kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коллективная исследовательская работа "Как хлеб на стол пришёл?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хлеб – это не только пища человека, но и его духовная ценность. Хлебу поклонялись, его приносили в жертву богам, его всегда считали святым. С ним связаны многочисленные обряды и верования.

С хлебом связано множество русских пословиц и поговорок, сказок, ведь у русского человека хлеб всегда был основой жизни.

Русские обычаи, связанные с хлебом, дошли и до наших дней. Таков древний обычай приветствовать гостей хлебом-солью. Каравай означает богатство и достаток, а соль – древний символ охраны дома от пожара.

Исстари русский народ считался хлебосольным, т.е. гостеприимным, готовым поделиться с гостем всем, что имелось в доме.

Хлеб всегда был началом всех начал. Все мы прекрасно знаем о пользе хлеба, о его значимости. Но и поныне остается актуальной проблема нашего отношения к хлебу. Ведь рядом со словом хлеб стоят слова  - хлебороб и пекарь…

Что же мы видим в настоящее время, особенно в школьной столовой: хлеб валяется на полу, много его в вёдрах с отходами и даже некоторые ребята позволяют себе бросаться им.

Поэтому мы  решили изучить интересующие  нас  вопросы о хлебе и обратить внимание детей на их отношение к хлебу, как самому святом у на земле…

Мы подумали, что может быть, если сами проследим путь хлеба к столу и расскажем другим ребятам, то к нему начнут относиться бережнее.

Тема «Как хлеб на стол пришёл», на наш взгляд является актуальной и представляет интерес, потому как после изученного и увиденного нами, возможно, многие из нас подумают прежде, чем выбросят кусок хлеба.

Цель исследования заключалась в том, чтобы узнать, какие же секреты хранит хлеб, который мы едим каждый день; а также путём собственных открытий воспитывать бережное отношение к хлебу.

Задачи исследования:

1.Изучить историю возникновения хлеба, его сорта, пользу.

2.Уточнить представления учащихся о последовательности этапов выращивания хлеба.

3.Познакомиться с работой людей разных профессий, которые трудятся чтобы  на нашем столе был всегда свежий хлеб.

4.Провести социологический опрос.

5.Исследовать отношение к хлебу раньше и сейчас.

6.Выяснить, а можно ли в бытовых условиях сделать из зёрен пшеницы муку.

7.Создать продукты из солёного теста.

8.Познакомиться с произведениями  писателей о хлебе;

9.Научиться бережно относиться к хлебу.

10.Создать сборники с пословицами, поговорками, стихотворениями о хлебе.

Объект исследования:  хлеб

Предмет исследования: хлеб в жизни человека на протяжении тысячелетий, его сложный путь появления на нашем столе, бережное отношение к хлебу.

Участники исследования: учащиеся третьего класса, учитель, родители, библиотекарь.

Методы исследования: Изучение литературы, анализ, наблюдение, социологический опрос, эксперимент, сравнение, обобщение.

 

Данная работа состоит из 3 глав. В первой главе рассказывается об истории возникновения хлеба, хлебопечения, о его пользе.

Во второй главе можно узнать о людях разных профессий трудящихся для того, чтобы на нашем столе был всегда свежий хлеб, о трудном военном хлебе. О необходимости бережного отношения к хлебу.

В третьей главе представлены результаты исследований проведённых учащимися нашего класса.

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коллективная исследовательская работа "Как хлеб на стол пришёл?" »









Исследовательская работа

«Как хлеб на стол пришёл?»




автор:

обучающиеся

4 класса

руководитель:

Викулова О.А.








г.Алзамай




Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

(П. Бровка)


Введение

Хлеб – это не только пища человека, но и его духовная ценность. Хлебу поклонялись, его приносили в жертву богам, его всегда считали святым. С ним связаны многочисленные обряды и верования.

С хлебом связано множество русских пословиц и поговорок, сказок, ведь у русского человека хлеб всегда был основой жизни.

Русские обычаи, связанные с хлебом, дошли и до наших дней. Таков древний обычай приветствовать гостей хлебом-солью. Каравай означает богатство и достаток, а соль – древний символ охраны дома от пожара.

Исстари русский народ считался хлебосольным, т.е. гостеприимным, готовым поделиться с гостем всем, что имелось в доме.

Хлеб всегда был началом всех начал. Все мы прекрасно знаем о пользе хлеба, о его значимости. Но и поныне остается актуальной проблема нашего отношения к хлебу. Ведь рядом со словом хлеб стоят слова - хлебороб и пекарь…

Что же мы видим в настоящее время, особенно в школьной столовой: хлеб валяется на полу, много его в вёдрах с отходами и даже некоторые ребята позволяют себе бросаться им.

Поэтому мы решили изучить интересующие нас вопросы о хлебе и обратить внимание детей на их отношение к хлебу, как самому святом у на земле…

Мы подумали, что может быть, если сами проследим путь хлеба к столу и расскажем другим ребятам, то к нему начнут относиться бережнее.


Тема «Как хлеб на стол пришёл», на наш взгляд является актуальной и представляет интерес, потому как после изученного и увиденного нами, возможно, многие из нас подумают прежде, чем выбросят кусок хлеба.


Цель исследования заключалась в том, чтобы узнать, какие же секреты хранит хлеб, который мы едим каждый день; а также путём собственных открытий воспитывать бережное отношение к хлебу.


Задачи исследования:

1.Изучить историю возникновения хлеба, его сорта, пользу.

2.Уточнить представления учащихся о последовательности этапов выращивания хлеба.

3.Познакомиться с работой людей разных профессий, которые трудятся чтобы на нашем столе был всегда свежий хлеб.

4.Провести социологический опрос.

5.Исследовать отношение к хлебу раньше и сейчас.

6.Выяснить, а можно ли в бытовых условиях сделать из зёрен пшеницы муку.

7.Создать продукты из солёного теста.

8.Познакомиться с произведениями писателей о хлебе;

9.Научиться бережно относиться к хлебу.

10.Создать сборники с пословицами, поговорками, стихотворениями о хлебе.



Объект исследования: хлеб


Предмет исследования: хлеб в жизни человека на протяжении тысячелетий, его сложный путь появления на нашем столе, бережное отношение к хлебу.


Участники исследования: учащиеся третьего класса, учитель, родители, библиотекарь.



Методы исследования: Изучение литературы, анализ, наблюдение, социологический опрос, эксперимент, сравнение, обобщение.


Данная работа состоит из 3 глав. В первой главе рассказывается об истории возникновения хлеба, хлебопечения, о его пользе.

Во второй главе можно узнать о людях разных профессий трудящихся для того, чтобы на нашем столе был всегда свежий хлеб, о трудном военном хлебе. О необходимости бережного отношения к хлебу.

В третьей главе представлены результаты исследований проведённых учащимися нашего класса.







Глава I. Исторический путь хлеба к нашему столу

1.Откуда хлеб пришел

Хлеб – непременный участник любой трапезы, любого застолья. Употребляется он разными народами всего мира и насчитывает невероятное количество рецептов. Слово "хлеб" имеет древнегреческое происхождение. Греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые "клибанос". Отсюда произошло готское слово "хлайфс", которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово "хлайб", очень напоминающее наш "хлеб", или эстонское "лейб".

Ученые археологи и историки разных стран после изучения большого количества материалов подтвердили, что действительно первым "хлебным растением" надо считать не современные злаки – рожь и пшеницу, а дуб. Обильные урожаи его желудей люди использовали для приготовления хлеба еще в древности. Размалывали в муку, смешивали с водой и пекли на раскаленных камнях лепешки. Питались люди так же плодами хлебного дерева. Оно и сейчас произрастает в тропических странах, в основном в Африке и Австралии, а некоторые африканские племена используют плоды этого дерева для приготовления хлеба. Плоды хлебного дерева вызревают в толстом стволе и имеют форму дыни. Каждый плод длинной от 30 до 90 сантиметров и 30 сантиметров по окружности, весит 10-15 килограммов

В качестве хлеба наши далекие предки употребляли в пищу орехи, джиду, финики и каштаны. Свыше 10 тысяч лет назад, когда у предков было единственное оружие отточенный камень, они начали употреблять в пищу пшеницу. Свежие зерна еще можно было разжевать, но сухие были очень твердыми. Их придумали растирать между камнями и заливать водой. По ходу родилась идея делать густое тесто и отваривать его. По сей день , во многих национальных кухнях подают на стол вареное тесто с мясом или овощами, в том или ином виде: галушки, клецки, бешбармак, лагман, нарын и т.п. Со временем, из той же густой массы стали выпекать пресные лепешки. И именно с этих лепешек началась эра хлебопечения.

Некоторые народы изготавливали хлеб, высушивая тесто на солнце. Например, на севере Индии и сегодня существует такой способ приготовления лепешек. На плотную ткань, расстеленную на открытом месте выливают тесто , затем оно высыхает на солнце и получаются лепешки.

Таким хлеб был до тех пор, пока в тесто не попали дрожжи. Большим удивлением было, когда человек случайно увидел в горшке пузырящееся тесто, и еще больше, наверняка, он удивился, когда тесто попало на горячий камень у огня, зазолотилось, стало пышным и ароматным. И хотя хлеб был кислым, его легко было жевать и оно было вкусным.

Со временем хлебопечение стало настоящим искусством. Больших успехов в нем достигли египтяне. В древнем мире их называли "хлебоедами". В Древнем Египте впервые были выращены сорта мягкой пшеницы, изобретены жернова. Именно здесь научились получать муку тонкого помола, а затем и использовать дрожжи для разрыхления теста. Уже в III тысячелетии до н.э. египтяне знали секреты дрожжевого и пресного теста. От египтян это искусство переняли греки. В V тысячелетии до н.э. профессиональные хлебопеки снабжали жителей Афин хлебом. От греков искусство хлебопечения перешло в Древний Рим. Пекари в Риме были на особом положении: их освобождали от налогов и воинской повинности. Поскольку хлеб был основным продуктом питания, были организованы общественные пекарни. При раскопках археологами погибшей Помпеи их было обнаружено около сорока.

В странах Латинской Америки распространение хлеб получил благодаря путешественникам. По большей части изготавливался из кукурузной муки. Муку так же, как и в вышеописанных странах смешивали с водой, дрожжами и выпекали тонкие лепешки.

На Руси основным видом хлеба был (кисловатый) черный хлеб из ржаной муки. Пекли также ситный (муку просеивали через сито) и белый из крупчатки. Но простой люд, вряд ли, мог себе позволить даже на праздник отведать "Боярского" хлеба. Хлеб очень ценился. Поэтому и к пекарям было уважительное отношение. Хлебом и солью встречали и провожали русские люди всякого желанного заезжего гостя и подносили хлеб-соль дорогому, любимому человеку, которому желали доказать почтение и покорность. Мы знаем, что в хлебе заложен труд земледельцев, в нем пот и кровь предков. Хлеб - общее богатство, и мы должны испытывать к нему уважение!


2.История хлебопечения на Руси.

В своей патриархальной простоте наши предки довольствовались весьма не многим: полусырая пища, мясо, коренья и шкуры диких или домашних животных удовлетворяли их нужды. Наши предки долго не знали роскоши, в ХI веке они питались еще просом, гречихою и молоком, потом уже выучились готовить яства и прочее, но и в старь они отличались хлебосольством.

Изведав выгоды гражданской оседлой жизни, русские стали заниматься земледелием для получения хлебного зерна и тогда же стали печь хлебы и готовить квас, а в Х веке мы узнаем, что квасом подливали в банях и обливались кислым квасом для здоровья. Квас готовили из хлебных зерен разного рода обработки и даже из репы и арбуза.

Начало введения кваса во всеобщее употребление вышло из народной памяти, знаем только, что искусство печь хлебы и делать квас, еще в Х веке было уже во всеобщем употреблении, чему способствовали изобилие плодородной земли. Квас продавался в посадах, в лавках, и был в употреблении в монастырях по будням.

Русская кухня на протяжении веков для всех сословий была национальной и подчинялась обычаю, а не искусству. Кушанья были просты и однообразны, хотя русские столы отличались множеством блюд, но многие из блюд были похожи одно на другое. Богатые люди имели обыкновение назначать себе блюда на целый год (гастрономический календарь), причем счет велся по церковным праздникам, по мясоедам и по постам; так что для каждого дня, сообразно его значению в церковном круге, назначался заранее стол, хотя впрочем изменить его значение зависило от воли хозяина.

Русские ели преимущественно хлеб ржаной, не исключая богатых и владетельных особ. Иногда примешивали к ржаной муку ячную, но это не было постоянным правилом, так как ячмень в России мало разводился. Пшеничная мука употреблялась на просфоры и калачи, которые были для простого народа лакомством в праздничные дни. От этого даже возникла пословица: "калачом не заманишь", в том смысле, что и приятное не поможет заинтересовать. Лучшие калачи пеклись из крупчатой муки в виде колец, не в большом размере, другой сорт пекся из толченой муки круглыми булками, эти калачи назывались "братскими", был третий сорт называемый смесными калачами, их пекли пополам из пшеничной и ржаной муки. Такие калачи пекли к царскому столу не из экономии, а ради особого вкуса. Вообще, как хлебы ржаные, так и пшеничные пеклись без соли, и не всегда заботились, чтобы мука была свежая.

В XVI и XVII веках было в употреблении между народом толокно, приготовленное из овсяной муки с водой. В сухом виде оно отпускалось служилым людям для продовольствия наряду с ржаною мукой.

Пироги. Из кушаньев, приготовляемых из теста, занимают первое место - пироги. По способу печенья они были пряженые и подовые. Подовые были всегда из квасного теста, а пряженые из квасного а иногда из пресного. Мука для них употреблялась пшеничная, крупчатая, или толченая, смотря по важности дня, когда они готовились. Пеклись также и ржаные пироги. Все русские пироги в старину, имели продолговатую форму и различную величину: большие назывались: пирогами, кулебяками, маленькие пирожками. В скоромные дни, они начинялись бараньим, говяжьим и заячьим мясом, и несколькими мясами вместе, например: бараниной и говяжьим салом, также мясом и рыбою вместе с прибавкою каши или лапши. На масленицу пекли пряженые пироги с творогом и с яйцами на молоке, на коровьем масле, с рыбой вместе и с яйцами, или с тельным, как называлось рыбное блюдо приготовляемое в виде котлет.

Другой вид печенья был каравай - сдобный хлеб, с различными способами приготовления. Был каравай битый, который сбивался с маслом, в сосуде ставленный, в роде кулича на молоке. Яичный, на большом количестве яиц, каравай с сыром, каравай братский и прочие.


3.Военный хлеб

К пониманию хлеба мира нельзя прийти, не зная о хлебе войны. Люди всей земли должны знать, что испытал наш народ в дни лихолетья, анать — что несет с собой война. Чтобы ужасы ее не повторились никогда...

В тяжелейшие дни Великой Отечественной каждый воин осо­бенно остро ощущал значимость хлеба. Действующая армия по­лучила 906 тысяч тонн сухарей, и вся тяжесть полевых работ легла в основном на плечи женщин, подростков, стариков.

Твердый паек фронтового хлеба не менялся всю войну. На продукты нормированного снабжения были сохранены довоенные цены, что не имело прецедента в истории мировых войн, в условиях, когда наиболее богатые зерновые районы Советского Союза были оккупированы немцами...

Есть только одно слово, равнозначное слову «Хлеб». Это слово – «жизнь». И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. В Музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить – назло фашистам. Живой – значит, победа!

Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады. Жители города получали 125 г хлеба на весь день, но именно он, этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить.

641803 ленинградца погибли в дни блокады от голода.

На Пискаревском кладбище тысячи могил. Около одной могилы стоят люди и молча плачут. На могиле лежит ломтик хлеба, а рядом слова: «Доченька, если бы я могла тебе дать его тогда».


Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб –голодным».

В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция основного семенного фонда страны. Голод, а люди берегли лучшие сорта зерен. Потому что эта коллекция была нужна для науки о хлебе. Она и теперь, эта коллекция, бережно хранится, только сейчас на Кубани, в исследовательском центре..



Выводы:

По предположениям учёных хлебу более 15 тысяч лет. В Древнем Египте 5 – 6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба.

С тех давних времен хлеб является постоянным продуктом питания на нашем столе. Его не возможно заменить каким – либо другим продуктом.

Во все времена люди с большим уважением и любовью относились к хлебу.




Глава II. Люди, помогающие появиться хлебу на нашем столе.

1.Люди, трудящиеся для того, чтобы на нашем столе был свежий хлеб.

Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей.

Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

Работая по данной теме, мы узнали много новой и интересной информации о хлебе, о том, как он приходит к нам на стол. Оказалось, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук. Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ею для посева семян. Пословица гласит: “Весенний день – год кормит”. Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.

Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных

машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки: 1,5мм, 18мм, 32мм. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе-сентябре, а убирают в июне-июле, они дают большой урожай.

Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит…. трактор. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю

После того, как земля стала мягкой, послушной и рыхлой можно начинать сеять. К трактору прикрепляют… сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна.

Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое.

А когда зерна созреют - начинается жатва. И на поле выходят другие машины – комбайны.-Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу

комбайнера.

Машины везут зерно на ток – это большая открытая площадка, где зерно очищают и просушивают под солнцем.

Потом часть зерна везут в амбары для семян. А остальное зерно везут на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна.

Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку. Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это – отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.

После этого мука поступает на хлебозаводы. Там стоят огромные чаны с закваской. Но прежде, чем замесить тесто нужно что-то добавить в закваску.

На хлебозаводе специальные машины вымешивают тесто. Другие машины режут его на одинаковые части, придают им разные формы и отправляют в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим.


2.Цифры и факты

Изучая литературу по теме мы узнали интересные цифры:

За жизнь человек съедает приблизительно 15 тонн хлеба.

Россиянин съедает около 120 килограммов хлеба за год.

Ребенок 7-10 лет съедает 200-250 граммов хлеба в день.

Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого

сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зёрен!

Житель России в среднем до 100 килограмм хлеба употребляет в год, что является самым высоким показателем во всей Европе. В Великобритании почти в 2 с половиной раза меньше употребляется хлеба одним жителем.

Мы узнали , что дарить хлеб значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением.. У наших предков славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед Иконами, символизировал связь между людьми и Богом.


3.О пользе хлеба

Хлеб — великолепный лекарь, он содержит удивительно полезные вещества, способные излечить самую тяжелую болезнь. К сожалению, в настоящее время мало кому известно, что когда-то калачи, сайки, караваи широко использовались народными лекарями для исцеления таких недугов как чахотка, цинга, водянка. В сочетании с другими компонентами хлеб без особого труда излечивал болезни горла и желудка, печени и почек. При помощи обыкновенного хлеба люди избавлялись от сердечной недостаточности, нервных болезней, от бессонницы и даже полового бессилия.

Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба. И ничто в нашей жизни нам не заменит хлеб.

У многих народов существовали различные представления и поверья о пользе черствого хлеба. Так, в Древней Греции и Древнем Египте считали, что такой хлеб полезен при заболеваниях желудка, что, впрочем, не отрицает и современная медицина. У английских солдат в период колониальных войн существовало убеждение, что вдыхание аромата свежеиспеченного хлеба помогает избавиться от насморка. У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу насущному. 'Хлеб - всему голова', 'Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска - и стол - доска'. В этих народных пословицах и поговорках отразилось любовное, бережное отношение русского человека к хлебу. Недаром его ласково называли: 'Хлеб - наш батюшка'.











4.Бережное отношение к хлебу


Бережное отношение к хлебу мы привыкли объяснять тем, что в него вложен нелегкий труд многих людей. Истинную же причину можно найти, если рассмотреть верования и обычаи древних славян. В те далекие времена сельскохозяйственные культуры делились на мужские и женские. Хлеб сеяли только мужчины, раздевшись донага. Зерно для посева выносили в специальных мешках, пошитых из старых штанов. Таким образом мужчины будто бы заключали со вспаханным полем «священный брак». Женщинам не дозволялось присутствовать при этом таинстве. Считалось, что Земля «испугается» и родить не сможет. Чтобы приготовить кашу из зерна, необходим был союз трех священных стихий: Воды, Огня и Зерна. Заправленная ягодами или медом каша несла смысл победы над Смертью, возвращения к Жизни. Священная каша дошла до наших времен в виде кутьи, которую готовят к Рождеству. Другой древнейшей ритуальной едой были блины. Историки говорят, что название со временем исказилось, славяне называли их «млины» от слов «мелкий», «молоть» – пища из размолотого зерна. Румяный круглый блин символизировал собой Солнце, которое «умирало и воскрешалось» каждую зиму. Поэтому и принято готовить блины на поминках и на Масленицу, когда уходит-умирает Зима (Смерть), и возрождается Весна (Жизнь). Так постепенно славяне вышли на приготовление хлеба. Соответственно он унаследовал все священные свойства своих кулинарных предков. Наши предки, возвратясь с похорон, первым делом старались заглянуть в посуду, где «подходила» квашня, чтобы священная сила Жизни изгнала за порог Смерть. Невесту перед свадьбой усаживали на накрытую подушкой квашню, чтобы будущая семья жила весело, богато, дружно и многодетно. В Древней Англии давали подозреваемому съесть черствую корку хлеба. Если злодей внезапно давился – значит, виноват. Считалось, что святой хлеб сам указывал на преступника. Из истории мы знаем, что древние люди по разным поводам приносили богам жертвы в виде домашних животных. В основном это были быки или коровы. Как же быть, если срочно нужно умилостивить богов, а бедность не позволяет расстаться с единственной коровой-кормилицей? В этом случае пекли хлеб в виде коровы, а позже просто хлеб с рожками. Назывался он «коровай». Все важнейшие события жизни сопровождались выпечкой специальных хлебных изделий: пирогов, печений, пряников, «шишек».

Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб.

Все ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Смолоду

учитесь ценить труд людей, подаривших нам чудо земли – ХЛЕБ!

Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.



Выводы:


  • Хлеб ценили и уважали во все времена не только на Руси, но и в других странах. Не зря сложено очень много пословиц, поговорок, загадок о хлебе. Не случайно гербы старинных русских, белорусских, украинских городов украшали снопы ржи, пшеницы, ячменя, символизируя изобилие выращиваемых культур в этих городах. А сколько картин было создано великими русскими художниками ХIХ века: И. И. Шишкиным, М. К. Клодтом, Ф. Васильевым, А. Г. Венециановым, на которых они изображали бескрайние хлебные поля, усталые, но счастливые лица земледельцев.

  • Хлеб – это самое ценное, что есть у человека. Хлеб нужно ценить, любить, беречь и уважать!



Глава III. Результаты исследования.


1.Результаты социологического опроса.

Мы провели социологический опрос. В ходе опроса ученики и работники школы отвечали на следующие вопросы:

  • Какой хлеб в вашей семье едят чаще:

а) пшеничный,

б) ржаной,

в) и тот и другой?

  • Как поступаете с чёрствым хлебом дома:

а) выбрасываем,

б) кормим птиц,

в) после вторичной обработки употребляем в пищу: сушим сухари, жарим гренки и т. д.?

  • Как поступите с куском хлеба, лежащим на полу в школьной столовой:

а) пройду мимо,

б) подниму и положу в отходы?

В нашей школе были опрошены 60 учеников.

  • При ответе на первый вопрос

выяснилось, что в пищу употребляют пшеничный хлеб – 38%, ржаной хлеб – 13 %, пшеничный и ржаной хлеб (33%).

  • Ответы на второй вопрос показали,

что 64% опрошенных чёрствым хлебом кормят птиц, 34% - перерабатывают чёрствый хлеб, а 2 % - выбрасывают.

  • При ответе на третий вопрос

выяснилось, что 98% опрошенных - поднимут хлеб, а 2% - пройдут мимо.

Таким образом, социологический опрос показал, что не все их опрошенных достаточно бережно относятся к хлебу. А это значит, что они мало знакомы с историческим прошлым хлеба. Тем трудом, который влаживают люди для его производства.


2.Правила пользования хлебом

Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы определили для себя четкие правила:

  • Бери хлеба столько, сколько съешь.

  • Береги хлеб, он дорого достается

  • Никогда не бросай хлеб.

  • Не оставляй недоеденных кусков

  • Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

  • Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на

земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

3.Эксперимент

Изготовление муки своими руками

Изучая дополнительную литературу мы узнали, как изготавливают из зерна муку в промышленных масштабах и решили попробовать изготовить муку самостоятельно.

Наш эксперимент проходил в несколько этапов:

1.Подбор зерна.

2.Подбор оборудования

3.Оценка результата эксперимента.

Для эксперимента мы взяли зерно пшеницы, которое употребляется на корм скоту. Это зерно мы перемололи на кофемолке. После первого помола были видны крупные частички плохо помолотого зерна. Затем получившуюся массу перемололи ещё раз, а затем просеяли через сито. У нас получилась мука. Мы сравнили муку, сделанную нами и муку первого сорта, приобретенную в магазине. Наша мука очень отличалась по цвету и не

годилась для приготовления хлеба.


1.

2. 3.


4. 5.

Мы пришли к выводу:

- для изготовления муки первого сорта берут отборное зерно, а мы взяли то, что было доступно нам, которое предназначалось на корм скоту.

4.Создание продуктов из солёного теста.

Мы много наблюдали за тем, как стряпают различные хлебобулочные изделия наши мама и бабушки и поэтому захотели сами принять участие в этом интересном процессе.

Те булочки, которые стряпают наши родители очень вкусные, но к сожалению их нельзя долго хранить. А мы нашли выход из этой ситуации. Мы сделали свои работы из соленого теста.

У нас получились красивые булочки, пирожки, торты и баранки. Теперь все желающие смогут долго ими любоваться! Наши работы поместили на выставку художественного творчества.

5.Создание коллективных сборников

Наш класс долго работал по теме «Как хлеб на стол пришёл» из своих наработок мы создали сборники.

У нас получились следующие работы:

1.Сборник пословиц и поговорок о хлебе.

2.Сборник загадок про хлеб и всё, что с ним связано.

3.Народный лечебник о хлебе.

4.Рецепты домашнего хлеба.

5.Сборник стихотворений о хлебе.

6.Сборник стихотворений сочинённых учащимися

7.Альбом с рисунками «Вот он хлебушек душистый»

8.Сборник сочинений на тему «Зачем нужен хлеб»




Выводы: Ребята нашего класса проделали очень большую исследовательскую работы по теме: «Как хлеб на стол пришёл». Сначала было очень сложно, но потом каждый ученик втянулся в работу и с удовольствием выполнял её. Поэтому результаты у нас получились очень хорошие.









































Заключение




Практические исследования позволили сделать следующие выводы:

  • Начинать разговор о нашем столе надо, конечно, с хлеба, потому что без хлеба всякий стол вообще немыслим.

  • Готовят хлеб из разных сортов муки, разной формы, и существует разнообразие способов приготовления хлеба.

  • Наши предки возносили молитвы небу о хлебе насущном, величали его отцом, кормильцем, батюшкой. Из большого уважения к хлебу народ сложил о нём много пословиц и поговорок.

  • Труд земледельца самый важный, нужный, тяжёлый. Чтобы маленькое зёрнышко стало хлебом, нужны четыре силы: солнце, дождь, земля и великий честный труд.

  • К хлебу нужно относиться бережно. Если каждый из учеников нашей школы не доест маленький кусочек хлеба 30 граммов, а учеников 200 человек, то получится 6 булок выброшенного хлеба.









И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Коллективная исследовательская работа "Как хлеб на стол пришёл?"

Автор: Викулова Ольга Александровна

Дата: 20.01.2015

Номер свидетельства: 158568


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства