Просмотр содержимого документа
«Конкурс "Что я знаю о Хабаровском крае"»
Анализ уровня воспитанности
за 2010 – 2011 учебный год
Изучение уровня воспитанности обучающихся, воспитанников в школе-интернате является одним из важнейших компонентов мониторинга воспитательной работы. В 2010-2011 учебном году диагностика уровня воспитанности была проведена дважды согласно перспективному плану воспитательной работы на 2010-2011 учебный год: в октябре 2010г. и в апреле 2011г.
Основной целью изучения уровня воспитанности является оценка личностных свойств и качеств обучающихся, воспитанников, оценка уровня знаний и социально значимых качеств, характеризующих систему отношений человека к обществу и к коллективу.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
определение уровня воспитанности учащихся;
анализ аспектов, влияющих на уровень воспитанности ребёнка;
подготовка решений и реализация мер, направленных на совершенствование учебно-воспитательной работы, осуществляемой воспитателями, классными руководителями.
Воспитанность - комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее развитие.
Для диагностики уровня воспитанности обучающихся, воспитанников решением МО воспитателей была избран Журнал мониторинга воспитанности детей, который позволяет оценить уровень воспитанности по 7-ми направлениям:
1. Здоровье. Критерии анализа: осанка, походка; координация, быстрота и точность движений; самостоятельность передвижения; развитие мелкой моторики; забота о своем здоровье; двигательная активность; интерес к спорту; занятия спортом; знания о здоровом образе жизни и их выполнение; навыки личной гигиены; самообслуживание; соблюдение режима питания.
2. Готовность к труду. Уровень сформированности практических умений.
Критерии анализа: понимание значения труда в жизни; отношение к труду; знания о профессиях; способность конструировать варианты будущего; простые навыки трудовых операций; понимание значимости трудовой деятельности в жизни человека; практическая готовность к бытовому и производительному труду;
3. Основы социализации и межличностного общения. Критерии анализа: самооценка; отношение к себе; способность организовать личную жизнь; характер поведения с другими людьми; потребность в соучастии сверстников; сотрудничество со сверстниками; уважение и признание сверстниками;
4. Навыки коммуникативного общения. Критерии анализа: владение вербальными средствами общения; навыки невербального общения; владение техникой установления коммуникативного контакта; навыки взаимодействия с людьми разного пола и возраста;
5. Безопасность. Критерии анализа: понимание смысла слов «опасного», «безопасного»; знание и выполнение правил безопасности;
6. Эмоциональное здоровье. Критерии анализа: эмоционально-психическая организация личности; адекватность ответной реакции; самоконтроль и саморегуляция поведения;
7. Мотивационно-потребительские установки. Критерии анализа: мотивация к учебе; мотивация к труду; выполнение поручений; выполнение домашних или школьных обязанностей; стремление к физиологическим удовольствиям.
В мониторинге уровня воспитанности приняли участие 79 обучающихся, воспитанников. Изучение уровня воспитанности проводилось по следующим этапам:
I. Заполнение анкеты воспитателями.
II. Обработка результатов.
III. Оформление документов.
Определение уровня воспитанности в баллах на «входе» (октябрь) и «выходе» (апрель) по 5-ти балльной шкале: 0 – критический уровень, 3 – допустимый уровень, 5 – оптимальный уровень.
Определение проблемных полей по 7 блокам.
IV. Составление рекомендаций, направленных на повышение уровня воспитанности.
В результате диагностики было установлено, что уровень воспитанности в среднем за 2010-2011 учебный год немного ниже допустимого наблюдается в 1 классе (1.9) и во 2 классе (2.5). Допустимый уровень воспитанности диагносцирован во 5б классе (3), в 4 классе (3.3), в 5а классе (3.3), в 7 классе (3.5), в 9 классе (3.5), в 6 классе (3.6), в 3 классе (3.7), в 8 классе (4).
Наиболее проблемными полями по 7 блокам (уровень ниже допустимого) являются: Эмоциональное здоровье (3), Безопасность (3) /См. Приложение/
По результатам изучения уровня воспитанности в школе установлено, что в целом наблюдается положительная динамика и превалирует допустимый уровень (по некоторым критериям – выше допустимого, ближе к оптимальному).
Для повышения уровня воспитанности учащихся в 2010-2011 учебном году в школе-интернате проводилась глубокая комплексная работа: классные руководители и воспитатели систематически вели работа по гражданско-патриотическому, физкультурно-оздоровительному, нравственно-этическому, трудовому воспитанию; проводились стимулирующие занятия воспитателями по программам воспитательной работы; педагог-психолог осуществлял тренинговую и консультативно-коррекционную работу; старшая вожатая организовывала общешкольные мероприятия; физрук проводил Дни здоровья, спортивные эстафеты, соревнования.
Особое внимание в работе с младшими школьниками учителя уделяли занятиям рисования, лепки, музыки и пения, танца, учили наблюдать, сравнивать, анализировать, поощряли творчество, стимулировали самостоятельность. Подросткам педагоги помогали учиться планировать, проводить творческие и трудовые дела, организовывали двигательную активность, уделяли внимание половому воспитанию.
Для повышения уровня воспитанности в школе-интернате в 2011-2012 учебном году необходимо:
1. Скоординировать работу всех участников учебно-воспитательного процесса на повышение уровня воспитанности учащихся.
Направить работу социально-психологической службы, классных руководителей, педагогического коллектива и администрации школы на сплочение детского коллектива.
2. Активизировать работу педагогического коллектива с обучающимися, воспитанниками на эффективность учебно-воспитательного процесса. С этой целью продолжать использовать новейшие современные подходы в воспитании и обучении детей.
3. Усилить работу по профилактике асоциального поведения среди обучающихся, воспитанников школы-интерната. Усилить контроль за неблагополучными семьями.
4. Для реализации здоровьесберегающей программы в школе усилить воспитательную работу классных руководителей и воспитателей.
5. Активизировать работу с семьей, привлечь родителей к общественной жизни класса, организовать профилактическую работу на раннем этапе развития ребенка.
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ за 2010-2011 учебный год Приложение