kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художник-граффитист – профессия, увлечение или хулиганство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа о настоящих художниках-граффитистах, которые с помощью граффити выражают сложные идеи, свои мысли о мире, жизни, людях; художниках, для которых рисование граффити – это образ жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Художник-граффитист – профессия, увлечение или хулиганство»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ «Школа № 12 имени Героя Советского Союза Ф.М. Сафонова»

городского округа Самара

Российская Федерация, 443041, г. Самара, ул. Красноармейская, 93-А

Тел./ факс: (846) 332-45-46; е-mail: inform 12 @mail.ru



IV городские Поволжские чтения

«Профессиональное самоопределение: познание, творчество, наука»







«Художник-граффитист –профессия,

увлечение или хулиганство?»



секция

«Мир профессий от А до Я»







Выполнила:

Бородина Полина Владимировна,

ученица 4 «Б» класса

МБОУ Школы №12

Научный руководитель:

учитель начальных классов

Коняева Ирина Юрьевна







Самара

2016

Содержание

Ведение

Граффити: между вандализмом и искусством

Глава 1. Художник-граффитист: от увлечения к профессии

    1. Почему настоящее граффити называется «стрит-арт», или

Что должен уметь художник-граффитист

    1. Чем рисует граффитист

    2. Что рисует граффитист

    3. «Кодекс чести» граффити-художников

    4. Знаменитые граффитисты

Глава 2. Темы и стили самарского граффити

Глава 3. Арт-проект «Виртуальное детство»

Заключение

Список использованной литературы и источников

























Введение

Граффити: между вандализмом и искусством

Я решила выполнить исследовательскую работу о художниках-граффитистах. Я понимаю, что это не совсем профессия, потому что на граффитистов не учат ни в одном институте. Это скорее призвание.

По сей день рисование граффити не считается настоящим искусством, а художники-граффитисты рисуют незаконно. И само слово граффити многими людьми воспринимается как синоним хулиганства, вандализма (это когда кто-то портит или оскверняет культурные ценности, памятники, чужое имущество – например, пачкает аэрозольной краской из баллончика забор или стену дома). И действительно, надписи или рисунки краской на стене может сделать любой подросток, даже не умеющий толком рисовать. И это настоящее хулиганство, даже преступление

Но всегда ли граффити – это плохо? Я видела много примеров, когда граффити не портят улицы города, а украшают их. Поэтому я хочу рассказать о настоящих художниках-граффитистах, которые с помощью граффити выражают сложные идеи, свои мысли о мире, жизни, людях; художниках, для которых рисование граффити – это образ жизни.

И я надеюсь, что моя работа поможет мне разобраться в том, где же проходит грань между искусством и хулиганством. И я смогу ответить на вопрос: можно ли говорить о такой профессии – художник-граффитист. Это является целью моего исследования. Для достижения поставленной цели мне необходимо решить ряд задач:

  1. выяснить, существуют ли профессиональные требования для художников-граффитистов;

  2. определить качества, которые ценятся в культуре стрит-арта и свидетельствуют об уровне профессионализма художника-граффитиста;

  3. обозначить критерии, по которым можно отделить хулиганов от настоящих художников;

  4. проанализировать примеры стрит-арта, позволяющие считать граффити искусством, а художников-граффитистов – профессиональными художниками.

Актуальность моего исследования обуславливает то обстоятельство, что простое уличное граффити теряет свое полулегальное положение и все чаще оформляется как арт-проект по благоустройству городского ландшафта.

Новизна моего исследования заключается в том, что в работе впервые представлена попытка рассмотреть самарское граффити с точки зрения их тематической направленности.

Но прежде, чем перейти к рассмотрению заявленной проблемы, давайте посмотрим, что же обозначает само слово «граффити».


Граффити: от древности до наших дней

Слово «граффити» буквально означает «царапать». Произошло это слово от итальянского «граффито», и называют им изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах или поверхностях сосудов. Граффити – это древнейший вид рисунка. Ученые-археологи находили настенные рисунки и надписи в древнегреческом городе Эфесе, в Древнем Риме и Помпеях, в странах Древнего Востока. Эти рисунки-граффити делались в святилищах, храмах. Граффити находили и в Древней Руси, например, на стенах Софийского собора в Новгороде.

В древние времена граффити наносились на стены с помощью острого предмета, иногда для этого использовали мел или уголь. Очень часто граффити использовали гончары – мастера глиняной посуды, которые после окончания работы вырезали на изделиях свою подпись.

Сейчас к граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен: от просто написанных слов до изысканных рисунков. Это очень популярный вид уличного искусства, а художники-граффитисты живут в разных странах по всему миру. Рисунки, создаваемые граффити-художниками, — часть культуры современного города и городского образа жизни. Во многих странах и городах есть свои известные художники, создающие на улицах города настоящие шедевры.





















































Глава 1. Художник-граффитист: от увлечения к профессии



    1. Почему настоящее граффити называется «стрит-арт», или

Что должен уметь художник-граффитист

Граффити часто называют стрит-артом (что означает «искусство улицы»). Появился стрит-арт в Америке в начале 20 века. Тогда первые граффитисты расписывали рисунками не стены, а вагоны товарных поездов. Потом основным местом творчества граффитистов стало метро и подземные переходы. А после этого холстом для рисования стали заборы и стены домов.

Я думаю, что настоящее граффити не случайно называют искусством. Ведь многие граффити выставляют в картинных галереях и музеях, а люди приобретают копии этих рисунков для частных коллекций за большие деньги.

Профессиональные граффити-художники говорят, что, если грамотно поставить личный знак (т.е. не просто испачкать стену, написав краской свое имя, а нарисовать хороший грамотный рисунок) в правильном месте, он будет там всегда, его не закрасят другие граффитисты.

Так что же должен уметь хороший граффитист?

Я думаю, что просто хорошо рисовать недостаточно.

Во-первых, у него должно быть художественное образование. И он должен быть знаком с классическим рисунком. Ведь настоящий художник только тот, кто создал что-то свое, оригинальное. Например, для граффитиста важно придумать свой стиль, по которому его будут все узнавать. А придумать что-то новое в искусстве можно только тогда, когда хорошо знаешь то, что было создано до тебя.

Кроме того, он должен хорошо знать историю художественного искусства, разбираться во многих стилях и направлениях. Настоящие известные граффитисты не рисуют простых рисунков. Они используют разные художественные техники, приемы многих художественных стилей.

И еще он должен знать, какие художественные материалы сейчас существуют, как ими работать, как их можно использовать и сочетать друг с другом.

Во-вторых, граффитист должен быть образованным, начитанным человеком, разбираться во многих сложных вопросах. У него должен быть широкий кругозор, он должен быть думающим. Иначе он не сможет заложить в свои рисунки сложную идею и заставить людей задуматься.

В-третьих, нужно серьезно изучать историю развития граффити, его традиции и перспективы.

Так что прежде, чем выйти на улицу с баллончиком краски, художнику-граффитисту необходимо тщательно тренироваться, многому научиться и многое узнать.



    1. Чем рисует граффитист

Сегодня граффити-художник использует очень много материалов для создания успешного рисунка. Аэрозольная краска в баллонах — самый главный и необходимый инструмент в граффити. Используя этот материал, граффитист может создать огромное количество разнообразных стилей и техник. Аэрозольная краска продается в граффити-магазинах, хозяйственных магазинах или магазинах художественных товаров, причем в настоящее время можно найти краску практически любого оттенка, у нее очень богатая палитра.

Кроме краски некоторые граффитисты используют и другие материалы, например, ткань и даже пряжу для вязания, и украшают уличное пространство с помощью разноцветных вязаных или трикотажных тканей или предметов.





    1. Что рисует граффитист

Тем для рисунков у граффитистов очень много. Но самым распространенным и простым является написание на стене имени художника (или группы художников), его личная подпись. Но нельзя просто выйти и написать краской на стене свое имя. Граффитист должен сначала придумать эту подпись, выбрать цвет или несколько цветов, форму букв, или какой-то символ. И еще он должен придумать себе специальное имя, прозвище или ник (как в интернете), под которым его будут знать в профессиональной среде. У художников-граффитистов такое имя называется – тег (от анл. «tag») Иногда теги могут содержать тонкие намеки или таинственные сообщения.

Кстати, слово тег чаще используют программисты, когда присваивают текстам в интернете ключевые слова. Так вот к программистам это слово пришло от уличных художников.

Еще одна форма граффити – «троу-ап». Когда граффитист рисует очень быстро, двумя-тремя цветами, за несколько минут создавая рисунок, то это - «троу-ап». Художнику важно нарисовать не красиво, а быстро.

Многие из нас не раз видели на заборах сложные красивые граффити-надписи. Такие надписи называются «кусок». Эти надписи являются именем художника, но в этих надписях художник использует много цветов, сложные стилизованные буквы. Создание «куска» требует большего времени и увеличивает вероятность того, что художника поймают.

Очень часто мы можем встретить и такие надписи, которые сложно даже прочитать, в них много острых углов, колючки, шипы, они нарисованы мрачными или очень контрастными цветами. Такие надписи выглядят очень агрессивно. И стиль, в котором они нарисованы, называется «дикий стиль» или «wildstyle». Художник рисует сплетения букв, острые углы. Название стилю дал характер рисунка — дикий, взрывной, непонятный, так как часто буквы настолько переплетены и введено такое множество посторонних элементов, что прочитать надпись иногда невозможно.

Но, несмотря на разнообразие возможностей, у настоящих граффитистов есть свои профессиональные правила. Они нигде не записаны, но их должен соблюдать каждый граффити-художник.

    1. «Кодекс чести» граффити-художников

1.Нельзя рисовать на памятниках и свежеокрашенных фасадах, стенах домов. Для настоящего художника-граффитиста – город, как холст, поэтому художник должен серьезно подходить к выбору места для рисунка, ведь от этого зависит, как работа получится и как она потом будет «жить».

2. Если художник рискнул нарисовать что-то свое поверх чужого рисунка, то этот рисунок должен быть значительно лучше.

3.Прежде чем «расписаться» на улице, надо тщательно готовиться, тренироваться, а новичкам – набираться опыта.

4.Нужно серьезно изучать историю граффити, его перспективы. Ведь можно нарисовать, а можно напачкать и уйти.



1.5. Знаменитые граффитисты

Миру известны имена многих выдающихся граффити-художников, как зарубежных, так и российских. Но я хочу рассказать об одном граффитисте, чьи работы я считаю очень интересными. Он – очень известный во всем мире граффити- художник, его зовут Бэнкси, и он британец. Бэнкси - человек-загадка, о нем ничего не известно – ни настоящего имени, ни точной даты рождения, ни точного домашнего адреса, никто даже не знает, как он выглядит. Его личность окружена слухами и легендами. Но его картины и фрески продаются на аукционах за огромные суммы денег, их печатают на одежде, а по Лондону экскурсоводы водят туристов и показывают им граффити Бэнкси как лондонскую достопримечательность. Бэнкси уже давно не обычный граффитчик, потому что его работы — это не только настенная живопись, но и арт-объекты, произведения искусства. Бэнкси через свои работы приглашает зрителя задуматься над вечными вопросами добра и зла, показывает ужасы любой войны, призывает к милосердию.

Свои картины Бэнкси рисует не только в Лондоне, но по всему миру, например, Нью-Йорке, Ираке, Израиле. Его граффити- картины помогли в художественном оформлении фильма «Дитя человеческое», он принял участие в Берлинском международном кинофестивале «Берлинале» со своим фильмом «Выход через сувенирную лавку» («Exit Through the Gift Shop»), пройдя инкогнито (неизвестным человеком, которого никто не узнал) на церемонию вручения премий по красной дорожке фестиваля, а в 2011 году этот фильм был номинирован на премию «Оскар».

























Глава 2. Темы и стили самарского граффити



Проблема стрит-арта в Самаре является чрезвычайно актуальной. С одной стороны, в нашем городе много случаев хулиганства, когда люди, которые считают себя художниками-граффитистами, наносят ущерб не только стенам простых зданий, но портят памятники архитектуры. Печально известен случай, произошедший 25 декабря 2012 года, когда на фасаде недавно отреставрированного особняка Курлиной появилось граффити. Вандалы процитировали на фасаде памятника архитектуры федерального значения работу Бэнкси, допустив при этом ошибки в написании английских слов. Этот рисунок сделал скандально известный в Самаре граффити-художник Уби. Подобные случаи формируют негативное отношение жителей города к стрит-арту и наносят ущерб репутации настоящих художников-граффитистов.

С другой стороны, стрит-арт становится полноценной частью современного искусства. Свидетельством этому стала выставка, прошедшая в декабре 2015 года в Самаре, в галерее «Виктория» - «Street art: консервация». Уже само название выставки указывает на стремление ее организаторов выявить в граффити некий канон, образец, представить динамичное уличное искусство в несвойственном ему пространстве музея.

На первый план выходит идея о том, что стрит-арт специализируется не на порче имущества, а на переосмыслении городского пространства. Стены домов превращаются в пространство для творчества.
В последние годы в Самаре создано много проектов, которые предполагают использование самых разных форм стрит-арта: это и традиционные граффити, выполненные вручную, трафаретные отпечатки, перформансы, инсталляции, а также сочетания всех этих направлений. И действительно, если пройтись по улицам нашего города, то можно увидеть интересные работы самарских граффити-художников.



На первый взгляд, граффити пестры и не поддаются какой-либо систематизации. Граффити Самары очень разнообразны – от простых тэгов до больших красивых картин. Однако можно найти целые арт-площадки, где представленные рисунки объединены одной темой.

Самарское граффити представлено преимущественно тегами, разнообразными надписями, выполненными в стилях «кусок», троу-ап, wild style. Встречается и так называемое живописное граффити (картины). Особым явлением самарсткого стрит-арта являются рисунки, которые должны показать все несовершенства жизни, заострить внимание людей на невидимых, но важных проблемах. Такие работы можно определить как интеллектуальный стрит-арт. Это могут быть разнообразные по стилю и технике исполнения работы, но их задача сводится к тому, чтобы показать трещины, ссадины, разрушения, «больные места» городского ландшафта, а глубже – жизни общества. Чем-то эти рисунки напоминают граффити Бэнкси. Так, на углу улиц Галактионовской и Красноармейской, месте, где идет снос старых зданий и строительство новых, появился новый необычный стрит-арт с изображением многоэтажек. Стрит-арт расположен на стене одного из немногих уцелевших здесь зданий рубежа XIX-XX веков и представляет собой фотографии самарских окон, расположенных на выщербленной, разбитой кирпичной стене. Другим примером может служить «выложенный» книгами фасад публичной библиотеки по ул. Куйбышева. Граффити – «памятник сломанной урне» - появилось на ул. Молодогвардейской на фасаде магазина «Сюрприз». Автором многих из этих работ является самарский художник-граффитист Андрей Сяйлев.

Наряду с рисунками самостоятельных уличных художников в Самаре стали появляться граффити, выполненные в рамках арт-проектов. Их задача - преобразить облик города в лучшую сторону, украсить городское пространство. Как правило, это фестивали и проекты, проводимые с разрешения городских властей.
Таким проектом является, например, фестиваль «STREET ART», регулярно проводимый в Самаре.

В рамках проекта граффити-рисунки выполняются как отдельными художниками, так и целыми студиями и посвящены одной теме. Тематикой первого фестиваля стала тема спорта. Художники расписали картинами этой тематики стену забора по ул. Ново-Садовая от ТЦ «Захар» до пересечения с ул. Николая Панова. В 2015 году к 70-летию Победы в рамках фестиваля «STREET ART» граффити-художники расписали ту же самую стену картинами военной тематики. Другой площадкой, где граффити-рисунки были выполнены в тематике военных лет, стал забор на пересечении улиц Московское шоссе и проспект Кирова. Другой интересный проект «Маленький Париж» реализовала в Самаре "Самара Граффити Студия" (СГС) -  на стенах домов старой Самары (по адресу ул. Некрасовская, 63 / ул. Галактионовская, 46) они нарисовали парижскую улицу. Двое граффити-художников 4 дня трудились над видами Парижа в Самаре. Еще одно тематическое направление граффити-рисунков в рамках арт-проектов – это граффити для детей. Так, длинный забор, которым обнесен детский дом на ул. Осипенко, самарские художники-граффитисты расписали героями отечественных сказок и мультфильмов. Результаты проведенного мной исследования можно наглядно представить в виде схемы.







Самарское граффити

Виды самарских граффити-рисунков и их процентное соотношение




Стихийно создаваемые граффити

80%

Организованные

арт-проекты

20%











Стихийно создаваемые граффити-рисунки

темы и стили





Живописные граффити-рисунки

35%

Интеллектуальный стрит-арт (граффити-рисунки, перформансы, инсталяции)

15%

Тэги

(надписи, выполненные в разных стилях: «кусок», троу-ап, wild style)

50%

















Глава 3. Арт-проект «Виртуальное детство»

Если бы мне предложили участие в городском граффити-фестивале, то я бы выступила со своим арт-проектом «Виртуальное детство».

Идея моего проекта заключается в том, чтобы графически изобразить то, чего лишается наше поколение, уходя в виртуальный мир различных гаджетов.

Цель проекта – это попытка еще раз обратить внимание людей на проблему зависимости современных детей от различных гаджетов: телефонов, планшетов, игровых приставок, компьютеров. Не секрет, что мои сверстники много времени проводят в виртуальном мире, играя, общаясь, слушая музыку. Я опросила своих сверстников (учащихся Детской картинной галереи) – всего 12 человек. Все они признались, что много раз слышали от взрослых о вреде, который наносит длительное взаимодействие с гаджетами (например, ухудшение зрения). Но привычка «сидеть» в телефоне настолько сильна, что примерно раз в 5 минут каждый из них включает телефон и загружает различные приложения. А один человек заметил за собой интернет-зависимость: даже когда телефон не имеет выхода в интернет, он все равно автоматически его загружает.

Место размещения граффити – бетонная стена, забор.

Кому адресован арт-проект: все жители города, но особенно – подростки моего возраста.

Композиция рисунка: серия рисунков, состоящая из трех картин.

Идею моего проекта я реализовала в трех эскизах, по которым можно нарисовать граффити-рисунок на настоящей поверхности.









Заключение

Да, быть художником-граффитистом – очень трудоемкое, а иногда и опасное занятие. Но именно это многих и привлекает. Для кого-то это простое увлечение, хобби, которое помогает им найти свою дорогу в жизни. Так случилось с многими известными граффитистами. Например, американский художник Стэш сначала рисовал на поездах, потом его работы выставлялись в галереях, а затем он стал дизайнером одежды для таких мировых брэндов как Nike и Lacoste. В итоге художник выступил как самостоятельный дизайнер и создал собственную марку уличной одежды.

Но для некоторых стрит-арт по-настоящему становится профессией, делом всей жизни. Такие художники достигают со временем высокого уровня мастерства, становятся настоящими профессионалами. У них даже появляются ученики и последователи. Я думаю, что к деятельности таких художников вполне применимо слово профессия.















Список использованной литературы и источников

1. Основная литература.

1.Демпси Э. Стили, школы, направления. Путеводитель по современному искусству. М., 2008. 304с.

2.Мелик-Пашаев А.А. Словарь-справочник по современному искусству. М., 1999. 813с.

3.Современный толковый словарь русского языка. Под ред. С.А.Кузнецова. М., 2001. 960с.

2. Интернет –ресурсы.

1.http://www.buro247.ru/culture/collections/5-kultovykh-graffiti-khudozhnikov.html (дата обращения: 17.01.2016).

2. http://relaxic.net/banksy-big-collection/ (дата обращения: 17.01.2016).

3. https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 17.01.2016).

4. http://www.samara.kp.ru/photo/47951/857327/ (дата обращения: 17.01.2016).

5. http://samara.vsedomarossii.ru/album/16/ (дата обращения: 17.01.2016).

6.https://inews.kz/news/2012/06/20/6463755festival_graffiti_street_art_startuet_v.html/ (дата обращения: 11.04.2016).

7. http://www.samru.ru/society/novosti_samara/62857.html / (дата обращения: 11.04.2016).

8. http://drugoigorod.ru/street-art13-05/ (дата обращения: 11.04.2016).

9. http://sgpress.ru/Kul_tura_Samary/Street-art-pokazali-v-Samare73529.html / (дата обращения: 11.04.2016).

10. https://bigvill.ru/city/4825-gid-novyj-strit-art-samary/ (дата обращения: 11. 04.2016).

11. https://artsamara.wordpress.com/tag/граффити/ (дата обращения: 11.04.2016).

12. http://drugoigorod.ru/syailev_arts/ (дата обращения: 11.04.2016).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Художник-граффитист – профессия, увлечение или хулиганство

Автор: Бородина Полина Владимировна

Дата: 29.11.2016

Номер свидетельства: 363796


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства