Просмотр содержимого документа
«классный час ко дню матери 4 класс»
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
МОКУ Виноградовская СОШ
Классный час ко Дню матери
в начальной школе ( 4 класс)
Учитель начальных классов
Пинжура Ирина Леонидовна
С. Виноградовка
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Аннотация.
2. Введение .
3. Сценарий классного часа: «День матери».
4. Список используемых источников.
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка посвящена Дню матери и направлена на осмысление роли матери в жизни человека, воспитание духовно-нравственных качеств детей.
В разработку включены стихи, тексты рассказов о маме, презентация о праздновании «Дня матери».
Главная цель этого мероприятия – воспитание чувства любви, нежности, уважения и чуткости к матери;
Сценарий разработан в помощь преподавателям, классным руководителям, для проведения внеклассного мероприятия. Материалы можно использовать как при проведении классных часов, так и к подготовке праздника, посвященного международному женскому дню.
ВВЕДЕНИЕ
Слово мама – одно из самых древних на Земле. Оно почти одинаково звучит на языках разных народов. Сколько тепла таит слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека!
День матери - это один из самых трогательных праздников, потому что каждый из нас с детства и до своих последних дней несет в своей душе единственный и неповторимый образ – образ своей мамы, которая все поймет, простит, всегда пожалеет и будет беззаветно любить несмотря ни на что.
Счастье и красота материнства во все века воспевались лучшими художниками и поэтами. И неслучайно – от того, насколько почитаема в государстве женщина, воспитывающая детей, можно определить степень культуры и благополучия общества. Счастливые дети растут в дружной семье и под опекой счастливой матери.
В этот день мы от всей души поздравляем дорогих мам с их праздником. Пусть светом и добром отзываются в душах детей ваши бесконечные заботы, терпение, любовь и преданность.
Цели методической разработки:
- способствовать повышению статуса матери, поддерживать традиции бережного отношения к женщине, матери;
- способствовать закреплению семейных устоев.
Цель:
1) Передача младшим школьникам социально значимых знаний, направленных на развитие гуманистических ценностных ориентаций школьников;
2) формирование уважительного отношения к матери, желание помогать ей; формирование уважительного отношения к семейным ценностям;
3) воспитание любви, понимания к самому близкому человеку – матери, правильное отношение к маме;
4) развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Личностные УУД:
• способствовать воспитанию ценностного отношения к матери, Родине, другим людям;
• формировать активную гражданскую позицию обучающихся;
Регулятивные УУД:
• формировать уважительное отношение к материнскому труду;
Познавательные УУД:
· знакомить учащихся с историей празднования дня Матери в России;
Коммуникативные УУД:
• формировать потребность говорить маме слова благодарности;
Метапредметные УУД:
• формировать у учащихся младшего школьного возраста целостный взгляд на современный мир и место человека в нем.
Оборудование: презентация, притча, карточки с пословицами о матери в виде сердечек красного цвета, листы для писем и конверты.
- Здравствуйте, уважаемые ребята! Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё доброе настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, начнем наше необычное занятие.
« …Родиться стоит поздно или рано,
Хотя бы для того на этот свет,
Чтоб вымолвит впервые имя « мама»,
Которого священней в мире нет.» (А.Шайхиев)
Актуализация темы урока
Учитель: Ребята, послушайте такую притчу.
Притча о матери.
За день до рождения Ребенок спросил у Бога: - Я очень боюсь! Я совершенно не знаю, что я должен делать в этом мире? Бог ответил: - Я подарю тебе Ангела, он всегда будет рядом с тобой. Он будет охранять тебя от всех бед. — А как зовут моего ангела?
— Неважно как его зовут, у него много имён. Ты будешь называть его «Мама».
День матери – это международный праздник. В разных странах он приходится на разные даты. В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. По Указу Президента РФ от 30 января 1998 года. День Матери празднуется в последнее воскресенье последнего осеннего месяца
Мама – главное слово в жизни любого человека и как бы оно не звучало на любом языке, оно означает одно – любовь, любовь безграничную, искреннюю. "Мама" - первое слово человека, который только что явился в мир. Может быть, оно и было первым словом всего человечества. Возможно, с него и ему подобных "детских" слов начался в глубокой древности наш язык. Русские дети называют мать "мама", маленькие французы -"маман", немецкие ребята -"мама", английские - "мэмма", китайские -"мама", корейские - "омма".
«Мама»
По-русски мама, по-грузински нана, А по-аварски - ласково баба. Из тысяч слов земли и океана У этого - особая судьба.
Став первым словом в год наш колыбельный, Оно порой входило в дымный круг И на устах солдата в час смертельный Последним зовом становилось вдруг.
На это слово не ложатся тени, И в тишине, наверно, потому Слова другие, преклонив колени, Желают исповедаться ему.
Родник, услугу оказав кувшину, Лепечет это слово оттого, Что вспоминает горную вершину - Она прослыла матерью его.
И молния прорежет тучу снова, И я услышу, за дождем следя, Как, впитываясь в землю, это слово Вызванивают капельки дождя.
Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя, И, скрыв слезу при ясном свете дня: Не беспокойся, - маме говорю я, - Все хорошо, родная, у меня.
Тревожится за сына постоянно, Святой любви великая раба. По-русски мама, по-грузински нана И по-аварски - ласково баба.
(Расул Гамзатов)
Учитель: В народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются из поколения к поколению.
У вас на столах лежат половинки сердечек с частями пословиц. Давайте составим пословицы о матерях.
(Группы составляют пословицы).
Каждая группа читает свои пословицы.
1 группа
- При солнце тепло, а при матери добро.
- Мать кормит детей, а земля людей.
- Мать праведна – ограда камена.
- Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.
2 группа
- Добрые дети – дому венец, злые дети – дому конец.
- Живы родители – почитай, померли – поминай.
- Какова матка, таковы и детки.
- Куда матушка, туда и дитятко.
3 группа
- Мать высоко замахивается, да не больно бьёт, мачеха низко замахивается, да больно бьёт.
- Отца и матери на всю жизнь не хватит.
- Птица рада весне, а ребенок матери.
- Ребёнок без матери – что стол без скатерти.
4 группа
- Материнская ласка конца не знает.
- Родную мать никем не заменишь.
- Что материнской рукой дано, то впрок пойдёт.
- Для матери ребёнок – до ста лет детёнок.
5 группа
- Материнский гнев – что весенний снег:
И много его выпадет, да скоро растает.
- Мачеха добра, да не мать родна.
- Мама в доме – что солнышко на небе.
Учитель: Мама - самый дорогой человек в жизни. Материнская ласка не знает предела. С мамой ты можешь поделиться самым сокровенным: она всегда выслушает, поймёт, простит. А вы, ребята, всегда бываете ласковыми со своими мамами?
Я предлагаю вам посмотреть сценку “Домашнее сочинение”.
Автор: Витёк склонился над столом И сжал виски руками. Он сочиненье пишет: “Как я помогаю маме”. То ручку погрызёт Витёк, То засопит, угрюмый. Названье есть, а дальше что? Попробуй-ка, придумай! Но тут из кухни мама вдруг Негромко сына кличет: Мама:
Витюнчик! Сбегай в магазин. Мне соли бы и спичек. Витя: Что ты! Ведь я над сочиненьем бьюсь, Ещё полно работы! Автор: Примолкла мама и сынок В тетради вывел фразу: Витя:
“Для мамы что-нибудь купить Всегда бегу я сразу…” Вот приоткрыла мама дверь: Мама: Витюня, ты мне нужен. Я – в магазин. Почисть пока Картошечки на ужин! Витя: Ещё чего? Автор: Вскричал Витёк, Витя:
- Мне даже слушать тошно! Тут – сочинение, а ты С какой-то там картошкой… Автор: Исчезла мама. А сынок в тетради подытожил: “Я завтрак маме сам варю. Обед и ужин – тоже..” Витя: Пять с плюсом!.. Автор: …Радуется он. Учитель: Что вы можете сказать о Вите? Порадует ли он маму своей оценкой за сочинение?
Чтение сказки. «Семь дочерей»
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
-Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, — сказала первая дочь.
-Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды,— проговорила вторая.
— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — сказала третья.
-Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка,— щебетала четвертая.
-Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, — сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу — помыть ноги.
Вопросы и задания к сказке:
Чем седьмая дочка отличалась от своих сестер?
Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?
Подумайте и расскажите, что каждая дочка из сказки могла бы сделать для своей мамы.
Что вы делаете для мамы, когда она устает?
На доске рисуется ромашка, а в ее серединке пишется слово “дети”. Дети должны перечислить, чем и как они помогают маме. Все перечисленное детьми записывается на лепестках ромашки. Получается цветок помощи маме.
Да, праздники способны творить настоящие чудеса. Что тут скажешь, если самые отчаянные непоседы вдруг становятся послушными и исполнительными. Об этом есть даже стихотворение.
1-й ученик:
Лень любила всей душой
Нежиться в кровати,
Лень была большой – большой,
Даже больше Кати.
2-й ученик:
Но сегодня, очень странно,
Встала Катя очень рано,
Сарафан взяла со стула,
А на Лень и не взглянула.
3-й ученик:
Лень следит за ней украдкой. И теперь рисует маме
Катя сделала зарядку Вазу с яркими цветами.
4-й ученик:
А потом на кухне Катя
Для себя нашла занятье;
Там на удивленье лени
Катя делала пельмени,
А потом исчезла Лень:
Вот что значит Мамин День!
Под музыку, попросите детей закрыть глаза и представить букет любви, который они хотели бы подарить своей маме. Затем дети рассказывают, из каких цветов состоит их букет любви, и рисуют его. Предложите детям подарить эти рисунки своим мамам.
Игра “Дети и мамы”
Дети встают в круг. Учитель с мячом — в центре круга. Поочередно он бросает мяч детям и задает какой-либо вопрос о маме, например: “Нужно ли советоваться с мамой?” Если ребенок считает, что нужно, он ловит мяч; если, по его мнению, с мамой советоваться не нужно, он пропускает мяч. Если кто-либо не согласен с мнением того или иного ребенка, игра останавливается, и все обсуждают этот вопрос.
Вопросы для игры:
•Нужно ли скучать по маме?
Нужно ли постоянно ждать от мамы подарки?
Нужно ли жалеть маму?
Нужно ли хвалить маму?
•Нужно ли интересоваться делами мамы?
• Нужно ли утаивать от мамы правду, чтобы не расстраивать ее?
Поэтическая страничка
Мамочка
Кто пpишёл ко мне с yтpа?
Мамочка.
Кто сказал: "Вставать поpа"?
Мамочка.
Кашy кто yспел сваpить?
Мамочка.
Чаю - в пиалy налить?
Мамочка.
Кто косички мне заплёл?
Мамочка.
Целый дом один подмёл?
Мамочка.
Кто цветов в садy наpвал?
Мамочка.
Кто меня поцеловал?
Мамочка.
Кто pебячий любит смех?
Мамочка.
Кто на свете лyчше всех?
Мамочка.
Р. Убай
В заключении звучит песня о маме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Указ Президента РФ от 1998 года
День матери http://s45.radikal.ru/i109/1111/c5/637259f5256a.jpg
День матери http://img.rufox.ru/files/big2/534907.jpg