Предмет: технология, окружающий мир, кружок «Основы проектной деятельности»
Проект проведён во 2 классе
Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21»г. Калуги
Руководитель проекта: Лысенкова Е.Ю.
Краткое описание выполненного проекта:
В ходе реализации проекта дети работали индивидуально, в малых группах, коллективно, развивались их коммуникативные навыки общения, взаимодействия. Каждый вносил частичку своего труда в создание общего продукта - кормушки для птиц, что определяло коммуникативное взаимодействие более высокого уровня между учащимися, сотрудничество и взаимопомощь.
Цель проекта:
· образовательная – вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс изучения зимующих птиц, в творческий процесс выполнения заданий (нарисовать, придумать и сделать, сочинить, составить и т.д.);
· воспитательная – воспитание чувств сопереживания, ответственности за взятое дело.
Постановка задачи ученикам:
· Расширить представления детей о мире природы, учить их видеть и ценить его красоту
· учить находить, перерабатывать информацию о зимующих птицах, о видах кормушек для птиц;
· развивать умения самостоятельной работы, коммуникативные умения работать в группе;
· развивать творческие способности.
Задачи проекта:
· Обучение умению ставить цель, планировать работу, подбирать соответствующие замыслу материалы, инструменты.
· Развитие конструктивных способностей у детей, умения использовать наиболее рациональные способы достижения результата, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
· Формирование и развитие детской фантазии, творческого воображения.
Поощрение оригинальных идей.
· Воспитание чувства отзывчивости и ответственности, гуманного отношения к птицам, желания помочь маленьким и слабым существам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.
· Воспитание у детей умению радоваться своему успеху и успеху друзей.
· Вызвать у детей желание убедить взрослых членов семьи в необходимости оказания помощи зимующим птицам в городе, принять непосредственное практическое участие в изготовлении кормушек.
Требуемое оборудование для проведения проекта:
- мультимедийное приложение «Оседлые и кочующие птицы», рисунки и фотографии птиц, кормушки, выставка книг о птицах, видеофильм « Птицы в лесу», плакаты «Зимующие птицы», атлас-определитель птиц;
- различные источники информации: учебники, справочники, энциклопедии (в том числе электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия), методические рекомендации; - средства предъявления результатов: папки с рисунками, докладами, литературными произведениями и творческими работами учащихся;
- раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой; альбомные листы для оформления разделов проекта; справочная литература; клей, фломастеры, кормушки, корм для птиц, фотоаппарат.
Соответствие образовательным стандартам
Ожидаемые результаты:
личностные:
формирование у детей бережного отношения к птицам, к природе;
формирование чувства сострадания;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
метапредметные:
развитие умений соединять теоретический материал с практической деятельностью;
развитие умений использовать различные способы поиска информации (в справочниках, в энциклопедиях, сети Интернет и т. д)
развитие творческих и коммуникативных способностей детей,
развитие операций обобщения, умения классифицировать;
развитие интереса к процессу познания
предметные:
повысить уровень теоретических знаний о многообразии зимующих птиц Калужской области, и их значение для природы
уточнить знания о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц;
развивать умения находить взаимосвязи в природе;
формировать умения применять полученные знания, умения, навыки в нестандартных ситуациях
Ход выполнения проекта
№
Этапы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1.
Подготовка: выбор темы проекта, определение темы и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения проектной деятельности.
Уточняют информацию, обсуждают задания, принимают общее решение по теме, формируют творческие группы.
Отбирает возможные темы, предлагает их учащимся. Объясняет цель, формирует положительную мотивацию к деятельности, организует работу по формированию групп.
2.
Планирование: анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп.
Вырабатывают план действий (собрать информацию), осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе.
Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта.
3.
Принятие решения: сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности.
Работают с информацией, выполняют исследование, корректируют план деятельности.
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
4.
Выполнение проекта.
Работают над проектом и его оформлением.
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
5.
Оценка результатов: оценка выполнения проекта (поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков).
Просмотр содержимого документа
«Конструкторский проект "Кормушка для птиц" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21» г. Калуги
Конструкторский проект
«Кормушка для птиц»
Автор:
ученики 2 «Б» класса
Руководитель:
учитель начальных классов
Лысенкова Елена Юрьевна
Калуга, 2013
Визитная карточка проекта
Название: «Кормушка для птиц»
Тип проекта: конструкторский
По продолжительности: краткосрочный (2 месяца)
Предмет: технология, окружающий мир, кружок «Основы проектной деятельности»
Проект проведён во 2 классе
Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21»г. Калуги
Руководитель проекта: Лысенкова Е.Ю.
Краткое описание выполненного проекта:
В ходе реализации проекта дети работали индивидуально, в малых группах, коллективно, развивались их коммуникативные навыки общения, взаимодействия. Каждый вносил частичку своего труда в создание общего продукта - кормушки для птиц, что определяло коммуникативное взаимодействие более высокого уровня между учащимися, сотрудничество и взаимопомощь.
Цель проекта:
образовательная – вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс изучения зимующих птиц, в творческий процесс выполнения заданий (нарисовать, придумать и сделать, сочинить, составить и т.д.);
воспитательная – воспитание чувств сопереживания, ответственности за взятое дело.
Постановка задачи ученикам:
Расширить представления детей о мире природы, учить их видеть и ценить его красоту
учить находить, перерабатывать информацию о зимующих птицах, о видах кормушек для птиц;
развивать умения самостоятельной работы, коммуникативные умения работать в группе;
развивать творческие способности.
Задачи проекта:
Обучение умению ставить цель, планировать работу, подбирать соответствующие замыслу материалы, инструменты.
Развитие конструктивных способностей у детей, умения использовать наиболее рациональные способы достижения результата, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Формирование и развитие детской фантазии, творческого воображения.
Поощрение оригинальных идей.
Воспитание чувства отзывчивости и ответственности, гуманного отношения к птицам, желания помочь маленьким и слабым существам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.
Воспитание у детей умению радоваться своему успеху и успеху друзей.
Вызвать у детей желание убедить взрослых членов семьи в необходимости оказания помощи зимующим птицам в городе, принять непосредственное практическое участие в изготовлении кормушек.
Требуемое оборудование для проведения проекта:
- мультимедийное приложение «Оседлые и кочующие птицы», рисунки и фотографии птиц, кормушки, выставка книг о птицах, видеофильм « Птицы в лесу», плакаты «Зимующие птицы», атлас-определитель птиц;
- различные источники информации: учебники, справочники, энциклопедии (в том числе электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия), методические рекомендации; - средства предъявления результатов: папки с рисунками, докладами, литературными произведениями и творческими работами учащихся;
- раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой; альбомные листы для оформления разделов проекта; справочная литература; клей, фломастеры, кормушки, корм для птиц, фотоаппарат.
Соответствие образовательным стандартам
Ожидаемые результаты:
личностные:
формирование у детей бережного отношения к птицам, к природе;
формирование чувства сострадания;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
метапредметные:
развитие умений соединять теоретический материал с практической деятельностью;
развитие умений использовать различные способы поиска информации (в справочниках, в энциклопедиях, сети Интернет и т. д)
развитие творческих и коммуникативных способностей детей,
развитие операций обобщения, умения классифицировать;
развитие интереса к процессу познания
предметные:
повысить уровень теоретических знаний о многообразии зимующих птиц Калужской области, и их значение для природы
уточнить знания о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц;
развивать умения находить взаимосвязи в природе;
формировать умения применять полученные знания, умения, навыки в нестандартных ситуациях
Ход выполнения проекта
№
Этапы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1.
Подготовка: выбор темы проекта, определение темы и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения проектной деятельности.
Уточняют информацию, обсуждают задания, принимают общее решение по теме, формируют творческие группы.
Отбирает возможные темы, предлагает их учащимся. Объясняет цель, формирует положительную мотивацию к деятельности, организует работу по формированию групп.
2.
Планирование: анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп.
Вырабатывают план действий (собрать информацию), осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе.
Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта.
3.
Принятие решения:сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности.
Работают с информацией, выполняют исследование, корректируют план деятельности.
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
4.
Выполнение проекта.
Работают над проектом и его оформлением.
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
5.
Оценка результатов: оценка выполнения проекта (поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков).
Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении.
6.
Презентация:защита проекта.
Докладывают о результатах совместной деятельности.
Организовывает работу по оценке изделия
Методы, использованные в работе над проектом:
словесные: беседы, объяснения, пояснения;
наглядные: рассматривание кормушек, иллюстраций и фотографий, слайдов; практические: овладение технологией изготовления кормушки, отработка умений пользоваться ножницами.
Подробное описание хода проекта
Вопросы, направляющие проект.
Основополагающий вопрос.
- Чем и как я могу помочь?
Проблемные вопросы.
- Что необходимо сделать мне, чтобы помочь птицам в зимнее время?
Учебные вопросы.
Я и природа.
Как адаптируются птицы в питании зимой?
Какие птицы остаются зимовать в нашей области и чем они питаются?
Какие кормушки необходимы птицам для питания?
Темы исследований:
Разнообразный мир птиц Калужской области.
Польза, приносимая птицами.
Как зимуют птицы?
Когда и как правильно подкармливать птиц?
Какой корм и когда нужно заготавливать для птиц?
Как правильно сделать кормушки?
Охрана птиц.
Почему птицы, которым не страшен холод, прилетают к жилью человека? За помощью или потому, что зимой в лесу холоднее, чем в городе? На все эти вопросы мы постарались ответить в своей работе после наблюдения за зимующими птицами.
Зимой в наших местах очень мало птиц. Но и тем птицам, которые остаются коротать зиму, приходится нелегко. Для птиц зимой страшнее всего голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма - даже таким проворным и шустрым как воробей. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
В поисках пищи они прилетают ближе к жилью человека. И тут на помощь им приходят взрослые и дети. Птицы прилетают кормиться несколько раз в день. Примерно в одно и то же время. Биологические часы у них хорошо работают.
Собрав и изучив информацию о жизни зимующих птиц, мы решили создать «птичьи столовые» и обеспечить постоянную подкормку птиц зимой. На уроках технологии и с помощью родителей мы изготовили кормушки и развесили их в пришкольном саду под окнами нашего класса и распределили очередность подкормки птиц.
Надеемся, что мы помогли нашим друзьям-пернатым!
Теоретический этап
Для работы над проектом все дети класса разделились на три группы. Первая группа собирала информацию об истории происхождения кормушки, вторая – о правильной зимней подкормке, третья группа изучала виды кормушек.
В результате обсуждения называются следующие цели и задачи:
1. Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.
2. Изучить дополнительную литературу и определить птиц, зимующих в наших краях.
3. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
История происхождения кормушки
История появления кормушки связана с неблагоприятными климатическими условиями и желанием человека защитить птиц в те периоды, когда они не могут сами себя прокормить.
Зима – самое трудное время года для птиц, не улетающих в тёплые края. Особенно сложно становится им добывать пищу в снежные дни. А ведь всем известно, что сытой птице и мороз не страшен. Поэтому птицам надо помогать пережить зиму - иначе они умрут. И здесь на помощь приходит человек, который мастерит кормушки (столовую для зимующих птиц) и подкармливают пернатых друзей.
Трудно сказать, когда появилась первая кормушка (ящик, куда люди кладут корм для птиц), но есть интересная история – легенда, о том, почему люди сделали традицией вывешивать кормушки.
Давным – давно …жил в селе человек по имени Сашко. Занимался он земледелием: пахал землю, сеял зерно, собирал урожай, молол муку и выпекал душистый хлеб. Сашко достаточно преуспел в этом деле и прославился во всех соседних деревнях и сёлах. Со всей округи съезжались к нему люди за мягким хлебом.
Но случилось у него однажды большое несчастье… Стояла в то время большая засуха. Пекло солнце и жара была невыносимая. Вспыхнул в селе пожар, и погорели все деревянные постройки. А у Сашка на земле сгорела почти вся пшеница, ноне много ему всё же удалось спасти. И набралось у него зерна всего мешок. Прошла осень и наступила зима. Зима была морозной, лютой; такой, какой ещё никогда не бывало.
Надел Сашко тулуп и вышел во двор поглядеть, что там делается. Видит: кругом всё снегом занесено, а на белых от снега деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают.
Жалко ему стало бедных птиц. Пошёл он соорудил для них деревянные приспособления и насыпал в них зерна. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать, да насыщаться. А когда птица не голодна, ей и тепло и не замёрзнет она.
С этого дня стал Сашко каждый день в кормушки зерно сыпать, хоть и сам он обеднел, ведь всё своё зерно он отдавал птицам. Так и прошла зима, и в последний её день высыпал Сашко птицам последнюю пшеницу из своего мешка и только сейчас заметил, что весь свой запас птицам скормил.
Сидит, пригорюнился, думает «Теперь и есть нечего, и сеять нечего на землю»
Вот пришла пора сеять урожай. Сидит Сашко в доме и слышит шум, гам. Вышел во двор – глядит, а над его землёй стая разных птиц кружится. Среди них и голуби, и воробьи, и синицы, и каждая делом занята – бросает зёрнышко в землю, улетает куда – то и обратно прилетает с зерном и так много-много раз. Смотрят все жители, удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому-нибудь огород засаживали. И пошла молва по миру об этой истории. И стали люди во всём мире как Сашко сооружать кормушки для птиц зимой и заботится о них. А птицы взамен, на людскую доброту, помогают людям, уничтожая вредителей лесов, огородов, садов, сохраняя тем самым урожай.
И стало это традицией, и передавалось из поколения в поколение. И превратили люди вывешивание кормушек в настоящий праздник, ритуал с песнями, конкурсами на лучшую кормушку. И дошла эта традиция до наших дней.
12 ноября - по народному календарю, отмечают праздник «Зиновий синичник». Именно в этот день люди собираются в садах, парках и вывешивают первые кормушки. Теперь, с этого момента, стартует международная акция «Покормите птиц зимой!» Длится она до весны. В этот период любой желающий, в любой точке мира, любого возраста, любой национальности может принять участие: самому сделать кормушку и ежедневно наполнять её кормом.
Подкормка птиц
Зима – трудное время года для пернатых. Холод заставил спрятаться всех насекомых, лишь некоторые деревья сохранили плоды, да на крупных сорняках торчащих из-под снега, можно найти семена. Многие люди стремятся помочь пернатым соседям пережить этот трудный период, устраивая подкормочные площадки и кормушки. Но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко навредить. В первую очередь нужно понимать, что птиц нельзя кормить, можно лишь подкармливать.
При кормлении птицы весь дневной рацион получают только из кормушки, а при подкормке – лишь его часть и вынуждены остальное находить в природе. В природе рацион птиц очень разнообразен. Перемещаясь по лесу, стайки птиц проверяют трещины коры в поисках зимующих насекомых, их личинок и куколок, подбирают семена различных растений, а на кормушке поедают исключительно семечки и сало. И при постоянно полной кормушке птицы попросту перестают искать другую пищу. Однообразный рацион, да ещё богатый жирами, приводит к заболеванию печени. Вместо пользы мы наносим птицам непоправимый вред. Лучше приучить себя и птиц к определённому режиму, наполняя кормушки один-два раза в сутки в одно и то же время.
Некоторые продукты для птиц вредны, а зачастую и смертельно опасны. В первую очередь это всё жареное и солёное. При поедании солёной пищи соль быстро накапливается в переизбытке в организме птиц и происходит отравление организма. При жарке жиры меняют свою структуру и наносят сильный вред печени. Также нельзя использовать испорченную пищу, прогорклое зерно, заплесневелые, затхлые продукты. Они содержат сильные токсины. Даже если отравление и не приведёт к быстрой смерти птицы, оно ослабит организм, птица заболеет и в конце концов погибнет. Нельзя давать птицам и пшено. В отличие от проса пшено лишено оболочки, что приводит к окислению жиров на его поверхности, появлению токсических веществ, болезнетворных организмов. Опасен для птиц и чёрный хлеб. Крахмал ржи плохо усваивается организмом птицы.
Чего нельзя давать птицам ни в коем случае?
Жареные и солёные семечки, солёное сало, пшено, чёрный хлеб и испорченные продукты с неприятным запахом или наличием плесени.
Птиц нельзя кормить солеными орешками, чипсами, кокосовой стружкой, и лучше не кормить салом или кусочками жира. В природе такой пищи нет, для птиц она вредна!
Чем же тогда их можно подкармливать?
Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то, что нам не надо. Когда кушаете арбузы и дыни, соберите и высушите семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться синицы. Их подкармливают также семенами подсолнуха и тыквы (не жареными), конопли, кусочками несоленого сала и мяса, различными жирами - маргарином, маслом и т. п. Охотно кушают синицы и крошки хлеба (черного ржаного давать нельзя). Лучше использовать измельченный черствый хлеб. Свежий на холоде замерзает и птицы не смогут с ним ничего сделать. Рады полакомиться хлебом также воробьи и голуби.
Снегирь Воробей
Синица Сорока
Снегири
Эти птицы летом и осенью живут в северных хвойных лесах, а с первым снегом прилетают к нам. Прилетали снегири стайками по 5-7 птичек. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидят они на ветках или прямо на снегу. Снегирь – доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. На кормушку снегири садятся редко. Своим толстеньким клювом они неплохо добывают себе корм прямо с деревьев. Снегирь питается почками, семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Поэтому снег под деревьями часто окрашен соком ягод.
Воробьи
С этими птицами мы знакомы давно. Мы их видели везде, и зимой и летом. Они не улетают в тёплые края с приходом зимы. Но голод и холод заставляет их держаться поближе к жилью человека. Воробьи по нашим наблюдениям совсем не прихотливые птички. Они едят всё подряд, что есть на кормушке. Собирают упавшие крошки на снегу и земле, проверяют кормушки у домашних животных. Своих птенцов они выкармливают насекомыми. Это смелые, весёлые, умные птички. Они скачут по улице, не обращая внимания на людей и машины. Но злейшим врагом воробьёв считается кошка, из лап которой трудно вырваться.
Синицы
На рябину часто прилетала стайка подвижных и ловких птиц. Из-за сине - голубой окраски перьев этой птице дали название – синица. На зиму они не улетают в тёплые страны, но в поисках пищи перелетают с места на место. Там где корма много синицы задерживаются. Мы заметили, что если их хорошо подкармливать, то можно удержать в своём саду. Синицы очень прожорливы. Они съедают за сутки столько пищи, сколько весят сами. На зиму некоторые из них заготавливают корм про запас. Они прячут насекомых и семена в трещины коры, щели между хвоинками. Некоторые синицы не боятся заглядывать в форточки домов. Не отказываются и от домашней пищи. Особенно любят несолёное сало, творог, масло.
Сорока
Эта красивая птица прилетала на кормушку одна. Её невозможно спутать ни с одной другой птицей. Не зря в народе её называют – белобока. По бокам пёрышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Особенно красив хвост – длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом. Сорока – это осёдлая птица. Зимой большинство сорок вместе с галками и воронами перебираются поближе к людям. Корм у сорок разнообразен. Они едят всё: летом насекомых и других мелких животных, разоряют гнёзда других птиц, а зимой их можно увидеть прыгающих на свалках, проверяющих кормушки у домашних животных. Очень любит сорока ягоды, фрукты, семена растений.
Памятка “Как подкармливать птиц”.
1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
Практический этап
Виды кормушек
Дети от природы наделены яркими способностями. К сожалению, мы не всегда уделяем внимание развитию творческих способностей у наших детей. В связи с этим, возникла проблема освоения новых технологий. Вместе с детьми обсуждали – чем вызван отлет птиц, почему улетают, ведь перелёт труден и опасен. Как живется птицам, зимующим в России? Где зимуют, чем питаются? Можем ли мы помочь зимующим птицам? Учитель попыталась выяснить у детей, видели ли они, как люди готовят «птичьи столовые», развешивают их в лесу, в парке, в сквере и просто на участке. Для кого они предназначены и какими должны быть? Учитель предложила посмотреть слайд с кормушками, обратила внимание на разнообразие форм кормушек и выбор материала для их постройки, на то, что кормушка должна быть практичной, удобной и безопасной для птиц при её расположении.
В результате изученных материалов мы выяснили, что кормушки могут быть:
- из дерева
- из бумажных пакетов
- из пластиковых бутылок
Исходя из возраста учащихся, мы решили сделать кормушки из бумажных пакетов и пластиковых бутылок. Совместно разработали требования к изделию:
Эксплуатационные (длительный срок эксплуатации, стойкость к внешним воздействиям)
Дети разделились на группы и принялись за изготовление кормушек.
Самая простая кормушка для птиц - из молочного пакета. Для создания такой кормушки нам понадобится коробка из-под молока или любая пустая картонная коробка соответствующих габаритов. Канцелярским ножом в передней части коробки вырезаем небольшое отверстие, чтобы птичка свободно могла забраться внутрь. В нижней части коробки вырезаем отверстие для насеста, закрепив в нем плотный картон или небольшую деревянную планку. Если коробочка недостаточно красочная, чтобы привлечь внимание птиц, разукрашиваем ее фломастерами или декорируем цветным картоном. В нижней части пакета через предварительно прорезанные крестообразные отверстия можно вставить прутик либо палочку подходящей длины – получится очень удобный для пернатых шесток. Привязываем кормушку к стволу дерева через прорези в стенках пакета.
Кормушка из пластиковой бутылки: можно просто вырезать окно, как на третьем фото, но поскольку птички не любят замкнутого пространства, то лучше сделать два окна.
Также часть вырезаемого окна можно отогнуть вверх, обеспечив таким образом крышу, чтобы снег не попадал на корм. Часть окна можно отогнуть вниз – получится удобный шесток для птиц. К достоинству этих кормушек можно отнести их долговечность. Ещё два варианта изготовления кормушек, в виде шалаша. Слева – из двух коробок из-под сока, справа – материалом послужила освободившаяся коробка из-под конфет. Помимо этого нам могут потребоваться канцелярский нож или ножницы, скотч и степлер. Плюсом кормушек из пакетов является простота изготовления, отсутствие проблемы с материалом. Недостаток – недолговечность кормушки, хотя на один сезон ее вполне хватает.
Более серьезные кормушки нам сконструировали родители. Кормушка из дерева будет более долговечной и сможет прослужить уже несколько лет, а значит, нам не придется каждый раз думать о новой конструкции.
Кормушка из фанеры изготавливается из размеченных и порезанных кусков материала, но обязательно с использованием деревянного бруса. Все детали можно соединять клеем, гвоздями, саморезами.
После изготовления кормушек, работу надо было оценить. При оценке мы обращали внимание на:
Обеспечение сохранности корма (предохранение его от снега, ветра, обледенения);
Доступность корма для скармливания птицам;
Возможность установки кормушки вблизи места обитания птиц;
Хороший внешний вид;
Долговечность.
Заключительный этап
В осуществлении проекта приняли участие все ученики класса, каждый на своем уровне знаний, умений и возможностей.
Внешние продукты проекта: изготовление и развешивание кормушек.
В рамках проекта были проведены: КВН «Птичьи разговоры»; конкурс на лучший кроссворд о птицах, чтение стихов о зимующих птицах, конкурс рисунков-проектов кормушек, подготовка и просмотр презентаций.
12 ноября - по народному календарю, отмечают праздник « Зиновий синичник». Именно в этот день наш класс развесил кормушки в школьном саду. Корм должен быть в кормушке каждый день, поэтому мы установили очерёдность подкормки и продолжили наблюдения за птицами.
Дети оценили свое участие в работе, отвечая на вопросы анкеты.
В итоге проведённых наблюдений я научился:
делать кормушку
кормить птиц различным кормом;
наблюдать и вести дневник наблюдений.
Я узнал:
какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
как различить птиц по окраске;
какие корма предпочитают птицы;
Сделал выводы:
Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
В ветреные дни птицы не прилетают.
Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.
В нашей местности рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки; прилетают из леса покормиться снегири.
За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
Результаты анкетирования (опрошено 28 человек из 28).
1. В каком виде работы ты участвовал?
- рисунок птицы; 15 человек
- доклад о зимующей птице; 9 человек
- поиск литературного произведения; 9 человек
- изготовление кормушки; 28 человек
- кормление птиц; 28 человек
- выступление. 8 человек
2. Что тебе больше всего понравилось делать?
- рисунок птицы; 10 человек
- доклад о зимующей птице; 5 человек
- поиск литературного произведения; 5 человек
- изготовление кормушки; 26 человек
- кормление птиц; 28 человек
- выступление. 6 человек
3. Как выполнял задание?
- самостоятельно; 5 человек
- с помощью родителей; 20 человек
- с помощью учителя. 14 человек
4. Чем пользовался?
- справочниками, энциклопедиями; 26 человек
- компьютером. 23 человека
5. У твоего дома есть кормушка?
Да - 23человека.
Нет - 5 человек.
6. Кормишь птиц сам или после напоминания взрослых?
Сам – 23 человека.
7. Чего ты достиг (что понял, узнал, чему научился)?
- расширил знания о птицах; 24 человека
- учился находить и пользоваться дополнительной литературой; 14 человек
- учился отбирать материал по теме; 20 человек
- учился оформлять доклад; 10 человек
- учился выступать перед публикой; 9 человек
- учился работать в группе; 28 человек
- получил удовольствие; 28 человек
Таким образом, участие в проекте для детей было очень полезным. Основные затруднения учащиеся испытывают при обработке и оформлении найденного материала.