kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению "Великие путешественники" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Школа России". Данная разработка поможет учителю начальных классов провести урок литературного чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Великие путешественники" 3 класс»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»









М.М.Зощенко «Великие путешественники

урок литературного чтения в 3 классе






Составитель:

Кулыгина К.Д.,

студентка 3 а группы

Методист: Красноперова Л.М /____________

Учитель: Шахтарина М.В/____________







Камышлов, 2019

УМК - ООП «Школа Росси»

Класс – 3

Предмет – литературное чтение

Тема урока – М.М.Зощенко «Великие путешественники

Тип урока – изучение и первичное закрепление нового материала.

Цель урока (с позиции ребенка) – Продолжить изучение жизни ВСЕЙ???и творчества ВСЕГО???М.Зощенко; изучить рассказ «Великие путешественники»

Задачи (относящиеся к деятельности учителя):

Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося):

Обучающие

-продолжить формирование умения понимать особенности юмористических произведений, выделять эпизоды, которые вызывают смех, определять отношение автора к событиям и героям

-создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения

Предметные


Развивающая

-способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; 

-развивать умения высказывать свою точку зрения и слушать мнение других;

- -стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке;

Метапредметные


Воспитательная

воспитывать  любовь  к книгам и чтению

Личностные




Ход урока ОНЗ

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы, форма работы

Организационный этап.


2 мин.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, четко говорите

И тихонечко сидите.

Приветствуют учителя

????

Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

2 мин.

-Творчество какого писателя мы изучаем? (слайд)

- Что вы знаете о Михаиле Зощенко?
- Когда и где родился писатель?
-Кто его родители?
-Сколько профессий переменил М.Зощенко, прежде чем стать писателем?
- Какими были его рассказы?
- С каким произведением мы познакомились с вами на предыдущем уроке?

-Давайте с помощью теста проверим, как вы запомнили произведение «золотые слова». (ТЕСТ ПРИЛОЖЕНИЕ)

М.Зощенко


Ответы детей.

10 августа 1894г. Санкт-Петербург




Постановка цели и задач урока.

5 мин.

Откройте учебники на с.155

- Посмотрите на иллюстрацию, предположите, о ком это произведение. Как вы думаете, куда они собрались?

- Мы видим, что герои рассказа-дети. А можно ли назвать этих путешественников «великими»?

- Почему же автор дал своим героям такое название? Как вы думаете, какова цель нашего урока?


- Прежде чем начать знакомство с текстом, проведем словарную работу. Выясним значение некоторых слов, которые встретятся нам в тексте (Слайд)

Кругосветное путешествие-

Рукомойник-

Маятник-

Привал-

Космография-

Перочинный ножик-

О детях. Они собрались в поход(на рыбалку, в лес)

Нет, они маленькие, ещё мало знают, мало умеют, не могут путешествовать без взрослых. Они легко одеты, у них нет никакого снаряжения.

Мы должны прочитать рассказ и ответить на вопрос, почему автор так назвал своих героев.


Кругосветное путешествие – совершаемый вокруг света, вокруг земного шара

(о путешествии).

Рукомойник– сосуд различной формы, служащий для подачи воды при умывании; умывальник.

Маятник– качающийся стержень, прикрепленный верхним концом к неподвижной точке.

Привал– остановка в пути для отдыха во время похода, передвижения; место, где останавливаются для такого отдыха.

Космография-наука о космосе

Перочинный ножик-небольшой складной карманный нож.


Первичное усвоение новых знаний.

10мин.

Послушайте о великих путешественниках. М. Зощенко не забывая о том, что он писатель-юморист и героями его книг всегда случаются веселые забавные приключения. (до «Степке понравился мой ножик……путешествие»)

Кто помнит, что такое юмористическое произведение?





(включить аудиозапись)

-Назовите героев рассказа.

-От чьего имени ведется рассказ?

-Куда собрались дети?

-Что сделал Минька, чтобы Степка взял его с собой в путешествие?

Сейчас мы с вами будем читать самостоятельно по цепочке, затем будем отвечать на вопросы. (до «…сачок для ловли бабочек»)

-На покупку каких продуктов нужны были деньги путешественникам?

-Что взяли с собой в кругосветное путешествие дети? А что бы взяли вы?

-Что они взяли лишнее, а полезное?

-Какой сделаем вывод: дети имеют представление о путешествии?










-Молодцы, продолжим чтение. (до «….протянув ноги вперед»)

1.При каких обстоятельствах дети покинули деревню?


2. Почему они устали? …шли по дороге через лес. ТОЛЬКО ПОЭТОМУ?


3. Что случилось с Минькой, когда он нес рюкзак? Что нужно было сделать, чтобы избежать этого?


























4. Как отреагировали Степка с Лелькой? Как бы отреагировали вы?


5 .Удачно ли они начали путешествие? Каковы ваши предположения?

6.Что самое главное забыли взять дети?

7.Чем пользовался Степка, определяя направление путешествия?




Пока наши герои отдыхают, давайте и мы отдохнём.

Слушают аудиозапись.





Юмористические рассказы представляют собой небольшие по объему прозаические произведения, в которых изображена какая-либо смешная ситуация


Леля, Минька, Степка

автора

(кругосветное путешествие)

(подарил своей перочинный ножик).




Читают текст по цепочке.

… на покупку семечек и конфет


Три рубля … на покупку семечек и конфет …большой мешок из-под муки. И в этот мешок мы стали собирать вещи… хлеб, и сахар, и кусочек сала, разную посуду — тарелки, стаканы, вилки и ножи, цветные карандаши, волшебный фонарик, глиняный рукомойник , увеличительное стёклышко для зажигания костров, два одеяла и подушку от тахты, три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек.



родители уехали в город, а Стёпкина мать ушла на речку полоскать бельё

.. Стёпка с громадным мешком на голове. Мы шли около часа.

Стёпка с громадным мешком на голове. Тогда Леля взяла этот мешок и понесла его. Но она недолго несла, потому что выбилась из сил. Она бросила мешок на землю. Потом мешок нес Минька. Степка свистнул собаку и хотел её приспособить для ношения тяжестей.

Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления: до того этот мешок оказался тяжёлым. Но я ещё больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону.

пока наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву. Причём я свалился в канаву странным образом. Сначала упал в канаву мешок, а вслед за мешком, прямо на все эти вещи, нырнул я. И хотя я был лёгкий, тем не менее я ухитрился разбить все стаканы, почти все тарелки и глиняный рукомойник.

Леля и Стёпка умирали от смеха, глядя, как я барахтаюсь в канаве.

Предположения детей.


Компас

Всякий раз, когда мы будем отдыхать……я буду протягивать ноги в том направлении, в каком нам надо идти.


Физминутка

0.5 мин.

ВИДЕО ФИЗМИНУТКА

Здоровьесберегающее упражнение

Продолжение ОНЗ

10мин.

-Отдохнули, продолжаем работу, читаем до слов «Наконец мы задремали»

-Что случилось с Минькой?

-Почему выкинули все предметы?



-Что заставило Лельку вспомнить о доме?







-Как начали готовиться к ночлегу?

-Почему не смогли разжечь костер? О чем им нужно было подумать заранее, чтобы не получилось такой ситуации?

-Что делал Степка, чтобы не сбиться с пути?

-Все ли были довольны путешествием?

-Молодцы, ребята, читаем дальше (до «Леля фыркнула, и я тоже засмеялся.»)





-Какой выход из ситуации нашла Лелька?





-Как Минька характеризует Лелю?





-Что означает выражение «куда Макар телят не гонял»?

-Заметил ли Степка, что он лежит не в том направлении?







-Почему Лелька и Минька не раскрывали тайну? Правильно ли они поступили?

-Что сказал Степка, когда они въехали в деревню?

-Как Степка объяснил то, что они пришли в свою деревню?


-За одну ночь можно совершить путешествие?


-Ребята, молодцы, заканчиваем читать и сделаем выводы по рассказу.

-Как родители отнеслись к походу Лельки и Миньки?



МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ЧАСТИ, ОЗАГЛАВИТЬ, ПОРАСУЖДАТЬ НАД ПОСТЬУПКОМ ДЕТЕЙ, О ЧЕМ ОНИ НЕ ПОДУМАЛИ, ЧТО ЗДЕСЬ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО,НАД ЧЕМ СМЕЕТСЯ АВТОР!!! СОСТАВИТЬ ПАМЯТКУ ПУТЕШЕСТВЕННИКМ!!








- Что надо знать, по мнению родителей Лели и Миньки, чтобы идти в кругосветное путешествие?.

- Как вы понимаете «Все хорошо, что хорошо кончается»?

- Почему Лельку и Миньку не наказали, как Степку?

Читают текст по цепочке.


(ужалила оса).

Стёпка выкинул из мешка почти всё, что там было, и мы пошли налегке.

Минька шёл позади всех, скуля и хныча. Щека моя горела и пыла. Леля тоже была не рада путешествию. Она вздыхала и мечтала о возвращении домой, говоря, что дома тоже бывает хорошо.

Стёпка бросил мешок на землю. И мы решили тут заночевать. Мы собрали хворосту для костра.

….. не найдя на небе солнца

(протягивал ноги в том направлении, в каком надо идти)

Нет




Минька, пока Стёпка спит, давай повернём его ноги в обратную сторону. А то он заведёт нас куда Макар телят не гонял. (находчивая, в силу своего большого желания вернуться домой, она проявила сообразительность, что повлияло на положительный исход путешествия.)

(неизвестно куда)


Хороши бы мы были, если б я лёг ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, что надо идти туда. И Стёпка махнул рукой по направлению дороги, по которой мы шли вчера.

-потому что очень хотели домой


— Вот деревня, в аккурат похожая на нашу деревню Пески.

Это бывает во время кругосветных путешествий.


Ответы детей.



Читают.


Мама воскликнула: — Что я слышу! Их надо наказать. Папа сказал: — Всё хорошо, что хорошо кончается. Бабушка, сорвав ветку, сказала: — Я предлагаю выпороть детей. Миньку пусть выпорет мама. А Лелю я беру на себя. Папа сказал: — Порка — это старый метод воспитания детей. И это не приносит пользы. Дети небось и без порки поняли, какую глупость они совершили.

(таблицу умножения и географию)


Ответы детей.


Предположения детей.


Закрепление изученного


- Понравился ли вам рассказ? Какой он по настроению?

- На самом ли деле Лёля, Минька и Стёпка – великие путешественники?

- Почему же писатель именно так назвал свой рассказ ?

- Какое чувство вызывают у вас герои рассказа: восхищение, уважение, насмешку, улыбку, жалость, сочувствие?

- Какой урок извлекли дети из своего «великого путешествия»?
- Кто такие Великие путешественники по вашему мнению? МОЖНО ПОПРОСИТЬ ДЕТЕЙ НАЗВАТЬ ИМЕНА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЕЛИКИХ ПУТЕШЕСТВННИКОВ, ПОКАЗАТЬ НА СЛАЙДЕ ФОТО ВЕЛИКИХ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕЙ- ПУТЕЩЕСТВЕННИКОВ, РАСКАЗАТЬ ЧУТЬ-ЧУТЬ О ТОМ, ЧТО ОНИ ОТКРЫЛИ!!



- Вспомним, какую цель мы поставили КУДА ВЫ ЕЕ ПОСТАВИЛИ!!! перед собой в начале урока?


Удалось ли нам ответить на этот вопрос?







Ответы детей.








Узнать, почему автор назвал героев «Великими путешественниками.

Ответы детей.


Заключительный орг.момент


- Мне очень понравилось, как вы отвечали на уроке, давая полные ответы на вопросы. Вы, ребята, были внимательны во время чтения текста. Мне понравилось ваше сотрудничество на уроке. Вы мне очень сегодня помогли. Спасибо за урок!

Прощаются с учителем.


ТЕСТ

1.Что забавляло Лёлю и Миньку, когда они ужинали со взрослыми?

а) вкусная еда б) интересные рассказы в) кто как ест

2.Как Лёля вела себя за столом?

а) сидела тихо б) тараторила без умолку в) хвалила еду

3.Лёлю и Миньку наказали на:

а) неделю б) месяц в) два месяца

4.Лёля прошептала поговорку :

а) добрый скорее сделает, чем сердитый

б) брови нависли – злоба на мысли

в) на сердитых воду возят

5. Разрешив сесть детям снова за стол со взрослыми, папа запретил:

а) разговаривать б) произносить хоть одно слово, в)мешать взрослым разговаривать

6. Неприятная история произошла из – за:

а) булки с маслом б) бутерброда с колбасой в) жареной курицы

7. Что сделал папин начальник , глотнув чай с маслом?

а) подпрыгнул на стуле б) громко закричал в) убежал из комнаты

8. Папа не наказал детей, потому что:

а) пожалел их б) они поступили глупо в) так как были взрослые

9. Золотыми словами были те, что учили:

А) всегда слушаться взрослых

Б) всё делать с учётом изменившейся ситуации

В) никогда не вмешиваться в разговоры старших




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению "Великие путешественники" 3 класс

Автор: Кулыгина Ксения Дмитриевна

Дата: 28.05.2019

Номер свидетельства: 512560


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства