Постановка цели и задач урока. | 5 мин. | Откройте учебники на с.155 - Посмотрите на иллюстрацию, предположите, о ком это произведение. Как вы думаете, куда они собрались? - Мы видим, что герои рассказа-дети. А можно ли назвать этих путешественников «великими»? - Почему же автор дал своим героям такое название? Как вы думаете, какова цель нашего урока? - Прежде чем начать знакомство с текстом, проведем словарную работу. Выясним значение некоторых слов, которые встретятся нам в тексте (Слайд) Кругосветное путешествие- Рукомойник- Маятник- Привал- Космография- Перочинный ножик- | О детях. Они собрались в поход(на рыбалку, в лес) Нет, они маленькие, ещё мало знают, мало умеют, не могут путешествовать без взрослых. Они легко одеты, у них нет никакого снаряжения. Мы должны прочитать рассказ и ответить на вопрос, почему автор так назвал своих героев. Кругосветное путешествие – совершаемый вокруг света, вокруг земного шара (о путешествии). Рукомойник– сосуд различной формы, служащий для подачи воды при умывании; умывальник. Маятник– качающийся стержень, прикрепленный верхним концом к неподвижной точке. Привал– остановка в пути для отдыха во время похода, передвижения; место, где останавливаются для такого отдыха. Космография-наука о космосе Перочинный ножик-небольшой складной карманный нож. | |
Первичное усвоение новых знаний. | 10мин. | Послушайте о великих путешественниках. М. Зощенко не забывая о том, что он писатель-юморист и героями его книг всегда случаются веселые забавные приключения. (до «Степке понравился мой ножик……путешествие») Кто помнит, что такое юмористическое произведение? (включить аудиозапись) -Назовите героев рассказа. -От чьего имени ведется рассказ? -Куда собрались дети? -Что сделал Минька, чтобы Степка взял его с собой в путешествие? Сейчас мы с вами будем читать самостоятельно по цепочке, затем будем отвечать на вопросы. (до «…сачок для ловли бабочек») -На покупку каких продуктов нужны были деньги путешественникам? -Что взяли с собой в кругосветное путешествие дети? А что бы взяли вы? -Что они взяли лишнее, а полезное? -Какой сделаем вывод: дети имеют представление о путешествии? -Молодцы, продолжим чтение. (до «….протянув ноги вперед») 1.При каких обстоятельствах дети покинули деревню? 2. Почему они устали? …шли по дороге через лес. ТОЛЬКО ПОЭТОМУ? 3. Что случилось с Минькой, когда он нес рюкзак? Что нужно было сделать, чтобы избежать этого? 4. Как отреагировали Степка с Лелькой? Как бы отреагировали вы? 5 .Удачно ли они начали путешествие? Каковы ваши предположения? 6.Что самое главное забыли взять дети? 7.Чем пользовался Степка, определяя направление путешествия? Пока наши герои отдыхают, давайте и мы отдохнём. | Слушают аудиозапись. Юмористические рассказы представляют собой небольшие по объему прозаические произведения, в которых изображена какая-либо смешная ситуация Леля, Минька, Степка автора (кругосветное путешествие) (подарил своей перочинный ножик). Читают текст по цепочке. … на покупку семечек и конфет Три рубля … на покупку семечек и конфет …большой мешок из-под муки. И в этот мешок мы стали собирать вещи… хлеб, и сахар, и кусочек сала, разную посуду — тарелки, стаканы, вилки и ножи, цветные карандаши, волшебный фонарик, глиняный рукомойник , увеличительное стёклышко для зажигания костров, два одеяла и подушку от тахты, три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек. родители уехали в город, а Стёпкина мать ушла на речку полоскать бельё .. Стёпка с громадным мешком на голове. Мы шли около часа. Стёпка с громадным мешком на голове. Тогда Леля взяла этот мешок и понесла его. Но она недолго несла, потому что выбилась из сил. Она бросила мешок на землю. Потом мешок нес Минька. Степка свистнул собаку и хотел её приспособить для ношения тяжестей. Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления: до того этот мешок оказался тяжёлым. Но я ещё больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону. пока наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву. Причём я свалился в канаву странным образом. Сначала упал в канаву мешок, а вслед за мешком, прямо на все эти вещи, нырнул я. И хотя я был лёгкий, тем не менее я ухитрился разбить все стаканы, почти все тарелки и глиняный рукомойник. Леля и Стёпка умирали от смеха, глядя, как я барахтаюсь в канаве. Предположения детей. Компас Всякий раз, когда мы будем отдыхать……я буду протягивать ноги в том направлении, в каком нам надо идти. | |
Продолжение ОНЗ | 10мин. | -Отдохнули, продолжаем работу, читаем до слов «Наконец мы задремали» -Что случилось с Минькой? -Почему выкинули все предметы?
-Что заставило Лельку вспомнить о доме?
-Как начали готовиться к ночлегу? -Почему не смогли разжечь костер? О чем им нужно было подумать заранее, чтобы не получилось такой ситуации? -Что делал Степка, чтобы не сбиться с пути? -Все ли были довольны путешествием? -Молодцы, ребята, читаем дальше (до «Леля фыркнула, и я тоже засмеялся.»)
-Какой выход из ситуации нашла Лелька? -Как Минька характеризует Лелю? -Что означает выражение «куда Макар телят не гонял»? -Заметил ли Степка, что он лежит не в том направлении? -Почему Лелька и Минька не раскрывали тайну? Правильно ли они поступили? -Что сказал Степка, когда они въехали в деревню? -Как Степка объяснил то, что они пришли в свою деревню? -За одну ночь можно совершить путешествие? -Ребята, молодцы, заканчиваем читать и сделаем выводы по рассказу. -Как родители отнеслись к походу Лельки и Миньки? МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ЧАСТИ, ОЗАГЛАВИТЬ, ПОРАСУЖДАТЬ НАД ПОСТЬУПКОМ ДЕТЕЙ, О ЧЕМ ОНИ НЕ ПОДУМАЛИ, ЧТО ЗДЕСЬ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО,НАД ЧЕМ СМЕЕТСЯ АВТОР!!! СОСТАВИТЬ ПАМЯТКУ ПУТЕШЕСТВЕННИКМ!! - Что надо знать, по мнению родителей Лели и Миньки, чтобы идти в кругосветное путешествие?. - Как вы понимаете «Все хорошо, что хорошо кончается»? - Почему Лельку и Миньку не наказали, как Степку? | Читают текст по цепочке. (ужалила оса). Стёпка выкинул из мешка почти всё, что там было, и мы пошли налегке. Минька шёл позади всех, скуля и хныча. Щека моя горела и пыла. Леля тоже была не рада путешествию. Она вздыхала и мечтала о возвращении домой, говоря, что дома тоже бывает хорошо. Стёпка бросил мешок на землю. И мы решили тут заночевать. Мы собрали хворосту для костра. ….. не найдя на небе солнца (протягивал ноги в том направлении, в каком надо идти) Нет Минька, пока Стёпка спит, давай повернём его ноги в обратную сторону. А то он заведёт нас куда Макар телят не гонял. (находчивая, в силу своего большого желания вернуться домой, она проявила сообразительность, что повлияло на положительный исход путешествия.) (неизвестно куда) Хороши бы мы были, если б я лёг ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, что надо идти туда. И Стёпка махнул рукой по направлению дороги, по которой мы шли вчера. -потому что очень хотели домой — Вот деревня, в аккурат похожая на нашу деревню Пески. Это бывает во время кругосветных путешествий. Ответы детей. Читают. Мама воскликнула: — Что я слышу! Их надо наказать. Папа сказал: — Всё хорошо, что хорошо кончается. Бабушка, сорвав ветку, сказала: — Я предлагаю выпороть детей. Миньку пусть выпорет мама. А Лелю я беру на себя. Папа сказал: — Порка — это старый метод воспитания детей. И это не приносит пользы. Дети небось и без порки поняли, какую глупость они совершили. (таблицу умножения и географию) Ответы детей. Предположения детей. | |
Закрепление изученного | | - Понравился ли вам рассказ? Какой он по настроению? - На самом ли деле Лёля, Минька и Стёпка – великие путешественники? - Почему же писатель именно так назвал свой рассказ ? - Какое чувство вызывают у вас герои рассказа: восхищение, уважение, насмешку, улыбку, жалость, сочувствие? - Какой урок извлекли дети из своего «великого путешествия»? - Кто такие Великие путешественники по вашему мнению? МОЖНО ПОПРОСИТЬ ДЕТЕЙ НАЗВАТЬ ИМЕНА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЕЛИКИХ ПУТЕШЕСТВННИКОВ, ПОКАЗАТЬ НА СЛАЙДЕ ФОТО ВЕЛИКИХ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕЙ- ПУТЕЩЕСТВЕННИКОВ, РАСКАЗАТЬ ЧУТЬ-ЧУТЬ О ТОМ, ЧТО ОНИ ОТКРЫЛИ!!
- Вспомним, какую цель мы поставили КУДА ВЫ ЕЕ ПОСТАВИЛИ!!! перед собой в начале урока? Удалось ли нам ответить на этот вопрос? | Ответы детей. Узнать, почему автор назвал героев «Великими путешественниками. Ответы детей. | |