Комплекс воспитательных мероприятий с использование игровых технологий по профилактике девиантного поведения
Комплекс воспитательных мероприятий с использование игровых технологий по профилактике девиантного поведения
Работа содержит внекласные мероприятия для младших школьников, целью которых является: развитие и формирование правильного поведения в обществе с помощью игр и игровых ситуаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.4Мы поссоримся, мы помиримся…………………………………………………….
13
Раздел 2. Картотека игр
2.1 Игры, способствующие снижению агрессии в поведении………………………...
18
2.2 Игры на сплочение коллектива…………….………………………………………...
20
2.3 Игры на развитие чувства самоуважения и уважения других…………………….
23
2.4 Игры на умение управлять своими эмоциями………………………………………
24
2.5 Игры на снятие напряжения………………………………………………………….
25
Заключение………………………………………………………………………………..
27
Список используемых источников………………………………………………………
28
Пояснительная записка
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема социально-педагогической поддержки ребенка, имеющего отклонения в поведении. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений (отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, большого количества разводов). В такой ситуации школа вынуждена взять на себя значительную часть функций по социализации и адаптации ребенка, воспитанию социально желательного поведения. Наиболее актуально начинать такую работу в начальной школе, когда психика ребенка еще достаточно пластична, а авторитет взрослого высок. Профилактика девиантного поведения позволит предотвратить формирование негативных образцов и привязанностей у ребенка, а это гораздо безопаснее и безболезненнее для самого ребенка, чем коррекция уже сложившегося поведения.
Но что же такое профилактика? Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей.
В таком случае профилактикой девиантного поведения младших школьников будет актуальна игра. Игра – один из универсальных видов человеческой деятельности, она прошла путь развития параллельно становлению и развитию человеческого общества. Возможности игр неисчерпаемы. Они включаются в образовательный процесс личности человека с момента его младенчества до глубокой старости. Игра основана на свободной и творческой деятельности, формирует воображение, фантазию, интеллект участников игры; служит средством самовыражения личности, позволяющим достигнуть удовлетворения результатами выполненной деятельности. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игру.
Цель данного комплекса: развитие и формирование правильного поведения в обществе с помощью игр и игровых ситуаций.
Задачи:
- формирование мотивации на эффективное социально-психологическое развитие;
- формирование навыков неагрессивного поведения между сверстниками;
- развитие личностных качеств и ресурсов преодоления эмоционального напряжения;
- формирование и развитие адекватных поведенчиских стратегий в конфликтной ситуации.
Раздел 1.Комплекс воспитательных мероприятий
1.1 Внеклассное мероприятие по теме:
«Давайте будем беречь природу»
Направленность: экологическое воспитание
Тема: Давайте будем беречь природу!
Цель: Развитие у младших школьников бережного и ответственного отношения к природе.
Задачи:
Образовательная: Обучать учащихся охарактеризовать хорошее и плохое поведение человека в природе.
Воспитательная: Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
Развивающая: Развивать внимание, память, речь.
Планируемые результаты: учащиеся характеризуют плохие и хорошие поступки человека в природе; знают, что нужно беречь природу; внимательны на занятии, помнят правила поведения в природе; отвечают полным ответом, что позволяет развивать их связную речь.
Планируемые УУД:
Личностные:
-понимание бережного отношения к природе;
-осознание себя как ответственного человека в отношении природы;
-нести ответственность за свои поступки в отношении природы;
-осознавать, что я знаю, а что еще не знаю.
-осознание и понимание правильного поведения в природе.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-оценивать правильность своего ответа или выполненного задания;
-анализировать различные ситуации;
-оценка своих знаний.
Познавательные:
-понимание смысла текста, фраз;
-чтение информации и ее понимание;
-работа с карточками и с рисунками.
Коммуникативные:
-владение диалогом и монологом(отвечать на вопрос);
-слышать и слушать учителя;
-умение работать в группе (сотрудничать);
-отвечать на вопросы и задавать их;
-учитывать точку зрения собеседника и отстаивать свое мнение.
-Как вы понимаете фразу: «все красивое в мире от природы, а доброе от человека».
-Ребята, послушайте, я прочту обращение писателя М. Пришвина к вам, к школьникам.
«Дорогие, ребята! Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, степях живут разные красивые животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина, И охранять природу, значит охранять Родину».
И действительно, природа прекрасна в любое время года.
-Природа – это наше богатство, которое мы должны беречь и охранять. Нельзя наносить вред природе. Надо ее любить и внимательно, бережно относиться к ней.
Основной этап
-Вы наверняка все знаете как нужно вести себя в природе, но мы это сегодня повторим и закрепим.
-Для начала разделимся на команды, и придумайте название команд (дается время).
-Давайте представимся.
-Прежде чем мы начнем играть, давайте вспомним правила поведения в команде?
-Совершенно верно ребята!
-Ну что ж начнем.
-Я каждой команде по очереди буду загадывать загадку, если команда отгадала, она получает жетон, если нет, ход переходит другой команде. Слушайте внимательно:
Вопросы 1 команде:
1. У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы)
2. Один льет, другой пьет, третий растет. (Дождь, земля, трава)
Вопросы 2 команде:
3. На зеленом шнурочке, белые звоночки. (Ландыши)
1. Заря-заряница, красная девица По полю гуляла, ключи потеряла. Месяц увидел – не поднял, Солнце увидало-подобрало. (Звезды)
Вопросы 3 команде:
2. Летит – воет, сядет – землю роет. (Жук)
1. Золотое решето черных домиков полно. Сколько черных домков, столько беленьких жильцов. (Подсолнух)
Вопросы 4 команде:
2. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.(Облака)
3. Стоит Алена – платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
-Молодцы ребята, с первым заданием вы справились.
-А теперь переходим к правилам поведения в природе.
Игра – дискуссия «Хорошо» - «Плохо».
-Задача команд – обосновать положительное или отрицательное воздействие человека на те или иные компоненты природы:
Растения (1и 2)
Животные(3 и 4)
Водоёмы(1 и 2)
Воздух(3 и 4)
Например, команда, получившая карточку «Хорошо» начинает: «Человек сажает и выращивает различные растения. Это хорошо, т.к. растения очищают воздух, защищают от пыли, дают возможность отдыхать в тени деревьев, наслаждаться красотой цветов и дают кров многим животным».
Команда с карточкой «Плохо» продолжает: «Но человек и губит растения. Он вырубает деревья для хозяйственных нужд, рвёт цветы для букетов. Тем самым лишает животных крова, а себя чистого воздуха и мест для отдыха». (всем жетоны).
3.Конкурс «Разгадай ребус» Ребусы представлены на слайдах.
-Ребята, каждой команде буду показаны ребусы про животных, вам нужно их разгадать.
4.Если я приду в лесок
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»! (хором?)
5. Экологические ситуации.
-Ребята у вас у каждой команды на партах есть карточка с экологической ситуацией. Вам за несколько минут нужно составить по ней рассказ.
Подведение итогов
-Ребята, давайте закрепим наши знания. Как нужно вести себя с природой?
Игра«Это я, это я, это все мои друзья!»
-Молодцы!
-А сейчас посмотрим мультфильм и обсудим, что же бывает с человеком, который не бережет и обижает природу.
-Что случилось с главным героем.
-Совершенно верно.
-Так что не обижайте ребята природу.
-Классный час окончен, всем спасибо!
1.2 Внеклассное мероприятие по теме:
«Правила поведения в школе»
Направленность: нравственное воспитание
Тема: Правила поведения в школе
Цель: Развитие у младших школьников основ правильного поведения в школе.
Задачи:
Образовательная: Совершенствовать понимание учащихся, что может быть неправильным в поведении в школе. Совершенствовать представление о том, как поведение может испортить отношения с другими людьми и привести к травме.
Воспитательная: Воспитывать умение правильно вести себя во время проведения занятия и во время отдыха на перемене.
Развивающая: Развивать устную речь, расширять словарный запас учащихся. Развитие самостоятельности, умение находить решение проблемы, используя знания.
Планируемые результаты: Учащиеся понимают, какое поведение может быть неправильным в школе; понимают к чему может привести неправильное поведение; знают как нужно вести себя во время занятий и вовремя отдыха на перемене; правильно выстраивают высказывания; знают выход из той или иной проблемы.
Планируемые УУД:
Личностные:
-мотивация к занятию;
-установка на моральные нормы и правила поведения в школе;
-уважительное отношение к товарищам и учителям.
Регулятивные:
-оценка своего поведения;
-оценка поведения других ребят;
-оценка своих знаний о правилах поведения в школе.
-Присаживайтесь на свои места. Положите руки в удобное положение. Закройте глаза, направьте мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, мир, прочувствуйте эти состояния.
- Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на солнышко или на тучу?
-Почему?
-Ребята, сегодня я бы хотела провести с вами беседу о правилах поведения в школе: на уроках, перемене, в общении с учителями и товарищами.
Основной этап
-Начнем с игры.
Игра«Какой ты ученик» (Знаешь ли ты правила.)
- Когда я буду читать советы поведения в школе, вы топаете, если совет не соответствует поведению, если соответствует, вы хлопаете в ладоши:
1. Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.
2. Входящего в класс взрослого приветствуй стоя.
3. Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.
4. Входящему в класс можно крикнуть: «Привет!»
5. В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.
6. Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.
7. Бегать и шумно играть только на спортивной или игровой площадке.
8. Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех, и все за одного». Не надо ябедничать.
9. В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.
Анализ ситуации (чтение учителем). Прослушайте стихотворение (на слайде):
Б.Заходер «Перемена».
«Перемена, перемена!»-
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог-
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно.
С ним – бо-о-ольшая перемена!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перилах сел верхом.
Лихо шлёпнулся с перил.
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому-то сдачи.
Попросил списать задачи-
Словом, сделал всё, что смог!
Не угонишься за Вовой!
Ну а тут – опять звонок.
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём.
Он, гляди, какой бедовый!
-Ничего, -вздыхает Вова,
-На уроке отдохнём.
-Какие ошибки в поведении допустил Вова?
-Как вы думаете, к чему привели, или могут привести Вовины ошибки?
-Совершенно верно, так что на перемене будьте внимательны и аккуратны.
-Следующая ситуация.
«Федя на перемене».
Федя позвал Игоря:
-Иди сюда! Смотри, что у меня есть, - он показал Игорю пистоны. Мальчики отошли к окну. Бах! Бах! - прогремели взрывы. Дети, бегавшие вокруг, испугались. Подошёл учитель физкультуры, осмотрел подоконник. Он забрал у Феди пистоны и сказал: «Пойдёмте в учительскую, там поговорим».
Вопросы:
-Как вы думаете, о чём шел разговор в учительской?
-почему нельзя делать то, что сделали Федя и Игорь?
-Все верно ребята, что можно приносить с собой в школу?
-Острые предметы мы тоже не носим просто так. Ножницы нам нужны только на урок труда и иголки тоже.
-Следующая ситуация:
М.Кунина. «В гардеробе».
Сегодня холодно. Ребята надели тёплые курточки. Прежде чем идти в класс, нужно раздеться в гардеробе. Федя спешит. Он вбегает в гардероб и, наталкиваясь на своего одноклассника Игоря, наступает ему на ногу. Игорь даже вскрикнул от боли. Но Федя не обратил на него никакого внимания. Он повесил курточку и тут увидел свою учительницу.
-Здравствуйте, Елене Николаевна! - громко и весело сказал он.
Вопросы:
-Какие ошибки в своём поведении допустил Федя?
-С помощью, каких слов он мог это сделать?
-Так вот ребята, когда вы выходите надеваться, будьте аккуратны, не мешайте другим, не толкайтесь, помогите достать одежду. Если перед вами еще не ушли другие ребята, вы подождите, когда они заберут свою одежду, чтобы не мешать вам, а вы им. Малышам помогайте.
-И последняя ситуация.
«В столовой».
Ребята завтракают в столовой. Витя взял кусочек хлеба, скатал в шарик. Оглянувшись, чтобы никто не заметил, он стрельнул и попал Пете прямо в глаз. Петя схватился за глаз и вскрикнул.
Вопросы:
-Что вы скажите о поведении Вити в столовой?
-Объясните, как нужно общаться с хлебом?
-Можно ли сказать, что Витя пошутил?
-Запомните! С хлебом так нельзя обращаться и вообще кидаться едой, плохо вести себя в столовой.
-Давайте с вами разберем несколько ситуаций.
-По одному человеку выходите от ряда(по выбору учителя).
-Ребята, ваши товарищи, стоящие у доски будут вытягивать ситуации, читать их а ряд, на котором сидит ваш товарищ должен посовещаться и высказать мнение по данной ситуации и сказать как правильно нужно было поступить героям.
-Молодцы! Вы все знаете правила поведения в школе.
-Вспомните рассказы, в которых рассказывается о неправильном поведении ребят в школе.
-Все верно.
Подведение итогов
-Закрепим наши знания. Как мы должны вести себя в школе?
-Совершенно верно.
-Молодцы!
1.3 Внеклассное мероприятие по теме:
«Умейте дружбой дорожить»
Направленность: нравственное воспитание.
Тема: Давайте дружбой дорожить.
Цель: Развивать у учащихся чувство коллективизма и дружелюбия.
Задачи:
Образовательная: формировать важнейшие нравственные ценности; учить внимательно относиться к своим товарищам, доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; формировать навыки применять теоретические знания в практических заданиях.
Воспитательная: воспитывать чувство сердечности, доброты; воспитать чувство единения всех учащихся в классе, значимости каждого для общего дела; создание условий для формирования у учащихся толерантного отношения к окружающим.
Развивающая: развивать навыки сотрудничества, общения; развитие доброжелательности, этических норм поведения; развивать умение действовать совместно и оценивать результата совместного общения.
Планируемые результаты: внимательны к своим товарищам, друзьям, помогают им и поддерживают; уважают друг друга в классе;
Владеют навыками сотрудничества.
Планируемые УУД:
Личностные:
-осознание значимости дружбы в жизни человека;
-проявление уважения к одноклассникам;
- проявление чувства доброты;
-проявление уважения к другу;
-быть дружелюбным.
-проявление чувства ответственности за свои слова и поступки.
Коммуникативные:
-владение диалогом и монологом;
-уметь сотрудничать и понимать друг друга;
-подбирать подходящие слова и выражения для общения;
-Давайте встанем в круг, для того, чтобы настроиться на работу.
Звучит песня «Улыбка»
- Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, давайте покатаем его.
- А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям. У нас получилась «цепочка» дружбы! Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи! Согласитесь, приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места!
-Прислушиваясь к песне, вы догадались чему мы посвятим наш классный час?
- Верно, сегодня на классном часе мы будем говорить о дружбе людей и кто же такой друг.
- Скажите, а какую цель можно поставить перед нами на этом классном часе?
- Правильно, нашей целью будет воспитать чувство дружбы, сердечности, доброты; воспитать чувство единения всех учащихся в классе, значимости каждого для общего дела.
Основной этап
-Слово «дружба» по своему значению тесно связано с таким понятием, как родственная близость. Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т. е. сходство чувств, переживаний, единство в восприятии окружающего мира и в отношении к нему. Вот что сказал о дружбе великий Вильям Шекспир: Настоящий друг везде Верен: в счастье и беде; Грусть твоя его тревожит. Ты не спишь — он спать не может, И во всем без дальних слов. Он помочь тебе готов.
-А каким бы вы хотели видеть своего друга? Чего бы вы желали от друга?
-Из ваших ответов можно сделать вывод, что от друга требуется немного: понимание. Немного? Но подумайте, сколько разных составляющих включаем мы в это понятие. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки — помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью - он разделит ее с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.
-Но можно ли представить друга завистливым? А высокомерным? А какие еще слова не совместимы с понятием «дружба»?
-Друг не может быть злобным и самовлюбленным. Также не соединяются с понятием «дружба» жадность и хвастливость.
-Друг - это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить, должен научиться этому. И начинать надо с самого себя. Вы должны в себе самом найти ответ -готовы ли вы встретить друга? Разговор с самим собой должен быть честным: интересен ли я самому себе, не скучно ли мне с собой? Умею ли я сам с собой обращаться? Ведь именно с тем, что содержится в человеке, выходит он к людям, только своими человеческими качествами он может заслужить дружбу.
-Доскажи пословицу.
-Я буду зачитывать пословицу, а вы ее закончите:
Все за одного, а один за ... (всех).
Семеро одного ... (не ждут).
Один в поле ... (не воин).
Старый друг лучше ... (новых двух).
Без беды друга не ... (не узнаешь).
Нет друга, так ищи, а нашел так ... (береги).
-Ребята, а было ли у вас такое, что ваш друг был заинтересован только собой?
-Да ребята, бывает, встречается вам человек общительный, внимательный и доброжелательный. Он и советы дает, и развеселит, и уговорит ... А вот другом его назвать — язык не поворачивается. И это только потому, что общаясь с вами, принимая в вас участие, он в действительности занят одним собой. Он, как героиня стихотворения, думает только о себе. Настоящая дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга. Но бывает гак, что за дружбу выдают привычку ходить вместе в кино, встречаться, чтобы послушать музыку, готовить вместе уроки. И хотя подобные отношения приятны и важны, но их скорее можно назвать товарищескими. Попробуем провести уточнение понятий: друг, товарищ, приятель, ровесник, и занесем их в нагл словарь.
-Как уже говорилось, друг - человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться.
-А кто такой товарищ?
-Товарищ — человек, близкий вам по роду деятельности, занятий, по условиям жизни.
-А кто является приятелем?
-Приятель — человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.
-У каждого человека не так много настоящих друзей. Берегите друзей. Бытует мнение, что друзья познаются в беде, в трудную минуту.
Дружба испытывается не только бедами, но и обыденными мелочами.
Причем испытание мелочами, пожалуй, проходит труднее. Почему-то именно по пустякам, по недоразумению чаще всего и ломаются отношения: несправедливость, невнимание, забывчивость, необязательность сколько за ними высказанных и невысказанных обид и огорчений. Из-за них, случается, рвутся казавшиеся крепкими отношения. Берегите друзей. Выбирайте их не спеша, но еще меньше торопитесь расстаться с ними.
-Послушайте стихотворение:
Другу ты отдать сумей
Все тепло души своей.
Все отдал — богаче стал,
Что сберег, то потерял.
Лишь тот не на год — навсегда богат,
Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.
Лишь тот не на год — счастлив навсегда,
Кто дружбу пронесет честно сквозь года.
-И помните, друзья создаются в юности, дальше становится все труднее и
труднее подружиться.
-А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Ты мне нравишься».
-Я возьму клубок ниток, начало нитки буду держать я. С помощью этой нити вам надо сказать товарищу, которому вы передаете клубок, что вам в нем нравиться или, чем он вам нравится и у нас получится паутинка дружбы.
Подведение итогов
-Ребята, у нас получилась паутинка дружбы. Вы умеете говорить комплименты и приятные слова друг другу. Я желаю вам, чтобы вы всегда были такими. Чтобы были всегда дружными и вас окружали только хорошие друзья.
1.4 Внеклассное мероприятие по теме:
«Мы поссоримся, мы помиримся»
Направленность: нравственное воспитание
Тема: Мы поссоримся, мы помиримся.
Цель: формирование у учащихся умения решать конфликтные ситуации.
Задачи:
Образовательная: умение выстраивать разговор с товарищем без конфликта. Учить внимательно относиться к своим товарищам.
Воспитательная: Воспитывать чувство сотрудничества, сердечности, доброты; доброжелательность, этические нормы поведения; создание условий для формирования у учащихся толерантного отношения к окружающим.
Развивающая: Развивать умение действовать совместно и оценивать результата совместного общения; развивать преодоление агрессии.
Планируемые результаты: Умеют решать конфликтные ситуации, не создают конфликтные ситуации. Сотрудничают друг с другом; доброжелательны к товарищам; соблюдают нормы поведения; совместно оценивают свое общение.
Планируемые УУД:
Личностные:
-осознание влияние конфликта на отношения людей;
-проявление уважения к одноклассникам;
-соблюдение норм и правил поведения в обществе.
Коммуникативные:
-владение диалогом и монологом;
-уметь сотрудничать и понимать друг друга;
-преодолевать и не создавать конфликтные ситуации.
Познавательные:
-восприятие информации;
-знать новые понятия.
Регулятивные:
анализировать свои поступки и поступки окружающих.
-Что же означает слово «конфликт» в вашем понимании?
-Конфликты – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. Несмотря на высокий уровень тревоги и негативные переживания, сопровождающие конфликт, нередко он является не только неизбежным, но и необходимым выходом из сложившейся ситуации, способом прояснить ситуацию и восстановить нарушенное равновесие во взаимодействии людей, позволить им прийти к взаимному согласию в совместной деятельности.
Беседа «О конфликтах и ссорах».
-Ссоры бывают у всех, согласны? Ссорятся многие, но по-разному. Совсем плохо - драка, война. Плохо - грубые слова, обзывательства. Тихие ссоры - когда не дерутся, не грубят, но сердятся, не разговаривают, не играют вместе.
-Кто из вас как ссорится?
-Какие чувства мы испытываем в момент ссоры: стыд, злость, вину, обиду?
-Из-за чего бывают ссоры? Да, что-то не поделили, не уступили. А ведь можно было договориться мирно. Если приветливо смотришь в лицо, спокойно говоришь, вряд ли дойдет до ссоры.
-Но если она случилась, как же помириться?
- Вспомните, когда вам после ссоры хотелось (не хотелось) помириться. Почему?
- Вы не знали как? Или не хотели?
- Какой может быть выход из ссоры?
- Какие способы примирения используете вы?
- Есть правила, которые помогают жить мирно. Хотите их узнать?
• Соблюдай правила.
• Не смейся над товарищами.
• Не жадничай.
• Уступай.
• Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты (не завидуй).
- Кто в вашем классе умеет мирно жить?
- Кто знает «мирилки»?
1. Давай мы не будем ссориться, никогда, никогда, Давай еще раз помиримся навсегда, навсегда. (Повторяю вместе с детьми)
2. «Мы не будем больше злиться,
Мы решили помириться,
Злюка, уходи от нас.
Мы опять друзья сейчас!»
- Хорошие слова? Не забывайте их!
Игра «Ссора»
Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Способствовать их усвоению и использованию в поведении. Проверка степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях.
- Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Машей и Настей играли в мяч, и мяч покатился в лужу. Маша хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Настя начала громко смеяться, а Маша горько заплакала.
- Почему Маша заплакала?
- Правильно ли поступила Настя?
- А с вами такое бывает? Бывает, чтобы поссорившись с кем-то, вы начинали плакать?
- Послушайте, ребята, стихотворение «Слезы» (Читает стихотворение Р. Сефа «Слезы»)
Ты можешь плакать Двадцать дней И двадцать пять ночей Пока Из горьких слез твоих Не побежит ручей … Ты можешь плакать Много лет, Пока не станешь Стар и сед, Но слезы не спасут от бед И не помогут горю. А если это ясно, То не реви Напрасно.
- Можно ли помочь слезами горю?
-Отчего вы чаще всего плачете?
- Можете ли вы не плакать совсем? Почему?
-Что нужно сделать, чтобы расхотелось плакать?
-Ребята, если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первым признать вину. В этом вам помогут волшебные слова. Какие?
-Разберем несколько ситуаций.
-Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
- будете плакать;
- ударите его;
- сделаете ему замечание;
- не скажите ничего;
- пожалуетесь учителю;
- свое мнение.
-Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества есть сказки, предания, былины на эту тему.
Два козлика.
Через ручей положена доска. Встретились на доске два козлика.
Ни один не хотел уступать другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да оба и упали в воду.
-К чему может привести неуступчивость и упрямство?
-Вот к чему может привести неуступчивость и упрямство. Ребята, а как бы вы поступили в данной ситуации?
-Чтобы легко жилось с людьми, чтобы складывались близкие, тёплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, уметь ставить себя на их место, быть сдержанным и тактичным.
-Следующие ситуации:
-Обедая, ты нечаянно, махнув рукой, задел кружку и разбил ее. Взрослых рядом в этот момент не было. Что ты сделаешь с разбитой кружкой?
-На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон. Без разрешения стал звонить своим друзьям. Как ты поступишь?
-Молодцы, вы правильно поступили.
-Всегда ли можно договориться друг с другом? Может ли конфликт быть неизбежен?
-Договариваться между собой не всегда бывает легко. Часто люди не хотят уступать друг другу, настаивают на своем. Именно поэтому могут возникать ссоры и даже конфликты. Вспомните, какие конфликтные ситуации произошли в вашей жизни и как вы поступали: решали вопрос мирно или нет?
-Давайте отдохнем.
-Разрешение конфликта – дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Послушайте сказку « Две козы» и подумайте, почему героям удалось избежать ссоры.
-На узенькой горной тропинке встретились две козы. Налево – гора, как стена, направо – глубокая пропасть. Задумались козы: как тут быть?
Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы.
-Как козам удалось избежать конфликта?
-Наши герои смогли договориться. Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом. Некоторые считают, что предложить помириться первым – значит проявить слабость характера. А как вы думаете?
-Когда вам удалось разрешать конфликт с помощью взаимных уступок, путем компромисса?
-А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт?
-Правильно, уступка - один из способов выхода из конфликта (на слайде).
-А еще помогает разрешить конфликт шутка и юмор. Нужно относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Это одно из самых главных правил человеческого общения.
-А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Снег», так сказать выплеснуть эмоции и энергию наружу. У вас на партах у каждого лист бумаги. Скомкайте его. А теперь я вам разрешаю покидаться «снежками» в друг друга.
Проигрывание ситуаций:
Цель: помочь использовать в реальной жизни ребенку эффективные способы поведения Инструкция: Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:
- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.
- Мама принесла три апельсина, тебе и сестре /брату, как ты поделишь их? Почему?
- Одноклассники играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?
-Молодцы! Все справились с заданием.
Подведение итогов
-Подведем итоги. Посмотрите на слайд, закрепим наши знания, как мы должны вести себя, чтобы не было конфликтов:
«Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков»
«Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»
-Что такое конфликт?
-И напоследок мы поиграем в игру «Ругаемся овощами». Как вы понимаете, во время конфликта люди начинают обзывать, оскорблять друг друга. А я хочу научить вас не оскорблять плохими словами, а проявить юмор. Я вам дам игрушку мягкую, вы кидаете друг другу ее и обзываете товарища названиями овощей. Например, ты красный помидор.
-Молодцы ребята! Спасибо вам за занятие.
Раздел 2. Картотека игр по профилактике девиантного поведения
2.1 Игры, способствующие снижению агрессии в поведении
Цель: Создать условия для снятия агрессии у обучающихся и научить их в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев.
«СПУСТИ ПАР»
Инструкция: сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется «Спусти пар». Играют в нее так:
Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь «спустить пар». Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: «У меня пока ничего не накипело и мне не нужно «спускать пар». Когда круг «спускания пара» завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу. А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: «Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты».
«РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ»
Инструкция: Сегодня я вам разрешаю поругаться, но не плохими словами, а... овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т.д. Берете игрушку или мяч и кидаете друг другу, кому вы хотите, но чтобы никто не остался без участия.
«ВОЛШЕБНЫЙ МАГАЗИН»
Ведущий: Представьте, что вы попали в волшебный магазин , где можете приобрести все, чего вам не хватает, любые качества характера, любые духовные ценности: по принципу «бери ,все что хочешь, но плати. Так как магазин необычный, то и платить придется своими качествами.
Организуется пространство: из участников выбираются приказчик- помощник ведущего, рекламный агент, призывающий посетить магазин , и очередь из участников. Указывается, что время работы магазина строго ограничено, он может закрыться в любой момент. Ведущий ведет торг, приказчик приносит со склада качества,они продаются как товар. Далее ведется обсуждение: как сложно было расставаться со своими качествами? Почему необходимы те или иные качества? Почему кому-то трудно настаивать на покупке?
«КАРИКАТУРА»
Инструкция: В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. На следующим занятии «предметом» обсуждения может стать другой ребенок.
«МАЛЕНЬКОЕ ПРИВЕДЕНИЕ»
Инструкция:« Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение {педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук „У". Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У-у-у!», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»
«КЛЯКСЫ»
Инструкция: Подготовить чистые листы бумаги, жидкую краску (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная «клякса».
Агрессивные или подавленные дети выбирают краску темных цветов. Они «видят» в «кляксах» агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребенка выходит вовне, тем самым он освобождается.
К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного ребенка. Последний будет брать для рисунков светлые краски и видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты, стрекоз и др.). Посредством общения со спокойным ребенком на предмет интерпретации «кляксы» агрессивный ребенок успокаивается.
Примечания:
Дите, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краску.
Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые тона (цвета грусти).
Серые и коричневые тона выбираются детьми напряженными, конфликтными, расторможенными (пристрастие к этим тонам говорит о том, что ребенок нуждается в успокоений).
«ЖУЖА»
Инструкция: «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.
Примечание: взрослый следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными.
2.2Игры на сплочение коллектива
Цель: Создать условия для формирования учащихся взаимодействовать в детском обществе, что будет способствовать сплочению коллектива.
«РИСУНОК НА СПИНЕ»
Инструкция: Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.
Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.
«ТЫ МНЕ НРАВИШЬСЯ»
Оборудование: Клубок цветной шерсти.
Инструкция: Посадите детей в круг, объясните им, что им нужно создать одну «паутину», связывающую их между собой. При этом учащиеся могут высказать свои добрые слова и чувства друг другу. Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: «Коля (Маша)! Ты мне нравишься, потому что...». Следующий участник обращается с той же фразой, с которой обращались к нему. И так продолжается наша игра все дальше и дальше... Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок. Постепенно «паутина» будет расти и заполняться. Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.
Примечание: Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика. Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Если у некоторых детейбудут сложности с произнесением начальной фразы «Ты мне нравишься, потому что...», то позвольте им заменить ее словами «Мне понравилось, как ты...».
«ОСТРОВ ДРУЖБЫ»
Оборудование: Газета.
Инструкция: Перед игрой ведущий расстилает на полу газету. Затем говорит: «Представьте себе, что вы оказались на острове. Начался прилив. Для того чтобы спастись, надо поместиться на оставшемся маленьком клочке. Таким островом спасения для нас будет служить газета».
«РУКА К РУКЕ»
Примечание: для игры необходимо нечетное число игроков.
Инструкция: Водящий произносит: «Рука к руке! Все меняются местами!». И все участники игры, в том числе и ведущий, должны найти себе пару и соприкоснуться с партнером руками. Тот, кто остался без пары, становится водящим. Игра продолжается. Можно отдавать команды: «Мизинец к мизинцу», «Пятка к пятке», «Колено к колену» и т.д.
«РУЧЕЕК»
Инструкция: В произвольном порядке разбиться на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки, подняв сомкнутые руки вверх, как бы образуя крышу. Водящий проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д. По сути, игра представляет собой социометрическую процедуру и оказывается эмоционально значимой для каждого участника.
«ДАВАЙ ПОГОВОРИМ»
Инструкция: Играют взрослый и ребенок или дети. Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать… (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?» Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.
Примечание: Важный момент! В игре взрослый должен находиться на уровне с ребенком, а в случае трудностей – ниже его.
«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
Инструкция: Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить обижал ли он кого – то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.
2.3 Игры на развитие чувства самоуважения и уважения других
Цель: обучать учащихся находить то положительное, что есть в них самих и в их товарищах.
«МОИ ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ»
Инструкция: Учащиеся сидят в кругу. Кто-нибудь из них, по желанию, выходит в круг и показывает жестами и мимикой своё любимое занятие: езда на велосипеде, компьютерные игры и т.д. Остальные отгадывают, что это за занятие.
«ДОБРЫЙ ГНОМ»
Оборудование: карандаш и листок бумаги, список «добрых гномов».
Инструкция: Каждый учащийся пишет своё имя на листке бумаги и складывает листок в несколько раз. Учитель перемешивает листочки в шляпу, чаше и т.п. и раздаёт их учащимся, причём никто не должен вытащить «себя» или рассказывать, кто ему достался. Теперь учитель объясняет правила игры: для того, кто вам достался, вы – «добрый гном». Это означает, что вы в течение определённого времени, например недели, должны сделать что-нибудь приятное, не привлекая к себе при этом внимания. Кто для кого был «добрым гномом», все узнают позже. Одно из главных условий заключается в том, что на все эти добрые дела не должно быть потрачено ни копейки. Следует сразу же договориться, какого рода это должны быть сюрпризы: например, самому что-нибудь смастерить, помочь товарищу в учёбе, убрать за него его рабочее место и т.п. Поскольку младшие школьники часто забывают о своих поручениях или заданиях, нужно в ближайшие дни периодически интересоваться, кто уже заметил какие-либо следы «добрых гномов» и кто это мог быть. Детям, которым трудно самим что-нибудь придумать, нужно помочь советом.
Примечание: Важно не допускать, чтобы дети смеялись над другими.
«ОТГАДАЙ, КТО Я?»
Материал: бумага и карандаш для каждого игрока.
Инструкция: Каждый учащийся пишет на листке разные свои свойства / черты / интересы (только сугубо индивидуальные, например: «Я люблю лиловый цвет в одежде, но на мне сейчас синяя юбка»), складывает листок втрое или вчетверо и передаёт его вам. Вы читаете вслух листок за листком. Дети отгадывают, о ком идёт речь.
2.4 Игры на умение управлять своими эмоциями
Цель: Формирование у учащихся умений управлять своими эмоциями в межличностном общении.
«ЧУВСТВА И ЖИВОТНЫЕ»
Инструкция: Нужно бросать игральный кубик два раза. Число, выпавшее первый раз, обозначает номер эмоции из столбика слева, а число, выпавшее при втором бросании кубика, – номер животного. Задача игрока – пройти по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство. Все должны угадать, что за зверь и какую эмоцию он испытывает.
гнев медведь
презрение слон
страх кошка
радость петух
удивление лягушка
вина собака
«ЗЕРКАЛО»
Инструкция: Ребёнок будем зеркалом. Кто-то из учеников должен изобразить на лице какую-либо эмоцию (например, гнев – губы сжаты, брови нахмурены; удивление – рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а он попробует придать своему лицу то же самое выражение.
«УГАДАЙ НАСТРОЕНИЕ КОТА»
Инструкция: Педагог и дети рассматривают картинки с изображением кота. Педагог предлагает детям определить, какое у кота настроение, представить ситуацию, когда такое настроение может быть и изобразить данную эмоцию.
«КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?»
Оборудование:карточки с разными оттенками настроения.
Инструкция: Детям предлагается выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.
2.5 Игры на снятие напряжения
Цель: создать условия для снятия напряжения, развитие взаимопонимания, взаимодействия сверстников.
«ЕРАЛАШ»
Инструкция: Всем участникам даётся задание – выделить одного человека из группы, не говоря ему об этом. Затем по команде ведущего все участники одновременно начинают движение, при этом каждый участник должен обойти три круга вокруг выбранного им объекта.
«ОЛЕНИ»
Инструкция: Участники образуют 2 круга (внешний и внутренний), встают лицом друг к другу. Ведущий спрашивает: «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени?» А хотите узнать, как это они делают?» Это целый ритуал. Правым ухом вы трётесь о правое ухо партнёра, а в завершение приветствия нужно потопать ногами! После этого внешний круг смещается на одного человека и церемония повторяется. Передвижение повторяется до тех пор, пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не займут своё исходное положение.
«ШАРИКИ»
Оборудование: воздушные шарики.
Инструкция: Группа разбивается на мини группы (от 3 до 5 человек). Группы распределяются по помещению так, чтобы не мешать друг другу при выполнении заданий. Каждая группа получает воздушный шар. Задача группы: удержать воздушный шар в воздухе без помощи рук. Ведущий усложняет задание, называет ту часть тела, при помощи которой участники должны удерживать шар (локоть, голова, колени, правое плечо и т.д.). И последнее задание: удержать шар в воздухе, не используя другие части тела. Это задание можно выполнить, если одновременно дуть на шарик.
«ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ»
Инструкция: Звучит веселая музыка, дети встают друг за другом и крепко держаться друг за друга (за плечи). Первый ребенок – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот увертывается от нее. Во время игры необходимо следить, чтобы дети не отпускали друг – друга.
«Шалтай-Болтай»
Ход игры: Здравствуйте дети! Какие вы сегодня подвижные. Покажите-ка мне, как вы вертелись и шумели. (Дети вертятся и шумят.) Да вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажем еще раз: болтаем руками, ногами, вертим головой.
Ведущий:Шалтай-Болтай
Сидел на стене,
Шалтай-Болтай
Свалился во сне. (С. Я.Маршак)
Дети поворачивают туловище влево-вправо, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» наклоняют корпус тела вниз. Все это может показать и сам ведущий.
Ведущий: Смеемся! Еще лучше смеемся. Болтаем руками, ногами, вертим головой, нам очень весело и мы смеемся, смеемся! Молодцы! Похлопали лодошками, потрясли руками. Похлопали еще раз. Молодцы!
«ИГРА С МУРАВЬЕМ»
Ход игры: Представьте, что вы в лесу. Сидите на пенечке. Под ногами мягкая трава. На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.
Заключение
Игра является одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она помогает снять чувство усталости; раскрывает способности детей, их индивидуальность; усиливает непроизвольное запоминание. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т. к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий.
В школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии. Они позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действия активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Список используемых источников:
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей. [Электронный ресурс]. http://www.b17.ru/article/acquaintance_with_the_emotions/ (дата обращения: 08.06.16).
Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349, [1] с. – (Психологический прктикум).
Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995. – 144 с.