kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеурочного занятия по русскому языку на тему «Хочу все знать». Начальная школа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеурочного занятия по русскому языку на тему «Хочу все знать». Начальная школа

Цель: познакомить с происхождением некоторых слов русского языка.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя.

Многие слова русского языка позаимствованы из старославянского языка, родственного русскому языку. Долгое время на Руси старославянский язык был языком письменности. Предки наши разговаривали по-русски, а писали по-старославянски.

Устаревшее слова уста дало нам возможность образовать такие слова: устный, наизусть.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по русскому языку на тему «Хочу все знать». Начальная школа»

Внеклассное занятие по русскому языку, 2 класс

Конспект внеурочного занятия по русскому языку на тему «Хочу все знать». Начальная школа

Цель: познакомить с происхождением некоторых слов русского языка.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя.

Многие слова русского языка позаимствованы из старославянского языка, родственного русскому языку. Долгое время на Руси старославянский язык был языком письменности. Предки наши разговаривали по-русски, а писали по-старославянски.

Устаревшее слова уста дало нам возможность образовать такие слова: устный, наизусть.

Устарело «деяние», но сохранилось «деятель».

Некоторые слова так давно пришли в русский язык, что это дало возможность пользоваться ими не задумываясь, откуда они заимствованы. К ним относятся такие слова: ямщик, армяк, кнут.

Ям - по-татарски «дорога», а ямщик - значит «дорожный». Из татарского языка пришли к нам и такие слова: изба, амбар, аркан, кушак, сундук, башмак.

Торговые и культурные связи Руси с Византией дали возможность поселиться в русском языке таким словам: кафедра, библиотека, грамматика, школа, тетрадь, театр, драма. Это связано с просвещением; с религией: апостол, демон, ангел, евангелие; с предметами быта: парус, баня, сахар, лохань, фонарь, кровать, кукла, лента; с названиями животных и растений: кедр, кипарис, огурец, свекла, крокодил.

Слово школа в греческом языке когда-то означало «отдых». В воскресные дни юноши из знатных семей в Афинах собирались и отдыхали группами, слушая беседы ученых и философов. Такие собрания и назывались школой.

Слово тетрадь (tetra - «четыре») означало лист бумаги, сложенный вчетверо.

Из немецкого и голландского языков в эпоху царя Петра I пришли к нам такие слова: бухгалтер, слесарь, ярмарка, верстак, флот, якорь.

Из английского языка - вокзал, рельс, трамвай, трактор, комбайн, танк, футбол, старт, клуб, митинг, джемпер, плед.

Из французского языка пришли театральные термины: опера, балет, афиша, ложа, режиссер.

Слово рубль происходит от слова рубить, рубленый. В старину в качестве денег имели хождение бруски из золота или серебра. Рублем назывался брусок с определенным весом, вырубленный из целого золотого слитка.

Целковый - целый рубль.

Гривенник - десятая часть рубля - происходит от слова гривна, так называлось шейное украшение в виде обруча. Позже название перешло на монету.

Слово копейка происходит не от слова копить, а от слова копье. На первых русских монетах было изображение всадника с копьем.

Червонец - монета в десять рублей стоимостью (делалась и i червонного золота).

Слово галстук (halstuch) в переводе с немецкого означает, «шейный платок».

Слово гардероб (французское) - «храни платье».

Слово парашют (para chute) по-французски означает «предотвращающий падение».

Слово майка образовано от французского maillot - спортивное трико.

Название «лыжи» появилось на Руси около 800 лет назад. Происходит оно от древнерусского слова «лызгать», то есть «скользить».

2. Сценка-загадка.

Лесной карнавал

Автор. Летят над лесом... (пауза), звенят над каждым кустом.

Комары. 3-звери, насекомые! 3-завтра на з-з-закате праз-з-здник!

Змея. Что за ш-шутки? Вы почему рас-ш-шумелись?

Комары. 3-знаем, з-знаем, тетенька, что вы не любите раз-звлекаться.

Жук. Вот это ж-жизнь!

Ворона (пролетая мимо, садится на ветку). О чем р-разговор-р? Какой праз-здник? Кар-рнавал? А кар-русель будет? Ур-р-ра! Кр-расота! Пр-рикачу в кар-рете.

Комары. Обяз-за-тельно приходите! Не з-з-забывайте!

- Какие персонажи участвуют в сценке?

- Как вы догадались?

Дети, вам задание такое: найти в словарях происхождение слов ворона, комар, змея.

3. Игра «Сверху вниз».

зола

арык

год

ангина

долг

кора

алмаз

Ответ: загадка.

 

жук

астра

роза

остров

веник

ноль

яма

Ответ: жаровня.

4. Учим скороговорки.

• Испекла Иришка

Куклам по коврижке.

Нравятся коврижки

Гришке и Маришке.

 

• У Ивашки рубашка,

У рубашки кармашки.

 

• Играл Егорка

С Игорьком –

Скатился с горки

Кувырком.

5. Крылатые слова и выражения.

• Играть в загадки - говорить намеками, неясно.

• Играть в кошки-мышки - хитрить, лукавить, стараться обмануть.

• Играть в молчанку -уклоняться от разговора.

• Играть первую скрипку - быть главным в каком-либо деле.

• Ищи ветра в поле - не вернешь обратно, не найдешь.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Глухова Анжелика Викторовна

Дата: 05.04.2022

Номер свидетельства: 604230


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства