kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект родительского собрания на тему "Отметка. Оценка. Как к ней относиться"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи собрания: Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка,познакомить их с основными требованиями школы к культуре учебной работы, с нормами оценок и как к ним относиться. Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект родительского собрания на тему "Отметка. Оценка. Как к ней относиться"»

Родительское собрание

«Отметка. Оценка. Как к ней относиться?»

Цели:

- Объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей младших школьников ответственного отношения к воспитанию своих детей.

- Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.

- Познакомить родителей с основными требованиями школы к культуре учебной работы, с нормами оценок и как к ним относиться.

- Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка.

Лекция

Уважаемые родители, совсем недавно вы волновались и переживали, отдавая детей в первый класс. Каждый из вас задавал вопрос: как сложится школьная жизнь ребенка? Понравится ли ему в школе? А самое главное – как он будет учиться, какие отметки он будет получать? В первом классе отметки не выставляются. В первый год учебы у детей происходит привыкание к новой жизни. Дети еще не умеют внимательно слушать, сосредотачиваться. Кроме того, им надо выстраивать отношения с учителем, одноклассниками. А если добавить сюда еще и переживания из-за отметки, то у детей может развиться невроз. Но первый класс позади. Со второго класса дети стали получать отметки.

Сегодня мы будем говорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни ребёнка и семьи.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол - отметка. Для одного ребёнка – он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый»

Отметка не тождественна оценке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его выражение в баллах.

Психолог Ш.А.Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок. Их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».

Рассмотрим отрицательную сторону отметок.

- В отметках сосредоточена вся власть взрослых.

- Отметки стали олицетворять всю личность ребенка. Хорошим учеником считается тот, кто получает хорошие отметки, плохим – плохие. Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: "Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший". Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.

- Для ребенка плохая отметка – предвестник неприятностей в семье. Дети пришли в школу с разной учебной подготовкой, поэтому, естественно, что учатся они неодинаково. И если хорошо подготовленный ученик получает “5”, то к этому нужно относиться как к должному, а не захваливать, не задаривать, не подчеркивать его особых заслуг и способностей. Некоторые родители “выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться по многу часов. В результате у ребенка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное “усердие” - это переутомление ребенка, быстрая потеря интереса к учению. Не всегда нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка в тетради были одни “5”. Свои требования нужно соизмерять с возможностями ребёнка. Глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только “5”. Помните, что наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым.

- Отметка – валютная купюра на школьном и семейном рынках. Часто детям отметки нужны не как действительные измерители их знаний и умений, а как валюта, на которую можно приобрести какие-то льготы, получить в подарок игрушку, прогулку и т.д. Ребенок хочет получить высокую отметку любой ценой, независимо от того, заслуживает он ее или нет.

- Отметка – способ соревнования детей. Соревновательность – полезное чувство, но отметка в действительности вызывает преимущественно зависть. Зависть же разрушает товарищескую среду учащихся и является фактором, затрудняющим нормальный ход воспитания и обучения. У детей может появиться нездоровое честолюбие и другие скверные черты. Например, когда после “5” вдруг полученная “4” вызывает слезы! Или когда ребенок надувает губы, если тетрадь его не лежит первой! За этими поступками скрываются черты эгоизма.

Родителям необходимо помнить, что в учении важна не только отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний.

Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.

Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: "Как дела в школе? Что получил?", мы тем самым показываем, что нас интересуют прежде всего оценки. Зато вопросы "Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?" дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение.

Необходимо уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными отметками.

Девятый принцип: ребёнок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться - главного средства преодоления учебных трудностей.

В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей».

Она складывается с учётом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей.

В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка.

Для того, чтобы ребенок спокойно преодолевал трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе.

Если родители любят ребенка, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка.

Часто бывает, что родители принимают успехи малыша как само собой разумеющиеся — и не откликаются на них своей радостью. Неудачи же, напротив, акцентируют. И у ребенка появляется ощущение, что все, что бы он ни сделал, недостаточно хорошо

Родители заведомо снижают самооценку ребенка, когда боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим, ценен. Такие ребята не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением привычных заданий, выбором одних и тех же поручений.

Не следует увлекаться неоправданной похвалой. Она должна соответствовать реальным возможностям и достижениям детей. У ребенка с завышенной самооценкой это может создать впечатление совей исключительности. У ребенка с заниженной самооценкой, если взрослый щедро расточает комплименты, может быть обратная реакция: Наверно, я совсем глупый, если мама все время говорит, что я умница.

Мы провели диагностику уровня самооценки по методике «Лесенка».

Если ребенок поместил себя на одной из трех нижних ступенек - это тревожный симптом. Уважаемые родители, значит, настало время спросить себя: Когда и за что я последний раз говорил(а) своему ребенку «ты у меня молодец!».

Зависит формирование самооценки и от осознания детьми своих способностей в какой-либо сфере. Если ребенок нашел такой вид деятельности, в котором он испытывает удовлетворение от успехов, гордость за свои достижения, его мнение о себе повышается.

Что делать, если ребенок видит себя на одной из верхних ступенек?

Очень важно не поторопиться с выводами.

Задайте уточняющие вопросы, прежде чем бить тревогу, например: что позволяет тебе «претендовать» на верхние ступени? В каких областях ты добился высоких результатов? Есть ли одноклассники, которые лучше тебя?

Можно задать множество вопросов, позволяющих выяснить, искренне ли ребенок верит в то, что его достижения дают право занимать высокую позицию, при этом критично оценивая себя, или же его уверенность в собственной исключительности субъективна.

Если ребенок с уважением относится к сверстникам, если его достижения объективны, то нет причин для волнений.

Лучше всего будет дать возможность ребенку убедиться на собственном опыте, что поставленная им оценка несколько завышена. Синяки и шишки, в которых придется винить только себя – лучшее лекарство от излишней самоуверенности и заносчивости.


Неспособных детей нет. Хотя интеллектуальные способности детей носят индивидуальный характер.

В дошкольный период у детей должны быть сформироваться определенные способы мыслительной деятельности. Они формировались в процессе игры. По условиям развивающих игр дети учились находить общие признаки, группировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы и обобщения. Наряду с этим у ребёнка должен был сформироваться познавательный интерес.

Почему дети, имеющие хороший уровень умственных способностей, показывают низкую успеваемость? Главной причиной является слабое развитие познавательного интереса или отсутствие его вообще.

Результаты обследований показывают, что большинство неуспевающих детей – это дети, которые не имеют интереса к мыслительной деятельности. Только ребёнок, имеющий интерес к мыслительной деятельности, способен получать прочные и глубокие знания.

Как могут родители способствовать развитию познавательных интересов для успешности ребенка?

Прежде всего нужно знать, в какой степени у вашего ребенка проявляется познавательная активность, какие преобладают мотивы?

- Определялся уровень школьной мотивации по диагностике Лускановой.

- Определение мотивов учения.


«Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, в том числе к учебному, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным» К. Гельвеции


Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждёт его в школе.

Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной. Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Во втором классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов». Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда ещё ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.

Родителям в домашних условиях нужно стараться поддерживать любознательность ребенка посредством выполнения д/з с элементами творчества, дополняя обязательную часть д/з своими находками, взятыми из дополнительной литературы.

Хорошо читающему ребенку нужно советовать дополнительную литературу для чтения.

Ребенку, опережающему сверстников в математических способностях, нужно давать различные логические задачи. Не перегружать детей скучной и нудной работой, предлагать больше разнообразия.

Следует учитывать, что успешность ребёнка в учении определяется множеством факторов. В учебном процессе важным показателем развития, необходимым для успешного усвоения материала, является организованность.

Помните! Одна забытая дома тетрадь может выбить Вашего ребёнка из учебной колеи на целый день. Отсутствие некоторых школьных принадлежностей сказывается на качестве выполнения учебной работы на уроке. Поэтому, следуя записям и рекомендациям дневника, помогите ребёнку собрать портфель. Это ещё раз даст понять ребёнку, что вы неравнодушны к его заботам и переживаниям!

Ваши дочки и сыновья очень боятся опозданий на урок! И вовсе не потому, что учитель будет сердиться (учитель всё понимает!), а потому, что очень сложно включиться в работу, которую выполняет класс. Иногда пятиминутное опоздание лишает ребёнка целого урока! Лучше приводить ребёнка в класс за 10 минут до занятий - ведь хочется пообщаться с друзьями!

Для наших с Вами деток не существует никаких мелочей в школьной жизни: оторванная пуговица, неудобная одежда, забытый носовой платок и тому подобные вещи мы с вами уже научились переживать, а для ребёнка это может быть стрессом! Берегите здоровье своих сокровищ!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект родительского собрания на тему "Отметка. Оценка. Как к ней относиться"

Автор: Бойцова Лариса Борисовна

Дата: 03.10.2020

Номер свидетельства: 559017


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства