Консультация для родителей по теме " Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим ученикам"
Консультация для родителей по теме " Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим ученикам"
Введение
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае (т.е. диагностировать трудности в учебной деятельности) и уметь или устранить их, или корригировать последствия.
Ни школа, ни семья в отрыве друг от друга не смогут полноценно реализовать задачи воспитания детей и подростков.
Принципы общения семьи и школы: сотрудничество, взаимодействие, взаимодоверие, взаимоуважение, взаимопомощь и взаимоподдержка, терпение и терпимость.
Сотрудничество -равноправное общение сторон, без привилегий указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – организация совместной деятельности в условиях открытости обеих сторон без ущемления чьей-либо свободы, вовлеченность родителей в учебно-воспитательный процесс. Сотрудничество и взаимодействие обеспечивают доверие и взаимоуважение между родителями и образовательным учреждением, а это является основой установления открытых, дружеских, продуктивных контактов.
Программа работы с родителями предназначена для
- повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
- содействия сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
- выработки коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
- пропаганды опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей по теме " Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим ученикам"»
МБОУ СОШ №12
г. Коломна
_________________________________________________
Консультация для родителей учащихся
«Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим ученикам»
Автор:Жевлакова Валентина Ивановна, учитель высшей категории
Школьная неуспеваемость - проблема школы и родителей.......с. 4 - 5
Как помочь ребенку в учебе..........................................................с. 5 - 14
начните с доверия
как усадить школьника за уроки
режим и его место в организации учебной деятельности дома
втягивание в работу
место для занятий
Практические советы по развитию у детей психологических процессов..........................................................................................с. 14 -21
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае (т.е. диагностировать трудности в учебной деятельности) и уметь или устранить их, или корригировать последствия.
Ни школа, ни семья в отрыве друг от друга не смогут полноценно реализовать задачи воспитания детей и подростков.
Принципы общения семьи и школы: сотрудничество, взаимодействие, взаимодоверие, взаимоуважение, взаимопомощь и взаимоподдержка , терпение и терпимость.
Сотрудничество -равноправное общение сторон, без привилегий указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – организация совместной деятельности в условиях открытости обеих сторон без ущемления чьей-либо свободы, вовлеченность родителей в учебно-воспитательный процесс. Сотрудничество и взаимодействие обеспечивают доверие и взаимоуважение между родителями и образовательным учреждением, а это является основой установления открытых, дружеских, продуктивных контактов.
Программа работы с родителями предназначена для
- повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
- содействия сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
- выработки коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
- пропаганды опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
Школьная неуспеваемость - проблема школы и родителей
Школьная неуспеваемость обусловлена рядом внешних и внутренних факторов: неравномерное созревание мозговых зон, недостаточная «зрелость» психических процессов, несоответствие психолого-педагогических методик обучения психофизиологическим особенностям ребенка. Недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном детстве составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях начальной школы, когда от ребенка требуется мобилизация психической активности, происходит смена ведущей деятельности, наступает кризис развития.
Почему неуспевающие дети - это вечная проблема школы? Педагоги-ученые основную причину неуспеваемости, прежде всего в несовершенстве методов преподавания. С этим нельзя не согласиться. Опыт работы педагогов-новаторов В.Н. Шаталова, С.Н. Лысенковой и других подтверждает верность такой точки зрения. Между тем многие учителя склонны объяснять слабую успеваемость недостатком волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. Отсюда часто применяемые по отношению к отстающим школьникам такие репрессивные меры, как “проработка”, вызов родителей и т.д.
Чтобы не упрощать проблему неуспеваемости учащихся, необходимо заметить, что в ее основе лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе. Бывает и так, что на первоначальную причину неуспеваемости ученика наслаиваются новые, вторичные причины как следствие отставания в учебе. Эти причины также могут быть разнообразными, потому что школьники не одинаково реагируют на свою неуспеваемость.
На первых этапах обучения в младшем школьном возрасте любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность - с другой, определяют положительное отношение к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок. Отставание в учении, плохие оценки чаще всего остро, до слез переживаются детьми.
Кроме того, отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника, таких как мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями, учащимися, характера самооценки и т.д.
Не умея достаточно хорошо дифференцировать причины неуспеваемости, учителя обычно используют весьма скудный и далекий от совершенства набор средств помощи отстающим ученикам. Все виды педагогической помощи практически можно свести к двум: организация дополнительных занятий, на которых применяются традиционные (такие же, как на уроке) методы обучения, и оказание различных мер давления на ученика. Все эти средства не только малоэффективны, но нередко оказываются и вредны, так как не воздействуют на причину и позволяют запустить “болезнь” неуспеваемости.
II. Как помочь ребенку в учебе.
1) Начните с доверия.
Удержать доверие ребенка непросто, достаточно мелочи — и приходится снова тратить месяцы на то, чтобы вновь завоевать его. Но, как показывает практика, именно в тех семьях, где существует доверие между детьми и взрослыми, вырастают счастливые дети. А теперь — конкретные рекомендации, как завоевать и сохранить доверие ребенка.
Советуйтесь с ребенком. Попробуйте делиться с ним собственными проблемами, спрашивать его совета. Пусть даже этот совет будет неправильным — поблагодарите ребенка за помощь и либо объясните ему, в чем он ошибается («совет интересный, но...»), либо просто скажите что-то вроде «спасибо, возможно, так и поступлю». Главное то, что ребенок почувствует себя значимым для вас. Он почувствует, что вы ему доверяете.
Не бойтесь показывать свое незнание. Не пытайтесь увернуться от вопроса ребенка, если вы не знаете ответ. Дети чувствуют подобные вещи, и поверьте — нам слишком часто приходится слышать слова «мой папа мне врет». Самая обычная фраза: «извини, но я этого не знаю» — намного выше поднимет вас в глазах ребенка, чем любая попытка объяснить необъяснимое.
Исключите из своего общения аргументы типа «потому что я так сказал». Это верный способ потерять доверие ребенка, который чувствует, что вы с ним неискренни.
Не наказывайте ребенка бездумно или основываясь на чужих словах. Попытайтесь поговорить с ним откровенно и выяснить причины поступка. Если вы чувствуете, что он врет и пытается увернуться, то объясните ему, почему вы так думаете. Возможно, вы ошибаетесь и он сумеет вам на это указать. Ребенок не должен бояться рассказывать вам о плохом — ведь это лучший способ для вас контролировать его поведение и вовремя останавливать негативное влияние с чьей-либо стороны. Мне самому не раз приходилось быть свидетелем несправедливого наказания ребенка учителем. А подобный стиль вашего поведения покажет ребенку, что вы верите ему больше, чем чужим людям.
Относитесь к ребенку так, как хотите, чтобы он относился к вам. Помните это, и если вы всерьез решили заполучить доверие ребенка, то мне осталось только пожелать вам удачи на этом нелегком пути!
2) Как усадить школьника за уроки
Что же может учитель посоветовать родителям, если их сын или дочь не могут усадить себя за уроки? В общих словах можно ответить так: предстоит долгая и нелегкая работа по формированию у школьника качества произвольности— умения управлять собственным поведением, чтобы человек стал хозяином своих желаний, а не наоборот. Лучше всего, конечно, было начинать это еще в дошкольном возрасте.
Ну а как же быть, если ребенок пошел в школу, а умение управлять своим поведением у него не выработано? Если речь идет, скажем, об учениках I и II классов, то принимаемые меры не должны слишком отличаться от тех, которые обычно рекомендуют для дошкольного возраста. Начнем с самого простого — с игр. Родители могут подобрать для ребенка такие игры, которые бы не превращались в возню или в которых выигрыш зависел бы только от случая (например, в какую лунку закатится шарик). Среди множества детских игр немало таких, которые требуют поддерживать внимание.
Очень полезно бывает для ребенка выполнять какое-то дело вместе со взрослыми. Какое именно — не так уж важно. Необходимо только, чтобы это дело выполнялось быстро, весело, без предварительной раскачки и без томительных пауз. Можно вместе убирать посуду: взрослый моет, ребенок вытирает; читать книгу: страницу взрослый, страницу он; что-нибудь прилаживать или чинить: папа работает, а ребенок подает ему гвозди, молоток, отвертку.
Пусть на первых порах посуда будет плохо вытерта, а книгу придется читать совсем не интересную для старших. Ничего страшного. Зато в ходе такой совместной работы ребенок приобретает умение сосредоточиваться на выполняемом деле.
Важно также выработать у ребенка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если ребенка зовут есть, он должен немедленно прекратить игру, убрать все за собой и идти к столу (правда, лучше заранее предупредить его об этом). Совершенно недопустимо позволять малышу игнорировать родительские указания. Надо просто после первого же приглашения пойти к малышу и привести его с собой, не давая волю эмоциям, обращаясь с ним твердо и спокойно.
Надо приучить ребенка все необходимое делать с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь.
Наконец, после того как ребенок научится делать дело без непрерывных указаний, привыкнет выполнять что-то в паре со взрослыми, можно начать давать ему самостоятельные поручения, а потом эти поручения постепенно перевести в постоянные обязанности.
Он может ходить за хлебом или за газетой, подметать пол или водить в детский сад младшего братишку. Конечно, эти обязанности должны быть посильными для ребенка. Но главное, они должны быть постоянными и старшие не должны делать за ребенка то, что он забыл или просто не захотел сделать. Нельзя забывать также, что умение управлять своим поведением— это целостное свойство личности и выработать его в каком-то одном виде деятельности, скажем только в учебе, невозможно. Нет сомнений, гораздо целесообразнее двигаться противоположным путем: вырабатывать нужное нам качество как общее свойство личности так, чтобы оно проявлялось во всех видах деятельности. В этом случае оно распространится и на учебу.
Если время упущено и ребенок уже несколько лет ходит в школу, то пути формирования нужного качества остаются в принципе теми же. Надо только подобрать задания, соответствующие по трудности возросшим возможностям школьника. Много может дать, например, все та же игра. Но теперь это будет не детское лото, а что-нибудь более сложное. Можно по очереди загадывать друг другу у глобуса или у карты географические загадки: где находится остров Мадагаскар, море Лаптевых, Баффинова земля? Три минуты на поиск: не нашел — проиграл, записывай минус. Нашел — выиграл, записывай плюс.
Можно также решать кроссворды или шахматные композиции, устраивать шахматные или шашечные состязания. Полезно вместе читать книги, обсуждать их, вместе работать. Только теперь ребенок уже не просто «на под- . хвате», часть работы взрослый передоверяет ему: учит чинить пробки или перегоревший утюг, поправлять замок | и т, п, Важно при этом помнить, что ребенок должен не только овладеть тем или иным умением, но и усвоить «взрослый» стиль: браться за работу без промедлений, делать ее не отвлекаясь, добросовестно. Поручения и обязанности по дому из полусимволических должны стать вполне реальными, практически освобождающими старших от части повседневных забот: покупки в магазине, уборка по дому, плата за квартиру, телефон, стирка, мытье пола и многое другое.
Не надо думать, что у школьника, кроме учебы, не должно быть других обязанностей. Это обычное родительское заблуждение. Человек, который должен в течение дня | сделать много дел, привыкает ценить время, заранее рассчитывать, когда и что он должен сделать. Он приступает к делу без проволочек и работает не отвлекаясь. Избыток свободного времени, напротив, приучает человека разбрасываться им. Ведь не случайно, например, серьезные занятия спортом, хотя и отнимают много времени, обычно не кдут во вред учебе школьника. День его оказывается загруженным, и поэтому ученику приходится тщательно рассчитывать свое время, чего он не делал раньше, когда времени было намного больше.
И наконец, последнее. У «отца медицины» Гиппократа первым правилом для врачей было: «Не вреди». Он хорошо понимал, что больше всего должен врач бояться того, чтобы своим вмешательством не принести больному вред. В какой-то мере это правило должно распространяться и . на родителей.
3) Режим и его место в организации учебной деятельности дома.
Хорошо известно, что школьник, привыкший заниматься в одни и те же часы, не только чувствует приближение этого времени, но, более того, у него появляется к этому времени осознанное или неосознанное предрасположение к умственной работе-. Чем старше школьник, чем более прочна у него привычка заниматься в одни и те же часы, тем сильнее выражено это предрасположение и тем яснее оно им осознается. Такие учащиеся приступают к работе быстрее, без промедлений. Те учащиеся, которые не приучены к определенным часам для занятий, долго «раскачиваются», оттягивая момент начала работы.
Именно родители могут помочь ребенку правильно распределить день. Если это необходимо, они должны специально понаблюдать за школьником, чтобы установить, усидчив он или легко отвлекается, внимателен или рассеян, сколько времени ему обычно требуется на приготовление каждого из предметов и т. п. Не менее важно обратить внимание и на то, каким приходит ребенок с прогулки — отдохнувшим, со свежей головой или уставшим настолько, что на уроки не остается сил, или возбужденным и взбудораженным так, что занятия, как говорится, «не идут в голову».
Учитывая все сказанное, родители могут определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, выполнение домашних обязанностей, чтобы одно не шло в ущерб другому. Но очень часто напоминать им об этом должен учитель.
Надо сказать, что само слово «режим» почему-то пользуется нелюбовью у многих учеников, а в старших классах иногда связывается с представлением о несамостоятельности, что бывает обидно для старшеклассников. Не следует забывать, что ребята старших классов обычно уже умеют самостоятельно распределять свое время и вмешательство взрослых тут требуется не так уж часто. А вот для малышей, которым еще предстоит овладеть этим умением, твердый режим, установленный с помощью взрослых, может сыграть свою положительную роль
4)втягивание в работу
Одно из важных правил приготовления уроков заключается в том, чтобы начинать работу немедленно. Надо помнить, что чем дольше человек оттягивает начало работы", тем большее усилие потребуется ему для того, чтобы заставить себя приступить к ней, тем более длительным будет период «втягивания» или «вхождения». Психологам хорошо известно, что, когда человек выполняет работу, которая не представляет для него интереса, в его внутреннем состоянии последовательно сменяют друг друга два этапа. Вначале человек работает с трудом, неохотно, принуждая себя. Он с удовольствием прервал бы работу, если бы не знал, что сделать ее совершенно необходимо. Все строится на сознательном волевом усилии. Человек работает недостаточно эффективно, хотя затрачивает много сил. Но по мере того, как он втягивается в работу, процесс ее выполнения постепенно начинает требовать меньшего самопринуждения, меньших волевых усилий. Зачастую появляется интерес к выполняемой работе или к результату, дело идет быстрее и эффективнее. Как говорят психологи, этап произвольности сменяется этапом постпроизвольности.
Таким образом, человек, оттягивающий начало работы, значительно удлиняет ее первый тяжелый этап, построенный на принуждении себя. Чем длиннее этап, тем неприятнее воспоминания о работе, тем сильнее будет у него искушение затянуть начало работы в следующий раз.
У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» бывает коротким, иногда почти незаметным. У такого человека любая работа оставляет, как правило, хорошие воспоминания. Он легко работает, многое успевает сделать, в конечном счете много достичь. Поэтому, обучая детей тому, как учиться, нельзя пренебрегать таким моментом, как выработка привычки приступать к делу без раскачки. В классе учитель руководит этим, но далеко не всегда это делают родители дома. Нередко они думают, что неумение сразу взяться за дело — возрастная особенность ребенка: подрастет — тогда, мол, научится. Это мнение лишено каких-либо оснований. Приучать ребенка правильно заниматься надо с первых же дней его учебы в школе. Если этого не сделать, то при глубокой запущенности занятия становятся трудным и неприятным для школьника делом, учеба превращается в отбывание тяжелой повинности. Ученик начинает пропускать уроки, возникают конфликты с преподавателями и одноклассниками. В старших классах такие ребята пытаются даже бросить школу. Чтобы ничего похожего не произошло, чтобы учеба была для школьника источником не только напряжения и усилий, но и удовлетворения, надо как можно раньше научить его правильно заниматься.
5) Место для занятий
Рассмотрим еще один важный момент, которому родители порой не придают значения. Речь идет о том, что школьник должен иметь постоянное место для занятий, лучше всего отдельный столик и полку для книг. Если этого нет, то в определенные часы ему надо предоставлять место за общим столом. Причем в это время никто не должен мешать ему. Подобно тому как у человека вырабатывается привычка к определенному времени работы, точно так же появляется она и к рабочему месту, что располагает его к работе, сокращает период втягивания в нее
К сожалению, взрослые часто не понимают этого. Вот тогда и приходится слышать родительские жалобы: «Место ему отвели. И стол купили, и стул, и даже шкафчик. Теперь у него есть свой угол. Он там и играет, и книжки читает, и уроки готовит. Все как надо сделали, а у него на раскачку не меньше времени уходит, чем раньше, когда он за общим столом занимался».
Учитель должен разъяснить им, что на постоянном рабочем месте школьник должен только готовить уроки, что поможет выработать у него привычку к внутренней мобилизации с момента начала занятий.
Оборудуя школьнику уголок для занятий, надо позаботиться и о том, чтобы рабочее место было удобно для ребенка. Для этого прежде всего необходимо подобрать мебель, подходящую по росту школьника. Если плоскость, на которой пишет ребенок, слишком низкая, ему приходится работать изогнувшись, в напряженной позе, а это может привести к искривлению позвоночника. Если рабочая плоскость поднята слишком высоко, то ребенок, как говорится, «пишет носом», а это вредно для зрения. В последние годы в наших магазинах появилась мебель отечественного и зарубежного производства, специально предназначенная для младших школьников. Она удобна, вполне соответствует гигиеническим требованиям и относительно недорога. Как правило, она может служить несколько лет, так как высоту ее можно регулировать.
Иногда ребята любят заниматься, забравшись с ногами на диван или поудобнее устроившись в кресле. Что касается старшеклассников, то им это особого вреда не принесет, но вот малыши должны заниматься обязательно сидя за столом. Оборудуя место для занятий, нужно побеспокоиться и о том, чтобы свет падал на стол с левой стороны и тень правой руки не заслоняла написанного. Следует так же приучить школьника сразу приготавливать все принадлежности, которые будут необходимы ему в процессе занятий. Ведь нередко приходится наблюдать, как, усевшись заниматься с самыми наилучшими намерениями, школьник то и дело вынужден отвлекаться: то понадобилась промокашка, то нет резинки, то надо поискать линейку и т. д. На это уходит много времени, что расхолаживает ребенка.
Приучая школьника правильно работать, следует добиться, чтобы он работал интенсивно, с полной внутренней концентрацией на выполняемом задании. Это как раз то, чего не умел делать Федя, мысли которого постоянно отвлекались от работы. Многие родители на первых порах не придают большого значения таким непроизводительным паузам в работе школьников и видят вред этих пауз только в том, что они увеличивают общее время, требуемое для приготовления уроков. До поры до времени родителей это и не волнует. Действительно, если в I—II классах ребенок вместо одного сидит 1,5—2 часа над уроками, то это не слишком бросается в глаза. Но когда родители замечают, что старшеклассник сидит по 5 часов за уроками, которые можно было приготовить за 2,5—3 часа, они начинают беспокоиться и готовы принимать какие-то меры. Здесь важно понять, что вред бесцельных непроизводительных пауз не только в потере времени. Гораздо серьезнее другое. У человека, который привык работать вяло, часто отвлекаясь, темп мыслительной деятельности намного медленнее, чем у того, кто привык работать интенсивно, с полным сосредоточением.
Привычка работать в хорошем темпе—-очень важный момент в умении правильно заниматься. Человек, долго раскачивающийся и часто отвлекающийся, по существу все время работает вполсилы. Его мысли текут лениво, все время прерываясь и часто возвращаясь к уже пройденному.
Человек, включающийся в работу без промедлений и умеющий полностью сконцентрироваться, напротив, привыкает работать с отдачей, а когда он делает что-либо, полностью выкладываясь, мысль его работает напряженно. В конце концов, тот или иной темп мыслительной деятельности усваивается и становится привычным для человека. Вот почему так важно приучить школьника всегда работать интенсивно, с полным сосредоточением на выполняемой работе.
III. Практические советы по развитию у детей психологических процессов
1.Упражнения для развития внимания (по мере необходимости)
1. 1. Кончики растянутых вместе пальцев правой руки подводят к основанию мизинца левой руки со слегка сжатым кулаком. В следующий миг сжимают, наоборот, пальцы правой руки, растягивают пальцы левой руки и подводят кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинца правой руки. Повторяют эти движения быстро и попеременно по 10 раз. Выдох делается через рот при каждой смене рук.
1.2. Раскрывают пальцы левой руки, слегка нажимают точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторяют это 5 раз. При нажатии делают выдох, а при ослаблении усилия — вдох. Упражнение делают спокойно, не торопясь. Потом делают то же самое для правой руки.
2. Упражнения для развития памяти (по мере необходимости)
2.1. Методика двигательного запоминания букв. Даются буквы, вылепленные из пластилина, вырезанные из дерева и т.д. Ребенок должен ощупать букву, назвать ее и записать. На начальном этапе тренировки можно предложить учащемуся самому вылепить из пластилина буквы. В дальнейшем следует перейти к запоминанию последовательности из 3—4 букв на основе их осязания. Последующий этап тренировки — буквы «промахиваются» в воздухе двумя руками в зеркальном отражении.
2. 2. Складывают большой и указательный пальцы кончиками вместе, с усилием прижимают их друг к другу, сгибая их в наружную сторону. То же упражнение делают для большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца (для каждой руки 20 раз). Затем кончиком большого пальца сильно надавливают на основание каждого пальца с наружной и внутренней стороны.
2.3.. Одновременно двумя руками «промахать» в воздухе в зеркальном отражении (записывать на листе бумаги) информацию, которую необходимо запомнить (буквы, таблица умножения, формулы, иностранные слова и т.д.).
3. Упражнения для снятия эмоционального напряжения
3.1. Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторять следует 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации.
3.2. Делают двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони. Упражнение так же развивает тонкую моторику рук.
3. 3. Слегка массируют кончик мизинца.
3.4. Помещают орех на кисть руки со стороны мизинца (на ладони) и ладонью другой руки слегка нажимают и делают орехом круговые движения (3 мин).
4. Помощь гиперактивному ребенку.
Коррекция дома.
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку.
— демонстрировать спокойное поведение
— избегать слов «нет» и «нельзя»
— взаимоотношения с ребенком строить на доверии и взаимопонимании
2. Изменение психологического микроклимата в семье.
— меньше ссориться
— больше времени уделять ребенку
— проводить досуг всей семьей
3. Организация режима дня и места для занятий.
4. Проводить специальную поведенческую программу,предусматривающую преобладание методов поддержки и вознаграждения.
Поведенческая программа. Домашняя программа вознаграждения и поощрения.
1) Каждый день перед ребенком ставится определенная цель, которую он должен достичь.
2 ) Усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряются.
3) В конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.
4) Родители периодически сообщают врачу(психологу) об изменениях в поведении ребенка.
5) При достижении значительного улучшения в поведении ребенок получает давно обещанное вознаграждение.
Примеры поставленных целей:
хорошее выполнение дом. задания,
примерное поведение,
уборка в своей комнате
* в разговоре с ребенком избегать директивных указаний. Примеры поощрений и вознаграждений:
разрешить посмотреть телевизор вечером на 30 мин. дольше,
угостить специальным десертом,
купить ту вещь, о которой он давно мечтает,
ободряющая улыбка,ласковое слово, повышенное внимание к ребенку, физический контакт (поглаживание)
Примеры наказаний:
словесное неодобрение,
временная изоляция от других дел,
лишение «привилегий» ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ: равномерный бег, длительные прогулки, бег «трусцой», езда на велосипеде, плавание. Противопоказаны игры, где сильно выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления и т.п. ) Педагогам необходимо направлять энергию ребенка во время занятий — попросить его вымыть доску, собрать тетради и т.п.
Больше давать творческих, развивающих заданий.
Частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
На определенный отрезок времени давать лишь одно задание ( если задача объемная).
Упражнение для мозговой гимнастики
1) Перекрестные движения -активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний.
Под музыку дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны.
Это позволяет «пересечь» среднюю линию, то есть активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться к усвоению новых знаний.
2) Шапка для размышлений – улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь.
«Надеть шапку» - дети должны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки 3 раза.
Это помогает им слышать резонирующий звук своего голоса, когда они говорят или поют.
Для расслабления мышц шеи и плеч. Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
Возьмитесь за спинку стула впереди себя, поставьте вперед правую ногу и немного согните ее в колене. Левая нога сзади вытянута. Одновременно с наклоном вперед и выдохом мягко прижмите находящуюся сзади пятку к полу. Затем приподнимите пятку и сделайте глубокий вдох. Повторите 3 раза, меняя ноги. Чем больше согнута находящаяся впереди нога в колене, тем большее растяжение чувствуется в икрах сзади.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.
6) Заземлитель – улучшает внимание, мыслительную деятельность, понимание при чтении.
Удобно расставьте ноги. Правую ступню разверните вправо, левую направьте строго прямо. При выдохе согните правое колено. Вдохните, одновременно напрягая правую ногу. Бедра держите «собранными». Это поможет укрепить бедра и стабилизировать спину. Повторите упражнение 3 раза. Затем сделайте то же самое левой ногой.
7) Активизация руки – улучшает зрительно-моторную координацию.
Держите одну вытянутую вверх руку рядом с ухом, другой рукой обхватите за головой локоть вытянутой руки. Мягко выдохните воздух через сжатые губы, одновременно активизируя мышцы и подталкивая кисть другой рукой в четырех направлениях (вперед, назад, к себе, от себя).
8) Сова – улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении.
Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад, посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держась за плечо другой рукой.
Можно добавить вокализацию: голова у плеча – вдох, голова на груди – выдох с вокализацией «у-у-х», голова у другого плеча – вдох и т.д.
9) Слон – улучшает восприятие, правописание, при чтении – слушать и понимать услышанное.
Согните левое колено, «приклейте» голову к левому плечу и вытяните руку, показывая пальцем поперек комнаты. Используя грудную клетку, двигайте верхнюю часть тела так, чтобы рука описывала ленивую восьмерку. Рука остается неподвижной относительно туловища, так же как и плечи, и голова. Смотрите дальше пальцев (если вы видите две кисти, все в порядке). Повторите движение другой рукой.
10) Точки Кука – трансформирует отрицательные эмоции в положительные, улучшает внимание, ясное восприятие речи.
Упражнение состоит из двух частей, выполняется сидя. Сначала надо положить левую щиколотку на правое колено, затем обхватить правой рукой левую щиколотку, а левую руку положить на подошву левой стопы (можно положить правую щиколотку на левую ногу). Сидите так одну минуту с закрытыми глазами, глубоко дыша, язык прижат к небу. Выполняя вторую часть упражнения, расплетите ноги и соедините кончики пальцев рук, продолжая глубоко дышать еще одну минуту.
Дети должны рисовать симметричные рисунки двумя руками одновременно (к себе, от себя, вверх, вниз). В результате получаются интересные формы, возникает чувство расслабления рук и глаз, улучшается процесс письма.
12) Точки (кнопки) мозга – улучшает внимание, чтение.
Одну руку дети кладут на пупок, другой – массируют точки, которые расположены сразу же под ключицей с правой и левой стороны груди. При выполнении движения они представляют, что на носу находится кисточка и «рисуют» ею бабочку или восьмерку на потолке. Дети также могут водить глазами по стене в том месте, где стена пересекается с потолком.
13) Точки равновесия – улучшает мыслительную деятельность, внимание, координацию движений.
Дотроньтесь двумя пальцами одной руки до впадины у основания черепа (сразу за ухом), другую руку положите на пупок. Дышите, поднимая энергию вверх. Через минуту положите пальцы на точки за другим ухом.
14) Точки пространства (космические кнопочки) – улучшает мыслительную деятельность.
Положите два пальца над верхней губой, а другую руку – на копчик. Держите так минуту, «вдыхая» энергию вверх по позвоночнику.
15) Точки земли – помогает накапливать силы.
Массирование двух точек одновременно – одна находится в ямке под нижней губой, а вторая в середине края кости (лобковой) внизу живота. Между ними образуется связь – меридиан энергии, который помогает накапливать силы.
III. Заключение
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Таким образом, семья является первым и самым значимым субъектом воспитания ребёнка. Значимость и субъективность семьи повышается и углубляется в теснейшем сотрудничестве с образовательными учреждениями, в которых находится ребенок.
Список использованной литературы
1. Бардин К.В. Как научить детей учиться: Кн. для учителя. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.; Просвещение, 1987. — 112 c.
2. Майорова Н.П. «Неуспеваемость» (точных данных об издательстве нет)
3.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000.
4. Вартапетова Г. М. Особенности освоения чтения и письма младшими школьниками с разной латеральной организацией // Сибирский учитель, 2001: № 3(13)