Компетентностно-ориентированные задания, как средство повышения мотивации к изучению русского языка
Компетентностно-ориентированные задания, как средство повышения мотивации к изучению русского языка
Компетентностно-ориентированные задания,
как средство повышения мотивации к изучению русского языка.
Одним из способов формирования и оценивания ключевых компетенций является использование компетентностно-ориентированных заданий, которые позволяют существенно изменить организацию урока через создание специально организованной деятельности учащихся, создав тем самым условия и среду для самореализации и раскрытия творческих способностей учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Компетентностно-ориентированные задания, как средство повышения мотивации к изучению русского языка»
Компетентностно-ориентированные задания,
как средство повышения мотивации к изучению русского языка
Подготовила Иксанова Рашида Сафаровна
Компетентностно-ориентированные задания,
как средство повышения мотивации к изучению русского языка.
Одним из способов формирования и оценивания ключевых компетенций является использование компетентностно-ориентированных заданий, которые позволяют существенно изменить организацию урока через создание специально организованной деятельности учащихся, создав тем самым условия и среду для самореализации и раскрытия творческих способностей учащихся.
Целью компетентностно-ориентированных заданий является формирование ключевых компетенций, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.
При выполнении компетентностно-ориентированных заданий учащимся необходимо тщательно прорабатывать теоретический материал, привлекать дополнительную литературу, что способствует усвоению не суммы готовых знаний, а методов их приобретения, более глубокому усвоению уже полученного материала. Привлечение к учебно-исследовательской и проектной деятельности позволяет учащимся проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат. Исследовательская деятельность закладывает основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности, формирует у обучающихся готовность самостоятельно осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) являются одним из способов повышения мотивации к изучению русского языка,
во-первых, работая над ними, ученик меняет подход к выполнению задания
во-вторых, компетентностно-ориентированные задания требуют других способов деятельности;
в-третьих, позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала
в-четвертых, способствуют развитию мышления школьников, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету.
Работая с КОЗ, учащиеся учатся извлекать информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизировать информацию в рамках предложенной структуры, аргументировать сделанный выбор. Перед началом работы ученик получает информацию об ожидаемых результатах и критериях их оценки.
Компетентностно-ориентированные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся, помогают более точно определить проблемы ученика по изучаемой теме, по овладению им основных лингвистических компетенций.
Компетентностно-ориентированные задания можно использовать в виде раздаточного дидактического материала. самостоятельная, проверочная, контрольная работа, в приложении это хорошо просматривается) или показать через проектор на уроках изучения или закрепления данной темы для групповой или индивидуальной работы.
Структура компетентностно-ориентированного задания:
стимул (погружение в текст задания и мотивация для его выполнения), заданная формулировка (точное указание на деятельность учащегося при выполнении задания),
источник информации (содержит информацию, необходимую для выполнения задания),
бланк для выполнения задания (задает структуру предъявления учащимся результата деятельности),
Каждое КОЗ имеет собственную технологию оценивания. Планируемые результаты образования должны проверяться в рамках образовательного процесса средствами педагогической диагностики; содержать описания действий или деятельности обучающегося, однозначно свидетельствующих о достижении определенного результата; однозначно трактоваться всеми участниками процесса оценивания: педагогами, обучаемыми.
Например, работая над орфографией, учитель ставит перед собой следующие задачи: выработать умение определять часть речи, знать ее грамматико-орфографические особенности, проводить морфемный анализ слова для правильного определения вида орфограммы, определять лексическое значение слова для более полного представления о нем, о его структуре. Поэтому первой задачей учителя является задача научить выделять опознавательные признаки орфограммы и осмысленно применять это на практике с помощью вопросов: что? где? почему?
Компетентностно – ориентированные задания
для уроков русского языка в 3 классе
Задание 1
Тема: «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова»
Компетенция: информационная компетентность.
Аспект: применение знаний в нестандартной ситуации.
Уровень: 1
Стимул: Составьте орфографический словарик с непроверяемой безударной гласной «о» в корне слова.
Задачная формулировка:Выпиши из школьного орфографического словаря слова с непроверяемой безударной гласной «о» в корне слова. Поставь в словах ударение, подчеркни в них буквы, написание которых надо запомнить.
Источник информации:Школьный орфографический словарь.
Инструмент проверки:
«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка 1-2 исправлений, все слова соответствуют заданной теме.
«3» - за работу, в которой допущены 2 ошибки 1-2 исправлений и не все слова соответствуют заданной теме.
«2» - за работу, в которой допущены 3 и более ошибок, не все слова соответствуют заданной теме.
Задание 2
Тема: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»
Компетенция: учебно-познавательная.
Аспект:переработка, использование информации для решения учебных задач.
Стимул:Баба – Яга принесла для вас конверт, в котором лежат картинки. Каждая картинка подписана. Ребята, давайте поможем Бабе – Яге разобраться, правильно ли написаны слова.
Задачная формулировка: разбить слова на две группы по признаку имена существительные с мягким знаком на конце после шипящего и имена существительные без мягкого знака на конце после шипящего. Дополнить каждый столбик таблицы одним своим примером.
Источник информации:
Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 2. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова.
Опорная таблица:
Имена существительные
Ж. Р. М. Р.
после шипящих
Ь
пишется не пишется
Бланк выполнения задания:
Нож, рожь, врач, дочь, вещь, ковш, мышь.
Инструмент проверки:модельный ответ и критерии оценки выполненного задания.
Модельный ответ:
Ж. р. после шипящих с ь
М. р. после шипящих без ь
Рожь
Нож
Дочь
Врач
Вещь
ковш
Мышь
Критерии оценки выполненного задания:
Правильное распределение слов по группам - 7 баллов (по 1 баллу за каждое слово).
Определен род каждой группы слов – 2 балла.
За правильное нахождение (подчеркивание) новой орфограммы – 7 баллов (по 1 баллу за каждое слово).
Каждый столбик таблицы дополнен одним своим примером – 4 балла (по 2 балла за каждый пример).
Задачная формулировка: Проверьте работу ученика 3 класса. Он выполнил задание учителя и заполнил таблицу. Обсудите в группе, какое задание выполнял мальчик? Оцените его работу. Предложите правильный вариант выполнения задания.
Название предмета
Кто? Что?
Глагол
Признак предмета
Что делать? Что сделать?
Имя существительное
Действие предмета
Какой? Какая? Какое? Какие?
Имя прилагательное
Модельный ответ:
1) Учитель попросил ученика записать, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
(Возможны разные варианты построения данного предложения)
«2»- ученик не смог определить, какое задание выполнял ученик и не смог исправить ошибки.
Задание 4
Тема: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
Компетенция: компетентность разрешения проблем.
Аспект: целеполагание и планирование деятельности.
Уровень: 1
Стимул:"Закончился урок русского языка. Расстроенный Егор вышел из класса: он опять получил «2» за диктант. К нему подошел его друг Дима:
- Что случилось, Егор?
- Да опять «2» за диктант! Опять эти безударные гласные! Не могу я их правильно писать!
- И это проблема?!- воскликнул Димка.- Не расстраивайся, я тебе дам совет…».
Задачная формулировка: Создай алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.
Модельный ответ:
Шаг 1. Найди в слове корень.
Шаг 2. Узнай, есть ли в слове безударный гласный.
Шаг 3. Измени слово или подбери родственное, в котором безударный гласный будет ударным.
Шаг 4. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо.
Шаг 5. Напиши. Проверь написанное.
Критерии оценки выполненного задания:
«5»- Ученик определил все шаги алгоритма.
«4»- Ученик определил четыре шага алгоритма.
«3»-Ученик определил два или три шага алгоритма
«2»- Ученик не смог создать алгоритм.
Задание 5
Тема: «Правописание проверяемых и непроверяемых
безударных гласных в корне слова»
Компетенция: коммуникативная , информационная.
Аспект: письменная коммуникация.
Уровень: 1
Стимул:очень важно уметь редактировать свои и чужие тексты. Представьте себе, что вы являетесь редактором газеты. Вам журналист приносит очередную статью, но вы понимаете, что она не готова к печати. Вам необходимо отредактировать статью.
Задачная формулировка: 1.Переставьте предложения в том порядке, чтобы получился текст, вставляя пропущенные буквы. 2. Запишите получившийся текст, вставляя пропущенные буквы.
Источник информации:
В р…дные кр…я сп…шат вернуться последние зап…здалые странники. И вот заз…ленело всё вокруг.Зап…стрели цв…ты, з…порхали бабочки. В в…твях старой б…рёзы звонко выкрикивает св…ю к…ротенькую бойкую песенку мух…ловка- п…струшка.
Модельный ответ:
И вот зазеленело всё вокруг. Запестрели цветы, запорхали бабочки. В родные края спешат вернуться последние запоздалые странники. В ветвях старой берёзы звонко выкрикивает свою коротенькую бойкую песенку мухоловка – пеструшка.
Критерии оценки выполненного задания:
«5 баллов»- ученик правильно распределил предложения, безошибочно вставил все буквы
«4 балла»- ученик правильно распределил предложения, в 1-2 словах неправильно вставил буквы.
«3 балла» - ученик неправильно установил последовательность одного предложения, в 1-2 словах неправильно вставил буквы.
«2 балла» - хаотичный набор предложений, в 3-х словах и более словах неправильно всавил буквы.
Задание 6
Тема: «Правописание проверяемых и непроверяемых
безударных гласных в корне слова»
Компетенция: информационная компетентность
Аспект: извлечение первичной информации.
Уровень: 2
Стимул:Ты уже знаешь, что есть слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением; подбери и запиши к ним проверочные слова.
Задачная формулировка: Выпиши слова, с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением; подбери и запиши к ним проверочные слова.
За каждое правильно выписанное слово ставиться 1 балл.
«5»- 10 баллов ученик правильно выписал все слова и подобрал проверочное слово.
«4»- 8-9 баллов
«3 » - 5-7 баллов
«2 » - менее 5 баллов
Задание 7
Тема: « Буквы Е-И в суффиксах –ек-, -ик- имён существительных».»
Компетенция: информационная компетентность.
Аспект: планирование и поиск информации.
Уровень: 1
Стимул: Колдовство злой волшебницы Ябеды Корябеды заставляет гнома Кроша сильно икать, если вы, его друзья, делаете ошибку в правописании суффиксов –ек-, -ик- имён существительных. Хотите избавить беднягу от икоты? Это возможно.
Задачная формулировка: Как вы думаете, как мы можем помочь гному? Расколдовать Кроша можно, составив при помощи «икающего» правила волшебное заклинание)
А что вам поможет сформулировать правило? ( надо рассмотреть примеры и найти закономерность, чтобы составить алгоритм действий)
Составив правило – заклинание, выполните задание, чтобы убедиться, что наш гном наконец-то перестал икать.
Источник информации:
кролИк ( И. п.)– кролИка ( Р. п.)
котИк (И. п.) – котИка ( Р. п.)
мостИк (И. п.) – мостИка ( Р. п.)
орешЕк ( И. п.) – орешка ( Р. п.)
горошЕк ( И. п.) – горошка ( Р. п.)
замочЕк ( И. п.) – замочка ( Р. п.)
Спишите, вставляя пропущенные буквы( Е или И) и выделяя « икающие» суффиксы в именах существительных.
Закономерность, которую должны обнаружить учащиеся : если в родительном падеже гласная выпадает из суффикса, то в именительном падеже пишется суффикс -ек-, а если не выпадает - суффикс –ик-.
Правило ( волшебное заклинание ) основано на этой закономерности .
Значит, для соблюдения орфографической нормы надо просклонять имя существительное, поставив его в форму родительного падежа, и выяснить, выпадает ли гласная из суффикса.
Шкала баллов:
За каждое правильно выписанное слово ставиться 1 балл.
«5»- 15 баллов ученик правильно выписал все слова и подобрал проверочное слово.
«4»- 7-8 баллов
«3 » - 5-6- баллов
«2 » - менее 5 баллов
Задание 8
Тема: «Правописание безударных падежных
окончаний существительных»
Компетенция: Коммуникативная , информационная.
Аспект: продуктивная групповая коммуникация.
Уровень: 1
Стимул:Вы помощники учителя. Петя в диктанте допустил ошибки в окончаниях существительных.
Задачная формулировка: Найдите и исправьте ошибки допущенные Петей в диктанте. Докажите правильность вашего ответа.
Источник информации:
Зимой, в декабрьскую стужу, лосиха с лосёнкам ночевали в густом осинники, Начало светать. Порозовело небо, а лес, засыпанный снегам, стоял весь белый, затихший. Мелкий, блестящий иней оседал на ветки, на спины лосей. Лосе дремали. Вдруг что- то серое мелькнуло среди заснеженных деревьев.
Модельный ответ:
Зимой, в декабрьскую стужу, лосиха с лосёнком ночевали в густом осиннике, Начало светать. Порозовело небо, а лес, засыпанный снегом, стоял весь белый, затихший. Мелкий, блестящий иней оседал на ветке, на спины лосей. Лоси дремали. Вдруг что- то серое мелькнуло среди заснеженных деревьев
Шкала баллов:
За каждое правильно выписанное слово ставиться 1 балл.
Стимул:чтобы получить хорошую оценку за контрольную работу, нужно хорошо знать материал по изученной теме. Как проверить свои знания и выявить проблемы в изученном материале?
Задачная формулировка: Выполните тест и проверьте свои знания по теме «Имя существительное»
Источник информации:
1. Выберите имена существительные: а) свет б) бежать в) доброта г) голубой 2. Выберите верное утверждение. а) Имя существительное – это… б) часть слова в) часть речи г) член предложения 3. Выберите имена существительные, отвечающие на вопрос что? а) встреча б) павлин в) клоун г) букет 4. Укажите имена существительные /неодушевлённые ж.р./ а) сирень б) терпение в) бабушка г) декабрь 5. Определите имя существительное в предложении:
а
б
в
г
д
е
ж
В
высоком
небе
летел
большой
косяк
журавле
Бланк заполнения ответов:
1
2
3
4
5
Модельный ответ:
1
2
3
4
5
а,в
в
а,г
а
в,е,ж
Шкала баллов:
За каждое правильно выписанное слово ставиться 1 балл.
«5»- ученик набрал 9 баллов
«4»- ученик набрал 7-8 баллов
«3 » - ученик набрал 6-7 баллов
«2 » - ученик набрал менее 5 баллов
Задание 10
Тема: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»
Компетенция: Информационная компетентность
Аспект: планирование и поиск информации.
Уровень:1
Стимул: Буратино получил домашнее задание в школе и не может с ним справиться. Он просит вас помочь выполнить задание.
Задачная формулировка: Разделите слова на две группы. Существительные, отвечающие на вопрос КТО? и ЧТО?
Источник информации:
Берёза, петух, погрузка, мышь, чашка, щука, море, котёнок, самолёт, сова.
Модельный ответ:
КТО?
ЧТО?
мышь
берёза
щука
погрузка
котёнок
чашка
петух
море
сова
самолёт.
Шкала баллов:
За каждое правильно выписанное слово ставиться 1 балл.
«5»- ученик правильно распределил все слова.
«4»- ученик правильно распределил 8-9 слов
«3 » - ученик правильно распределил 6-8 слов
«2 » - ученик не смог распределить большинство слов.
Задание 10
Тема: «Имя существительное как часть речи»
Компетенция:: информационная
Аспект: обработка информации
Уровень:1
Стимул: Твой друг долго болел и пропустил много уроков. У тебя есть возможность объяснить ему пропущенный материал.
1.Имя существительное имеет постоянные и непостоянные признаки
2.Имя существительное изменяется по числам, падежам.
3.Имя существительное может быть мужского, женского, среднего рода, а также одушевлённым или неодушевлённым.
4.Имя существительное любого рода может изменяться по числа и падежам. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые на вопрос что?
Признаки имени существительного:
а) род
б) одушевлённые, неодушевлённые
в) число
г) падеж
Бланк для заполнения ответов
№
Задание
Ответ
Балл
1
Под какой буквой будет записано « слова, обозначающие один предмет и слова, обозначающие два и несколько предметов»
1
2
Под какой буквой вы запишите « эти слова обозначают людей, животных и неживые предметы, растения, явления окружающего мира»
1
3
Под какой буквой вы бы записали « для определения мы подставляем местоимения он, она, оно»
1
4
Под какой буквой должна стоять фраза « изменяется форма слова»
1
Модельный ответ:
№
Задание, вопрос
Ответ
Балл
1
Под какой букве будет записано « слова, обозначающие один предмет и слова, обозначающие два и несколько предметов
в
1
2
Под какой буквой вы запишите « эти слова обозначают людей, животных и неживые предметы, растения, явления окружающего мира»
б
1
3
Под какой буквой вы бы записали « для определения мы подставляем местоимения он, она, оно»
а
1
4
Под какой буквой должна стоять фраза « изменяется форма слова»
г
1
Шкала баллов:
«5» - 4 балла
«4» - 3 балла
«3» - 2 балла
Задание 10
Тема: «Имя существительное»
Компетентность: информационная
Уровень:1
Аспект: обработка информации
Стимул: Третьеклассники из города Перми решили поучаствовать в интеллектуальной игре. Приз – поездка в г. Кунгур. Помогите им выполнить задание отборочного тура.
Задачная формулировка: Прочитай текст и выполни задание по выбору.
Кунгур – старинный уральский городок. Стоит на трёх реках: Сылве, Ирени, Шакве. В городе сохранилось много памятников архитектуры. Славится город Кунгур ярмарками. Здесь находится одиннадцатое чудо света России – Ледяная пещера.
*Найди и запиши слово с такой характеристикой: неодушевлённое, нарицательное, мужского рода, стоит в именительном падеже, единственном числе, в предложении является подлежащим.
**Найди и запиши слово с такой характеристикой: неодушевлённое, собственное, женского рода, стоит в родительном падеже, единственном числе, в предложении является дополнением.
***Найди и запиши слово с такой характеристикой: неодушевлённое, нарицательное, мужского рода, 2 склонения, стоит в предложном падеже, единственном числе, в предложении является обстоятельством.
Шкала баллов:
Нашёл слово по простейшей характеристике (*) – 3 балл
Нашёл слово по неполной характеристике (**) – 5 балла
Нашёл слово по полной характеристике (***) – 7 балла