Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного занятия для 3 класса по теме: «Нерехта – Родина первого русского воздухоплавателя»»
Конспект внеклассного занятия
по теме: «Нерехта – Родина первого русского воздухоплавателя»
Цель: Приобщение к культурному наследию нашего города через знакомство с легендой о летучем нерехтце Крякутном.
Задачи:
Образовательные:
1. Повышать интерес к истории и культурному наследию родного города;
2. Познакомить учащихся с историей изобретения воздушного шара;
3. Развивать познавательную и творческую активность, информационную компетентность.
Коррекционно-развивающие:
1. Коррегировать и развивать мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза, планирующая функция мышления);
2. Коррегировать и развивать зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику, путём изготовления модели воздушного шара;
3. Коррегировать и развивать связную устную речь (уметь правильно строить предложения, давать полные ответы).
Воспитательные:
1. Воспитывать чувства патриотизма и любви к родному городу;
2. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение работать в паре при изготовлении поделки.
Здоровьесберегающие:
1. Чередовать статические и динамические задания;
2. Следить за правильной осанкой детей;
3. Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей.
Оборудование:
На занятии используются: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, интернет-ресурсы.
Материал: воздушные шарики (по количеству детей), бумажные стаканчики (по количеству детей), трубочки для коктейля (по три штуки на каждого), ножницы (по количеству детей), скотч (по 1 штуке на парту или по количеству детей).
Ход занятия
Организационная часть.
Педагог: Добрый день, дорогие ребята!
Добрый день, уважаемые взрослые! Мы рады вас приветствовать на нашем занятии.
Педагог:
Ребята, встаньте все у парт красиво,
Поздоровайтесь учтиво.
А теперь, тихо сядем, спинку прямо,
Глубоко вздохнем и занятие начнем.
Основная часть
Слайд №1 Тема: «Нерехта – родина первого русского воздухоплавателя»
Педагог: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу пригласить вас в путешествие. Скажите, а на чем можно путешествовать? (ответы детей)
Для того чтобы узнать на каком транспортном средстве мы сегодня будем путешествовать надо правильно ответить на 10 вопросов. Я задаю вопрос, вы на него правильно отвечаете, открывается часть картинки. Внимание на экран. (дети отвечают на вопросы, на экране открывается часть картинки)
Слайд №2Далее следуют примеры вопросов.
Что называют малой Родиной? (место, где родился, жил, учился)
Как называется наш город? (Нерехта)
Город, в котором мы живем- Нерехта, а как можно назвать нас – жителей города? (нерехтчане)
Сколько лет нашему городу? (808 лет)
Когда мы отмечаем день рождения нашего города? (4 августа)
Что изображено на гербе нашего города? (две раковины улиток)
Чем знаменит наш город? (своими церквями, музеями)
Назовите реки, протекающие в нашем городе? (Нерехта и Солоница)
Назови улицу, на которой ты живешь? (ответы детей)
На какой улице стоит наша школа? (улица Школьная)
Педагог: - Вам помогли ответить на мои вопросы ваши знания о родном городе. Эти знания еще не раз пригодятся вам в вашей жизни.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие на воздушном шаре. Я буду вашим экскурсоводом.
В путешествии мы узнаем:
- Почему наш город Нерехта называют родиной первого русского воздухоплавателя;
- Кто изобрел воздушный шар.
А для этого нам надо отправиться в прошлое, на много лет назад.
Педагог: итак, вы готовы к путешествию? (Да)
Давайте произнесем волшебные слова с показом:
Мы в ладоши хлопнули: раз, два, три,
Мы ногами топнули: раз, два, три,
Встали, сели, встали, сели,
И на шаре полетели.
Слайд №3Тихо звучит музыка.
Ученица читает стихотворение:
А вот, ветрам послушный, Под самою луной Несется шар воздушный Высоко над землей, Весь город, как на блюде, Раскинулся под ним. Эй, маленькие люди, Садитесь, полетим!
- Наш воздушный шар поднимается в небо все выше и выше. Мы можем увидеть наши дома, улицы. Мы поднялись так высоко, нам открывается прекрасный вид над нашим городом. И это все Нерехта!
(Просмотр видео) Слайд №4
Остановка «Нерехта старинная» Слайд №5
Педагог: Наша первая остановка «Нерехта старинная». Посмотрите на эти старые фотографии. Так выглядел наш город много лет назад. В те далекие времена люди передвигались пешком или на лошадях запряжёнными в телегу. Другие виды транспорта не были еще изобретены. Во все времена, в разных городах и странах человек мечтал подняться в небо и летать как птицы.
Люди так хотели летать, что придумывали сказки, мифы и легенды о героях, покоривших небо. У нашего города есть своя интересная легенда, которой почти 290 лет. Давайте посмотрим. Слайд №6
Вам понравилась легенда? Именно из-за этой легенды, наш город Нерехта называют родиной первого русского воздухоплавателя Крякутного. Ученые спорят до сих пор, было это на самом деле или нет. Но простые горожане верят, что Крякутной существовал на самом деле, что именно он первым полетел на воздушном шаре и с удовольствием рассказывают об этом туристам и гостям нашего города, предлагают посетить памятник первому русскому воздухоплавателю Крякутному в городском парке, дом музей Мечты, где он жил, а также приглашают побывать на фестивале воздухоплавания, который проводят в день рождения нашего города.
Слайд №7 Мы с вами тоже приобщились к этой легенде и побывали в доме музее Мечты. Давайте вспомним. Что мы там увидели? (как жили люди в давние времена, различные старинные предметы, вещи)
О чем нам рассказывала экскурсовод? (о людях, которые мечтали летать)
В конце экскурсии что мы с вами сделали? (придумали и нарисовали несуществующий летательный аппарат)
А по пути в школу мы зашли в городской парк и посмотрели на гранитный памятник с выбитой на нем надписью: «Город Нерехта – родина первого русского воздухоплавателя Крякутного, который в 1731 г. впервые в мире поднялся в воздух на воздушном шаре».
Педагог:
Правда это или быль
Не узнать нам никогда,
Но легенда о Крякутном
Вместе с нами навсегда.
Глядя в небо на птиц
Мы мечтаем летать
И рукою до звезд
Мы мечтаем достать.
Может кто-то из вас
Мечту в жизнь воплотит
И на транспорте быстром
Как Крякутной полетит.
Педагог: если легенда о Крякутном выдумка (сказка, придуманная людьми), то кто же на самом деле изобрел воздушный шар? Летим дальше. А пока мы летим предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка «Воздушный шар» Слайд №8
Остановка «Франция старинная» Слайд №9, 10, 11
Педагог: вот мы с вами приземлились во Франции.После того, как наш земляк Крякутной совершил свой полет, прошло 50лет. В одном небольшом французском городке братья Монгольфье сделали из легкой ткани, оклеенной бумагой, большой шар. Под ним развели костер и наполнили шар нагретым воздухом. Когда отпустили веревку, за которую держали шар, он высоко поднялся в воздух и улетел. Это был первый воздушный шар.
Братья Монгольфье стали экспериментировать с воздушными шарами. И однажды к шару они привязали корзину. В корзине сидели первые воздухоплаватели - баран, петух и утка. Но воздух остыл, шар опустился на землю, животные разбежались.
После этого братья Монгольфье построили специальный шар, на котором должны были подняться в воздух люди. Это был большой шар, наполненный нагретым воздухом.
23 ноября 1783 г. на большой площади в Париже, в присутствии многотысячной толпы народа, воздушный шар был приготовлен к пуску. В нем поместились двое ученых. Отпустили канат. Под восторженные крики толпы шар с людьми быстро полетел вверх, все выше и выше. Скоро он совсем скрылся из вида. Но что, же стало с шаром и с людьми, которых он унес? Нагретый воздух в шаре постепенно охлаждался, шар становился тяжелее, и через некоторое время он опустился на землю.
Это был первый полет людей на воздушном шаре. Специально вызванные на площадь должностные лица города зафиксировали это историческое событие.
С тех самых пор воздушные шары называют монгольфьерами — в честь изобретателей братьев Монгольфье.
Обратите внимание, какой формы были воздушные шары. А сейчас в наше время в небе можно увидеть воздушные шары самых причудливых форм и на них могут полететь все желающие, даже мы с вами.
Педагог: Нам пора возвращаться домой. Давайте произнесем волшебные слова:
Мы в ладоши хлопнули: раз, два, три,
Мы ногами топнули: раз, два, три,
Встали, сели, встали, сели
И домой мы прилетели.
Педагог: но на этом наше занятие не закончилось, я предлагаю вам, как Крякутной и братья Монгольфье, самим попробовать сделать модель воздушного шара.
Практическая часть.
Педагог: - Для изготовления модели воздушного шара нам потребуются:
Надутый воздушный шарик;
Бумажный стаканчик;
Трубочки для коктейля (3 штуки);
Ножницы;
Узкий скотч.
Педагог: Проверьте, все ли необходимые материалы есть у вас на столе.
План изготовления модели:
Присоединить, с помощью скотча, трубочки для коктейля и бумажный стаканчик изнутри;
Присоединить, с помощью скотча, трубочки для коктейля с воздушным шариком;
Присоединить, с помощью скотча, фигуру человека и бумажный стаканчик.
Под тихую музыку дети делают поделку.
Заключительная часть.
Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте подведем итоги. Что мы делали на занятии?
Что мы узнали? (ответы детей)
Что мы сделали? (ответы детей)
Что понравилось? (ответы детей)
Молодцы! Совсем справились! Это говорит о том, что вы
внимательные путешественники. Всем спасибо! До новых встреч!