Мотивационно-целевой | Сообщить о цели данного родительского собрания, о негативном влиянии никотина на здоровье; мотивировать родителей на активное взаимодействие, | (Каждый родитель получает информационный лист №1, где сделана подборка фактов негативного влияния никотина на здоровье ребёнка и знакомятся с ним) - Уважаемые родители перед вами 6 примеров негативного влияния курения на детей. Вам необходимо выбрать тот факт, который на ваш взгляд более всего отражает сущность подобного на детей, и объяснить почему. (Родителям предоставляется возможность высказать своё мнение). | Фронтальная | 10 минут, информационный лист, интересные факты, презентация |
Деятельностный | Расширить кругозор родителей о табачных изделиях и их истории; включить родителей в активную деятельность, через работу в парах и группах; ознакомить со статистикой; выявить причины курения; осознать важность последствий курения; сформулировать советы родителям некурящих детей; научиться работать в паре и группе | - Нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал всюду. Вот некоторые исторические факты:- По религиозным мотивам в Италии табак был объявлен “забавой дьявола”.- Римские папы предлагали отлучить от церкви курящих табак.- В Турции курильщиков сажали на кол.- Пять монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене.- В Англии по указу Елизаветы 1 (1585 г.) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. А позже там же за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади.- В России в царствование царя Михаила Федоровича попавшийся на курении в первый раз наказывался 66 ударами палок по стопам, во второй раз – отрезанием носа и ушей. Частных торговцев табака повелевалось “пороть, ссылать в дальние города”. Возможно, вы считаете, что детей в начальной школе мало интересуют такие типично подростковые проблемы, как употребление табака. Вы не одиноки. Так думают и многие. К сожалению, факты свидетельствуют о другом. Дети уже в возрасте 7 – 10 лет сталкиваются, с этим веществом в жизни, интересуются его действием. Опрос учащихся 3 – 4 классов показал, что некоторые учащиеся уже пробовали курить. У половины опрошенных ребят курят родители или их друзья. Курение – это проблема, которая коснулась или может коснуться каждой семьи и каждого ребёнка. Это проблема, которая может стать причиной многих трудностей в семье. Предлагаю вам послушать притчу «Рыбак» (приложение 1) - Ответить на вопрос «Почему дети курят?» — это значит определить причины этой проблемы. Это, значит ликвидировать возможность семейных конфликтов, в конечном счёте, спасти своё здоровье и здоровье своих детей. - Предлагаю разделиться вам на 2 группы. (Работа проводится по группам. Участникам предлагается сформулировать собственные понятия «Здоровье – это————» и «Здоровый образ жизни – это————-». Обсуждение проходит в рамках свободной дискуссии, в которой принимают участие все родители. (После высказанных определений. Значение этих понятий находят в словаре Ожегова.) - Чтобы бороться, с врагом нужно знать его в лицо. (Слайд 3) В Россию табак проник в начале 17 века. Во времена первых Романовых власть преследовала табакокурение: курильщиков секли розгами и даже отправляли в ссылку. Широко насаждать табак стал Петр I. В начале 19 века мода курить трубки и сигары возникла в Москве и С.-Петербурге среди высшего общества. Стали появляться первые табачные фабрики. К середине 19 века в Москве работали 4 крупные табачные фабрики. Производство первых в России сигарет началось в 1947 году — «Ява». Пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет. За год выкуривается примерно 100 миллиардов сигарет. Есть люди, которые выкуривают 1—2 сигареты в день, и в то же время есть определенное количество людей, которое курит до 20 сигарет в день и более. (слайд 22) Представленная статистика говорит еще и о том, что количество курящих мужчин уменьшается, в то время как количество курящих женщин растет. Параллельно с ростом числа курящих женщин у них растет количество заболеваний, связанных с курением. Среди молодежи в возрасте 14-17 лет курение стало излюбленным времяпрепровождением. В этой возрастной категории есть уже заядлые курильщики с 5-летним стажем. Существуют так называемые «профессии» курильщиков — с риском, нервными перегрузками, стрессами (профессии шахтеров, строителей, водителей, моряков и т. д.). - Предлагаю поработать в группах. Разделимся на две группы: те, кто курит и те, кто не курит. Перед вами вопрос « Насколько важной причиной курения подростков вы считаете следующие обстоятельства?» Данные обстоятельства определили сами дети. Теперь это необходимо сделать вам уважаемые родители. Нужно выбрать три наиболее важных причины. (Проводится обсуждение результатов и сравнение их по группам) Работа по группам. Предлагаю провести антирекламу курения. Давайте представим, что я представитель агентства, рекламирующего курение, а вы – противники курения. Я вас убеждаю в пользе курения, а вы должны это опровергнуть. Итак, мой рекламный образ:- Мы показываем красивые полные пачки сигарет.- А вы опишите объективную реальность.(Окурки. Заполняющие пепельницы, пустые пачки под ногами, замусоривающие улицы).- Это красивые, молодые, пышущие здоровьем, преуспевающие в жизни люди.( Бледные, худые люди, с морщинистыми лицами, пожелтевшими дрожащими пальцами).- Курение никогда не мешает окружающим людям.(На рекламе нет кашляющих детей, соседей, окружающих, которым мешает курение, табачный дым.)- Необходимость курения не подвергается сомнению, надо только выбрать тот или иной сорт сигарет.(Никогда не показывают больных, которые жалеют, что не бросили курить и поэтому тяжело заболели). - Исследовательское задание: Образ курильщика. Что он из себя представляет? У вас есть, тиккеры предлагаю нарисовать заядлого курильщика и написать 2 положительных и 2 отрицательных качеств. Каждая группа комментирует свой рисунок, и предложенные качества курильщика и сравнивают с предположениями детей. Образ курения и курильщика у принимавших участие в исследовании родителей и детей очень схож. У опрошенных родителей и подростков сложилось представление о курении как о привычке не только опасной, но и влекущей за собой неприятные физические последствия. Предлагаю каждой группе предложить советы родителям и детям страдающих тягой к курению. (Группы по очереди предлагают свои советы.) | Фронтальная, парная, групповая | 27 минут, презентация, приложение 1, словари Ожегова, тиккеры, инструменты, советы, приложение 2 |
Кульминационный | Систематизировать признаки курения детей; сделать выводы и сформулировать рекомендации из сложившейся ситуации; смоделировать возможные ситуации; | Ролевая игра- ситуация: ответ на вопрос: (Систематизируйте признаки, по которым можно определить, что ребенок курит. Представитель от каждой группы излагает варианты ответов на предлагаемый вопрос, и идет групповое обсуждение. Далее группам родителей предлагается обсудить и отыскать оптимальный вариант из сложившейся семейной ситуации Вы приходите домой в неурочный час, неожиданно для дочери, и застаете ее судорожно курящей возле открытого окна. Увидев вас, она не прекращает курить, а с вызовом говорит, что таким образом расслабляется после нервного учебного дня. Ваши действия? В кармане куртки сына вы обнаружили табак. Ваши действия? Ваша дочь-отличница начинает демонстративно курить и нецензурно выражаться. Ваши действия? (После обсуждения и заслушивания вариантов решений педагог обобщает мнения участников дискуссии, акцентируя внимание на уважительном, тактичном, терпимом отношении к ребенку и его проблемам.) | Групповая, фронтальная | 10 минут, |
Итоговый | Подвести итог родительского собрания; составить синквейн на тему «Курение»; сформировать установку на вред курения, так как это влияет на здоровье человека и его жизнедеятельность | Представьте: я — весы, а это — чаши (развернутые ладони рук). На этой стороне весов — здоровье близких (родителей, будущих жен, мужей, детей, ваше здоровье). А здесь…Что ж, был вопрос. Ну а каков ответ? Пусть на минутку тихо станет в классе. Подумайте, чего хотите вы? Прислушайтесь, что сердце скажет. И разум ваш, какой дает совет. Силен ты или слаб? Свободен или раб? (Звучит удар колокола.)- Пришло время подвести итоги, кто из нас был более убедительным. Предлагаю проголосовать. Перед вами две урны. Первая — для тех, кто за здоровый образ жизни без сигарет, а вторая — для тех, кто считает, что курение не повредит ему. Обдумайте свое решение. Сделайте свой выбор. У нас ещё есть время, чтобы зажечь тот огонёк, «который укажет правильный путь к родному берегу, как в притче он помог рыбаку и его сыновьям». Я думаю, что наша сегодняшняя беседа оставит след в вашей памяти. Спасибо за теплые слова, сказанные вами. - А сейчас предлагаю родителям и детям составить синквейн к слову курение. Родители работают совместно с детьми. Курение. Привычка. Вредная, бесполезная, ненужная. Курить, дурманить, страдать. Курить – здоровью вредить. Яд! - Мы обвиняем табак в том, что он приносит смертельный вред всему человечеству, потому что он причина многих болезней. Даже пассивное табакокурение связано с риском возникновения рака лёгких. Я верю, что вы, уважаемые родители, относитесь к жизни серьёзно. И конечно как любой современный человек вы будете уделять внимание спорту, и приучать к нему своих детей. | Фронтальная | 10 минут, аудиозапись |