Просмотр содержимого документа
«Конспект Роль игры в коррекции отдельных недостатков физического развития»
Роль игры в коррекции отдельных недостатков физического развития
школьников.
Здоровье необходимо. Это базис счастья…
Добыть здоровье проще, чем счастье.
Природа милостива: она запрограммировала
Организм с большим запасом прочности,
И нужно много стараний,
Чтобы этот запас свести к нулю…
Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае,
Поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно.
Н.М.Амосов
При правильном педагогическом подходе адаптационно-профилактический потенциал игровой физической активности младших школьников может естественно сочетаться с ее важным коррекционно-оздоровительным значением. Игра способна обеспечить как первичную (недопущение возникновения), так и вторичную (предупреждение осложнений) профилактику наиболее распространенных недостатков физического развития и здоровья младших школьников. Резкая смена условий и режима жизнедеятельности при поступлении в школу способна в значительной степени обострить эти неблагополучия, что, в свою очередь, ведет к серьезным проблемам не только в здоровье и физическом развитии, но и в овладении учебной деятельностью, в усвоении образовательной программы начальной школы. Существенно влияют на рост и развитие учеников дефекты осанки. Осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но в большинстве случаев ее нарушения являются приобретенными. Чаще всего нарушения осанки встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Кроме того, длительное пребывание ребенка за партой в неправильной рабочей позе (неправильная посадка) достаточно легко приводит к патологическим искривлениям позвоночника и слабости мышц, которые должны удерживать его в правильной форме; сам ребенок быстро привыкает к неправильному положению туловища. Наиболее часто встречается нарушение осанки во фронтальной (боковой) плоскости — сколиоз, характеризующийся смешением позвоночника вправо или влево от срединного положения. Расположение этих смещений может быть грудным, поясничным, 5-образным или тотальным. Наклонение головы вперед и в сторону, вогнутость позвоночника, асимметрия шейно-плечевых линий, лопаток, неравномерность контуров и треугольников талии служат индикаторами нарушений осанки у детей. При сколиозе у детей наблюдаются напряженное держание корпуса, малокоординированные движения, происходит лишняя затрата мышечной энергии ввиду статического положения мышц и, главным образом, мускулов спины.
Другие нарушения осанки связаны в основном с изменениями формы спины. Плоская спина характеризуется уменьшением всех изгибов позвоночника и угла наклона таза. Грудная клетка узкая, мышцы спины ослаблены, лопатки часто крыловидные. Рессорная функция позвоночника снижена. Круглая спина (кифоз) характеризуется увеличением физиологического изгиба грудного отдела позвоночника и уменьшением изгибов шейного и поясничного, а также угла наклона таза. Связки и мышцы передней части туловища укорочены, связки и мышцы спины растянуты. Замечено, что эти и другие нарушения осанки влияют на психику ребенка, понижают общий жизненный тонус, активность и живость повседневного поведения. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости, питания мозга и т. п. Значительные негативные отклонения в состоянии здоровья школьников могут возникать и вследствие плоскостопия.
Стопа, как известно, является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании растущего организма. Деформация стопы бывает связана с ослаблением мышц, поддерживающих ее свод, и в силу этого перегрузками связок, выполняющих ту же роль; их растягивание ведет за собой уплощение стопы. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается и на развитии движений детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет в оздоровительной работе с младшими школьниками большое значение.Вместе с тем требуется четкое определение в таком режиме места, роли, форм и содержания специальной коррекционно-оздоровительной игровой деятельности, наиболее важным условием эффективности которой можно считать продуманный индивидуально-типологический подход к ее планированию и реализации.
Помимо общеоздоровительных мер дети с недостатками в физическом развитии и здоровье нуждаются в оказании им коррекционно-профилактической поддержки, которая преимущественно принимает форму специальных коррекционно-оздоровительных занятий с однородными группами детей (имеющих сходные недостатки в физическом развитии и здоровье). На таких занятиях ученикам предлагаются индивидуально подобранные комплексы упражнений и игр, направленные на устранение и предупреждение дальнейшего прогрессирования отклонений. Оптимально, если такие занятия проводит специалист по лечебной физкультуре. Однако существенную роль в профилактико-коррекционной работе этого направления может сыграть и учитель начальной школы. Обладая соответствующими знаниями и умениями, он вполне сможет адекватно подобрать игры и игровые упражнения для своих учеников и провести коррекционнооздоровительные занятия.
Согласно современным данным, среди учеников начальной школы наиболее часто встречаются частые острые респираторные заболевания, разнообразные дефекты опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие), снижение остроты зрения (близорукость). Причины их возникновения во многих случаях кроются в несоблюдении необходимых санитарно- гигиенических и психогигиенических условий образовательного процесса, которые, воздействуя на физиологически незрелый детский организм, приводят к появлению прогрессированию разного рода неблагополучий в психическом развитии! Существенно влияют на рост и развитие учеников дефект осанки. Вообще процесс формирования осанки как привычной, непринужденной манеры держать свое тело начинаются с самого раннего возраста, и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности; которые характерны для образования условных двигательных связей, и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима. Осанка, в какой – то мере обусловлена наследственностью, но в большинстве случаев ее нарушения являются приобретеннымиюЧаще всего нарушения осанки встречаются у детей астенического телосложения, слабо развитых физически.Кроме того, длительное пребывание ребенка за партой в неправильной рабочей позе (неправильная осанка) достаточно легко приводит к патологическим искривлениям и слабости мышц, которые должны удерживать позвоночник в правильной форме, сам же он быстро привыкает к неправильному положению туловища. Наиболее часто встречается нарушение осанки в фронтальной (боковой) плоскости – сколиоз, характеризующийся смещением позвоночника вправо или влево от срединного положения. Расположение этих смещений может быть грудным, поясничным, S- образным или тотальным. Наклонение головы вперед и в сторону, вогнутость позвоночника, ассиметрия шейно- плечевых линий, лопаток, неравномерность контуров и треугольников талии служат индикаторами осанки у детей. При сколиозе у детей наблюдаются напряженное держание корпуса, малокооординированные движения, происходит много лишней траты мышечной энергий ввиду статического положения мышц и главным образом мускулов спины..
Помимо общеоздоровительных мер, дети с недостатками в физическом развитии и здоровье нуждаются в оказании им коррекционно-профилактической поддержки, которая обретает преимущественно форму специальных коррекционно-оздоровительных занятий с однородными группами детей (и в группу входят дети, имеющие сходные недостатки в физическом развитии и здоровье). На таких занятиях ученикам предлагаются индивидуальные комплексы упражнений и игр, направленные на устранение и предупреждение дальнейшего прогрессирования отклонений. Оптимально, если такие занятия проводит специалист по физической культуре. Однако существенную роль в проведении профилактической коррекционной работы в этом направлении может сыграть и учитель начальной школы. Обладая соответствующими знаниями и умениями, он вполне может адекватно подобрать игры и игровые упражнения для своих учеников и провести коррекционно-оздоровительные занятия. Значительные негативные отклонения в состоянии здоровья школьников могут возникать и вследствие плоскостопия. Плоская стопа характеризуется опусканием продольного или поперечного свода; изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночники. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. При наличии плоскостопия ребенок устает при движении, чувствует недомогание, головную боль, тонус его снижается. Могут возникать боли в коленных суставах и области поясницы, в центре свода стопы, во внутреннем крае пятки, под лодыжками. Все это связывается с ухудшением кровообращения, понижением опорной роли нижних конечностей. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается и на развитии движений детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.
Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет в оздоровительной работе с младшими школьниками большое значение.
Приложения
КОРРЕКЦИОННО – ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Название игры
Ход игры
Пропеллер
Дети стоят по кругу или в шеренгах, ноги на ширине плеч. Их правая рука поднята вверх и движется вперед, описывая круг, левая в это время движется назад и вверх. Руки все время расположены на одной прямой и составляют как бы две лопасти пропеллера, направляя правую руку вперед. Ведущий по окончании игры называет самые быстрые и четко работающие «пропеллеры»
Плавание
Дети сидят на стульях так, чтобы их спины не касались спинок стульев. Руки - локтями на коленях. Ведущий предлагает имитировать движения пловцов- брассистов. При движении рук вперед спина и позвоночник сгибаются как можно сильнее, а при движении рук назад позвоночник сгибается. Плавательные движения должны быть легкими, грациозными, изящными. Ведущий оценивает красоту и стремительность движений пловцов
Ворона
Дети стоят по кругу или в шеренгу. Ведущий предлагает им на некоторое время стать «воронами» и попытаться взлететь вверх. Для этого следует выполнять энергичные и сильные махи руками вверх – вниз в вертикальном направлении. Ведущий выделяет среди игроков самую «похожую» ворону.
Рукопожатие
Дети стоят в кругу или в шеренге. Ведущий предлагает им соединить ладони левой и правой рук за спиной , при этом локоть правой ладони смотрит вверх, а левой ладони – вниз («рукопожатие»).Затем положение рук меняется – правая рука внизу, а локоть левой руки – вверху. Ведущий оценивает, насколько каждому из игроков удалось продвинуть руки назад и насколько прочным оказалось каждое из рукопожатий
Аист
Ведущий предлагает детям из положения» руки вытянуты вверх» согнуться в пояснице так, чтобы достать ладонями до пола(аист наклонился в поисках лягушки), и задержаться в этом положении на некоторое время, затем следует медленное возращение в исходное положение. Ведущий оценивает игроков и называет самых гибких и грациозных.
Обруч
Участники игры встают в круг, руки на поясе. Ведущий предлагает крутить в течение 1 мин на бедрах воображаемый обруч. Амплитуда движения - максимальная. Ведущий определяет, кто из игроков дольше и легче всех крутил обруч.
Одним из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных, а при необходимости-специально-сконструированных и индивидуально дозированных игр оздоровительно-коррекционной направленности.
Список литературы
1) Березина «Игра как средство коррекции поведения в дошкольном возрасте» (в сборнике «Игра и дошкольник»). М. 2012. 144 с.
2) Панфилова «Игротерапия общения» (диагностический этап) М. 2010. 155 с.
3) Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. М., Владос, 2015. 200 с.
4) Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе .Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитание групп продлённого дня, педагогов дополнительного образования и родителей. Серия» Игровые технологии»-М.:ТЦ Сфера,2004. 144 с.
5) Юшина С.Н. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Наука, образование и культура. 2015 https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsionno-razvivayuschie-igry-kak-metod-obucheniya-v-spetsialnoy-pedagogike/viewer (дата обращения 23.03.2020)