «Догонялки» (учитель или быстро читающий ученик читает вслух, остальные шёпотом стараются его обогнать, можно ведущему замолчать и читать про себя, через некоторое время опять начать читать вслух, сверится с детьми, кто обогнал, кто отстал);
- упражнение «Наступи на пятку» (чтение в паре либо учитель – класс через слово в быстром темпе);
- чтение в парах или группах по одному предложению (чья пара (группа) быстрее закончит чтение; чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся);
- 1 -
- чтение в паре с линейкой (быстро читающий ученик закрывает линейкой прочитанную строчку, его сосед старается за ним успеть прочитать);
- динамическое чтение (на доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах);
- бинарное чтение (один текст читают два ученика одновременно);
- упражнение «Очередь» (сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст);
- упражнение «Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения; ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель;
- упражнение «Ловушка» (учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами; ученики ищут замену);
- упражнение «Прыжки» (чтение через слово);
- упражнение «Голова и хвост» (учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро находят его и дочитывают все вместе);
- упражнение «Первый и последний» (чтение первой и последней буквы в слове; первого или последнего слова в предложении);
- упражнение «Прятки» (нахождение в тексте слова с определённым признаком: начинается на букву а, состоит из двух слогов, с ударением в конце слова и др.);
- круговое чтение (небольшой текст читают друг за другом несколько раз);
- упражнение «Кто быстрее?» (на доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты; по сигналу учителя ученики ищут в текстах данное предложение);
- 2 -
- упражнение «Фотоглаз»:
а) на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время; слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;
б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру;
- упражнение «Угадай»:
а) антиципация слов, предложений, пословиц;
б) чтение текста через решётку;
- упражнение «Найди меня» (на листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, их нужно найти);
- упражнение «Счёт слов» (на максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова; перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они должны ответить после окончания работы);
- упражнение «Сканирование» (за 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации).
II. Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения.
- словарная работа (чтение слов и объяснение их лексического значения);
- озаглавливание текста;
- деление текста на части, составление плана;
- определение темы текста, главной мысли;
- 3 –
- определение типа текста;
- подбор иллюстрации к тексту;
- по иллюстрации определить содержание текста;
- составление диафильма (текст делится на части и распределяется между детьми; ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись; все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа);
- выборочное чтение (найти в тексте описание героя, природы и др.)
- работа по вопросам учителя, учебника или ученика;
- чтение для подготовки к пересказу;
- упражнение «Пропущенное слово» (учитель читает текст и пропускает одно слово – дети должны вставить слово, подходящее по смыслу);
- восстановление логической последовательности текста (статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте);
- восстановление текста (небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки; группа из 2-3 человек восстанавливает текст; задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей;
- распространение предложений;
- фантограммы (различные фантазии при работе с текстом):
а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие: герой, время года, место действия и др.; ученики фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение рассказа;
в) всем ученикам раздаются листы, на них написаны 2-3 фразы (одни и те же); это начало рассказа; дальше каждый продолжает по-своему, затем рассказы записываются и определяются лучшие;
- составление кроссвордов по тексту;
- 4 -
- викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким;
- мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя;
- подбор загадок к словам из текста;
- подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста;
- составление ребусов к словам из текста.
1.Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж, воробей;
шарф, варежки, пальто, кофта, брюки;
картофель, лук, капуста, огурец, помидор;
лошадь, корова, овца, свинья, коза;
липа, ель, сосна, берёза, клён;
зелёный, красный, синий, оранжевый, коричневый.
2.Какое слово лишнее и почему?
Минута, время, час, секунда;
дорога, шоссе, тропинка, путь;
Дмитрий, Антон, Роман, Сидоров;
гриб, ландыш, ромашка, василек;
груша, яблоко, банан, ежевика.
3.К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
У каждого ученика по 2-3 текста. Требуется найти данное предложение.
5. Различные виды чтения:
a) чтение шепотом, затем громко, затем про себя;
б) хоровое чтение;
c) чтение в парах;
д) чтение одновременно с ведущим;
e) скачкообразное чтение «Кенгуру».
V. Упражнения для развития выразительности чтения.
- артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов;
- чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор);
- чтение скороговорок;
- упражнение «Окончания» (повышенное требование к чёткости окончаний слов; упражнение длится не более 30 секунд);
- выделение голосом то одного, то другого слова в предложении;
- упражнение «На одном дыхании» (сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца);
- выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;
- чтение одного предложения с разной интонацией;
- упражнение «Эхо» (учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией);
- 7 -
- упражнение «Ускорение» (одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса);
- разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса);
- чтение под музыку (сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту; в дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодий – дети должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под музыку);
- чтение-пение (выбирается мотив знакомой песни, и напевается текст стихотворения или небольшого рассказа);
- чтение с настроением (один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение);
- упражнение «Замена» (чтение с изменением голоса героя; например, слова кошки голосом мышки);
- чтение по ролям;
- чтение по ролям без слов автора;
- инсценирование;
- дикторское чтение (текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения; учитель занимается с каждым «диктором»);
- конкурс чтецов (ученики готовятся самостоятельно).
- чтение слова с разными оттенками интонации.
-Чтение небольших стихов, например:
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие коньки.
- 8 -
4. Использование «памятки»:
a) представь себе то, о чём читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;
б) читай чётко слова и окончания;
с) выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.