Цель: Познакомить детей с правилами столового этикета.
Задачи:
1.Рассказать детям о происхождении этикета.
2.Сформировать представления детей о культуре поведения за столом.
3.Привить первоначальные навыки правильного поведения и речевого общения во время еды.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернётся к своему соседу справа и сделает тоже самое и т. д.
Основная часть.
Воспитатель: Послушайте маленькую историю, о том, как класс шел на завтрак в столовую:
Прозвенел звонок с урока, и дети начали выбегать из класса, чтобы побыстрее добежать до столовой на завтрак. Бежал Федя впереди всех и тут из-за угла вылетел второклассник, и они столкнулись лбами, упали они на пол и все перепачкались, потому что на улице было грязно, а столовая была около раздевалок, больно было Феде, но нужно поскорее добраться до столовой и он побежал дальше. У самого входа в столовую стоял директор школы и, увидев Федю, остановил его. «Федя, ты куда так спешишь? Ты только посмотри на себя, весь перемазался, запыхался, да еще и с шишкой на лбу! Я тебя таким в столовую не пущу.»- сказал директор. А Федя не понял, почему его не впустили в столовую, обиделся и ушел не спеша обратно в класс.
Воспитатель: Как вы думаете, почему Федю не пустили в столовую? Что нужно сделать, прежде чем входить в столовую?
Воспитатель: Ребята, чтобы вы поняли, о чем сегодня идет речь, предлагаю вам послушать шуточное стихотворение Андрея Усачева «Уроки воспитания».
Чтение стихотворения.
Учит крошку – людоеда
Папа людоед:
Если хочешь съесть соседа –
Вспомни этикет.
Не кидайся, как на кость,
На гостей в квартире
Если в дом заходит гость –
Улыбайся шире!
Пусть соседу будет сто
Или стукнет десять
Помоги им снять пальто
И на гвоздь повесить.
Да не гостя, а пальто!
Есть в прихожей – ни за что!
Людоед здоровый
Кушает в столовой.
И запомни с юных лет,
Что вещают предки:
Нет обеда, если нет
На столе салфетки.
И красиво не забудь
Разложить приборы,
А не то про вас пойдут
Слухи, разговоры.
На обед придут бомжи
Или королева –
Ножик справа положи,
Ну, а вилку слева.
Это твердо изучи.
Ну, а где же ложка?
И на папку не рычи.
Повторяю, крошка
Что в тарелке не лежит –
Яд или отрава -
Вилку слева положи,
Нож и ложку справа.
Вот теперь ты можешь сесть
И прилично гостя съесть –
Чтобы быть упитанным,
Чтобы быть воспитанным!
Воспитатель: Хотя стихотворение и шуточное. Но я думаю, вы поняли, о чём пойдет речь (о вежливости и культуре поведения за столом).
Мы сегодня с вами дети
Поговорим об этикете.
Для чего он нужен нам,
Расскажу сейчас я вам.
Этикет он очень важный
Состоит из разных правил.
Знать его мы все должны,
Правила его важны.
Рассказ воспитателя о происхождении этикета.
Стремление вести себя прилично за столом, как доказано, уходит вглубь тысячелетий истории человечества.
Столовые приборы, правилами пользования которыми порой пренебрегают, были в почете у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось необходимым компонентом культуры, большим достоинством.
Скандинавы первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. Памятник древнескандинавской этической литературы «Эдда» повествует во всех подробностях о тогдашних правилах поведения за столом.
Для произнесения тостов имелись дальнейшим образом разработанные правила, а за нарушение этикета назначались штрафы.
В XI – XIII веках высшим проявление изысканности считалось, когда кавалеры рассаживались за обеденным столом со своими дамами позами, ели из одной тарелки и пили из одного бокала.
Разумное начало этого обычая – внимательное, учтивое отношение к женщине – сохранилось до наших дней и, надеюсь, будет существовать и впредь.
На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения («этикетки»).
От французского названия карточек «этикеток» и произошло слово «этикет», вышедшее впоследствии в языки многих стран.
Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом: «Над яствами не чавкай, как свинья; и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже».
Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер времен французского короля. Но все же заметим, что значительная часть его правил пришла к нам из истории, а некоторые даже из древней истории.
Но все эти правила помогают нам в разных ситуациях чувствовать себя естественно.
Так какие же правила мы должны знать прежде, чем сесть за стол.
Чтение правил поведения за столом.
1.Сев за стол, выпрямитесь. Сидеть лучше всего прямо, слегка опираясь спиною на спинку стула. Для стула найдите среднее оптимальное положение – чтобы он не стоял впритык к столу, но и не был отодвинут слишком далеко. Естественно, не позволительно раскачиваться на стуле.
2.Не кладите локти на стол – это не прилично: на столе и без того не очень много места, да и вам неудобно пользоваться вилкой и ножом, когда локти на столе.
3.Привыкнете к тому, что за столом руки должны забыть о существовании вашего лица: не следует поглаживать лоб, поправлять волосы, подпирать подбородок, уже не говоря о том, что нос и уши за столом должны быть запретной зоной для рук.
4.За столом нужно вести себя так, чтобы не мешать окружающим: ни в коем случае не класть локти на стол, накладывать в тарелку столько салата, сколько вы можете съесть, и стараться, чтобы из тарелки еда не вываливалась на скатерть и на колени соседей по столу.
5.Не наполняйте рот большим количеством пищи – так недолго и подавиться. Не чавкайте, не втягивайте шумно жидкость.
6.Как бы вы не были голодны и каким бы вкусным не было блюдо, никогда не следует набивать им полный рот и торопливо жевать.
7.Если вы запиваете еду каким-либо напитком, то прежде нужно проглотить то, что находится во рту и вытереть рот салфеткой, и только после этого запить.
8.Колбасу и сыр обычно берут из общего блюда не рукой, а вилкой.
9.Если вам хочется попробовать салат, который стоит на другом краю стола. Не нужно ложиться на стол и тянуть к себе блюдо, проще попросить соседа передать салатницу.
10.Не прилично есть с ножа, даже если он широкий и еда с него не сваливается. Ножи рядом с тарелкой лежат для того, чтобы разрезать мясо или горячие бутерброды, при этом нож берут в правую руку, а вилку в левую.
11.Подавая нож соседу по столу, следует протягивать его ручкой, а не острием.
12.Ножи и вилки нужно держать за середину ручки, а не у самого лезвия ножа и развилки.
13.Ни в коем случае нельзя облизывать нож, это очень опасно и неприлично.
14.Ложку всегда держим в правой руке – она лежит на среднем пальце, указательным придерживаем ее сбоку, а большим пальцем сверху.
15.Нож всегда держим в правой руке, вилку - в левой, только когда мы едим пищу, которую не режут, держим вилку в правой руке. Не полагается сначала нарезать ножом с вилкой, а потом есть нарезанные куски одной вилкой.
16.Варенье и мед берите из вазочки специальной ложкой, положите в розетку и лишь потом начинайте пробовать.
17.После того, как вы размешаете сахар в чае, не забудьте вынуть ложку и положить ее на блюдце.
18.Положив себе сахар или соль, поставьте сахарницу или солонку на прежнее место, не оставляя надолго у своего прибора.
19.Не следует играть столовыми приборами, сворачивать край скатерти и заплетать на скатерти косички, некрасиво вытягивать ноги под столом, кидать друг в друга хлебом.
20.За столом не принято говорить о болезнях и неприятностях.
21.Не заводите разговор с человеком, сидящим далеко от вас. Это утомительно для окружающих.
22.Оставшиеся на скатерти крошки или кусочки пищи можно собрать в бумажную салфетку другой салфеткой, но не в коем случае не следует смахивать на пол.
23.Выходя из-за стола, постарайтесь, чтобы не было много шума.
Физминутка:
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Воспитатель: Нужно привести себя в порядок, свою прическу и одежду и, конечно же, помыть руки. В столовую нужно идти парами или друг за другом, не спеша, спокойно, не толкаться и не перегонять друг друга. Подойдя к двери столовой, сначала пропустите тех, кто выходит из нее, а потом войдите сами, спокойно пройдите к своему месту за столом.
Воспитатель: Давайте все вместе накроем стол с соблюдением правил этикета. Чтобы правильно накрыть на стол нужно знать эти правила:
1.Нож кладут справа, лезвием к тарелке.
2.Вилки - слева от нее, острием вверх, потому что можно испортить скатерть.
3.Ложки кладут выпуклостью вниз, параллельно краю стола, ручки ложек направлены вправо.
4.Стакан ставят справа, перед тарелкой.
5.Салфетки кладут слева под рукой.
Практическая работа.
Воспитатель: А теперь кто-нибудь пойдет и накроет на стол сам. (Выходит ребёнок и накрывает на стол.)
Воспитатель: Почему мы должны постоянно следить за своим поведением и соблюдать правила этикета? Рядом с нами множество других людей и самое главное правило этикета – делай все так, чтобы не доставить другим людям неудобства, так, чтобы на тебя было приятно смотреть.
Воспитатель: Давайте узнаем, как обращаться со столовыми приборами:
1.Во время еды нож держат в правой руке, вилку держат в левой.
2.Никогда не берите нож в рот, это опасно.
3.Нельзя ковырять вилкой в зубах, это и опасно, и некрасиво.
Воспитатель: А теперь проверим, запомнили ли вы правила столового этикета, я буду читать вам правила, но слушайте внимательно, в них есть ошибки. (Воспитатель зачитывает правила с ошибками, а дети их исправляют.)
Упражнение «Исправь ошибку».
1. Неважно в какой руке ты держишь нож, а в какой – вилку. Можно даже держать и нож, и вилку одновременно в левой руке.
2. Почаще берите нож в рот, ваши знакомые будут восхищаться вашей смелостью.
3. Если вам что-то мешает во рту между зубами - можно воспользоваться вилкой.
4. За столом сядьте поудобней, расслабьтесь, развалитесь на стуле и вытяните ноги. 5. Не забудьте почавкать и почмокать – повару будет очень приятно, что он доставил вам удовольствие.
Воспитатель: А теперь послушайте историю о мальчике Феде, который не знал правил столового этикета.
«В школе был праздник, и в этот день в столовой на столах стояло много блюд. Сначала детям дали суп, но он был горячий и Федя решил подуть на него, чтобы он побыстрее остыл, но он не рассчитал свои силы и весь суп разлетелся в стороны, на одноклассников и на их тарелки. Федя посмеялся и принялся тянуться за кусочком колбасы. Он очень долго выбирал издалека кусочек, взял один, но он ему не понравился и Федя швырнул его обратно в ту тарелку и взял другой. Потом он наколол на вилку несколько кусков хлеба, выбрал какой получше, а остальные положил обратно. Сделал бутерброд и принялся его жевать, но колбаса Феде не понравилась, и он тут же выплюнул ее в тарелку. Федины одноклассники посмотрели на него и покачали головой…»
Воспитатель: Что Федя сделал не так?
Давайте сформулируем правила по рассказу.
1.Некрасиво тянуться через весь стол со своей вилкой, чтобы взять приглянувшийся вам кусочек колбаски. Попросите передать вам тарелку с колбасой.
2.Брать из общей тарелки надо тот кусочек, который ближе к вам, путь он даже не самый лучший.
3.Если пища горячая, на нее не дуют. Нужно подождать пока она остынет.
4.Если вам не понравилось что – то из угощений, можно оставить на тарелке. Но ни в коем случае не выплевывайте непонравившееся вам угощение.
5.Хлеб берут рукой, а не вилкой.
6.Соль берут специальной ложечкой или кончиком ножа.
Воспитатель: правила этикета предписывают обязательно поблагодарить повара за вкусную еду.
Заключительная часть.
Воспитатель: Какие правила мы с вами сегодня изучили?
Согласно этикету
Нашли мы все ответы
На множество вопросов
Загадок и проблем.
И как вести мы знаем
И в грязь мы не ударим,
Все правила запомним,
Ещё расскажем всем.
Давайте встанем в круг и скажем друг другу «До свидания!