Комплекс упражнений на материале фразеологических единиц
Комплекс упражнений на материале фразеологических единиц
В современной методике обучения акцентируется важность изучения фразеологизмов уже на ранних этапах. Освоение фразеологических единиц является постепенным и длительным процессом. Знакомство с фразеологизмами должно стать целенаправленным аспектом речевого развития, что в свою очередь способствует умственному, речевому и эмоциональному росту ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
волчий хвост – волчий аппетит; приходить в голову – приходить в школу;
дрова разгорелись – глаза разгорелись; важная деталь – важная птица;
горькая правда – горькая микстура.
3“Найди пару”. Найди пару похожих фразеологизмов и объясните их значение:
Водой не разольешь. Грустный человек.
Как в воду опущенный. Очень похожи.
Толочь воду в ступе. Всё испытали.
Седьмая вода на киселе.Неразлучные друзья.
Воды не замутит. Дальний родственник.
Набрал в рот воды. Бесполезная работа.
Как в воду глядел. Долгое время.
Как две капли воды. Угадал.
Прошли огонь и воду. Тихий человек.
Много воды утекло. Молчаливый человек.
4. Найди во фразеологизмах слова, которые употреблены неправильно. Исправь ошибки: вить баклушу, ждать у океана погоды, играть с пламенем, как есть дать, пускать пыль в лицо, слышно, как муха прожужжит.
2. Упражнения на нахождение фразеологизмов в предложении художественных текстах.
1. “Выбери фразеологизм”. В данных предложениях назовите фразеологизмы.
1. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
2. Никиту как ветром сдуло с веранды.
3. Нет, тут надо всё как следует обдумать.
4. Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат.
5. Засучив рукава, я доставал выскальзывавших из рук живых рыб, бросал их на дно лодки.
2. Выпишите русские народные пословицы и поговорки, которые содержат фразеологические обороты:
Веселая голова живет спустя рукава. Ему и беда, что с гуся вода. Мы с ним живем душа в душу. Не криви душой. Здоровью цены нет. В здоровом теле - здоровый дух. Потерявши голову, по волосам не плачут. С больной головы да на здоровую.
3. Упражнения на определение значения фразеологических единиц.
1. Выбери правильный ответ:
«Белая ворона» - это:
- человек в белом,
- испуганная ворона,
- человек, не похожий на других.
2. Соедини стрелкой фразеологизм с его значением.
Время от времени молчать, не говорить лишнего
Как кошка с собакой слишком много
Хоть отбавляй недружно, в постоянной ссоре
Держать язык за зубами иногда, не часто
3. Названное слово замените фразеологизмом.
Метко — не в бровь, а в глаз. Неожиданно — как снег на голову.
Тесно — яблоку негде упасть. Темно — хоть глаз выколи.
Опытный — стреляный воробей. Мокрый — ни одной, сухой нитки.
Молчать — держать язык за зубами. Хвалить — возносить до небес.
4. Дополните предложения. Игра «Угадай-ка!»
Учащимся даются загадки-шутки: по предложенным фразеологизмам необходимо догадаться, о чем идет речь?
1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают; его всюду суют (нос).
2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают
( уши).
3. Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги (ветер).
4. Его можно проглотить; за него тянут; на нем вертится то, чтовот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего (язык).
5. Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говорить; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухим (вода).
Подберите подходящий по смыслу фразеологизм:
• О том, кто часто меняет свои решения.
• О человеке, которого трудно заставить поверить чему – либо, убедить в чём-нибудь.
• О кротком и безобидном человеке.
• Об излишней вежливости.
• О болтливом человеке.
• О положении, когда опасность грозит с двух сторон.
(Ответы: У него семь пятниц на неделе. Фома неверующий. Мухи не обидит. Китайские церемонии. У него язык без костей. Между двух огней.)
Подбери к словам в левом столбике фразеологизмы из первого столбика. Напиши их.
Исчезнуть а) Сломя голову
Постепенно б) Водой не разольешь
Обдумать в) Спустя рукава
Нетерпеливо, вяло г) Чудеса в решете
Проучить, наказать д) Как сквозь землю провалиться
Сплетничать е) Пораскинуть умом
Необыкновенно ж) Как сонная муха
Небрежно з) Чесать языком
Стремительно и) Шаг за шагом
Неразлучны к) Показать, где раки зимуют
Игра «Фразеологический зоопарк»
Вспомните, какие животные живут во фразеологизмах. Объясните значения фразеологизмов.
Пишет как ... лапой (курица);
делить шкуру неубитого ... (медведя);
на сердце ... скребут (кошки);
... носа не подточит (комар).
Вопросы-шутки.
Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много? (Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать).
В каком фразеологизме упоминается таблица умножения? (Как дважды два (знать)).
Может ли вопрос заболеть? (Да, во фразеологизме «больной вопрос»).
Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным? (Да, во фразеологизме «И след простыл»).
4.Упражнения, направленные на развитие умений заменять фразеологизмы свободными словосочетаниями
1. Мама полы мыла, а сынок только под ногами путался.
2. Понёсся Фёдор к лесу как угорелый.
3. Паренёк еле ноги унёс, спасаясь от мышей.
4. Домой Федя бежал со всех ног
5. Упражнения на подбор синонимов и антонимов к фразеологическим единицам
1. Распределите фразеологизмы на две группы. Какие это группы?
Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.
2.На сколько групп можно распределить фразеологизмы?
Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, дело в шляпе, поминай как звали.
3.Запишите рядом с каждым фразеологизмом противоположный ему по значению фразеологизм.
За три девять земель, повесить голову, с гулькин нос, выйти из себя, хоть пруд пруди, взять себя в руки, воспрянуть духом, рукой подать.
4. Распредели устойчивые сочетания в колонки со значением
Бездельничать
Обманывать
Быстро
Во весь дух, валять дурака, на всех парусах, обводить вокруг пальца, сломя голову, морочить голову, бить баклуши, втирать очки, сидеть, сложа руки.
5. Соедини линиями фразеологизмы из левого и правого столбиков.
Укажи, по какому признаку ты их соединял.
Ходячая энциклопедия молчать как рыба
Себе на уме когда рак на горе свистнет
Как кошка с собакой считанные минуты
Чесать языком рукой подать
Не покладая рук черепашьим шагом
Сломя голову бить баклуши
Битый час душа в душу
За тридевять земель нахвататься по верхам
До скончания веков святая простота
6. Упражнения, направленные на введение фразеологических оборотов в активный словарь младшего школьника
1. Закончить фразеологизм.
Катается, как .. (сыр в масле). Выводить на ... (чистую воду).
Держать в ... (ежовых рукавицах). Вариться в ...(собственном соку).
Сидеть ... (сложа руки). Знать, как... (свои пять пальцев).
2.Допишите фразеологизмы, выбрав нужное слово или форму слова.Аргументируйте свой выбор:
С … нос (мышиный, гулькин). Делать из … слона (черепахи, мухи).
Не в своей … (кастрюле, тарелке). Держать … востро (клыки, ухо).
Семь пятниц на … (году, неделе).
3.Спиши устойчивые сочетания, вставляя нужные слова
Выйти сухим из _______. Много _______ утекло.
Толочь _______ в ступе. Тише ______ , ниже травы.
4. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов?Исправьте ошибки и запишите предложения.
- Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
- Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
- Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
- Мы дружно работали сложа руки.
- У лягушки дух захватило от страшной высоты.
5. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
- Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
- Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
- Кирилл целый день бездельничал.
- Мы догадывались, что он нас обманывает.
- Первого сентября Уля проснулась очень рано.
Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.
6. Замените описание кратким образным фразеологизмом.
1. Вадим немногословен, неболтлив, но замечания его всегда точны. Как говорит Вадим? ________________________________________________
2. Дядя Коля умеет всё: и на баяне играть, и рисовать, и телевизор починить умеет, и в квартире ремонт сделает. Как можно назвать дядю Колю? ______________________________________________________________
3. Только что мы вспомнили о Серёже, а он тут как тут. Что говорят в таком случае? _______________________________________________________
4. Мой старший брат говорит всегда обдуманно, напрасно никогда ничего не скажет, и если он что-то пообещает, то обязательно сдержит слово. Как об этом сказать? ___________________________________________________
Слова для справок: слов на ветер не бросает; лёгок на помине; редко, да метко; мастер на все руки.
7.Вместо точек напишите названия животных, птиц, насекомых.
______ носа не подточит; делать из ____ слона, как _____ на сене; биться как ____ об лед;; как сонная _____; стреляный _____; как _____в бочке; брать ____ за рога; черная ____ пробежала.