Классификация литературных советов и эффективность их воздействия на читателя
Классификация литературных советов и эффективность их воздействия на читателя
Литература - искусство слова, именно с помощью слов автор передаёт свои мысли и чувства читателям. Обращаясь к книге, люди иногда хотят не только получить удовольствие от чтения, но и найти ответы на волнующие их вопросы. Бывает так, что читатель ищет в книге отражение своих собственных проблем, пытается найти выход из трудных жизненных ситуаций. И действительно, в книгах можно почерпнуть определённый опыт, который будет полезен в будущем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Список литературы..............................................................................................
17
Введение
Литература - искусство слова, именно с помощью слов автор передаёт свои мысли и чувства читателям. Обращаясь к книге, люди иногда хотят не только получить удовольствие от чтения, но и найти ответы на волнующие их вопросы. Бывает так, что читатель ищет в книге отражение своих собственных проблем, пытается найти выход из трудных жизненных ситуаций. И действительно, в книгах можно почерпнуть определённый опыт, который будет полезен в будущем.
Меня заинтересовал вопрос, в какой форме обычно даются советы в литературных произведениях, и какая из этих форм наиболее эффективна. По моему мнению, данная работа является актуальной, так как не только подчёркивает пользу литературы, но и учит правильно оценивать советы, которые можно найти в книгах.
Цель работы - классифицировать советы, дающиеся в произведениях художественной литературы, и оценить степень их влияния на читателя. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи.
Задачи работы:
провести анкетирование учащихся 4-го класса и сделать вывод о влиянии книги на людей
классифицировать советы из разных литературных произведений
сделать вывод о влиянии формы совета на его эффективность
Предметом работы будут являться произведения, содержащие советы читателям, а объектом - форма и содержание советов.
В качестве методов работы в данном проекте использовали: анкетирование, отбор материала, классификация и сопоставительный анализ по различным признакам.
В качестве предметов исследования выступали:
тексты литературных произведений: Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо», Остер Г.Б. «Вредные советы», Толстой Л.Н. «Рассказы и басни для детей», Успенский Э.Н. «Крокодил Гена и его друзья», Чуковский К.И. «Мойдодыр» и др.;
произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, сказки;
толковый словарь;
анкеты учащихся 4 класса.
Многие литературоведы в своих работах подчёркивают, что изучение литературных произведений очень важно для развития личности ребёнка. Например, Вильям Рукман - известный учёный-педагог, в статье « Роль чтения в развитии интеллектуальных способностей ребёнка» отмечал: «Иногда книга может послужить закреплению уже усвоенных ребенком знаний, а иногда заставит его задуматься, приведет к открытию чего-то нового для себя. Умение обнаружить это новое, увязать воедино с уже имеющимися знаниями, сделать соответствующие выводы – все это показатели сформированности у ребенка логического, рассуждающего мышления». Я считаю, что книги играют очень важную роль в жизни человека. И сейчас я попытаюсь это доказать.
Во– первых, как вы вообще представляете жизнь без книг? Это же скучно и неинтересно. А книга – это ключ к знаниям. Читая, её ты узнаешь много нового и полезного для себя. Даже древние люди говорили: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Во – вторых, книга развивает кругозор. Ведь это так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов.
В – третьих, книга развивает мышление и фантазию. Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем или ученым, который вот–вот откроет новый закон физики, фараоном или царицей Египта! Мысленно побывать в других странах и городах, представить и очутиться в католическом храме, в протестантской церкви или в православном соборе.
В – четвёртых, читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересным человеком.
В – пятых, книги помогают нам принимать правильные решения. Это главный советчик. Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.
Я думаю, что смогла убедить вас в том, что книги – это ценные вещи, они необходимы людям и играют важную роль в жизни человека, так как они нас учат, дают советы, с помощью книг мы взрослеем и познаём и мир.
Однако среди изученных мною статей на данную тему нет таких, в которых бы исследовалось, в какой форме даются советы и рекомендации в книгах. Именно это и будет положено в основу данной работы.
Глава 1. Совет как способ получения жизненного опыта
Литература - вид искусства, в котором можно найти отражение окружающего мира: проблемы людей, жизненные ситуации, спорные вопросы.
Читая литературные произведения, люди часто «примеряют» на себя то, о чём говорится в книге. Они ищут в тексте произведения совет, какую-то рекомендацию, как правильно поступить в трудной ситуации. Таким образом, можно сказать, что книга на примере героев произведения может помочь человеку приобрести полезный жизненный опыт, дать правильный совет.
Что же подразумевается под термином «совет»? В «Толковом словаре русского языка» Ожегова С.И. и Шведовой Н. Ю. это слово имеет несколько значений, но в данном случае подходит первое значение:
СОВЕ́Т, -а, м.
Мнение, высказанное кому-нибудь по поводу того, как ему поступить, что сделать; наставление, указание. Дать хороший совет. Просить ~а. Последовать чьему-н. ~у.
В «Словаре русских синонимов» Медведевой А.А. можно найти ряд слов с близким значением: внушение, предложение, рекомендация. По различию смысловых оттенков становится ясно, что советы бывают разными: от простой рекомендации до строгого внушения. Мне стало интересно, в какой форме люди принимают совет охотнее и почему. Для получения ответа на этот вопрос мной было проведено анкетирование среди учеников 4-го класса и сделан анализ результатов.
Вопросы анкеты:
Нуждаетесь ли вы в советах?
В какой форме вам приятнее получить совет?
а) прямолинейно, конкретно
б) в скрытой форме, без давления
в) в шутливой форме.
3. Доверяете ли вы советам из книги? Почему?
При анализе анкет выяснилось, что каждый ученик нуждается в совете (20 человек из 20). Многие хотят получить совет в шутливой форме (12 человек из 20 ), некоторым больше подходит рекомендация, данная в скрытой форме (7 человек из 20). И только один человек из 20 хотел бы прямо услышать конкретный совет. Большинство учеников (17 человек из 20) доверяют книгам, потому что чаще советы в них даются в скрытой форме, на примере каких-либо героев. Результаты анкетирования представлены на рис.1
Рис.1 Результаты проведенного анкетирования (учащиеся 4-го класса).
В ходе исследования я выдвинула гипотезу: по-настоящему эффективный совет должен даваться так, чтобы читатель был уверен в том, что он сам выбрал правильный путь.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что жизненный опыт, полученный при чтении книг, важен для нас, и может помочь нам принять правильные решения. Однако для этого совет должен даваться так, чтоб человек не ощущал давления на себя и считал, что решил проблему самостоятельно.
Глава 2. Классификация советов в литературных произведениях
При чтении различных книг я обратила внимание на то, что полезная информация, помогающая человеку выбрать правильное решение в случае какого-нибудь затруднения, может быть представлена по-разному. Именно различие в форме подачи совета и было положено в основу моей классификации советов.
По форме рекомендации и по тому, кто из героев её даёт, можно выделить несколько групп советов:
полезные советы от автора;
скрытые рекомендации на примере героев произведения;
советы от отрицательных героев;
шутливые «вредные» советы от автора.
На конкретных примерах я исследовала каждую группу и выявила особенности и эффективность данных советов.
2.1 Полезные советы от автора
Обратимся к первой разновидности советов - полезным советам, дающимся автором произведения. В «Толковом словаре русского языка» Ожегова С.И. и Шведовой Н. Ю. слово полезный объясняется так:
ПОЛЕЗНЫЙ, -ая, -ое; -зен, -зна, -зно. Приносящий пользу, способный приносить пользу. П-ая книга. П-ая пища. П. урок на будущее.
Так во многих литературных произведениях совет подаётся прямо, открыто. Автор старается объяснить читателям, как нужно поступать в той или иной ситуации.
Если мальчик любит мыло
и зубной порошок, Этот мальчик очень милый,
поступает хорошо.
(Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо»)
Отец и говорит сыновьям: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит».
(Толстой Л. Н. «Отец и сыновья»)
3. Совет от Винни–Пуха из сказки А. Милна «Винни-Пух»:
«Хвост он есть, или его нет. По-моему, тут нельзя ошибиться!» Избавьтесь от мнительности. Старайтесь быть объективными и последовательными в своих суждениях. И уверенности в себе вам не занимать!
Совет от Алисы из сказки К. Льюиса «Приключения Алисы в стране чудес»:
«Если все в мире бессмысленно, нужно придумать какой-то смысл. Все ваши задумки делайте творчески, с огоньком и креативно. Направить вашу негативную энергию в нужное позитивное русло вам никто не помешает».
Совет от Карлсона из произведения А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»:
«Спокойствие, только спокойствие. Держите себя в руках. Играйте в меру, чтобы ничего не разрушить. Уважайте пространство других людей»!
Совет от Муми–тролля из книги Т. Янссон «Муми»:
«Иногда кто-то нуждается в тишине и спокойствии. В этом нет ничего плохого. Включите спокойную музыку и немного отдохните от забот и проблем!»
Очень часто подобные рекомендации можно встретить и в произведениях устного народного творчества (УНТ): пословицах, поговорках и т.п.
Тише едешь - дальше будешь.
Семь раз отмерь - один раз отрежь.
В жанрах УНТ содержится народная мудрость, которая таким образом передаётся из поколения в поколение. Эти полезные советы запоминаются достаточно легко, они яркие, выразительные.
Автор выступает как человек знающий, мудрый, дающий правильный совет. Но читатель (как показало анкетирование учащихся моего класса) иногда не готов принимать совет, данный в категоричной форме, не предоставляющий возможность самостоятельного выбора.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в литературе найдётся много полезных, мудрых советов, которые применяются в различных жизненных ситуациях. Однако форма подачи таких советов иногда мешает читателю воспринять их. Эффективность полезного совета снижается из-за категоричности высказывания.
2.2 Скрытые рекомендации
Вторая разновидность советов - скрытые, дающиеся не прямо, а косвенно. Через ситуации, диалоги героев читатель включается в размышления, пытается найти своё решение.
1. Остановился Иван Царевич перед огромным камнем, а на нём написано: «Направо повернёшь - коня потеряешь, налево повернёшь - в плен попадёшь, а прямо пойдёшь - буйну голову сложишь».
(Русская народная сказка «Иван Царевич и серый волк»)
Иногда на примере героев становится понятно, как нужно поступать в какой-либо ситуации.
2. Вот теперь тебя люблю я, Вот теперь тебя хвалю я! Наконец-то ты, грязнуля, Мойдодыру угодил!
(Чуковский К. И. «Мойдодыр»)
3. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
(Толстой Л.Н. «Котёнок»)
По-моему, такие скрытые, неявные советы лучше воспринимаются читателями, так как дают им возможность выбора и принятия осмысленного решения. Те ошибки, которые совершают герои, становятся очевидными для читателей, и их можно будет не совершать в реальной жизни.
4.Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал…Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел. С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц. (Толстой Л. Н. «Птичка»)
Так становится ясно, что на примере героев произведения совет, хоть и скрытый, кажется более убедительным, так как его правильность проверяется в ходе развития действия. Анализ анкет учеников, приведённый в начале исследования, подтверждает верность этой мысли.
2.3 Советы от отрицательных героев
Ещё одной разновидностью советов являются советы от отрицательных персонажей произведения. Бывает так, что герой находится в ситуации выбора, не знает, как ему поступить. В таком случае подсказка плохого героя показывает, как делать нельзя.
1. — Так не лучше ли делать добрые дела? — вмешался крокодил Гена.
— Нет, — ответила старуха Шапокляк, — добрыми делами не прославишься.
(Успенский Э. Н. «Крокодил Гена и его друзья»)
Ситуации, в которых действует отрицательный персонаж произведения, обычно помогают читателю понять, что такие поступки совершать нельзя, они плохие.
2. — Много чего,- сказала старуха. — Стреляю из рогатки по голубям. Обливаю прохожих из окна водой. И всегда-всегда перехожу улицу в неположенном месте.
— Все это хорошо! — воскликнул крокодил. — Но почему я должен лежать на газоне?
— Очень просто, — объяснила Шапокляк. — Вы ложитесь на газон, и, так как вы зеленый, вас никто не видит. Мы привязываем на веревочку кошелек и бросаем его на мостовую. Когда прохожий нагибается за ним, вы выдергиваете кошелек из-под носа. Здорово я придумала?
(Успенский Э. Н. «Крокодил Гена и его друзья»).
Из приведённых примеров понятно, что отрицательный персонаж даёт злые, глупые, неверные советы, следовать которым нельзя. Они неэффективны. Но человек может поступить противоположно рекомендации плохого героя и окажется правым. Следовательно, использовать такие советы можно, но при этом необходимо понимать, что они даны во вред и применять их надо с точностью да наоборот.
2.4 «Вредные» советы
Учёные открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые всё делают наоборот. Им дают полезный совет: "Умывайтесь по утрам" - они берут и не умываются. Им говорят: "Здоровайтесь друг с другом" - они тут же начинают не здороваться. Учёные придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот, и получится как раз правильно.
Четвёртая группа - так называемые вредные советы от автора. Я рассмотрела их в произведении Г. Остера, которое называется «Вредные советы», где есть много смешных стихотворений, содержащих «подсказки» для детей.
1. Если друг на день рожденья Пригласил тебя к себе, Ты оставь подарок дома - Пригодится самому. Сесть старайся рядом с тортом. В разговоры не вступай. Ты во время разговора Вдвое меньше съешь конфет. Выбирай куски поменьше, Чтоб быстрее проглотить. Не хватай салат руками, Ложкой больше зачерпнёшь. Если вдруг дадут орехи, Сыпь их бережно в карман, Но не прячь туда варенье - Трудно будет вынимать. (Остер Г.Б. «Вредные советы»)
Советы из этой книги даются с юмором, шуткой, но они на самом деле содержат полезную информацию. Важно, чтобы читатель почувствовал, что «подсказки» вредные, а поступать нужно совсем наоборот.
2. Потерявшийся ребенок
Должен помнить, что его
Отведут домой, как только
Назовет он адрес свой.
Надо действовать умнее,
Говорите: "Я живу
Возле пальмы с обезьяной
На далеких островах".
(Остер Г. Б. «Вредные советы»)
В советах этой группы очень важна форма подачи, так как именно через смех, юмор можно понять всю нелепость предлагаемого поведения. Читатель видит со стороны все ошибки в поведении героя и понимает, что нельзя так себя вести.
3. Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: "пожалуйста", "спасибо"
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
(Остер Г. Б. «Вредные советы»)
«Подсказки» отрицательных персонажей и «вредные» советы автора во многом схожи. Их различие заключается в том кто даёт эти советы, и в какой форме: отрицательный герой даёт такие советы всерьёз, а автор - в шутку.
Можно сделать вывод: «вредные» советы могут оказаться полезными. Шутка всегда воспринимается легче серьёзной информации, поэтому эффективность весёлого «вредного» совета достаточно высокая.
Заключение
В начале работы мной была поставлена цель: классифицировать советы, дающиеся в произведениях художественной литературы, и оценить степень их влияния на читателя.
Проведенное мною исследование в данной работе позволяет мне сделать несколько выводов:
читатели часто обращаются за советом к книге и ищут в ней ответы на свои вопросы;
советы могут быть различны по форме и по содержанию;
полезные советы, высказанные прямо, не очень эффективны, так как человек ощущает, что на него оказывается давление при принятии решения;
рекомендации скрытые оказываются более действенными, так как дают возможность читателю почувствовать определённую самостоятельность в выборе решения;
советы от отрицательных героев помогают понять, как поступать не нужно;
«вредные» советы от автора, данные в шутливой, весёлой форме, оказываются самыми эффективными: через юмор читатель понимает всю нелепость совета и поступает наоборот, то есть правильно.
По моему мнению, данная работа не только классифицирует различные виды советов, данные в книгах, но и помогает читателю определить, полезен ли совет или нет. Гипотеза, выдвинутая мной в начале работы, нашла своё подтверждение: самый эффективный совет тот, который дан так, чтобы читатель был уверен в самостоятельности принятия решения. Жизненный опыт, полученный из книг, даёт возможность читателю успешно решать свои проблемы и добиваться успеха в жизни.
Список литературы
Белозерова Л.Н. Роль детской литературы в развитии личности младшего школьника [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/510283/ (Дата обращения 18.12.2018).
Линдгрен А. Три повести о малыше и Карлсоне. -М.; Республика, 1993.
Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.- М.: Росмэн, 2015.
Милн А.А. Винн-пух и все-все-все. - М.: Дет. литература,1999. – 320 с. ISBN: 978-5-17-023681-7.
Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Аз, 1996. – 928 с.
6. Остер Г.Б. Вредные советы.- М.: Росмэн, 1994. — 112 с. : цв. ил. — ISBN 5-7519-0005-7.
7. Рукман В. Роль чтения в развитии интеллектуальных способностей ребёнка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tinyurl.ru/lh5l (Дата обращения 20.12.2018).
8. Русские народные сказки.- М.: Планета детства, 2014. – 289 с.
9. Толстой Л.Н. Рассказы для детей.- М.: Самовар, 2005.
10. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья: Повесть-сказка/ Э. Успенский; Худ. А. Алир. ─ М.: РИО "Самовар",2000. ─ 100с.
11. Чуковский К.И. Мойдодыр.- М.: Росмэн, 2011. – 16 с.