|    Постановка цели и задач урока.   |    5 мин.   |    Откройте учебники на с.155  - Посмотрите на иллюстрацию, предположите, о ком это произведение. Как вы думаете, куда они собрались?  - Мы видим, что герои рассказа-дети. А можно ли назвать этих путешественников «великими»?  - Почему же автор дал своим героям такое название? Как вы думаете, какова цель нашего урока?        - Прежде чем начать знакомство с текстом, проведем словарную работу. Выясним значение некоторых слов, которые встретятся нам в тексте (Слайд)     Кругосветное путешествие-  Рукомойник-  Маятник-  Привал-  Космография-  Перочинный ножик-   |    О детях. Они собрались в поход(на рыбалку, в лес)  Нет, они маленькие, ещё мало знают, мало умеют, не могут путешествовать без взрослых. Они легко одеты, у них нет никакого снаряжения.  Мы должны прочитать рассказ и ответить на вопрос, почему автор так назвал своих героев.      Кругосветное путешествие – совершаемый вокруг света, вокруг земного шара    (о путешествии).    Рукомойник– сосуд различной формы, служащий для подачи воды при умывании; умывальник.  Маятник– качающийся стержень, прикрепленный верхним концом к неподвижной точке.   Привал– остановка в пути для отдыха во время похода, передвижения; место, где останавливаются для такого отдыха.  Космография-наука о космосе  Перочинный ножик-небольшой складной карманный нож.   |         |  
  |    Первичное усвоение новых знаний.   |    10мин.   |    Послушайте о великих путешественниках. М. Зощенко не забывая о том, что он писатель-юморист и героями его книг всегда случаются веселые забавные приключения. (до «Степке понравился мой ножик……путешествие»)  Кто помнит, что такое юмористическое произведение?                    (включить аудиозапись)  -Назовите героев рассказа.  -От чьего имени ведется рассказ?  -Куда собрались дети?    -Что сделал Минька, чтобы Степка взял его с собой в путешествие?    Сейчас мы с вами будем читать самостоятельно по цепочке, затем будем отвечать на вопросы. (до «…сачок для ловли бабочек»)  -На покупку каких продуктов нужны были деньги путешественникам?    -Что взяли с собой в кругосветное путешествие дети? А что бы взяли вы?  -Что они взяли лишнее, а полезное?    -Какой сделаем вывод: дети имеют представление о путешествии?                                        -Молодцы, продолжим чтение. (до «….протянув ноги вперед»)  1.При каких обстоятельствах дети покинули деревню?         2. Почему они устали? …шли по дороге через лес. ТОЛЬКО ПОЭТОМУ?      3. Что случилось с Минькой, когда он нес рюкзак? Что нужно было сделать, чтобы избежать этого?                                                                                                      4. Как отреагировали Степка с Лелькой? Как бы отреагировали вы?      5 .Удачно ли они начали путешествие? Каковы ваши предположения?  6.Что самое главное забыли взять дети?  7.Чем пользовался Степка, определяя направление путешествия?                Пока наши герои отдыхают, давайте и мы отдохнём.   |     Слушают аудиозапись.                          Юмористические рассказы представляют собой небольшие по объему прозаические произведения, в которых изображена какая-либо смешная ситуация        Леля, Минька, Степка   автора   (кругосветное путешествие)   (подарил своей перочинный ножик).                  Читают текст по цепочке.   … на покупку семечек и конфет        Три рубля … на покупку семечек и конфет …большой мешок из-под муки. И в этот мешок мы стали собирать вещи… хлеб, и сахар, и кусочек сала, разную посуду — тарелки, стаканы, вилки и ножи, цветные карандаши, волшебный фонарик, глиняный рукомойник , увеличительное стёклышко для зажигания костров, два одеяла и подушку от тахты, три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек.             родители уехали в город, а Стёпкина мать ушла на речку полоскать бельё   .. Стёпка с громадным мешком на голове. Мы шли около часа.   Стёпка с громадным мешком на голове. Тогда Леля взяла этот мешок и понесла его. Но она недолго несла, потому что выбилась из сил. Она бросила мешок на землю. Потом мешок нес Минька. Степка свистнул собаку и хотел её приспособить для ношения тяжестей.   Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления: до того этот мешок оказался тяжёлым. Но я ещё больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону.     пока наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву. Причём я свалился в канаву странным образом. Сначала упал в канаву мешок, а вслед за мешком, прямо на все эти вещи, нырнул я. И хотя я был лёгкий, тем не менее я ухитрился разбить все стаканы, почти все тарелки и глиняный рукомойник.     Леля и Стёпка умирали от смеха, глядя, как я барахтаюсь в канаве.   Предположения детей.        Компас  Всякий раз, когда мы будем отдыхать……я буду протягивать ноги в том направлении, в каком нам надо идти.   |         |  
  |    Продолжение ОНЗ   |    10мин.   |     -Отдохнули, продолжаем работу, читаем до слов «Наконец мы задремали»   -Что случилось с Минькой?     -Почему выкинули все предметы?     
      -Что заставило Лельку вспомнить о доме?     
      
      
      -Как начали готовиться к ночлегу?     -Почему не смогли разжечь костер? О чем им нужно было подумать заранее, чтобы не получилось такой ситуации?   -Что делал Степка, чтобы не сбиться с пути?     -Все ли были довольны путешествием?   -Молодцы, ребята, читаем дальше (до «Леля фыркнула, и я тоже засмеялся.»)   
      
      -Какой выход из ситуации нашла Лелька?                         -Как Минька характеризует Лелю?                         -Что означает выражение «куда Макар телят не гонял»?     -Заметил ли Степка, что он лежит не в том направлении?                                   -Почему Лелька и Минька не раскрывали тайну? Правильно ли они поступили?   -Что сказал Степка, когда они въехали в деревню?     -Как Степка объяснил то, что они пришли в свою деревню?          -За одну ночь можно совершить путешествие?        -Ребята, молодцы, заканчиваем читать и сделаем выводы по рассказу.  -Как родители отнеслись к походу Лельки и Миньки?             МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ЧАСТИ, ОЗАГЛАВИТЬ, ПОРАСУЖДАТЬ НАД ПОСТЬУПКОМ ДЕТЕЙ, О ЧЕМ ОНИ НЕ ПОДУМАЛИ, ЧТО ЗДЕСЬ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО,НАД ЧЕМ СМЕЕТСЯ АВТОР!!! СОСТАВИТЬ ПАМЯТКУ ПУТЕШЕСТВЕННИКМ!!                              - Что надо знать, по мнению родителей Лели и Миньки, чтобы идти в кругосветное путешествие?.    - Как вы понимаете «Все хорошо, что хорошо кончается»?    - Почему Лельку и Миньку не наказали, как Степку?     |     Читают текст по цепочке.        (ужалила оса).  Стёпка выкинул из мешка почти всё, что там было, и мы пошли налегке.    Минька шёл позади всех, скуля и хныча. Щека моя горела и пыла. Леля тоже была не рада путешествию. Она вздыхала и мечтала о возвращении домой, говоря, что дома тоже бывает хорошо.  Стёпка бросил мешок на землю. И мы решили тут заночевать. Мы собрали хворосту для костра.  ….. не найдя на небе солнца  (протягивал ноги в том направлении, в каком надо идти)  Нет                Минька, пока Стёпка спит, давай повернём его ноги в обратную сторону. А то он заведёт нас куда Макар телят не гонял. (находчивая, в силу своего большого желания вернуться домой, она проявила сообразительность, что повлияло на положительный исход путешествия.)  (неизвестно куда)      Хороши бы мы были, если б я лёг ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, что надо идти туда. И Стёпка махнул рукой по направлению дороги, по которой мы шли вчера.  -потому что очень хотели домой      — Вот деревня, в аккурат похожая на нашу деревню Пески.  Это бывает во время кругосветных путешествий.      Ответы детей.          Читают.      Мама воскликнула: — Что я слышу! Их надо наказать. Папа сказал: — Всё хорошо, что хорошо кончается. Бабушка, сорвав ветку, сказала: — Я предлагаю выпороть детей. Миньку пусть выпорет мама. А Лелю я беру на себя. Папа сказал: — Порка — это старый метод воспитания детей. И это не приносит пользы. Дети небось и без порки поняли, какую глупость они совершили.  (таблицу умножения и географию)      Ответы детей.      Предположения детей.   |         |  
  |   Закрепление изученного   |         |    - Понравился ли вам рассказ? Какой он по настроению?  - На самом ли деле Лёля, Минька и Стёпка – великие путешественники?  - Почему же писатель именно так назвал свой рассказ ?  - Какое чувство вызывают у вас герои рассказа: восхищение, уважение, насмешку, улыбку, жалость, сочувствие?  - Какой урок извлекли дети из своего «великого путешествия»? - Кто такие Великие путешественники по вашему мнению? МОЖНО ПОПРОСИТЬ ДЕТЕЙ НАЗВАТЬ ИМЕНА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЕЛИКИХ ПУТЕШЕСТВННИКОВ, ПОКАЗАТЬ НА СЛАЙДЕ ФОТО ВЕЛИКИХ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕЙ- ПУТЕЩЕСТВЕННИКОВ, РАСКАЗАТЬ ЧУТЬ-ЧУТЬ О ТОМ, ЧТО ОНИ ОТКРЫЛИ!!  
     - Вспомним, какую цель мы поставили КУДА ВЫ ЕЕ ПОСТАВИЛИ!!! перед собой в начале урока?      Удалось ли нам ответить на этот вопрос?   |                                   Ответы детей.                                     Узнать, почему автор назвал героев «Великими путешественниками.  Ответы детей.   |         |