Просмотр содержимого документа
«Комплект интерактивных заданий, направленных на развитие познавательных (логических) УУД учащихся 3 класса на уроках русского языка»
Министерство молодёжной политики общего и профессионального образования Свердловской области
Комплект интерактивных заданий, направленный на развитие познавательных (логических) УУД учащихся 3 класса на уроках русского языка
Камышлов, 2021
Комплекс интерактивных заданий, направленных на развитие познавательных (логических) УУД учащихся 3 класса на уроках русского языка. Составитель Егорова М.И. – Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2021 год.
Данный комплекс представляет собой подбор интерактивных заданий, направленных на развитие познавательных (логических) УУД учащихся 3 класса на уроках русского языка.
Комплекс интерактивных заданий разработан для его использования в 3 классе на уроках русского языка, а также его можно применять для организации работы с одарёнными детьми. Данный комплекс заданий подходит в качестве вспомогательного материала в режиме дистанционного обучения. К разработанному комплексу также предлагаются методические рекомендации для учителей и родителей по правильному применению интерактивных заданий, которые в совокупности с комплексом образуют комплект.
Комплекс интерактивных заданий предназначен для учителей начальных классов и студентов специальности «Преподавание в начальных классах».
Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе является основным инструментом обучения всем предметам и трансляцией культурного опыта поколений, фундаментом, который обеспечивает устойчивость и единство нашего огромного образовательного и культурного пространства.
Важное место среди всех познавательных УУД занимают логические, которые позволяют ребенку более полно осваивать учебный материал [2].
В младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования логических универсальных действий, так как основу познавательных действий составляют психические процессы, активно формирующиеся в этот возрастной период: восприятие, мышление, память, воображение, внимание, самосознание. По окончании начальной школы дети должны владеть всеми необходимыми логическими действиями [4].
Следовательно, можно сделать вывод, что одна из важнейших проблем в начальной школе – это проблема формирования познавательных логических УУД.
Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ. Благодаря данной технологии на смену скучному принудительному образованию приходит современное интерактивное пространство, открывающее массу возможностей перед педагогами и детьми. Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя усиливает положительную мотивацию обучения, соответственно, вместе с этим приходит рост качества знаний и успеваемости, повышается его эффективная сторона [1], [8].
Исходя из этого, был создан комплект интерактивных заданий, направленных на развитие познавательных логических УУД учащихся 3 класса на уроках русского языка.
В толковом словаре Д. Н. Ушакова, даётся следующее определение понятию «комплект»: полный набор каких-нибудь предметов, в совокупности составляющих что-нибудь целое. Из этого, можно сделать вывод, что комплект интерактивных заданий - это набор интерактивных заданий, которые составляют единое целое и объединены общей целью [6].
Д. Д. Зуев подчеркивал, что «комплект» — это полный набор, а комплекс — открытая система, совокупность, сочетание каких-либо явлений [3].
Следовательно, комплекс интерактивных заданий – это совокупность интерактивных заданий, который в сочетании с методическими рекомендациями составляют единое целое, а точнее комплект.
Целью данного комплекса интерактивных заданий является: развитие познавательных логических УУД учащихся 3 класса на уроках русского языка.
Разработанные задания помогают выявлять уровень сформированности познавательных логических УУД, качеств знаний учащихся. Они могут быть организованы как во время урока со всем классом, так и в парах, индивидуально.
Основой данного материала является технология развивающего обучения, позволяющая добиться хороших результатов обучения. Все задания разделены на компоненты познавательных (логических) УУД.
Актуальностью данного комплекта является то, что созданные задания можно использовать при дистанционном обучении. Помимо заданий, разработаны дополнительные методические рекомендации, которые позволят использовать интерактивные задания даже родителям обучающихся.
Комплекс заданий содержит занимательные интерактивные задания, использование которых поможет развитию познавательных логических УУД. Выполняя задания самостоятельно или под руководством учителя, ученик закрепляет пройденный материал. Данный комплекс интерактивных заданий составлен для обучающихся 3 класса по предмету «Русский язык», по разделам «Местоимение» и «Глагол» УМК «Школа России» [5].
Таблица 1 – Календарно-тематическое планирование по использованию интерактивных заданий на уроках русского языка в 3 классе
Тема
Вид интерактивного задания
Цель задания
Формулировка задания
Наглядность
Местоимение
Личные местоимения
Пропущенные слова
Развитие умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтезировать как самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; проводить аналогии – находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями.
Определи и впиши в пустые окошки лицо и число личных местоимений в предложенном тексте.
Таблица соответствий
Развитие умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтезировать как самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов.
Заполни таблицу, для этого верную карточку перетащи в нужную ячейку. При верном ответе ячейка будет загораться зелёным цветом.
Разбей на группы
Развитие умения осуществлять классификацию по заданным критериям; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Распредели слова в нужные столбики: имя существительное, имя прилагательное, местоимение.
Выделение слов
Развитие умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); проводить аналогии – находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями.
Найди и выдели в тексте только личные местоимения. Будь внимателен!
Заполнение таблицы
Развитие умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтезировать как самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов.
Впиши в пустые клетки местоимения, просклоняв их в Р.п, Д.п., В.п., Т.п., П.п.
Разбей на группы
Развитие умения осуществлять классификацию по заданным критериям;
анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Распредели имена существительные на группы. Для этого соотнеси данные местоимения с каждым именем существительным.
Разбей на группы
Развитие умения осуществлять классификацию по заданным критериям;
анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Подбери и перетащи ключик к нужной двери.
Изменение личных местоимений по родам
Цепочка
Развитие умения строить логическую цепочку рассуждений; подводить под понятия, выводить следствия.
Отгадайте по характеристике, что за местоимение в каждой строке и впиши в пустую ячейку. Пиши со строчной буквы и без точки в конце!
Составление кластера
Развитие умения синтезировать – объединять выделенные анализом компоненты целого.
Используя слова-помощники, составь кластер по теме «Местоимение»
Соответствие
Развитие умения синтезировать – объединять выделенные анализом компоненты целого;
анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Соедини объект/ предмет с подходящими местоимениями
Глагол
Что обозначает глагол?
Составление схем- опоры
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, аналогии; синтезировать – объединять выделенные анализом компоненты целого.
Используя слова-помощники, составь алгоритм нахождения глагола в тексте.
Соответствие
Развитие умения синтезировать – объединять выделенные анализом компоненты целого; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Соотнеси действия повара с изображением и с лексическим значением глагола.
Найди пару
Развитие умения синтезировать – объединять выделенные анализом компоненты целого; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбирать основания и критерии для сравнения.
Соедини части пословиц так, чтобы в каждой содержались глаголы-антонимы.
Цепочка
Развитие умения строить логическую цепочку рассуждений;
подводить под понятия, выводить следствия;
анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Догадайся, какой глагол я задумала
Неопределённая форма глагола
Пропущенные слова
Развитие умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтезировать как самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов.
Прочитайте. Поставьте глаголы из скобок в нужную форму и запишите их на месте пропусков.
Пропущенные окончания, последовательность
Развитие умения строить логическую цепочку рассуждений;
подводить под понятия, выводить следствия;
синтезировать как самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов.
Определи последовательность действий, что делает девочка, чтобы получился вкусный кулич. Ответь на вопрос, вставив пропущенные окончания глаголов неопределённой формы.
Пропущенные слова
Развитие умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтезировать – объединять выделенные анализом компоненты целого; проводить аналогии – находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями.
Поставь глаголы в скобках в неопределённую форму.
Восстановление последовательности
Развитие умения строить логическую цепочку рассуждений;
подводить под понятия, выводить следствия;
синтезировать как самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов.
Восстанови в правильной последовательности карточки, чтобы получилось определение "Неопределённая форма глагола"
Число глаголов
Найди пару
Развитие умения синтезировать – объединять выделенные анализом компоненты целого; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбирать основания и критерии для сравнения.
Соедините пары глаголов в форме единственного и множественного числа.
Лабиринт
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.
Помоги космонавту вернуться домой. Выбирай верный ответ (да или нет) и размещай, как показано на образце.
Пропущенные слова
Развитие умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
Чтобы ракета смогла взлететь в небо, определи число глаголов в стихотворении
Разбей на группы
Развитие умения осуществлять классификацию по заданным критериям;
анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Поставь машины в нужный гараж
Пропущенные слова
Развитие умения выбирать основания и критерии для сравнения;
синтезировать – объединять выделенные анализом компоненты целого; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Исследуй текст, всё ли там верно написано?! Если нет, то постарайся исправить ошибки.
Времена глаголов
Разбей на группы
Развитие умения осуществлять классификацию по заданным критериям;
анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Помоги садовнику собрать урожай. Перетащи лимоны в правильные корзинки.
Таблица соответствий
Развитие умения синтезировать – объединять выделенные анализом компоненты целого; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Заполни таблицу «Изменение глаголов по временам»
Цепочка
Развитие умения строить логическую цепочку рассуждений; синтезировать как самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; проводить аналогии – находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями.
Помоги пасхальному кролику добраться до корзинки с яйцами. Выбирай только глаголы настоящего времени и нажимай на них.
Собери пазлы
Развитие умения осуществлять классификацию по заданным критериям;
анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); проводить аналогии – находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями.
Задание
Собери пазлы:
1. Выдели любую вкладку, на которой написано время глагола.
2. Найди несколько глаголов, относящихся, к этой вкладке и последовательно щёлкни по ним мышью.
3. Перейди к следующей вкладке и найди глаголы, относящиеся к этой вкладке и тд.
Список литературы
А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для. — Просвещение М, 2014. — 159 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).
Зуев Д.Д. Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983. С. 215.
Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Линка-Пресс, 2009. – 284 с.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2018.
Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935- 1940.
Серова Е.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/12/29/pedagogicheskiy-proekt-formirovanie-poznavatelnykh-universalnykh (Дата обращения: 21.03.2020)
Фёдорова Г.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. URL: http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/blog/2017-02-21-994 (Дата обращения: 16.03.2021).