Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
« Гимназия № 184» г. Нижнего Новгорода
Методическое объединение учителей начальных классов
Разработка классного часа
на тему «Ваше Величество Электричество!» для учащихся 4 класса
Работу выполнила
Малинкина Л. Г. ,
учитель начальных классов
г. Нижний Новгород
2015 год
Тема «Ваше Величество Электричество!»
Описание.
Данный классный час рассчитан на учеников 3-4 классов. Он является интеграцией предметов – окружающий мир, ОБЖ. В современной жизни каждый учащийся должен научиться анализировать причины возникновения опасности и действовать так, чтобы избежать беды. Ещё важнее научить их правильно реагировать на факторы риска, формировать уверенность в своих силах, готовность в случае необходимости обратиться к взрослым за помощью. В каждом доме существует огромное количество электрических приборов, но их неправильное использование очень часто приводит к чрезвычайным ситуациям. А ведь каждый ребёнок очень часто дома бывает один без родителей! Поэтому, одна из главных задач занятия - научить детей правильно пользоваться электрическими приборами, правилам поведения во время грозы, необходимыми в жизни. Классный час состоит из нескольких частей и включает решение проблемных ситуаций, работу с учебно – дидактическими заданиями, игровые приёмы.
Цель: создание условия для ответа на проблемный вопрос «Электричество-друг или враг?»
Задачи:
ознакомить с правилами поведения во время грозы, необходимыми в жизни
учить детей правильно реагировать на факторы риска,
формировать уверенность в своих силах, готовность в случае необходимости обратиться к взрослым за помощью.
учить правильно и безопасно пользоваться электрическими приборами,
показать, чем опасно поражение электрическим током, как выглядит опасность и почему она возникает.
воспитывать бережное отношение к своей жизни.
Планируемые результаты
По окончании занятия учащиеся должны:
знать: почему опасно электричество и в чем это заключается;
как уберечь себя от поражения электрическим током;
Оборудование: мультимедийная презентация, мячик, костюмы Лампочки,
охотников.
Необходимая предварительная работа: распределить роли и тексты между детьми: выбрать 2 человек – ведущие, 1 человека – Лампочка, 3 человека – охотники. Раздать слова (подробно описано в сценарии), прорепетировать.
Оформление класса— в середине сцены- экран, на который проецируется презентация.
Ход классного часа.
1ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Сегодня мы собрались здесь, чтобы провести классный час, а тему вы узнаете, отгадав загадку:
2 ведущий:
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня ребята нет,
Не зажжется в доме свет.
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это… (Электричество)
2 ведущий: “Электричество” - греческое слово и означает янтарь.
1 ведущий:
Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме «живут».
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
2 ведущий:
Электричество нам помогает,
Жизнь кардинально облегчает!
Удивительно оно, на благо нам обращено,
Всех проводов «величество»
Зовется: «Электричество»!
1 ведущий: Давайте разберемся, что такое электрический ток. И в этом нам поможет обыкновенная лампочка. (В зал входит лампочка).
Лампочка: Здравствуйте, мои дорогие мальчики и девочки. Итак, я пришла вам рассказать, что же такое электрический ток. Представьте себе обыкновенный улей со множеством пчел. Пчелы, так же как и люди, бывают злые и добрые. Они приносят людям добро, добывая мед, но если человек не соблюдает некоторые правила, то пчелы могут разозлиться и сделать ему больно, искусав его. Так же и электрический ток состоит из множества маленьких частиц, которые ведут себя, как пчелы. Если человек ведет себя по правилам, то электрический ток делает ему добро, то есть освещает комнаты, улицы, приводит в действие телевизоры, магнитофоны и т. п., но если человек не соблюдает правила, то электрический ток может разозлиться, и это приведет к большим бедствиям, о которых вы еще услышите. Сейчас с минуты на минуту, к нам в класс должны прийти четверо горе- охотников, которые в свое время, не зная простых правил, были наказаны электрическим током.
1 ведущий: Вы хотите послушать, как это произошло? (Да) (В зал входят четыре охотника.)
2 ведущий: А вот и они. Давайте, ребята, поздороваемся с ними.
Охотники:Добрый день, ребята! (Садятся на свои места)
1 ведущий: Уважаемые охотники! Мы с ребятами очень хотели бы услышать ваши истории, связанные с Его Величеством Электричеством. Правда, ребята? (Дети соглашаются, хлопают в ладоши.)
1-й охотник: Однажды пошел я на охоту, но случилась огромная неприятность: я забыл дома патроны. И, заметив это, уже решил возвращаться домой, как вдруг возле дороги увидел на дереве глухаря. Я решил попытаться поймать его руками. И вот стал думать, как бы подобраться к нему, чтобы он меня не заметил. А рядом с деревом стоял столб. С этого столба свисал провод, и я решил подобраться к птице с помощью этого провода. Надо сказать, что в школе я не очень хорошо учился и про электрический ток не знал ничего. И только я взялся за провод, как все мое тело пронзила ужасная боль. Я закричал, а моя добыча улетела. Вот такая со мной приключилась история. С тех пор я точно знаю и всем говорю, что нельзя трогать руками висящий или торчащий откуда-нибудь провод и, конечно же, нельзя наступать на него ногами. Да вообще, нельзя подходить к оборванным проводам ближе, чем на 8-10 метров!
2 ведущий: Да, ребята, очень поучительный рассказ. И какой же урок вы извлекли из рассказа? (Никогда не дотрагивайся до провода, висящего или торчащего откуда-нибудь, потому что он может находиться под высоким напряжением!)
1 ведущий: Благодарим тебя, охотник, за честный и поучительный рассказ. Давайте, ребята, попросим поведать свою историю второго охотника.
2-й охотник: А со мной однажды приключилась такая история. Решил я пойти поохотиться в поле на зайцев и взял с собой свою охотничью собаку Рекса. Ходили мы с Рексом долго и никак не могли напасть на заячий след. Тут погода стала портиться. Солнце исчезло, наползли тучи, поднялся ветер, и начался сильный дождь. Я раскрыл зонт, приделал к ошейнику пса металлическую цепочку. Неподалеку я увидел дерево и решил спрятаться под ним от дождя, надеясь переждать, пока дождь не перестанет. Как только я встал под дерево, мой Рекс, как будто что-то почуяв, стал рваться вперёд. Я не понял, что случилось с моей собачкой, и в недоумении побежал за ней. Вдруг загремел гром с такой силой, что я невольно обернулся. Потом произошло что - то непонятное - сверкнула молния и ударила прямо в это дерево, и через несколько минут от большого, могучего дуба остались одни угли. После этого я вернулся с Рексом домой и рассказал товарищам о случившемся. Они мне объяснили, что если гроза застала тебя на открытой местности, то желательно находиться неподалеку от предмета, который выше тебя, но ни в коем случае не стоять под ним, так как молния попадает в наиболее высокие предметы. Нужно лечь на землю, или хотя бы встать на колени и как можно ниже опустить голову. Необходимо отцепить собаку от цепочки и бросить ее подальше вместе с зонтом.
2 ведущий: И какое же правило мы усвоили из этого рассказа? (Если гроза застала тебя на открытой местности, то желательно находиться неподалеку от предмета, который выше тебя, но ни в коем случае не стоять под ним, так как молния попадает в наиболее высокие предметы. Убрать из рук любые металлические предметы.)
1 ведущий: Вот видите, ребята, как много интересного мы узнаем. Послушаем еще один рассказ.
3-й охотник: Мой рассказ, думаю, будет не менее полезен для вас. Все вы конечно же, любите купаться и загорать. Однажды я решил сходить в лес к озеру, так как мой товарищ сказал мне, что на озеро прилетело много уток. Сезон охоты был открыт, И я, предчувствуя удачную охоту, быстро собрался и поспешил на названное место . Когда я подошел к озеру, то увидел. что действительно уток было очень много, а самое удачное, как мне показалось, было то. что рядом не было ни одного человека. Я зарядил ружье и выстрелил, одна утка замерла, остальные взлетели в небо и скрылись из виду. Я прождал больше часа, надеясь, что они все же вернутся, но их не было. Тогда я решил достать трофей, то есть ту утку, которую мне все же удалось подстрелить. И вдруг погода испортилась. В считанные минуты небо заволокло тучами и загремел гром, сверкнула первая молния. Но, несмотря на все это, я разделся и поплыл за уткой. Не успел я отплыть и трех метров, как молния ударила в высокое дерево рядом с озером, и через него ток попал в воду. Я ощутил очень сильный удар. Хорошо, что был недалеко от берега, к тому же я был физически натренирован, так как постоянно занимался физкультурой, только потому мне удалось выбраться на берег.
2 ведущий: Дети, объясните, пожалуйста, почему же охотника ударило током? (Нельзя во время грозы купаться и прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам (телевизору, магнитофону и т. д.))
1 ведущий: Ну а теперь, дети послушаем последний рассказ – охотника Жени.
4-й охотник: Ребята, я расскажу вам историю, которая приключилась со мной и моим товарищем ни на охоте (хотя я тоже большой любитель поохотиться), а в стенах моего дома. Все началось с того, что ко мне пришел мой товарищ, Рома. Мы сели смотреть футбол по телевизору, и на самом интересном месте телевизор сломался. Я не знаю, что случилось, так как я со всем не понимаю в электронике, но все же мы с Ромой решили попытаться починить телевизор. Рома не был великим мастером, но, по крайней мере, у себя дома он ремонтировал все сам. В спешке, так как Рома очень хотел посмотреть футбольный матч, он забыл выключить телевизор – не вытащил провод из розетки. И вот когда он дотронулся до внутренних частей телевизора, его так ударило током, что он весь затрясся. Я, конечно, очень испугался за него и поспешил ему помочь. Но в этот момент, когда я дотронулся до своего товарища, чтобы оттолкнуть его от телевизора, меня тоже ударило током, ведь человек является хорошим проводником электрического тока. И если бы в эту минуту не отключили электричества в нашем доме, я не знаю, что бы с нами было! Вот такая история.
2 ведущий: Что неправильно сделали охотники? (Не пытаться самим починить неисправные электроприборы. При продолжающемся воздействии тока прикасаться к пострадавшему голыми руками опасно)
1 ведущий: Спасибо вам за ваши рассказы. Я думаю, что ребята многое поняли и не будут повторять ваших ошибок, будут жить дружно с Его Величеством Электричеством! Правда, ребята?
Охотники(все четверо): До свидания, ребята! Надеемся, что вы усвоили, каким нужным, добрым или коварным, опасным бывает Его Величество Электричество и как с ним осторожно надо обращаться! До новых встреч!
2 ведущий:
Живет всегда природа по своим законам,
Мы изучаем их, стремясь понять,
И очень важно знать и понимать основы,
Чтоб эти знания в жизни применять.
1 ведущий: Сейчас мы проверим, как ребята смогут применить полученные знания в жизненных ситуациях, встретившись с Его Величеством Электричеством. Тот, кто поймает мячик, должен будет ответить на вопрос. Будьте внимательны! Желаем удачи! (Дети из зала отвечают на вопросы)
Игра с мячиком «Отвечай-ка!»
от чьих ударов нужно оберегаться
Какими руками нельзя трогать электрические приборы?
Какую дистанцию нужно соблюдать между человеком и оборванным проводом?
под чем нельзя стоять во время грозы
предметы из какого материала нельзя держать в руках во время грозы?
что любят все дети, но этого нельзя делать во время грозы?
Какое бывает Его величество Электричество, если выполнять все правила при обращении с ним?
А какое бывает Его величество Электричество, если его разозлить
1 ведущий: А сейчас мы предлагаем Вам игру «Исключи неверные правила пользования электроприборами, чтобы не попасть в опасную ситуацию, Или выбери верное высказывание!» Внимание на экран.
1. | Уходя из дома, отключи все электроприборы от электрической сети. Уходя из дома ненадолго, можно оставить включенным телевизор. |
2. | Утюгом можно колоть грецкие орехи, вентилятор нужен, чтобы раздуть огонь в печи, а с помощью пылесоса буду надувать мыльные пузыри; Все приборы используйте только по назначению; применяйте их так, как научили вас взрослые. |
3. | Домашними приборами и инструментами пользуйтесь с разрешения взрослых. Пока взрослых нет дома, можно включать любой электроприбор. |
4. | Не пытайтесь чинить бытовые приборы, предложив взрослым свою помощь. Всегда помогай чинить электроприборы взрослым, особенно если они в этом плохо разбираются. |
5. | Выключить чайник можно, потянув за шнур. Не тяни электрический провод руками. При включении и выключении электроприборов держись за вилку. |
6. | Не касайся электрических приборов мокрыми руками. Когда работает стиральная машина, температуру воды можно узнать, опустив руку в воду. |
7. | |
8. | |
9 | |
10 | Если заметил на дереве оборванный провод, немедленно убери его НЕ подходи к дереву, если заметил на нем оборванный провод |
На слайдах остаются только правильные ответы.
1 ведущий: Вот мы с вами и составили основные правила обращения с Его Величеством Электричеством, чтобы оно было для вас всегда добрым и мирным.
2 ведущий:
Не всякий ток убивает,
Но всякий ток может убить.
Эти слова принадлежат великому австрийскому учёному Стефану Еллинек
1 ведущий: Каждый год от поражения электрическим током гибнет до 30 тыс. человек.
2ведущий: Сухая статистика цифр, а за ней чьи-то слезы, крушения надежд и жизней.
1 ведущий: Мы не представляем свою жизнь без холодильника, телевизора, компьютера. Его величество Электричество прочно вошло в нашу жизнь, стало обыденным явлением. И мы со временем становимся беспечными, забыв о том какую опасность, таит Его Величество Электричество.
1 и 2 ведущие (хором): Сохрани свою жизнь!!!