Просмотр содержимого документа
«Конспект по внеурочке 4 класс Культурный человек кто он такой?»
Тема:Культурный человек. Кто он?
Класс: 4
Цель: рассказать детям правила этикета и культуры общения.
Задачи:
Образовательные: формирование понятия «культурный человек».
Развивающие: развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения, развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Воспитательные: повторение правил вежливости, поведения в общественных места.
Организация класса на занятие. Мотивация к обучению.
-Добрый день, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
-Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем занятие.
Актуализация знаний. Сообщение темы и цели занятия.
-Сегодня к нам на занятие пришел гость - гном Вася. - Кто такие гномы? Кто-то знает? Кто хочет прочитать, кто они такие? (Гномы- маленькие, человекоподобные существа, обитающие под землёй, в горах или лесу. Они охраняют сокровища - драгоценные камни, живут очень долго, поэтому часто выступают, как советчики людей. Одеты гномы опрятно, носят длинные бороды. Каждые 100 лет гномы приезжают в Королевство Этикета на соревнования и получают звание «Культурный человек».) Читает кто-то из учеников - Ребята, а что такое этикет ? (Этикет - порядок поведения, удобный для всех.) - Что значит быть вежливым, культурным, воспитанным? (ответы детей) -Хочу добавить, что воспитанный человек разговаривает вежливо, умеет сочувствовать, всегда поможет слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит слово. Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми и ваши папа и мама будут вами гордиться.
Работа по теме занятия.
-Сейчас мы вместе с гномом Васей отправимся в Королевство Этикета на соревнования, в пути мы будем вспоминать правила этикета, учиться быть культурными, вежливыми и воспитанными людьми.
-В путешествие мы отправимся на автобусе, но на проезд в транспорте нужны билеты, чтобы получить билеты - ответьте на вопросы:
1. Каким транспортом вы добираетесь до школы? 2. Кого называют пассажиром? 3. Какие правила поведения необходимо выполнять в транспорте и почему? 4.Почему нельзя останавливаться у входной двери, а надо пройти в салон? 5.Кому надо уступить место в транспорте и почему?
-Молодцы, вы ответили на все вопросы и нам открывается наш путь. -Первая наша остановка «Город чистоты и Порядка» -Взрослые и дети здесь следят за чистотой и порядком. В свободное время они сажают деревья, ухаживают за цветами, помогают дворникам убирать территорию, ходят в театры, музеи, на экскурсии, в библиотеки, на спортивные занятия. Они следят не только за чистотой в доме, но и за своим внешним видом. Здесь вы не увидите человека с непричесанными волосами, в грязной одежде, с оторванными пуговицами.
-Что надо делать что бы на улицах было чисто и красиво? (не мусорить, сажать деревья) -У ворот стоит мальчик. Кто он?
Жили-были, поживали братья – справные вполне. Всё бы клеилось как надо, кабы только не досада - С братом Колей никогда не дружила детвора. Утро. Ваня на зарядке – всегда чист, силён, здоров. Ногти, волосы в порядке – позабыл про докторов! Коля ж был чуток ленивый – зубы чистить не любил, Ну а что такое мыло – он и вовсе позабыл! Дети с Колей не играли, а совет ему давали: Коля, друг наш дорогой, ты сходи лицо умой. Да и щеткою зубной обработай ротик свой. А потом уж приходи, хоровод с нами води! Коля: Да, подумаешь,чистюли, расфуфыры, красатули! Ну, зачем, скажите, мыться, если скоро спать ложиться? Зачем койку застилать, если в ней же потом спать? И зачем мне мыть посуду - снова в ней же кушать буду? Все ему кричат: Коля, Коля, Николай, за собою убирай. У тебя ленивы руки. Под столом жилет и брюки, На столе рубаха, Коля, ты – н е р я х а.
Этого мальчика не пускают в город, потому, что он - неряха. Людям странно и неприятно видеть таких школьников, потому что каждый культурный человек старается выглядеть аккуратно, следит за своим внешним видом, для этого носит с собой в сумке или портфеле необходимые вещи.
-А какие же вещи нужно носить, что бы быть опрятным? -Для чего нужны эти вещи?
-Нередко красивый внешне человек ведет себя грубо, неприлично. Люди не радуются общению с таким человеком. И, наоборот, есть не очень красивые люди, но очень добрые, честные, и вам хочется с ними дружить, быть на них похожими. Поэтому необходимо, быть не только чисто одетыми, но и вежливыми. - Что значит быть вежливым? (ответы детей)
-Воспитанный человек всегда разговаривает вежливо. Не забывает говорить волшебные слова, от которых становится радостнее, светлее и теплее. Доброе слово поможет улучшить настроение, подбодрить человека. -Давайте вспомним добрые и вежливые слова. ( Пожалуйста, здравствуйте, спасибо и т.д.)
-Наша первая остановка «Город вежливости».
-Жители этого города всегда в хорошем настроении, потому что они никогда не ругаются и ведут себя вежливо по отношению друг к другу. Они знают правило — у воспитанных людей не только слова должны быть добрыми. Надо, чтобы поступки были добрыми и вежливыми, чтобы не приходилось за них краснеть и стыдиться.
-Жители этого города хотят проверить, умеете ли вы быть вежливыми людьми. - Как поступить, что сказать, если:мама пришла с работы очень усталая; бабушка не может вдеть нитку в иголку; другу понравилась твоя игрушка; девочка упала и ударилась; сестра просит у тебя карандаш; одноклассник забыл дома пенал; ты разбил любимую дедушкину чашку? -Молодцы! -Жители города дарят нам самолет, на котором мы быстро долетим до Королевства Этикета. -Остановка «Королевство Этикета» -Сегодня в Королевстве этикета проводятся соревнования на звание «Культурный человек».
-Скажите, кого называют культурным человеком? (Культурный человек никогда не станет вредничать, капризничать, громко плакать. Он не станет кричать и оскорблять. Для культурного человекаглавное — заботиться о близких, помогать другим людям. Он не будет мусорить на улицах) -Сейчас мы проведем соревнования и узнаем, кого в нашем классе можно назвать культурным человеком. (Дети делятся на две команды, им поочередно задаются вопросы. Жюри (учитель) дает штрафные очки за неэтичное поведение команд после раунда.)
1 раунд
1.Что при встрече и расставании должен сделать культурный человек? 2.Что нужно сделать, если друг ошибся? (помочь исправить ошибку,если он огорчился – пожалеть его, тактично объяснить, в чём его ошибка). 3.Если друг попал в беду – ваши действия (если возможно помочь ему,обратиться за помощью к взрослым).
2 раунд. Выберете правильный ответ.
1.Вы в гостях у друга, играете. Случайно он разбивает что-то. Ваши действия: а) помочь другу незаметно спрятать осколки; б) посоветовать другу самому признаться во всём; в) вместе с другом признаться во всём и разделить вину пополам.
2.Друг дал вам поиграть в игру. Вы случайно её сломали. Ваши действия: а) отдадите игру и сделаете вид, что ничего не случилось; б)расскажите другу и попросите прощения; в) расскажите родителям и попросите их вам помочь исправить игру или приобрести новую.
3. Вы нечаянно толкнули друга, и он уронил книги. Ваши действия: а) извинюсь и подниму книги; б) извинюсь и пойду дальше; в) пройду мимо.
Заключительная часть.
-Победившая команда получает приз (конфеты) -Интересно, как вы поступите с призом? (поделимся со всеми)
-Молодцы. Ребята, вы сегодня все хорошо потрудились. Я очень рада, что вы знаете, кто такой культурный человек и надеюсь вы соответствуете этому человеку.
-Ну а наше занятие подошло к концу. Скажите какие хорошие поступки, которые показывают, что вы культурный человек были с вами? (ответы детей)
-Истории все очень интересные, но нам пора отдыхать. Всем спасибо за занятие.