- Начнём занятие со стихотворения. Прочитайте его на слайде. Вот шофёр какой чудак: Он поесть не мог никак. Потому что спозаранку Он крутил-вертел баранку. А зачем крутил – вертел? Лучше взял бы да и съел!.. - Найдите многозначное слово в стихотворении. - Какие значения есть у слова баранка? - А что общего у этих предметов? - Вспомните, чем похожи шляпка гриба и шляпка – головной убор? - Ребята, сходство у слов может быть не только во внешнем виде, но и в другом признаке. - Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: что общего между моржом – животным и моржом – человеком? Я знаком с одним моржом, Ест он кашу, пьёт боржом, Очень любит эскимо. Вместе ходим мы в кино. Я к моржу домой хожу, С ним за партою сижу. Он среди моржей один Не видал холодных льдин. Не видал он даже моря. Этот морж – Морковкин Боря. Он спортсмен, приятель мой, Он купается зимой. - Сделайте вывод: как называются такие слова? - Ребята, в русском языке встречаются слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Чтобы узнать, как они называются, вам нужно разгадать ребус: - Верно. - Предположите, какая тема нашего занятия? - Тема нашего занятия: «В царстве смыслов много дорог» - Какую цель мы перед собой поставим? Цель: ознакомление с понятием «омонимы». - Какие задачи мы поставим перед собой? Задачи: Познакомиться с понятием «омонимы». Научиться находить в тексте омонимы и объяснять их значение. Применить на практике полученные знания. - Приступим к решению первой задачи. Как она звучит? - Предлагаю вам поиграть в игру «Вопросики». Я зачитываю вам вопрос, а вы быстро отвечаете на него. Какую косу не заплетешь? Какую марку не приклеишь на конверт? Какой месяц не увидишь на небе? Какую молнию не застегнешь? Каким ключом дверь не откроешь? - Верно, молодцы! - Итак, какие слова называют омонимами? - Правильно. А самое главное – омонимы – это слова одной и той же части речи. - Следующее задание вам нужно выполнить в парах. - Вспомните правила работы в парах. Задание: «Назовите омонимы». 1. Растение и оружие. 2. Каша и птичка. 3.Приправа (зелень) и веселый народный любимый герой представлений. 4.Кличка собаки и спортсмен. 5. Место, где торгуют (купцы) и то, на чем сидят. 6.Бывает такой родник и скрипичный. 7.Из него бежит вода в доме, он поднимает плиты. 8.В школе общешкольная и ее чертят различные фигуры и линии. -Молодцы! С какой задачей нашего внеурочного занятия мы справились? - Приступим к решению второй задачи. Как она звучит? - Для её решения разделимся на 3 группы. - Вспомните правила работы в группе. - Каждой группе необходимо составить по 2 предложения со словом-омонимом и объяснить его значение, в котором оно употребляется. 1-я группа: «Составьте 2 предложения со словом среда». 2-я группа: «Составьте 2 предложения со словом мышь». 3-я группа: «Составьте 2 предложения со словом кисть». - Проверим, что у вас получилось. Выберите 1 представителя от группы, который представит вашу работу. - Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. - Какую задачу нашего занятия решили? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Теперь немного отдохнём. 1) И. п. - основная стойка. Медленно поднять руки вверх, сжимая и разжимая пальцы, медленно опустить руки вниз, сжимая и разжимая пальцы. 2) И. п. – основная стойка. Круговые движения плечами вперёд и назад. - Приступим к решению третей задачи. Как она звучит? - Для решения 3-й задачи возьмите карточки, которые лежат у вас на партах, и выполните тест по теме нашего занятия. ФИ_______________________________ 1. Омонимы – это… А) слова, имеющие несколько лексических значений. Б) слова, употребляемые в той или иной местности. В) слова с противоположным лексическим значением. Г) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению 2. Укажите строку омонимов. А) Крыло птицы, крыло самолета Б) Сдача мелочью, мелочи жизни В) Ковш с водой, ковш экскаватора Г) Длинная коса, острая коса 3. Определи значение слова кисть в предложении. Новая скатерть была украшена яркими кистями. А) часть руки Б) украшение из пучка ниток В) пучок ровных щетинок для нанесения красок Г) форма расположения плодов у некоторых растений. 4. Какое из утверждений неверное? А) Омонимы – это слова одной части речи. Б) У омонимов разное написание. В) Слова-омонимы имеют разное лексическое значение. Г) Омонимы пишутся одинаково. - Ребята, сравните свою работу с эталоном на слайде. Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. - Кто допустил 1 ошибку? - Кто допустил 2 и более ошибок? - С какой задачей внеурочного занятия мы справились? | Читают стихотворение, размышляют, отвечают на вопросы учителя: - Баранка. - Баранка – кондитерское изделие; баранка – руль автомобиля. - Они оба круглой формы. - Эти предметы также похожи своей формой. Воспринимают речь учителя, рассуждают: - Общее между этими словами в том, что моржи живут в холодной воде, и люди-моржи также любят холод, закаляются. - Многозначные слова. - Омонимы. Предполагают тему занятия. Предполагают цель. Предполагают задачи. Воспроизводят первую задачу: познакомиться с понятием «омонимы». Принимают участие в игре «Вопросики»: Сельскохозяйственную косу Марку машины Месяц года Молнию при грозе Ключом, из которого бьёт вода - Омонимы – это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение. Называют правила работы в парах. Выполняют работу в парах: 1.Лук 2.Овсянка 3.Петрушка 4.Боксёр 5.Лавка 6.Ключ 7.Кран 8.Линейка - Мы решили первую задачу урока, а именно познакомились с понятием «омонимы». Воспроизводят вторую задачу: научиться находить в тексте омонимы и объяснять их значение. Называют правила работы в группе. Участвуют в групповой работе: составляют предложения, употребляя слова-омонимы, и объясняют лексическое значение омонимов. Представляют свои работы. - Решили 2-ю задачу занятия. Выполняют физкультминутку. Воспроизводят третью задачу: применить на практике полученные знания. Выполняют индивидуальную работу: отвечают на вопросы теста. Г В Б Б Выполняют самопроверку. - Мы справились с третьей задачей занятия. |