«Конструирование и оценка учебных заданий с целью формирования УУД. Сотрудничество и коммуникация».
«Конструирование и оценка учебных заданий с целью формирования УУД. Сотрудничество и коммуникация».
Статья будет полезна учителям начальных классов, так как познакомит с конструированием и оценкой учебных заданий, направленных на формирование у младших школьников способностей к сотрудничеству и коммуникации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Конструирование и оценка учебных заданий с целью формирования УУД. Сотрудничество и коммуникация».»
«Конструирование и оценка учебных заданий с целью формирования УУД. Сотрудничество и коммуникация».
Одной из задач, стоящей перед учителем в современных условиях является формирование умения сотрудничать и развитие навыков коммуникации, а начинать их формирование нужно как можно раньше, то есть с момента поступления ребёнка в школу.
Хотелось бы отметить, что формирование навыков сотрудничества и коммуникации очень тесно взаимосвязаны. Действительно, владение коммуникативными умениями - одно из основных условий, обеспечивающих успешную совместную деятельность, успешное сотрудничество.
Если члены одной команды не умеют общаться, взаимодействовать друг с другом, то вряд ли такое сотрудничество окажется плодотворным.
С другой стороны, и коммуникативные умения формируются главным образом в ситуации диалога, возникающего в том числе в совместной деятельности.
При формировании способностей к сотрудничеству и коммуникации, безусловно, есть пересекающиеся задачи, но есть и специфика. Поэтому рассмотрим задания, направленные на формирование навыков сотрудничества и навыков коммуникации в отдельности.
Учебные задания, направленные на формирование навыка сотрудничества, могут быть использованы на любом этапе обучения, в рамках любой учебной ситуации – при обсуждении вновь вводимых понятий, на этапе отработки, закрепления и систематизации изученного, применения полученных знаний.
Чтобы учителю эффективно, с учётом современных требований, организовать работу по формированию навыков сотрудничества, нужно чётко знать, что подразумевает Стандарт НОО под самим термином «сотрудничество» и какие требования предъявляет к личностным и метапредметным результатам.
Под сотрудничеством Стандарт НОО понимает не любую совместную деятельность, а такую, где все участники работают на общий результат; при этом каждый вносит свой личный вклад в достижение этого результата. Такая работа предполагает умение ставить общую цель и намечать в совместной деятельности пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль.
Поэтому основной вопрос, при конструировании и оценке качества задания можно сформулировать так: «В какой мере задание требует совместной работы учащихся между собой и (или) с другими людьми, при которой они вступают в отношения партнёров, равно заинтересованных в создании общего продукта?»
Каковы же критерии «хорошего» задания, направленного на формирование навыка сотрудничества?
Хорошее учебное задание всегда парное или групповое. Оно требует:
- совместной работы с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов, для принятия согласованных решений;
- разделения ответственности за конечный результат, осуществление взаимного контроля;
- создания общего продукта из взаимосвязанных частей.
Алгоритм оценивания таких заданий состоит из трёх вопросов, отвечая на которые, мы сможем оценить учебное задание.
«Если на первый вопрос мы отвечаем «нет», то задание оценивается в 1 балл, если отвечаем «да» на этот вопрос, то задание оценивается в 2 балла.
Если на второй вопрос отвечаем «нет», то задание оценивается в 2 балла, если отвечаем на него «да», то задание даётся 3 балла, а если и на третий вопрос отвечаем «да», то задание оцениваем в 4 балла.
Коммуникация. Требования Стандарта НОО к личностным и метапредметным результатам выделяют следующие аспекты:
- использование речевых средств (смыслового чтения, речевого высказывания, текста) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах;
- коммуникацию при взаимодействии, важнейшей составляющей которого является готовность и способность вступать в диалогические отношения.
При обсуждении проблем формирования навыков коммуникации речь идёт не об овладении речевыми и неречевыми средствами выражения мыслей и чувств, а об использовании этих средств преимущественно в ситуации общения. Владение речевыми и неречевыми средствами является необходимым, но не достаточным условием формирования навыков коммуникации. Важнейшим условием формирования такого является создание ситуации общения – реального или виртуального.
Уровень сформированности коммуникативных умений проявляется, прежде всего, в участии детей в диалоге, но не исключены и задания на создание учащимися монологических высказываний или текстов, иных информационных сообщений. При этом коммуникативность сообщения проявляется в том, что оно всегда существует только в определённой ситуации общения: кто?, кому?, где?, когда?, почему?, зачем?, как? сообщает, в частности, или пишет.
Поэтому, создавая высказывание или текст, иное художественное или информационное сообщение, учащийся должен принимать во внимание:
- занимает ли он (она) позицию автора или собеседника, т.е. кто?)
- к какой аудитории обращается (кому?) и скакой целью (зачем?)
- что послужило мотивом общения, по какой причине возникла необходимость в общении (почему?)
- в какое время и в каком месте происходит общение (где? когда?)
- каковы предмет общения, тема (что?)
- какой способ предпочтителен для выражения своих мыслей (как?)
Наиболее благоприятными учебными ситуациями для формирования навыков коммуникации являются:
- организация обсуждений (парных, групповых, фронтальных), в том числе дискуссий по темам, важным, значимым для младших школьников;
- совместная работа в группах и парах, в команде, выполнение групповых проектов, где дети учатся договариваться и принимать совместные решения;
- подготовка и проведение встреч, конференций, выставок и т.д.;
- выполнение заданий с ярко выраженной коммуникативной направленностью: подготовка текстов-описаний, текстов-рассуждений, текстов-комментариев.
Формированию навыков коммуникации способствует выполнение заданий, предполагающих общение посредством ИКТ (например: «Друзья по переписке»), а так же метапредметных учебных заданий типа совместной разработки различных правил, руководств, критериев оценки (например: разработка «Правил работы в группе»).
Учебные задания, направленные на формирование навыков коммуникации, могут быть использованы на любом этапе обучения.
Основной вопрос при конструировании и оценке качества задания, направленного на формирование навыков коммуникации звучит так: «В какой мере задание требует развёрнутой коммуникации с определёнными параметрами?»
Какое же задание, направленное на формирование навыка коммуникации будет считаться хорошим?Это будет задание, которое требует участия в диалоге, создания собственного высказывания или текста, для которого заданы, или известны заранее, или определены учащимися самостоятельно основные параметры:
- коммуникативная задача (кто?, кому?, где?, когда?, почему?, зачем?, сообщает, говорит или пишет);
- тема и предмет (что сообщает, говорит или пишет);
- формат: жанр, объём, структура, особенности построения, языковые особенности и т.д. (как сообщает, говорит или пишет).
Алгоритм оценивания таких заданий состоит из трёх вопросов, отвечая на которые, мы сможем оценить учебное задание.
Если на первый вопрос отвечаем «нет», то задание оценивается в 1 балл, если отвечаем «да» на этот вопрос, то задание оценивается в 2 балла.
Если на второй вопрос отвечаем «нет», то задание оценивается в 2 балла, если отвечаем на него «да», то задание даётся 3 балла, а если и на третий вопрос отвечаем «да», то задание оцениваем в 4 балла.