Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по внеурочной деятельности Курсковедение по теме "Нетрадиционные символы Курской области. Курские ковры"»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43 им. Г. К. Жукова» г. Курск
Предмет
Курсковедение
Класс
3 класс
Иванец Л.А.
Тема урока
Нетрадиционные символы города Курска. Курские ковры.
Тип урока
Урок получения новых знаний
Цель урока
-Давать представление о предметах декоративно-прикладного искусства, познакомить с Курским ковроткачеством: его содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием.
-Развивать умение творчески преображать формы реального растительного мира в условно-декоративные.
-Воспитывать эстетическое отношение к действительности
Ход урока
1. Организационный этап
Все расселись по местам.
Никому не тесно?
По секрету скажу вам:
«Будет интересно!»
2. Мотивация и актуализация знаний
Народная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
- Наша Курская земля – это земля мастеров.
Народные мастера создавали полезные и красивые вещи, декоративные изделия для своей семьи.
Курский народ всегда был богат на таланты. Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы – он творил из подручных (дерево, глина, лен, железо). Все это становилось предметом творчества. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения прикладного искусства
. Все делалось руками. И это похоже на волшебство! Внимание на экран!
(демонстрация отрывка из м/ф «Царевна-лягушка»)
-Ребята, попробуйте угадать, о чем сегодня пойдет речь?
3. Постановка учебной задачи
Учитель активизирует знания учащихся, чтобы точнее сформулировать тему.
- Сегодня мы будем говорить об одном из древнейших ремесел - КОВРОТКАЧЕСТВЕ
4. «Открытия» обучающимися новых знаний
Учитель представляет новый материал, структурирует материал, оживляет внимание обучающихся;
предлагаю рассмотреть, полюбоваться коврами, о которых мы, современные люди, уже давно забыли.
Демонстрирует презентацию.
- Посмотрите какие красивые ковры.
- Зародилось ковроткачество в Курской губернии во второй половине XVIII в. сначала в семьях крестьян-однодворцев Фатежского, Старооскольского, Щигровского и Суджанского уездов, а затем и в среде городского мещанства. Со второй половины XVIII в. ковроделие превратилось в доходный промысел и получило распостранение в губернии. . Наиболее известными в Курской губернии были фабрики-ковродельни: кн. Изъединова в с. Никольском Фатежского уезда и А. А. Лутовикова в с. Ивановка Старооскольского уезда. Расцвет ковроткачества в губернии пришелся на первую половину XIX в., когда ковры в больших количествах сбывались на ежегодных ярмарках в Коренной пустыни, откуда расходились по всей Российской империи. Особенно популярны были ковры Ирины Петровны Долженковой (ум. в 1897) и Аграфены Анпилоговой, получившей за свои ковры премию на выставке сельских произведений в 1851 г. Ее дочери Анна Алексеевна и Варвара Алексеевна Анпилоговы из д. Прилепы Фатежского уезда выставляли свои ковры на Всероссийской художественно-промышленной выставке в 1882 г., на которой ковры Анны Алексеевны были отмечены серебряной медалью. Во время 1-й мировой войны (1914-1918) ковроткачество в Курской губернии почти прекратилось. Ковры, изготовленные в 1937 г. экспонировались на Всемирной Парижской выставке, а через год — на Нью-Йоркской. В октябре 1941 г. накануне немецкой оккупации Суджи в период Великой Отечественной войны, рабочие ковроткаческой артели разобрали станки, а их детали, как и нитки для ковров, спрятали у себя по домам. 5 марта 1942, т. е. спустя 2 дня после освобождения Суджи от немецких оккупантов, ковроткаческая артель снова приступила к работе. В 1962 г. на базе артели была образована специализированная Суджанская ковровоткаческая фабрика. Так однажды 6 ковров по 32 метра были изготовлены для гостиницы «Россия» (Москва). Для библиотеки имени Ленина (Москва) был выткан ковёр с портретом русского первопечатника Ивана Федорова. Суджанские ковры украшали министерство иностранных дел СССР, а также посольства Югославии и Монголии. В настоящее время специалистов по ковроткачеству готовят на отделении «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Суджанского училища.
Воспринимают новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению
5.Первичное закрепление
2. Чтение статьи в учебнике стр.27
Ответьте на вопросы: (можно ответы подтверждать словами из текста)
-Какими были Курские ковры?
-Какие использовались для производства нити?
_- Какой характерный орнамент имели курские ковры?
-Что узнали интересное о Суджанской ковроткаческой артели?
-Какие основные цвета присутствуют?
-Какой смысл, символическое значение они имеют?
Ведь красный цвет символизирует силу, желтый – солнце, синий – небо, чистоту, черный – богатство, плодородие земли.
Рассуждают о связях произведений искусства с природой.
6.Динамическая паузаЭмоциональный настрой.
- Как живете? (дети отвечают жестами и движениями)
- Как идёте?
- Как бежите?
- Ночью спите?
- Как даёте?
- Как берёте?
- Как грозите?
- Как сидите?
Учитель предлагает отгадать загадку и показать, как девушка – пряха, сидя за прялкой, перебирала пальцами шерсть и скручивала ее в нить.
Изображают движения - имитация ручного труда.
7.Творческая практическая деятельность
Учитель организует деятельность по применению новых знаний, уточняя задачу.
- В центре расположите главный цветочный мотив:
- Скажите, каким цветом мы будем выполнять цветы? (красным или желтым по черному).
Во время практической работы учитель делает целевые обходы, осуществляет контроль за выполнение учащимися практической работы.
Звучит русская народная музыка.
Выполняют творческое задание под музыку.
Работу начинают с центральной цветочной композиции путем примакивания кисти и нанесения мазков, имитирующих лепестки цветов. Затем украшаются углы.
8.Рефлексия деятельности
Организует рефлексию:
-у меня получилось,
- я сделал.
-я хотел сделать.
Заключительное слово учителя.
Домашнее задание:
узнать у своих бабушек, есть ли в вашей семье старинные ковры. Подготовить и принести фото этих ковров.
Делают вывод, что знать историю промыслов своей малой родины очень важно.