Комплекс лексико-семантических упражнений как средство предупреждения лексических ошибок у обучающихся 2 класса на уроках русского языка, сост., Опалева М.А. - Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.
Руководитель: Кочнева Е.Н., преподаватель филологических дисциплин.
Настоящее пособие предназначено для учителей начальных классов, студентов педагогических специальностей. Пособие содержит лексико-семантические упражнения, способствующие предупреждению лексических ошибок у обучающихся 2 класса на уроках русского языка.
Материалы пособия способствуют формированию у обучающихся представлений о лексических нормах литературного языка, что способствует предупреждению лексических ошибок как в усной, так и в письменной речи.
Тема «Имена существительные с вариативными окончаниями в родительном падеже множественного числа»...…………………………………….59
Одним из предметных результатов по русскому языку, предъявляемых ФГОС НОО, является овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка. Следовательно, одной из задач учителя начальных классов становится формирование представлений у обучающихся об этих нормах [8].
Проблема заключается в том, на сегодняшний день младшие школьники, хоть и имеют достаточно большой словарный запас, но не обладают навыками его правильного использования – совершают лексические ошибки при употреблении слов, как в устной, так и в письменной речи.
Для того, что бы обучающиеся не совершали ошибок в употреблении лексических норм учителю начальных классов необходимо проводить словарную работу, в результате который обучающиеся не только узнают значение неизвестных слов, но и научатся употреблять их в речи, на письме. В результате словарной работы у обучающихся формируются представления о нормах русского литературного языка [2].
Особое место среди литературных норм занимают лексические, то есть правила употребления слов в точном соответствии с их лексическим значением. Именно в лексическом значении слова получают отражения понятия о различных предметах и явлениях действительности, кроме того, в лексическом значении слов помимо понятийного содержания могут закрепляться эмоции и оценки [9].
На уроках русского языка слово изучается и как носитель лексического значения, и как элемент словарной системы, потому уроки русского языка призваны заложить у детей лексико-семантический взгляд на слово[1].
Наиболее эффективным методом устранения и предупреждения лексических ошибок в устной и письменной речи были выбраны лексико-семантические упражнения.
Лексико-семантические упражнения – это упражнения, направленные на осознание сущности лексикологических понятий и на формирование лексических умений.
Лексико-семантические упражнения должны формировать представления о каждой литературной норме русского литературного языка.
В современном русском литературном языке можно выделить следующие лексические нормы:
Эти нормы при условии их соблюдения обеспечивают точность и правильность речи, как устной, так и письменной [4].
Для таких лексических норм, как лексическая сочетаемость слов, правильность употребления синонимов, необходимо использовать лексико-семантические упражнения на составление предложений и словосочетаний с изученными словами. Для правильного употребления многозначных слов – приведение примеров слов, с разными значениями и их отличие. Для правильно употребления омонимов, синонимов и антонимов - составление с ними словосочетаний и предложение, подбор синонимов и антонимов к определенным словам. При работе над такой лексической нормой, как правильное употребление фразеологизмов использовать лексико-семантические упражнения по объяснению значений предложенных фразеологизмов.
Наиболее распространенными лексико-семантическими упражнениями являются упражнения по составлению предложений с использованием различных лексических единиц (синонимы, антонимы, фразеологизмы, омонимы).
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что лексические упражнения предназначаются, прежде всего, для развития речи учащихся, в том числе для обогащения их словарного запаса и формирования навыков связной речи. Решение этих задач обеспечивается систематической работой над значением и употреблением слов, подготовительной работой над лексикой предстоящих изложений и сочинений и проведение лексико-семантических упражнений.
Чтобы проведение лексико-семантических упражнений не было напрасным необходимо проводить эти упражнения в комплексе. Данное утверждение и все вышесказанное привело к тому, что был создан комплекс лексико-семантических упражнений как средство предупреждения лексических ошибок у обучающихся 2 класса на уроках русского языка.
Цель комплекса – разработка и систематизация лексико-семантических упражнений, способствующих предотвращению лексических ошибок у обучающихся 2 класса на уроках русского языка.
Комплекс состоит из 40 упражнений (по 2 упражнения на каждую тему). Темы уроков, в содержание которых включены лексико-семантические упражнения, раскрывают содержание раздела «Части речи».
№ урока | Тема урока | Лексическая норма | Лексико-семантические упражнения | Примечания |
127 | Что такое части речи | Употребление слова с учетом его семантики. | Как вы понимаете значение следующих слов: кофейник, тараторит, бренчит. Составь по одному предложению с каждым словом. | Выполняется после работы над упр.92,стр.69 Задание проговаривается учителем устно, слова записываются на доске. |
В предложениях неверно употреблены некоторые слова, они выделены. Замените их. При затруднении в знании значения слов обратитесь за помощью к словарю. 1) Костёр все больше и больше распалялся. 2) Медведь сосал рану. | Работу над данным упражнением предполагается организовать в паре. Обучающиеся совместно выполняют задание, затем организуется фронтальная работа, обучающиеся обсуждают результат совместно с учителем. Предложения представлены на слайде. |
128 | Части речи | Лексическая сочетаемость слов. | Прочитайте группы слов. 1) Барабан, книжка, обложка, корова, лошадь, медведь. 2) Прибежать, выучить, нарисовать, запеть. 3) Ловкий, умный, симпатичный, юный. Составьте 3 предложения. 1 предложение со словами из первой группы, 2 – со словами из второй группы, 3- со словами из третьей группы, так, что бы в предложении было как минимум 2 слова из группы. Предложение должно быть связным и логичным | Выполняется после работы над упр. 95, стр.72 Задание проговаривается учителем. Слова представлены в учебнике. Выполняется индивидуально в тетради, после чего учитель опрашивает 2-3 ученика, выслушивает результата, корректирует при необходимости. |
Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ. 1. Вдруг раздался громкий лай. Дети пришли в лес. Лоси пили воду. Около лесного озера они увидели лосей. Лоси быстро скрылись в лесу. 2. Он большой и сильный. Этот слон живет в доме со ступеньками. Сторож Иван Петрович принес ему сено и воду. Напился воды и затрубил. Значит рад. У слона умные и добрые глаза. | Форма организации – парная. Работа организуется по вариантам. Обучающиеся объединяются в пары. Каждой паре раздаются карточки с вариантами, где записаны предложения. Учитель дает время на самостоятельное выполнение задания, после чего с использованием интерактивной доски организует работу по проверке решения 1 и 2 варианта. |
129 | Общие признаки слов | Употребление синонимов в свойственной им окраске. | Прочитайте скороговорки. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. Проворонила ворона воронёнка. О чем говорится в данных скороговорках? В чем их смысл? Как вы понимаете выделенные слова? Замените выделенные слова синонимами так, что бы смысл скороговорок не поменялся. Запишите получившиеся скороговорки. | Выполняется после работы над упр. 98, стр. 74. Работа над данным упражнением организуется фронтально. Учитель выслушивает мнение нескольких учеников, корректирует при необходимости. |
Вставьте слова, близкие по смыслу. Спишите предложения. 1. Партизаны отразили ______________ врагов. Люди с нетерпением ждут ______________ лета (наступление, атака); 2. Из окна открывался чудесный ____________ на море. В произведениях многих русских писателей ______________ играет важную роль (пейзаж, вид); 3. Мужчина оплатил на почте ________________ по телефону. Педагог ежедневно проводил _________________ с родителями отстающих учеников (беседа, разговор). | Работа над данным упражнением организуется индивидуально. Работа выполняется на карточках. Проверка данного упражнением организуется с использованием интерактивной доски, где обучающиеся самостоятельно могут переместить одно из слов к определенной группе. После того, как все слова распределены, производится проверка. |
130 | Имя существительное | Употребление слова с учетом его семантики. | Прочитай предложение. У меня в комнате на стене висела живопись. В этом предложении одно из имен существительных употреблено неправильно. Найди его и замени. | Работа над данным упражнение организуется в индивидуальной форме. Предложение записывается обучающимися в тетрадь под диктовку. После чего каждый самостоятельно выполняет предложенное задание. |
Постарайтесь самостоятельно дать толкование слова напильник, основываясь на смысле стихотворения. Составь с данным именем существительным 2 предложения. | Выполняется после работы над упр. 100, стр. 77. Работа над упражнением организуется индивидуально, в тетради. После чего учитель выслушивает несколько вариантов толкования слова и примеров составленных предложений, корректирует при необходимости. |
131 | Составление словосочетаний с именами существительными | Уместное употребление антонимов в речи. | Прочитайте отрывок из начала сказки. Один мельник оставил своим трём сыновьям небольшое наследство – мельницу, осла и кота. Братья сразу же подели отцовское наследство: старший брат взял себе мельницу, средний – осла, а младшему дали кота. Младший брат очень горевал, что ему досталось такое маленькое наследство. Замени выделенные слова антонимами, что бы начало сказки было радостным для младшего сына. | Выполняется после работы над упр. 102, стр. 78. Работа над упражнение организуется индивидуально, задание и текст представлены на карточках. Для проверки учитель просит нескольких обучающихся озвучить получившееся начало сказки, корректирует при необходимости. |
Послушайте стихотворение, на месте пауз вставьте подходящее по смыслу и по рифме слово. Слова. Нам с тобой Пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово Высоко, А ты ответишь: Низко. Скажу я слово Далеко, А ты ответишь: … . Скажу я слово Потолок, А ты ответишь: … . Скажу я слово Потерял. И скажешь ты: … . Скажу тебе Я слово Трус, Ответишь ты … . Теперь Начало Я скажу,- Ну, отвечай: … ! | Работа над данным упражнением организуется фронтально. Учитель читает стихотворение, а когда необходимо назвать антоним, то выбирает обучающегося, который должен его назвать. |
132 | Собственные и нарицательные имена существительные | Лексическая сочетаемость слов. | Вставьте в пропущенные места слова, что бы получился связный по смыслу текст. 1. Мама срезала ножом _____ . У гриба ________ маленькая, ________ длинная, мохнатая. Это гриб — ________. Он растет под __________. Слова для справок: гриб, шляпка, ножка, подберезовик, березой. 2. Вечером поднялась _______. Засвистал в соснах _________. Сухой _______ закружился по земле белыми змейками. С неба повалили белые __________. Слова для справок: вьюга, ветер, снег, хлопья. | Работа над данным упражнением организуется индивидуально. Работа выполняется на карточках. Проверка данного упражнением организуется с использованием интерактивной доски, где обучающиеся самостоятельно могут переместить одно из слов к определенной группе. После того, как все слова распределены, производится проверка. |
Прочитайте упражнения. 1. Под окном Гвидон сидит, молча на море глядит. (А.Пушкин). 2. Поздняя осень. Грачи улетели. (Н.Некрасов). 3. Испекла Иришка куклам по коврижке… Нравятся коврижки Гришке и Маришке. (Л.Ульяницкая). 4. Царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце, с грустной думой на лице. (А.Пушкин). Как вы понимаете слова коврижка, венец, дума? Постарайтесь дать определение этим словам. Составьте предложения с каждым из слов. | Выполняется после работы над упр. 108, стр. 82. Работа организуется индивидуально. Обучающиеся записывают предложения в тетрадь. |
133 | Категория числа имени существительного | Употребление слова с учетом его семантики. Употребление фразеологизмов в свойственных им значениях. | Отгадайте загадку. По горам и по долам ходит шуба да кафтан. Постарайтесь самостоятельно дать толкование имени существительному кафтан. Составьте с данным словом 2 предложения. В первом употребите его в единственном числе, во втором – во множественном. Вспомните фразеологизм «тришкин кафтан». Объясните его значение. Такое ли же значение имеет слово кафтан в загадке и во фразеологизме? | Выполняется после работы над упр. 116, стр. 87. Работа над упражнением организуется индивидуально, в тетради. |
Употребление фразеологизмов в свойственных им значениях. | Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения. 1. Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие. 2. Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать. 3. У лягушки дух захватило от страшной высоты. 4. Яшка сломя голову остановился. | Работа над данным упражнение организуется по вариантам. У каждого варианта по два предложения. Задание выполняется в тетради. По окончанию работы обучающиеся озвучивают получившиеся предложения с фразеологизмами. |
135 | Имена существительные с вариативными окончаниями в родительном падеже множественного числа | Употребление многозначных слов с учетом контекста. | Поставьте имя существительное множественного числа пару, в единственное число. Как вы думаете, сколько значений имеет данное имя существительное? Назовите известные тебе значения. Составьте по одному предложению для каждого значения. | Выполняется после работы над упр. 121, стр. 89. Данное упражнение предполагает фронтальную работу. Обучающиеся совместно с учителем преобразовывают имя существительное из множественного числа в единственное, обсуждают значения слова, составляют предложения. |
Прочитайте предложения. Мама аккуратно заплела ей косу. Сегодня мы убирали пшеницу с поля при помощи косы. Бабушка мне купила кисть винограда. У меня резко заболела кисть на уроке. У моей сестры потерялся ключ от дачи. Из-под земли бил горячий ключ. Ручка медленно скатилась со стола и тихо упала на пол. Сестра подала мне свою маленькую ручку и потянула меня куда-то. Лара стрельнула из лука и попала в яблочко! Маме нужен был лук для супа. Объясни значение каждого выделенного слова. Составь 1-2 предложения с выделенными словами, используя их в других значениях. | Работа над данным упражнением организуется фронтально. Учитель опрашивает обучающихся по желанию, обучающиеся объясняют значение слов. Затем самостоятельно составляют предложения и озвучивают их по желанию. |
137 | Глагол | Лексическая сочетаемость слов. | Подберите подходящий глагол, что бы текст получился связным и логичным. —Рыбка к камню (отплыла или подплыла), от берега (переплыла или отплыла), всю реку (вплыла или переплыла). — Бабочка к цветку (отлетела или подлетела), с ветки на цветок (облетела или перелетела) вокруг капусты (влетела или облетела), в комнату (подлетела или влетела). — Лягушка к бревну (подпрыгнула или впрыгнула), на бревно (прыгнула или отпрыгнула), с бревна (отпрыгнула или спрыгнула), от журавля (перепрыгнула или отпрыгнула). | Работа над данным упражнением организуется с использованием интерактивной доски. Обучающиеся по очереди выходят к доске и выбирают (подчеркивают) нужный глагол. После чего записывают получившиеся предложения в тетрадь. |
Прочитайте глаголы. Держать, делить, отменить, метать, терпеть, шептать, встречать, трещать, смешить. Составьте 2 предложения с данными глаголами так, что бы в одном предложении было употреблено как минимум 2 из данных глаголов. | Выполняется после работы над упр. 124, стр. 91. Работа организуется в парах, обучающиеся совместно составляют предложения с данными глаголами. |
139 | Изменение глаголов по числам | Употребление слова с учетом его семантики. | Как вы понимаете глагол громоздятся? Попробуйте дать свое толкование данного слова с опорой на текст. Составьте предложение с данным словом, употребляя его в единственном числе. | Выполняется после работы над упр. 128, стр. 93. Работа над данным упражнением организуется фронтально. Обучающиеся совместно с учителем пробуют дать толкование слова, составляют с ним предложение. |
Прочитайте предложение. Для Маши был предназначен учитель. В употреблении какого слова в данном предложении допущена ошибка? Исправь данную ошибку. Составьте 2 предложения со словом, которое вы заменили, употребляя его сначала в единственном числе, затем во множественном. | Работа над данным предложением организуется фронтально. Обучающиеся совместно с учителем находят слово, в котором допущена ошибка, исправляют ее, составляют предложения, а учитель корректирует их при необходимости. |
140 | Глаголы и нормы речевого этикета | Употребление синонимов в свойственной им окраске. | Прочитайте отрывок из текста. Лосиха с лосенком побежали, за ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке. Какую ошибку вы нашли в данном тексте? Какими другими словами можно заменить это слово в нашем рассказе? Используя синонимы - слова для справки, исправьте текст. Слова для справки: погнались, понеслись, направились, пустились | Работа над данным упражнением организуется индивидуально. Отрывок из текста представляется на доске или на слайде. Исправленный же текст обучающиеся записывают в тетрадь. |
Лексическая сочетаемость слов. | Прочитайте словосочетания. Утка кричит, дятел стучит, мороз трещит, орёл летит, котёнок спит, корабль стоит. Составьте небольшой связный по смыслу текст, используя как можно больше словосочетаний. | Организуется после работы над упр. 130, стр. 94. Работа над данным упражнением организуется в парах. Обучающиеся совместно составляют текст, записывают его в тетрадь. |
141 | Изменение глаголов по временам | Вставьте в пропущенные места глаголы, подходящие по смыслу, что бы восстановить пословицы. 1) За двумя зайцами погонишься — ни одного не _________. 2) Много буд.ешь знать — скоро _________. 3) Правда глаза _______. 4) Конь вырвется — догонишь, слова сказанного не ______. 5) Руки не протянешь, так и с полки не ________. 6) Дождь вымочит, а солнышко ________. 7) Мягко стелет, да жестко _______. 8) Человек, он все _______: он и пашет, он и сеет. | Работа над данным упражнением организуется индивидуально, на карточках, после выполнения задания обучающиеся обмениваются карточками и сравнивают работы с образцом учителя. |
142 | Роль глагола в образовании предложения | Лексическая сочетаемость слов. | Прочитайте получившиеся предложения. Щука плавает. Человек ходит Лошадь бегает. Ласточка летает. Лягушка прыгает. Змея ползает. Дополните предложения глаголами и другими словами, чтобы предложении стало ярче. | Организуется после работы над упр. 134, стр. 97. Работа организуется индивидуально, обучающиеся записывают предложения в тетрадь. |
Употребление слова с учетом его семантики. | Найдите в толковом словаре все значения глагола родиться. Составьте предложения с глаголом, употребленным в разных значениях, запишите наиболее понравившееся предложение в тетрадь. | Работа над данным упражнением организуется в парах. Обучающиеся совместно работают с толковым словарем и составляют предложения, записывая каждый в тетрадь. |
144 | Имя прилагательное | Употребление синонимов в свойственной им окраске. | Рассмотрите изображение к сказке. Подберите к предметам и героям сказки прилагательные, которые описывают их. Лиса. Заяц. Избушка. | Организуется после работы над упр. 137, стр. 99. Работа над данным упражнением организуется индивидуально. Обучающиеся самостоятельно подбирают прилагательные к словам. |
Прочитайте текст. Большой корабль грузчики разгружали большими кранами. Из больших трюмов они поднимали большие тюки с товаром и перемещали их на большое расстояние. Затем эти тюки грузили в большие железнодорожные составы и отправляли в большие города. Замените синонимами имя прилагательное «большой», что бы текст был логичным и понятным. Запишите получившийся текст в тетрадь. | Работа над данным упражнением организуется индивидуально. Обучающиеся записывают получившийся текст в тетрадь. |
145 | Роль имён прилагательных в речи | Лексическая сочетаемость слов. | Дополните предложения именами прилагательными, что бы оно было ярким, подходило по смыслу и было логичным. Однажды зимой мы отправились в лес. В___________ бору было тихо. Все покрыто __________ снегом. В ________ воздухе носились __________ пушинки. Ветви украсились ________ инеем. В этом _______ и ________ наряде каждая ветка казалась ________. | Работа над данным упражнением организуется индивидуально. Задание обучающиеся выполняют на карточках. После чего учитель опрашивает нескольких учеников, какой результат у них получился. |
146 | Число имени прилагательного | Прочитайте, впишите имена прилагательные, подходящие по смыслу, чтобы получился рассказ. Этот ________________ зверёк живёт в лесу. У него______________________ уши, _________________________ хвост. Передние лапы __________________, а задние - ______________. Шубка у зверька летом - __________________, а зимой -_________. Морковка, ______________, - любимые лакомства животного. _________________ зверёк всего боится. | Данное упражнение обучающиеся выполняют самостоятельно, после чего, по цепочке, называют получившиеся предлжения. |
Употребление многозначных слов с учетом контекста. | Название какого растения, описанного в тексте, имеет несколько значений? Наконец пришла весна. Зазеленела трава на лугу. Дети пошли на зеленый луг. Как хорошо здесь! Сколько цветов! Ребята стали собирать голубые колокольчики, красные гвоздики и белые ромашки. А маленькая Оля сорвала только один цветок. Пусть ромашки и гвоздики на лугу цветут. Составьте 2 предложения, используя разные значения слова. Включите в предложение имена прилагательные, которые описывают данное слово. В каком числе вы употребили прилагательные, которые описывают слово? | Организуется после работы над упр. 141, стр. 101. Работа над упражнением организуется индивидуально. Обучающиеся самостоятельно работают с текстом, составляют предложения и записывают и в тетрадь, после чего озвучивают. |
149 | Части речи (обобщение знаний) | Употребление синонимов в свойственной им окраске. | Подберите несколько синонимов к словам, которые даны. Так вы узнаете, каким должен быть хороший человек. Человек должен быть: Аккуратным; Работящим; Вежливым; Внимательным; Верным; Жизнерадостным; Чистосердечным; Выносливым. | Работа над упражнением организуется фронтально. Обучающиеся по очереди выходят к доске и дописывают синонимы к прилагательным. После чего совместно с учителем обсуждают качества человека. |
Уместное употребление антонимов в речи. | Прочитай перепутавшиеся названия сказок. Что бы узнать их настоящее название. Подбери к ним антонимы. «Мышь босиком» «Рассказ о простой курочке» «Знайка в лунной деревне» «Бэби - короткий носок» «Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» «Мужчина с ногу» «Ойздоров»- «Один худой» «Федорова радость» | Работа над данным упражнением организовывается фронтально, с использованием наглядного метода. Названия сказок представлены на слайде. После ответа обучающихся проверяется его правильности благодаря использованию средств ИКТ. |
150 | Словесные средства создания художественного образа | Лексическая сочетаемость слов. | В каждой группе из четырёх пословиц найти пословицу, которая не подходит к остальным трём по смыслу. 1) а) У семи нянек дитя без глазу. б) Семеро одну соломинку поднимают. в) Дело всех - ничьё дело. г) Где все стригут - там овцы голы. 2) а) Не учи собаку лаять. б) Скажи курице - она всей улице. в) Яйца курицу не учат. г) Не учи плавать щуку, щука знает свою науку. 3) а) Волков боятся в лес не ходить. б) Волка ноги кормят. в) Собака, которая рыщет, находит кость. г) Будешь трудиться, будешь кормиться. 4) а) Делу время, потехе час. б) У кого сноровка - тот работает ловко. в) Кончил дело - гуляй смело. г) Пей, гуляй, а работу знай. | Работа по выполнению упражнения организуется фронтально. Каждая группа пословиц по очереди представлены на слайде. Обучающиеся обсуждают с учителем пословицы, объясняют их смысл. |
Прочитайте текст. Что вам не понравилось в нем? Как вы понимаете, что значит заботливая? Спишите, заменяя однокоренные слова похожими по смыслу. Моя бабушка добра и заботлива. Заботливей ее никого нет. Она заботиться о нас, когда мы болеем. Бабушка всегда встречает нас из школы, смотрит заботливым взглядом. Мы очень любим бабушку, потому что она самая нежная и заботливая. | Работа по выполнению упражнения предполагает индивидуальную форму. Каждому обучающему подготавливается карточка с текстом. Измененный текст обучающийся записывает в тетрадь. |
152 | Правописание предлогов | Лексическая сочетаемость слов. | Прочитайте текст. Найдите ошибки, исправьте, запишите исправленный текст грамотно. Мама накрыла стол красивой скатертью. Лампа висит у стола. Ваза с цветами стоит под столом. За столом стоят чашки. Мама налила на чашки чай. | Выполняется после работы над упр. 157, стр. 111. Работа над упражнение организуется индивидуально. Обучающиеся записывают исправленный текст в тетради. |
Употребление фразеологизмов в свойственных им значениях. | Выберите из приведённых фразеологизмов антонимические пары. Кот наплакал, слова не вытянешь, куры не клюют, рта не закрывает, семи пядей во лбу, олух царя небесного, дать маху, ходить вокруг да около, брать быка за рога, попасть в точку. | Работа над данным упражнение организуется индивидуально. Обучающиеся работают с карточками. |
154 | Литературные нормы употребления предлогов в речи | Употребление синонимов в свойственной им окраске. | Составьте рассказ о своем любимом писателе, используя данные синонимы: крупный – большой; замечательный – известный; изображать – показывать – описывать; автор – писатель; герой – персонаж – образ – тип – характер; значение – роль. При необходимости можешь воспользоваться словарем синонимов. | Работа над данным упражнение организуется индивидуально. обучающиеся составляют и записывают рассказ в тетрадь. |
Лексическая сочетаемость слов. | Придумайте небольшой рассказ, 2-3 предложения, зачем нужны предлоги в речи. Запиши его в тетрадь. | Обучающиеся выполняют данное упражнение самостоятельно, в тетради. |