Просмотр содержимого документа
«Киршина Яна Анатольевна»
Проект
рабочей программы внеурочной деятельности
«Охрана зрения и развитие зрительного восприятия»
Выполнила
Киршина Яна Анатольевна
(ФИО)
учитель начальных классов
(должность)
МБОУ НШ №30
(место работы)
Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностьюв рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной.
Согласно Письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить следующие задачи:
обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
закрепить и научить использовать на практике отдельные аспекты содержания программ учебных предметов, курсов;
способствовать благоприятной адаптации ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
В предложенном мною проекте программы внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности эти задачи решаются наравне с задачами, связанными с обогащением чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Основная часть
1. Пояснительная записка
Рабочая программа занятий «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия» составлена на основе авторской программы: «Программа по развитию зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения» [Никулина Г. В., Фомичева Л. В., Замашнюк Е. В. Развитие зрительного восприятия: учебное пособие/под ред. Г. В. Никулиной. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – С 36-81], примерной программы «Развитие зрительного восприятия 1-4» [Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для слабовидящих детей) (начальная школа). Коррекционная работа в начальной школе. Часть 2 – начальная школа. Рекомендована управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации// Бельмер В. А., Григорьева Л. П. и др./ под ред. Плаксиной Л. И.. – Москва «ГороД, 1999», Институт коррекционной педагогики РАО. – С.114-123], Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01.01.01 г. N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». Учебным планом МБО НШ №37 для учащихся с ОВЗ (слабовидящие) 1-4класс.
Программа рассчитана на 272 часа, проведение диагностических обследований – 32 часа, коррекционно-развивающих практических занятий - 240 часов, ежегодно курс проводится 2 часа в неделю, по 35 минут в 1 классе, по 40минут 2-4 класс непрерывная зрительная нагрузка не превышает 5 минут, оптимальная наполняемость группы – 4-6 человека. В соответствии с особенностями обучающихся программа предусматривает интеграцию содержания курса «Окружающий мир» через виды деятельности как общеучебные, так и специально - коррекционные. По итогам диагностического обследования, в соответствии с особенностями зрительной патологии и тяжестью зрительного дефекта, определяются группы и подгруппы, занятия проводятся групповые, подгрупповые и индивидуальные. Состав подгрупп имеет подвижный характер: ученики любого класса могут быть выведены на индивидуальную коррекцию или, напротив, включаться в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи.
Программа курса коррекционно-развивающих занятий «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия»» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе. Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения. Задачи: — формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; — коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве; — формирование пространственно-временных ориентировок;
— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов); — совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности; — обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии; — исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации; — формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Реализация Программы предусматривает использование современных образовательных технологий: игровых, активных методов обучения, проектной деятельности, ИКТ, метода мозгового штурма и др., а также разных форм обучения: беседы, лекции, викторины, элементы дискуссии, технологии ТРИЗ (теории решения исследовательских задач), экскурсии (в том числе виртуальные), встречи, практикумы, инсценировки, самостоятельная работа
Курс имеет авторские учебно-методические материалы: Татарникова М. Ю. «Комплекс офтальмологических техник», рекомендаций и дидактического материала по снятию зрительного утомления и мышечного напряжения. - сам. издание; Назаренко Н. В., Назарова Е. В. Офтальмотренинг «Я вижу…». - сам. издание.
Курс имеет безометочную систему прохождения материала, динамика продвижения определяется по трем уровням (низкий, средний, высокий) на основе выполнения диагностических заданий.
Данная программа построена по циклическому принципу и предполагает повтор тематики в каждом классе на более высоком уровне.
Программа предусматривает развитие образовательной среды школычерезинтеграцию с программами ДО: декоративно-прикладной «Декоретто», художественной направленности «Соломка», взаимодействие с ученическим соуправлением «Планета любознательных».
Тематика занятий, активное участие членов объединения в школьных и городских конкурсах, предусматривает привлечение социальных партнеров (Историко-культурный центр «Старый Сургут», Выставочный зал-галерея «Стерх», Сургутский краеведческий музей, Станция юных натуралистов), Городская библиотека №25.
Результативность и целесообразность работы по Программе выявляется с помощью комплекса диагностических методик:
- итоговое тестирование и анкетирование учащихся (по результатам каждого года обучения);
- анкетирование педагогов и родителей;
- пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей (активность и результативность участия в мероприятиях объединения);
- викторины и тестирование (в том числе с привлечением ИКТ) по пройденным темам;
Программа носит образовательно-развивающую направленность, соединяет теорию и практическую деятельность детей. Программа способствует развитию творческих способностей, креативности, нестандартного мышления, умения находить новое для себя, создавать новое для других, мотивирует к изучению курса естественных наук. В процессе занятий учащиеся получают возможность развить навыки самореализации и самоуправления.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию зрительного восприятия учащиеся могут продемонстрировать овладение описанными ниже компетенциями на трех уровнях: низкий – не выполняет, средний – делает с помощью педагога или сверстника, высокий – делает самостоятельно.
1 класс
Компетенция взаимодействия: — Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога. — Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.
— Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места в школе и дома.
— Учиться работать вместе с товарищем.
Учебно-познавательная компетенция: — Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет. — Самостоятельно показывать и называть основные цвета, выделять оттенки, раскладывать от светлого к темному. — Узнавать и называть геометрические фигуры. — Составлять предмет из 2—3 частей. — Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов. — Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов. — Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.
— Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги. — Выделять части суток и определять порядок дней недели
Коммуникативная компетенция: — Оценивать взаиморасположение предметов в пространстве: узнавать положение предмета в пространстве.
— Воспринимать и моделировать позы: движения тела: конечностей: головы: оценивать эмоциональное состояние людей
Компетенция личностного самосовершенствования
— Учиться работать в заданном темпе.
— Проверять свою работу по образцу.
— Учиться правильно оценивать свое отношение к учебной деятельности.
2 класс
Компетенция взаимодействия: — Точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога.
— Воспроизводить и моделировать позы. — Выполнять выразительные движения. — Согласовывать движения руки и глаза, обеих рук.
Учебно-познавательная компетенция: — Рисовать и обводить по трафарету, штриховать. — Определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом. — Различать и называть основные цвета и их оттенки. — Конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур. — Узнавать предмет по части. — Определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их. — Находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках. — Делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений. — Различать вкусовые качества.
— Соотносить времена года с названиями месяцев.
— Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания. — Различать характер мелодии.
Коммуникативная компетенция:
— Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении. — определять возрастные отношения между членами семьи.
Компетенция личностного самосовершенствования
— уметь самостоятельно готовить рабочее место в классе и дома.
— овладевать отдельными приемами контроля.
— планировать учебные занятия в течение дня.
3 класс
Компетенция взаимодействия: — Целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога.
Учебно-познавательная компетенция: — Дорисовывать незаконченные изображения. — Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом. — Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков. — Конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур. — Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов. — Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом. — Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств. — Различать запахи и вкусовые качества, называть их. — Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке. — Действовать по звуковому сигналу.
— Определять время по часам.
Коммуникативная компетенция: — Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.
— Расширение представлений об эмоциях
Компетенция личностного самосовершенствования
— привычно готовить рабочее место для занятий и труда.
— самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда, режим дня.
4 класс
Компетенция взаимодействия: — Целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий. — Выполнять точные движения при штриховке двумя руками. — Пользоваться элементами расслабления.
Учебно-познавательная компетенция: — Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом. — Смешивать цвета, называть их. — Конструировать сложные формы из 6—8 элементов. — Находить нереальные элементы нелепых картинок. — Определять противоположные качества и свойства предметов. — Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам. — Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу. — Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов. — Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
Коммуникативная компетенция: — Определять возраст людей.
— Расширение круга понимания эмоций
— Понимать и уметь передать заданное эмоциональное состояние
Компетенция личностного самосовершенствования
— Привычно выполнять правила гигиены учебного труда.
— Планировать основные этапы выполнения задач деятельности
— Использовать наиболее рациональные способы выполнения заданий
— Осваивать разные способы контроля
Предметные результаты:
- изучат растительный и животный мир Югры, особенности природы своего края, традиции и устои коренных народов Севера;
- познакомятся с творчеством поэтов и писателей Югорской земли;
- научатся ориентироваться на карте Югры, и карте Сургута;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с научно-познавательной литературой и энциклопедиями, ИКТ-средствами; поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете,
- научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений.
II Учебно-тематический план
(1 класс)
№п/п
Наименование темы, раздела
Количество часов
1класс
2класс
3класс
4класс
1
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий
6
8
8
8
2
Развитие моторики, графомоторных навыков
6
14
12
11
3
Тактильно-двигательное восприятие
4
4
5
5
4
Кинестетическое и кинетическое развитие
4
4
4
4
5
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
18
14
14
12
6
Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинно-следственных связей
5
5
4
5
7
Восприятие особых свойств предметов
4
4
4
8
8
Развитие слухового восприятия
6
4
4
5
9
Восприятие пространства
8
5
8
5
10
Восприятие времени
5
6
5
5
11
Итого:
66
68
68
68
Содержание курса: Раздел«Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.
Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Речь идет о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности, позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщенное представление.
Раздел«Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве. Кинестетический фактор несет информацию о взаиморасположении моторных аппаратов в статике и движении. Он тесно связан с осязанием, что способствует обеспечению более тонких и пластичных подкреплений сложных комплексов рук, ног, кистей, пальцев, органов артикуляции, глаз и т. д. Формирование представлений ребенка о схеме собственного тела формируется исключительно на кинестетической основе.
Кинетический фактор, или моторная составляющая (мышечно-суставная чувствительность, т. е. глубокая чувствительность), является ведущим при осуществлении зрительно-моторных, слухомоторных, координационно-моторных факторов. В данном разделе уделено внимание мобилизации сенсорно-двигательной памяти, формированию зрительно-моторных и вестибулярно-моторных координаций
Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения. Введение в программу задач, связанных с конструированием, вызвано ее особой значимостью для более полного познания объектов и явлений окружающего мира, для практической и мыслительной деятельности детей, что в конечном итоге будет способствовать сознательному усвоению программного материала на разных уроках (математика, рисование, лепка, ручной труд и др.). Введение в программу раздела «Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинно-следственных связей» обусловлено необходимостью обучения детей способов восприятия сюжетного изображения (целостное обведение взором: выделение главного, восприятие по плану, детальное рассматривание отдельных признаков). Обучение детей способности выделять их в сюжетном изображении с установлением логических связей, развитие устной речи. Данный раздел предполагает обучение детей способности определять и рассказывать о месте и времени событий сюжета, о действующих лицах, оценивать происходящее путем детального, последовательного и целостного восприятия изображенного.
Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. Обучение способам уточнения, расширения и углубления информации, полученной другими анализаторами. Развитие барических ощущений, обонятельного, вкусового анализаторов, чтобы эти ощущения стали определяющими при знакомстве с определенными группами предметов (например, косметическая продукция, специи и др.).
У детей с патологией зрения отсутствует должное соответствие между словом, обозначающим предмет, и конкретным образом. Недостаточно воспринимая и осмысливая предметы и явления окружающей действительности, учащиеся не испытывают потребности в их точном обозначении. Накопление слов, обозначающих свойства и качества объектов и явлений, осуществляется значительно медленнее, чем у нормальновидящих сверстников. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел«Развитие слухового восприятия». Создание основы для более полного овладения речью, направленной на различение речевых, музыкальных звуков и шумов; выполнение имитационных и разных двигательных упражнений различного ритмического рисунка; игра на детских музыкальных (в том числе шумовых) инструментах и т. д. Обучение ориентировке в пространстве, используя способности дифференцировать звуки, шумы, локализовывать источники звуков, определять направление звуковой волны. Развитый фонематический слух является основой и предпосылкой успешного овладения грамотой, что особенно актуально для учащихся. Работа над разделом«Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Развитие восприятия глубины пространства. Развитие способности оценивать глубину пространства. Обучение зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов, определение изменения месторасположения, положения относительно других. Обучение восприятию пространственных отношений между предметами.
Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Формирование представления о последовательности основных жизненных событий и их продолжительности. Обучению умению определять время по часам.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка, развитие зрительной памяти и т. д.).
Календарно-тематический план
1 класс 66 ч
№
Название темы, раздела
Кол-во часов
Примечание (общедидактическая тема)
дата
Факт.дата
1
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий
4ч
Развитие моторики, графомоторных навыков 6 ч
5
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель, повороты, перестроения)
1
Школьные принадлежности
6
Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)
1
Школьные принадлежности
7
Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)
1
Фрукты
8
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка
1
Фрукты
9
Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)
1
Грибы
10
Работа в технике рваной аппликации
1
Грибы
Тактильно-двигательное восприятие 4ч
4
11
Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький) Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
1
ягоды
12
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов
1
ягоды
13
Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение»
1
Деревья
14
Игры с крупной мозаикой
1
Деревья
Кинестетическое и кинетическое развитие 4 ч
4
15
Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется»
1
осень
16
Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра)
1
осень
17
Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий
4
Развитие моторики, графомоторных навыков 11 ч
5
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)
1
Школьные принадлежности
6
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.)
1
Школьные принадлежности
7
8
Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении
3. Г. В. Никулина , Л. В.Фомичева ,Е. В.Замашнюк Развитие зрительного восприятия: учебное пособие/под ред. Г. В. Никулиной. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – С 36-81
4. Программа «Развитие зрительного восприятия 1-4», программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад-начальная школа).
5. «Коррекционная работа в начальной школе. Часть 2 – начальная школа». Рекомендована управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации// Бельмер В. А., Григорьева Л. П. и др./ под ред. Плаксиной Л. И.. – Москва «ГороД, 1999», Институт коррекционной педагогики РАО. – С.114-123]
Дополнительная
Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004
Казакова О. В. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 4 класс. – М.: ВАКО
Муковникова О. Г. Природоведение. 4 класс. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004
Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
Дидактический материал
Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы).
Набор дидактических игр: «Кольцеброс», «Волшебный мешочек», «Что бывает такого цвета?», «Что изменилось?», «Времена года», «Обставим комнату», «Лабиринт», «Нарисуй по памяти».
Набор геометрических фигур.
Аудиозаписи звуков окружающей среды (неречевых, речевых).