Просмотр содержимого документа
«"Когда учёба не трудна." Из опыта работы по опережающему обучению»
«Когда учёба не трудна…» из опыта работы по технологии
перспективно – опережающего обучения.
Калачёва Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
КГУ «ОСШ №3 имени Ю.А. Гагарина»
г. Шемонаиха.
Президент Н.А.Назарбаев в докладе «Будущее благополучие страны - начинать строить сегодня», разъясняя основные положения стратегии «Казахстан – 2030» сказал: « Сегодня мы должны заботиться о будущем, имея в виду наше молодое поколение, которому предстоит жить в 21 веке, и которое мы сегодня учим и воспитываем. Мы должны дать детям хорошие знания, здоровье – это доверило сделать нам государство».
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Опираясь на многолетний опыт считаю, что для воспитания функционально развитой личности необходимо двигаться по таким направлениям:
Обучение должно носить деятельностный характер.
Учебный процесс необходимо сориентировать на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности.
Предоставлять возможность учащимся для приобретения опыта достижения цели.
Правила оценивания должны отличаться чёткостью и быть понятны всем участникам учебного процесса.
Использовать личностно-ориентированные технологии: проектно-исследовательскую деятельность, технологию здоровьесбережения, опережеющееобучение С.Н. Лысенковой и развивающее обучение Занкова Л.В., технологию критического мышления, уровневую дифференциацию обучения, информационные и коммуникативные технологии, технологию поэтапного формирования умственных знаний.
Используя основополагающие документы в области образования, методическую литературу, я пришла к созданию своей системы работы, приняв за основу технологию перспективно – опережающего обучения С. Н. Лысенковой. Комфортные условия, положительный эмоциональный фон, достаточно высокая работоспособность – всё это критерии валеологичности учебно – воспитательного процесса, которые включает данная технология.
Опережение – это не загруженные школьными уроками и домашними заданиями с утра до вечера ученики. Это учёба, при которой дети могут пользоваться всеми благами жизни: посещать кружки, секции, заниматься художественным и музыкальным образованием и даже просто гулять. Большая часть работы выполняется в школе. Вторая половина дня должна принадлежать детям.
Календарное - тематическое планирование составлено с учетом тем опережения, которые выделены отдельной графой. Трудные темы идут на этапе развития перспективы.
Метод опережающего обучения дает простор учителю и ученику. Трудную тему я начинаю не в заданные программой часы, а намного раньше. Перспектива занимает на уроке 5 – 7 минут. Но этого достаточно, чтобы выдать трудную тему медленно, последовательно, с пользой для каждого ученика. Главное, чтобы она была созвучна с изучаемой по программе темой.
Суть метода опережения.
В программе определено время на каждую тему. Примем это время за отрезок А(пусть это будет 5ч., 10ч. и т.д.), этого времени всегда крайне недостаточно, чтобы научить каждого ребенка. Учитель вынужден оказывать внимание слабым ученикам, проводя дополнительные занятия. В результате на слабых учеников оказывается двойная и тройная нагрузка. А результат? (чаще нулевой)
Я поступаю иначе. Трудную тему начинаю изучать намного раньше. Обозначим это на схеме отрезком Б.Это перспективная подготовка, т.е. начало попутного происхождения трудной темы. Отвечают сначала сильные, затем средние и слабые ученики.
А отрезок А – это уже обобщение по теме. (Сложение, вычитание с переходом через десяток. 2 класс – 43 часа) мы изучаем эту тему в перспективе порядка 100 часов (изучение в перспективе начато в конце 3 четверти 1 класса). Табличное умножение и деление вводится во 2 четверти 2 класса (ноябрь - декабрь). Первый опрос по данной теме проводится в 3 классе. От введения до опроса - порядка 150 часов. Каждый ребёнок усваивает данную тему на «хорошо» и «отлично». Первое время дети пользуются таблицей с обложки тетради, затем вводится таблица Пифагора – смотри, ищи, запоминай!
Естественно можно объединить страницы учебника, а результат – экономия программного времени.
Выход на фактическое опережение программы отрезок В.
Обратите внимание на угол – стык времени (отрезки А и Б). Здесь на первом уроке обобщения дается домашнее задание по теме. Оно доступно каждому. У детей появляется свободное время для занятия в кружках и т.д.?
Освобождающееся время (почти 1,5 месяца) посвящаю самой трудной теме программы следующего класса.
Отрезок Г – большая перспективная подготовка.
Большие перспективные темы из 2 класса в 3 класс. «Табличное умножение и деление», из 3кл. в 4 кл. «Действие с многозначными числами».
Русский язык из 2 кл. в 3 кл «Склонение имен существительных. Второстепенные члены предложения». Из 3кл. в 4 кл. « Глагол. Личные окончания глаголов».
Внизу схемы находится «пружинка» - преемственность между годами обучения.
Обучение в системе опережения идет с использованием опор, опорных схем, которые рождаются на глазах у детей и оформляются в виде таблиц, карточек, рисунков. Важное условие – опоры должны подключаться к работе. Схема становится алгоритмом рассуждения, снимает страх, ребенок не боится ошибиться. Свойство человеческой памяти таково, что всё новое должно в ней со временем осесть, уложиться. Повторяя из урока в урок трудный материал, расположенный на опорах, ребенок усваивает его мысленно.
Одно из направлений уроков в системе опережения – дифференцированный опрос. Каждого ученика спрашиваю в его время.
Второе важное направление - комментируемое управление. С самого начала стараюсь учить детей мыслить вслух. Учит не только учитель, учит ученик, когда мыслит вслух, ведет за собой весь класс. Воспитание идет само собой. Детям некогда отвлекаться. Отвлекся, значит, не успел. Ученик комментирует решение примера, задачи, разбор предложения, а это и есть ничто иное, как опрос. При этом он чувствует: весь класс подчиняется его управлению, он - учитель, от него зависит работа всех. Значит надо говорить громко, чётко, ясно, чтобы всем всё было понятно. В результате - хорошая дикция, выразительная речь.
Опорные схемы и комментируемое управление обеспечивает дружную работу всего класса и быстрое продвижение в учёбе всех ребят. В результате на каждом уроке появляется резерв времени, а значит, возможность выполнять большее количество разнообразных упражнений развивающего характера по закреплению и повторению изученного, а также по обобщению знаний, выработке прочных умений и навыков. Кроме того, это позволяет работать на будущие темы программы, осуществлять их перспективную подготовку.
Благодаря данной методике учащиеся самостоятельно, без помощи родителей дома выполняют большую часть домашних заданий.
В таблице указано время, затраченное на выполнение домашних заданий по предметам.
№
предмет
Затраченное время
1.
математика
15-20 минут
2.
русский язык
10-20 минут
3.
литература
10- 15 минут
4.
познание мира
20 минут
5.
казахский язык
20 минут
В среднем 1,5 часа
Учитель должен творчески подходить к сегодняшнему уровню знаний каждого ученика: успех нужен каждому ребёнку для продвижения вперёд.
Мною представлены индивидуальные маршруты развития учеников: сильного и среднего.
Индивидуальный маршрут развития ученика 3 «А» класса Матохина Ильи.
(предмет – математика)
№
Месяц
Программный материал
Опережение
1.
Сентябрь, октябрь
Знакомство с действиями умножения и деления.
Повторение таблицы умножения и деления 2-9. Решение задач.
2.
Ноябрь, декабрь
Табличное умножение и деление
Приёмы письменного умножения и деления на однозначное число столбиком. Понятие дроби
3.
Январь, февраль, март
Устное умножение и деление.
Приёмы письменного умножения и деления на двузначное число столбиком.
4.
Апрель, май
Письменное умножение и деление
Наиболее сложные случаи письменного умножения и деления. Разряды и классы. Решение задач на нахождение v s t
Индивидуальный маршрут развития ученицы 3 «А» класса
Бердюгиной Виктории (предмет – русский язык)
№
Месяц
Программный материал
Опережение
1.
Сентябрь, октябрь
Фонетика, состав слова, имя существительное.
Склонение имён существительных. Безударные окончания имён существительных.
Главные и второстепенные члены предложения
2.
Ноябрь, декабрь
Части речи. Склонение имён существительных.
Склонение имён прилагательных. Определение падежа имён прилагательных. Синтаксический разбор предложения.
3.
Январь, февраль, март
Части речи (продолжение) Синтаксис.
Спряжение глагола.
4.
Апрель, май
Текст как единица речи.
Синтаксический разбор предложения. Упражнения в написании сочинений.
Прочные знания, полученные в начальной школе, помогают учащимся овладевать процессом обучения в среднем и старшем звене. Однако, нам, учителям, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Я, как учитель, должна содействовать личностному росту каждого ребёнка, развитию его коммуникативных навыков, которые ему будут необходимы в дальнейшей жизни. Именно работа в парах и группах способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог, аргументировать. Учащиеся имеют возможность готовить научные проекты, участвовать в различного вида конкурсах областного и республиканского уровня, занимая призовые места. Ниже представлена таблица участия учащихся 2 класса в конкурсах.
достижения учащихся:
2015-2016г – участие в интеллектуальных конкурсах по линии
Дарын- 10 уч-ся
Английский язык – 8уч-ся
1м- Махнев Захар, Шаляпина Ангелина
2м- Леонтьев Петр
Учатие в конкурсе школьных проектов
1м- Ким Михаил
2м. – Веселов Виктор
3м – Гилева Ксения
Участие в конкурсе проектов в г .Усть- Каменогорске институт им. Аманжолова кафедра ПИМНО
1м- – Гилева Ксения
2м. – Веселов Виктор
4м - Ким Михаил
Участие в международных олимпиадах младших школьников на сайте «Инфоурок»
Матемтика
1м- Ким Михаил
Успешность обучения.
Исследования учёных показали, что в начальной школе 100%учащихся обучается успешно. К концу 11 класса их остаётся всего 17%. Ниже приведён процент качества знаний моих учащихся в начальной школе, среднем звене и в 11 классе.
11 класс – 17% 11класс – 65% качества знаний
9 класс - 35% 7 класс – 70%
5 класс- 70 -80% 5 класс 80%
Нач. школа – 100% Нач. школа – 100%
Все учащиеся 11 класса обучаются успешно. 6 учащихся претендуют на «Алтын белги»
Качество знаний по предметам выпускников в10 классе было.
Русский язык 82 % химия 100% биология 100%
Алгебра 71% физика 100% английский яз. 100%
Геометрия 68% география 100%
Прочный фундамент начальной школы – успешный старт.
Если все дети справляются с поставленной задачей, если работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если возвращаются домой радостными и ждут с нетерпением завтрашнего дня, желание учиться крепнет. В.Сухомлинский говорил: « Есть успех – есть и желание учиться. Особенно важно это на первом этапе обучения - в начальной школе, где ребёнок не умеет преодолевать трудности, где неудача приносит настоящее горе». Успех в труде – это основа взаимопонимания между учителем и учениками, между родителями и детьми, учителем и родителями, а значит, единство действий и воспитательных усилий школы и семьи.
Литература.
1.С. Н. Лысенкова «Жизнь моя - школа».
2.В. И. Ковалько « Здоровьесберегающие технологии».
3.Е.Б.Осипова « Современные педагогические технологии в начальной школе»
4. Журнал « Начальная школа Казахстана» №9, 2014 г.
Приложение: презентация, Сборник из опыта работы учителя начальных классов Калачёвой Т.Н. (2015года издания).