Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математики по теме "Путешествие в страну математики" для детей с ОВЗ 1 класса»
Методическая разработка урока математики в 1 дополнительном классе «Путешествие в страну Математика» для детей с ОВЗ (умственная отсталость)
Цель: закрепление знаний, полученных на занятиях в течении учебного года.
Обучающие задачи:
- закрепить знания детей о геометрических фигурах;
- закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 6;
- продолжать учить ориентироваться на листе бумаги;
- закрепить умение «записывать» и «читать» записи используя знаки;
- продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на наглядной основе, составлять решение из цифр;
- закрепить знания о составе чисел в пределах 6 из двух меньших.
Ход занятия:
Ребята, к нам сегодня пришли гости, поэтому давайте постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы.
Учитель: - «Сегодня мне принесли письмо. Это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет».
(Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.)
1. Письмо Царицы Математики: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: он перессорил всех жителей между собой, решил задачи с ошибками!
Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Дорогие ребята, если вы сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.
Ваш друг Царица Математика».
Учитель: - «Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?»
Дети: «Да, да, поможем!»
Учитель: - А как же попасть в это царство? Я кажется знаю…чтобы нам туда попасть, нужен какой-нибудь транспорт. А какой транспорт нам подойдет мы сейчас узнаем. Для этого вам нужно отгадать загадки:
«У него углы прямые
И четыре стороны.
Те, которые напротив,
Параллельны и равны» (прямоугольник)
«Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его…» (квадрат)
«Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня!» (круг)
«Три моих стороны
Могут разной быть длины
Где стороны встречаются –
Угол получается.
Что же вышло? Посмотри!
Ведь углов-то тоже три.
На меня вы посмотрите,
Мое имя назовите?» (треугольник)
Учитель на каждую отгадку располагает геометрические фигуры на магнитной доске. В итоге получается автобус.
Учитель: Молодцы ребята! В путешествие мы отправимся на автобусе. А чтобы нам не было скучно ехать, поиграем в игру.
Игровое упражнение «Назови день недели».
А теперь предлагаю поиграть в игру и называется она «Назови день недели». Будьте внимательны.
- Саша уехал к бабушке в пятницу, а вернулся на следующий день. В какой день недели вернулся Саша? (в субботу)
-Дети в детском саду начали готовиться к празднику «День космонавтики» в понедельник, а через три дня на четвертый начался праздник. Когда начался праздник? (в пятницу)
-В воскресенье Маша спросила у мамы, когда у нее будет день рождения. Мама сказала, что послезавтра. Когда у Маши будет день рождения? (во вторник).
А чтобы попасть в страну математики нам еще нужно узнать пароль. А паролем будут правильные ответы на вопросы, которые прислала Царица Математики.
- Внимательно слушайте вопросы и дайте правильные ответы.
(Педагог. Бросает мяч – дети отвечают на вопросы)
1. Сколько ушей у кошки? (2)
2. Сколько глаз у светофора? (3)
3. Сколько пальцев на одной руке? (5)
4. Сколько солнышек на небе? (1)
5. Сколько лап у собаки? (4)
6.Сколько лапок у мухи? (6)
(В процессе ответов на вопросы дети прикрепляют к доске карточки с цифрами – ответами)
Вы правильно ответили на все вопросы, но для того, чтобы узнать пароль, надо числа поставить по порядку. (выходит ребенок и выкладывает числовой ряд)
Педагог: Молодцы, ребята, вы узнали пароль, и теперь мы с вами в математической стране.
Физминутка
Раз-подняться, потянуться,
Два- согнуться, разогнуться,
Три- в ладоши три хлопка
Головой три кивка
На четыре-руки шире
Пять- руками помахать
Шесть-на место тихо сесть.
Предлагаю вам тихо пройти за столы и посмотреть, что же натворил здесь двоечник-хулиган.
Учитель: В стране Математики живут не только числа, но и геометрические фигуры. Живут они в волшебных домиках.
На магнитной доске расположены домики с геометрическими фигурами (кругами, треугольниками, квадратами, овалами, прямоугольниками и ромбами на крыше которых написаны цифры (5, 6, 3).
Учитель: Посмотрите, на крышах домиков написаны цифры. А как вы думаете, что они обозначают?
Дети: Цифра обозначает, сколько жителей должно жить в домике.
Учитель: Правильно. Но посмотрите, в домиках уже живут жители – круги. Но их количество не совпадает с числом жителей, которые должны там жить. Поэтому нам нужно поселить в каждый домик еще жителей. Так, чтобы количество жителей совпадало с числом, которое обозначает цифра на крыше домика.
Дети по очереди выполняют задание. Задача детей добавить нужное количество кругов в каждый домик. Обсудить с детьми, как получилось нужное количество (состав числа из двух меньших).
Дети: мы добавили к недостающему количеству кругов необходимое количество
Учитель: Молодцы, ребята, с заданием справились!
Задание – «Составление задач»
Учитель: Всех мы по домикам расселили, а теперь давайте с вами узнаем, сколько же всего домиков у жителей. Для этого нам нужно решить задачу. Ребята, давайте вспомним из каких частей состоит задача?
Дети: "Задача" - это "Условие, "Вопрос", "Решение", "Ответ". Какие вы знаете арифметические действия? (сложение, вычитание). Какие вы знаете арифметические знаки (плюс, минус, равно), Что такое условие задачи - это маленький рассказ, в котором есть числа, их должно быть не менее двух, ещё в задаче есть вопрос, который должен соответствовать смыслу задачи.
Итак, послушайте внимательно задачу. «В стране Математики 3 желтых домика и 2 красных домика. Сколько всего домиков в стране?»
Какие домики есть в стране Математики?
Дети: Желтые и красные.
Учитель: Сколько было желтых домиков?
Дети: три желтых домика
Учитель: Сколько красных?
Дети: два красных домика.
Учитель: Как называется эта часть задачи?
Дети: Условие.
Учитель: А что нам нужно узнать?
Дети: Сколько всего домиков в стране Математики.
Учитель: А какая эта часть задачи?
Дети: Вопрос.
Учитель: А что нам нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего домиков?
Дети: Нужно сложить, прибавить.
Учитель: А теперь мы сделаем запись решения задачи.
К доске вызывается один ребенок и записывает решение задачи: 3+2.
Воспитатель: А теперь давайте узнаем ответ задачи. Сколько будет 3+2?
Дети: Будет 5.
Ребенок у доски добавляет к записи =5.
Учитель: Теперь мы можем ответить на вопрос задачи: сколько всего домиков в стране Математики?
Дети: В стране Математики 5 домиков.
- На клумбе расцвело 5 роз, за ночь распустилось ещё 5. Стало очень красиво. Это задача?
- Нет.
- Почему?
- здесь нет вопроса!
- Скажите, можно ли решить такую задачу: Пете купили восемь машин, а потом ещё несколько. Сколько всего у Пети стало машин?
- Эту задачу решить нельзя, потому что в ней нет второго числа.
- Правильно! Молодцы!
А теперь предлагаю вам придумать задачу на вычитание, и записать с помощью карточек, остальные ребята будут решать задачу на своих местах. (Дети составляют задачи на вычитание)
Молодцы, а теперь давайте наши пальчики сделают гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
«Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Мы замочек потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Мы замочек покрутили…
(Волнообразные движения.)
Мы замочек постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
Раз..- открыли!
(Пальцы расцепились.)
Задание – «Графичекий диктант»
Учитель: Вот мы с вами и побывали в стране Математики. Помогли жителям найти своих соседей, разрешили их спор, поселили в домики, посчитали домики. А теперь нам пора отправляться обратно в детский сад. Сюда мы приехали на автобусе, а обратно поедем на другом транспорте. Сейчас вы узнаете, на чем мы отправимся в путь.
Дети берут рабочие тетради для выполнения графического диктанта.
Учитель: Молодцы. Закрывает глазки, представьте, что мы плывем на корабле. Начинаем обратный отсчет.
Дети: 6, 5, 4, 3, 2, 1.
Учитель: Ура, открывайте глазки, мы прибыли в школу.
Заключительная часть
Учитель: «Ну вот мы и дома, в классе нашей школы. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»
Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»
Учитель: Ребята вам понравилось наше путешествие? Вы молодцы, справились со всеми заданиями, помогли Царице Математике и жителям Сказочного города. Я очень рада, что вы у меня такие умные и способные дети, готовые в любую минуту прийти на помощь. Ребята, давайте вспомним с какими препятствиями мы сегодня сталкивались? Какие задания выполняли? Какие из заданий вам показались наиболее сложными? Вам понравилось занятие? (Дети отвечают на вопросы
Входит тьютор и говорит: «Вам письмо».
Учитель: «Большое спасибо. Кто бы это мог быть?»
Письмо Царицы Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы пересчитали все дома и расселили дома из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок».
(Педагог зачитывает детям письмо, в котором Царица Математика благодарит детей за оказанную помощь.)
Учитель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в школе, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Спасибо,вы молодцы!»