На вопрос «Когда ребенку пора уметь читать?» нет готового ответа, но сразу хотим предостеречь от двух заблуждений:
«Не обязательно учить ребенка читать дома, в школе все равно научат». Да, научат. Но помните: первый год в школе — самый насыщенный за все 11 лет обучения. За какие-то 4–5 месяцев в 1 классе ребенок проходит азбуку «от» и «до», учится читать, писать, а в остальное время изучает основы русского языка. Поэтому будет здорово, если до школы у него будет навык чтения. Это снизит нагрузку на ребенка.
«Нельзя терять время — чем раньше малыш начнет читать, тем лучше». Все дети разные и развиваются в своем темпе. Поэтому не стоит навязывать обучение чтению дошкольнику, едва ему исполнилось 4–5 лет, если сам ученик пока не проявляет интереса к этому занятию. Вместо этого можно начать развивать интерес к чтению через яркие и увлекательные книги. Хорошим вариантом также будут игры, в которых задействованы буквы.
Показатель, на который стоит ориентироваться — не возраст дошкольника, а его речевые навыки.
Пора учиться читать, если…
Если речевое развитие дошкольника протекает без грубых нарушений. Разберемся, какие критерии помогут узнать, готов ли ребенок учиться чтению:
Понимание обращенной речи. Малыш должен понимать предложения, фразы, отдельные слова, которыми окружающие к нему обращаются.
Словарный запас. Чем больше слов знает ребенок, тем лучше он поймет прочитанное. Это также поможет ему общаться со взрослыми и другими детьми.
Грамматика. Навык правильно строить предложения, подбирать и изменять слова важен для детей, которые учатся читать.
Произношение. Чтобы обучение шло эффективно, ребенок должен знать, как произносить слова без грубых ошибок.
Помните: в дошкольном возрасте у ребенка могут быть мелкие недочеты в грамматике и произношении — это нормально. Со временем эти нарушения исправятся, и считать их помехой чтению не стоит. Но если малыш пока не очень уверенно разговаривает, не торопите его с чтением — это не поможет развить речь, а только демотивирует.
Как облегчить обучение чтению для дошкольника. Больше хвалить и никогда не ругать.
Нам, взрослым, трудно представить, как это на самом деле сложно для малыша — с нуля научиться такому комплексному навыку, как чтение. Ведь уметь читать — это значит уметь соотносить звук с буквой или сочетанием букв, соединять звуки, понимать значения прочитанных слов и стоящий за текстом смысл.
Если родители принимают успехи ребенка как должное и выражают недовольство, когда малыш чего-то не понимает, это не подтолкнет будущего ученика к развитию, а только затруднит процесс. Поэтому важно хвалить за маленькие победы: узнал букву, которую проходили в прошлый раз — здорово, справилась без папиной помощи со словом аж из двух слогов — умница.
Не воспринимайте неудачи как следствие нерадивости маленького ученика. Когда ребенок не понимает с первого раза — это повод поискать другое объяснение или дать больше времени на практику. Если вы чувствуете, что устали и раздражаетесь, занятие стоит прекратить и вернуться к нему в хорошем настроении.
В технике чтения детей существуют три большие проблемы:
Замена букв - это большой пласт, его нужно еще прорабатывать.
Слоговое чтение (при котором лишние паузы между слогами); чтение текста ( большие паузы между двумя словами, чтение рваное).
Развитие речи - даже научив ребенка читать, он будет встречать незнакомое слово, то в речи ребенка всегда будет задержка.
При помощи каких приемов мы устраним слоговое чтение?
Ударение - регулирует длительность произношение слогов, играет смыслообразующую роль. Нужно помочь ребенку понять, что ударный слог произносим длинно, а безударный – коротко. Эту способность можно сформировать используя карточки.
упражнение 1: произносим слоги коротко: ба, да, га, на, ма;
упражнение 2: «смешное имя» составь смешное имя из слогов: ру-па-чё ставим ударение на 1-й, 2-й, 3-й слог;
упражнение 3: «дочитай неполное слово по 4-5 буквам до ударения»
Мальчик очень дисцип…
В классе хорошая дисцип… и т.д.
На этапе становления и устранения слогового чтения все тексты должны иметь ударение.
Текст читается 6-10 раз (каждый раз с новыми заданиями).
Неправильное прочтение исправляется до полного свободного прочтения. Только после наработки чтения, читательской практики, начинает вырабатываться читательская догадка.
Главная задача - дать детям достичь победы, гордости. Я могу читать!