Просмотр содержимого документа
«Конспект Морально-этическая тема в произведении В. Маяковского «Кем быть?»»
Тема. Морально-этическая тема в произведении В. Маяковского «Кем быть?»
Цель:
познакомить учащихся с биографией и творчеством В.В.Маяковского, с его стихотворением «Кем быть?», расширить представления детей о мире профессий, обогащать словарный запас учеников;
сообразительность, расширять кругозор, побуждать к осознанному
профессиональному выбору в будущем;
воспитывать уважительное отношение к любому труду,
способствовать воспитанию интереса к различным профессиям,
уважения к людям труда.
Оборудование: карточки с профессиями, мозаика, шаблон для цветка, презентация , стихотворение «Кем быть?» В.Маяковского (каждому ученику), детская литература Маяковского и произведения о профессиях (выставка); проектор, ноутбук, экран.
Ход занятия
І. Организационный момент
(Слайд №1)
-Добрый день!
Я рада видеть ваши улыбки и думаю,
что сегодня наше занятие принесет нам
радость общения друг с другом
ІІ. Целеполагание.
А поговорим мы с вами о том, что является для человека важным и нужным в жизни. Попробуйте отгадать.
Без него нам не одеться,
Ни покушать, ни согреться.
Даже рыбку из пруда
Не достанешь никогда. (Труд)
Беседа о труде
А зачем человеку нужен труд?
Какой ваш главный труд?
ІІІ. Актуализация пройденного материала
- Скажите, пожалуйста, о чём мы говорили на предыдущих занятиях?
( Кем работают папа и мама, бабушка, дедушка.)
- Сейчас давайте проверим, как вы справились с заданием.
А для этого с вами на несколько минут попробуем стать селекционерами.
(Слайд № 2 )
Селекционер - это человек, который занимается разведением новых видов растений и животных.
А создадим мы волшебный цветок из ваших рисунков. Каждый из вас для этого приложил все усилия дома, а сейчас в классе завершим эту работу.
Ваши рисунки находятся на лепестках, которые вы будете наклеивать по цепочке, называя при этом, кем работают ваши родители, бабушки и дедушки.
Учёные установили, что цветы распускаются и растут очень хорошо под приятную нежную музыку. Мы с вами будем создавать наш волшебный цветок под музыку великого композитора Моцарта.
(Создание цветка)
- Молодцы, ребята! Посмотрите, какой получился красивый цветок.
(Учитель вывешивает цветок на доску)
IV. Сообщение темы, цели урока
- Ребята, как называть одним словом, то чем занимаются ваши родители ? (Профессия)
(Слайд № 3)
Профессия — основной род занятий, трудовая деятельность.
Обратите внимание, слово профессия пишется через о и с двумя буквами с.
Любая профессия – это труд. Ваш труд – это учёба. Учиться и трудиться надо в полную силу – только тогда можно рассчитывать на успех и уважение других.
- Так как вы думаете о чём мы с вами поговорим ?
(Слайд № 4)
Мы сегодня поговорим о профессиях, узнаем о жизни и творчестве Владимира Владимировича Маяковского, познакомимся с его стихотворением «Кем быть?», а также узнаем, какие ещё есть произведения о профессиях и о труде.
Будем думать, отвечать,
И конечно же - играть.
Физминутка
Работа над новым материалом
Отдохнули, тихо сели
И настроились,
Чтоб новое узнать
Надо быть внимательными,
А ещё старательными.
Знакомство с биографией и творчеством Владимира Владимировича Маяковского.
(Слайды № 5-16)
Сейчас я вас познакомлю с биографией Владимира Владимировича Маяковского.
Смотрим все внимательно на экран.
Владимир Владимирович Маяковский был поэтом. Проявил себя, как хороший драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журнала.
Родился 19 июля 1893 году, в селе Багдади Кутаисской губернии
в Грузии.
Отец Маяковского, Владимир Константинович, был лесничим, очень добрым и сердечным и вместе с тем мужественным человеком.
Мать, Александра Алексеевна, вела хозяйство и воспитывала детей.
Она и была первой учительницей Маяковского.
У Владимира было две старших сестры – Ольга и Людмила.
Когда было Маяковскому 13 лет, его отец умер.
Мама продала всё имущество и переехала с детьми в Москву. До последних дней своей жизни Маяковский жил в Москве.
Ушёл из жизни Владимир Владимирович Маяковский 14 апреля 1930 года, прожив 37 летМного произведений Владимира Маяковского напечатано.
Это такие книжки, как:
«Что такое хорошо и что такое плохо», « Эта книжечка моя, про моря и про маяк», «Что ни страница, то слон, то львица», «Конь огонь», «Сказка о Пете толстом ребёнке и о Симе, который тонкий» и стихотворение с которым мы познакомимся сегодня «Кем быть?»
Знакомство с выставкой книг
Ребята, у нас в классе есть выставка книг, где находятся произведения Владимира Маяковского, а так же других авторов о профессиях…
(Слайд №17)
Знакомство со стихотворением Маяковского «Кем быть?»
Словарная работа
Уйма– целая – очень много.
Сборочный цех – цех, где собирают машины и детали.
Книгу переворошить – то есть прочитать.
Намотать себе на ус – запомнить.
Выбирать на вкус – выбирать то, что нравится.
(Слайд №18)
Просмотр мультфильма «Кем быть?»
- А теперь внимание! Смотрим на экран…
( Учитель останавливает просмотр мультфильма после 5 минут)
Вам понравилось начало мультфильма?
Этот мультфильм был снят 65 лет назад, в 1948 году по стихотворению Владимира Маяковского. Стихотворение он написал, когда ему было 35 лет.
А что было дальше, давайте узнаем, прочитав продолжение. У вас на партах находится стихотворение « Кем быть?» Положили его перед собой, приготовились следить. Слушайте внимательно. Потом скажите, почему герой мультфильма никак не мог выбрать себе дело по душе.
Докторам хорошо, а рабочим - лучше, я б в рабочие пошел, пусть меня научат. Вставай! Иди! Гудок зовет, и мы приходим на завод.
Народа - уйма целая, тысяча двести. Чего один не сделает - сделаем вместе, Можем железо ножницами резать, краном висящим тяжести тащим; молот паровой гнет и рельсы травой. Олово плавим, машинами правим.
Работа всякого нужна одинаково. Я гайки делаю, а ты для гайки делаешь винты. И идет работа всех прямо в сборочный цех. Болты, лезьте в дыры ровные, части вместе сбей огромные. Там - дым, здесь -гром. Громим весь дом. И вот вылазит паровоз, чтоб вас и нас и нёс и вёз.
На заводе хорошо, а в трамвае - лучше, я б кондуктором пошел, пусть меня научат. Кондукторам езда везде. С большою сумкой кожаной ему всегда, ему весь день в трамваях ездить можно.
- Большие и дети, берите билетик, билеты разные, бери любые - зеленые, красные и голубые.- Ездим рельсами. Окончилась рельса, и слезли у леса мы, садись и грейся.
Кондуктору хорошо, а шоферу - лучше, я б в шоферы пошел, пусть меня научат. Фырчит машина скорая, летит, скользя, хороший шофер я - сдержать нельзя. Только скажите, вам куда надо - без рельсы жителей доставлю на дом. Едем, дудим: "С пути уйди!"
Быть шофером хорошо, а летчиком - лучше, я бы в летчики пошел, пусть меня научат. Наливаю в бак бензин, завожу пропеллер. "В небеса, мотор, вези, чтобы птицы пели". Бояться не надо ни дождя, ни града. Облетаю тучку, тучку-летучку. Белой чайкой паря, полетел за моря. Без разговору облетаю гору. "Вези, мотор, чтоб нас довез до звезд и до луны, хотя луна и масса звезд совсем отдалены".
Летчику хорошо,
а матросу - лучше, я б в матросы пошел, пусть меня научат. У меня на шапке лента, на матроске якоря. Я проплавал это лето, океаны покоря.
Напрасно, волны, скачете - морской дорожкой на реях и по мачте карабкаюсь кошкой. Сдавайся, ветер вьюжный, сдавайся, буря скверная, открою полюс Южный, а Северный - наверное.
Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус!
Беседа по стихотворению
- Почему герой стихотворения никак не мог выбрать себе дело по душе?
(Ему всё нравилось.)
- Несмотря на то, что все профессии кажутся привлекательными, каждый человек выбирает себе дело по душе. И его профессия важна не только для себя, но и для окружающих, так как влияет на жизнь и настроение любого гражданина.
– Какая фраза повторяется постоянно в этом стихотворении? (Пусть меня научат!) – Почему она всегда повторяется? (Чтобы овладеть какой-нибудь профессией, надо сначала научиться.) – Можно ли сразу стать лётчиком, учителем или поваром? (Нет, для этого нужно учиться.)
Правильно ребята. Чтобы приобрести профессию надо учиться. Работа в группах.
А сейчас мы поиграем. Игра называется «Собери мозаику».
У вас на столе находятся карточки. Надо собрать картинки, на которых изображены люди разных профессий. Собирать вы будете в группах по 4 человека. На каждом ряду объединяются в группу ученики за 1 и 2 партами, за 3 и 4 партами, за 5 и 6 партами. Как соберёте вместе подумайте, человек какой профессии изображён на картинке.