Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (Василий Александрович Сухомлинский).»
Разговор 1.
Ребята, почему вы выбрали эту тему?
Что такое семья для вас?
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (Василий Александрович Сухомлинский).
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Владимировна и сего мы с вами побеседуем на тему семьи. «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (Василий Александрович Сухомлинский).
Ребята, предлагаю вам поучаствовать со мной в небольшой игре.
Дети встают, я раздаю листочки объясняя правила игры. Каждый из вас получил листочек с ДОБРОТОЙ, ЛЮБОВЬЮ, ВНИМАНИЕМ, ЗАБОТОЙ. Ваша задача двигаться хаотично между собой и при столкновении с кем-то делиться тем, что бы вы хотели дать этому человеку. По моей просьба вы останавливаетесь и читаете, сколько листочков у вас и что на них написано. СТОП. Ребята, посмотрите, пожалуйста на Ваши листочки. Каждое столкновение – это ситуации в жизни. В каждой такой ситуации вы всегда можете принимать и отдавать то, что у вас есть.
Что легче было? Дарить или принимать? (ответы) Дети садятся и отвечают.
Также и в семье, как мы с вами сейчас бескорыстно и легко делились качествами и чувствами, которые дарим бескорыстно и с любовью. Ведь только в семье мы получаем такие теплые и нужные нам качества для становления и воспитания
Ребёнок – зеркало семьи; как в капле отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. ВА Сухомлинский
Ребята, но иногда бывают кривые зеркала.
Ка вы понимаете это?
Хочется отметить, что бывает так, когда и ребенок может воспитывать своих родителей. Когда родитель, не всегда является примером для своего ребенка. А ребенок черпает информацию извне и помогает своим родителям осознать, какие-либо поступки. И заботу, внимание, доброту и ласку дарят не только родители, но и ребенок.
Ребята, что для вас семья? Подберите слово, которое характеризует для вас вашу семью. Для меня моя семья - это крепость.
Моя семья – это…. (ответы)
Размышляя о родительской педагогике, ее фундаменте, Василий Александрович в первую очередь говорит об основных ценностях, которые должны быть положены в ее основание: человеческие взаимоотношения, человеческое счастье, к которому стремится каждый человек, и о любви. Прежде всего, о любви в браке, в семье, коль речь идет о родительской педагогике. «Воспитание детей — это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью — любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека.
Ребята, а кто может быть в семье? Члены семьи? (ответы)
Послушайте, пожалуйста рассказ.
Петрик и Павлик
У стола сидят отец с матерью. Мать шьет, отец газету читает. Пятилетний Петрик на диване играет: конька седлает, в дальний путь собирается, о путешествии за синее море мечтает.
Посмотрела мать в окно и говорит отцу:
— Бабушку Марфу черт несет...
Петрик быстро расседлал коня, поднялся, чтобы взглянуть в окно на диво дивное, но опоздал. Бабушка Марфа уже стучала в дверь.
Мать сказала:
— Войдите, пожалуйста.
Когда бабушка Марфа вошла, мать ласковым голосом пригласила ее садиться. Бабушка села, тяжело вздохнула и промолвила:
— Еле дошла. До того ноги болят, до того болят...
Петрик с изумлением смотрел на бабушку Марфу. Он спросил:
— Бабушка Марфа, разве вы сами шли?
— Да, не ехала, а шла, — ответила бабушка и, улыбнувшись, дала Петрику угощение — сладкий коржик.
— Вы же, мама, говорили, что бабушку Марфу черт несет, — с упреком сказал Петрик.
Лицо матери вспыхнуло, потом побледнело. Она наклонила голову и смотрела на шитье. Отец закрылся газетой. Бабушка Марфа поднялась и тихо вышла. В хате воцарилась гнетущая тишина.
Прошло много лет. Петрик стал взрослым человеком, у него — жена и пятилетний сын Павлик. Отец умер, мать живет в своей хате.
Однажды в гости к сыну пришла старая мать. Погостевала, приближался вечер. Мать говорит, как бы размышляя:
— Что мне делать — домой идти или у вас заночевать? Вечереет, а дорога далекая.
СТОП. Ребята, что произошло дальше?
Что могло быть дальше?
Далее..
— Идите, мама, домой, — сказал сын.
А пятилетний Павлик в это время на диване играл: коня седлал, в дальнюю дорогу собирался, о путешествии за синее море мечтал. Услышав, как отец провожает бабушку, Павлик сказал:
— Я вам, бабушка, коня дам. Садитесь на него, поезжайте... Бабушка одевалась, а из глаз ее капали слезы.
В.А. Сухомлинский
Хотел ли Павлик быть другим? Почему вспыхнуло лицо матери, а отец закрылся газетой? Что Павлику помешало быть другим? Кривое отражение. Хотел, но не смог стать другим. Ребята, подберите слова, которые характеризуют семью из истории?
Вывод по истории – семья может менться и развивать, но тогда, когда кто-то приостановит разрушающий процесс своим теплом, заботой и любовью.
А теперь подберите слова, характеризующие хорошую, на ваш взгляд, идеальную семью?
Что нужно сделать уже сейчас, в вашем возрасте, чтобы вырасти правильным семьянином?
- Для чего нам нужна семья?
Процесс становления личности глубоко индивидуален. И, как правило, он осуществляется на протяжении всей жизни человека. Человек - существо социальное. Он может жить только в среде себе подобных. И первыми представителями общества, с которыми знакомится человек, являются его родители. Именно они играют важную роль в становлении индивида как личности. От их системы воспитания зависит, каким именно станет человек.
Я полностью разделяю мнение Василия Александровича по данному вопросу. Действительно, семья должна учить человека только добру. Нам всем бывает очень непросто в жизни. Иногда трудно понять, что правильно, а что нет. И вот именно тогда на помощь приходит опыт, полученный в семье. Когда родители и ближайшие родственники общаются с ребенком, когда обсуждают важные для него проблемы, когда интересуются его жизнью, поощряют все его начинания, давая свободу выбора, приобщают его к культурным ценностям.
Только тогда формируется правильное отношение к жизни, когда человек уверен, что его примут и поймут, он любим и находится под защитой. Это так необходимая нам моральная поддержка! Вот в чем основная функция семьи! Научить любить, понимать, прощать. Только при таких условиях воспитания человек вырастает полноценной личностью. Он не будет творить зло и причинять другим людям боль и страдания. Он просто не способен на это. Его внутреннее содержание настроено на созидание мира.
Ребята продолжите фразу: Я хочу, что моя семья была …
Ребята, предлагаю вам обняться, поделиться своим теплом и добротой! И делайте это почаще дома со своими близкими и родными людьми! Объятия продлевают жизнь.