Художественная литература как средство гражданско-патриотического воспитания младших школьников
Художественная литература как средство гражданско-патриотического воспитания младших школьников
Статья о решении проблемы патриотического воспитания обучающихся. Важнейшее место занимает чтение художественной литературы. Именно чтение призвано воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров. Значимость изучения системы патриотического воспитания заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Художественная литература как средство гражданско-патриотического воспитания младших школьников »
Тухфатуллина Елена Алексеевна
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №21»
г.Альметьевска Республики Татарстан
Художественная литература как средство патриотического воспитания младших школьников
Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается оно не с абстрактного выражения «мы любим нашу страну», а со знаний, с отношения, которое формируется у детей всюду: в школе, в семье, на улице, на народных праздниках.
Патриотическое воспитание учащихся является одной из основных задач школьного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Поэтому нашей задачей является воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к традициям нашего народа; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на уроках, в играх, в труде, в быту.
Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место среди них, на мой взгляд, занимает чтение художественной литературы. Именно чтение призвано воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров, ведь у учителя всегда в руках книги, которые помогают воспитывать истинного человека, человека духовного.
Ежедневно читая детям вслух различные художественные произведения, я определила для себя, что это имеет большое значение в воспитании у детей многих нравственных качеств. Используя различные формы занятий в неформальной обстановке приучаю детей к естественности художественного слова, его повседневности. Стихи С.Михалкова, С.Васильева, А.Твардовского, А.Барто о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину, являются высокохудожественными средствами воспитания. Дети, сопереживая персонажам А.Гайдара, Л.Кассиля, А.Митяева, впервые осознают жестокость и беспощадность войны, негодуют против фашизма.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Восхищение и удивление вызывают у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, учёные, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить своё мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству.
В.А.Сухомлинский писал: «Путь к вершине долга, долга перед обществом, Отечеством учитель видит в том, чтобы с первых шагов своей сознательной жизни ребёнок прикасался сердцем к человеческим судьбам. Чтобы чужие судьбы входили в его сердце, стали глубоко личным делом, чтобы через человеческие судьбы прошёл путь к познанию высших интересов». Следовательно, только с помощью изучения художественной литературы мы можем воспитать истинного патриота своей Родины.
Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Список литературы
Касимова Т.А. Патриотическое воспитание младших школьников: Методическое пособие/ Т.А.Касимова, Д.Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
Рожков С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе/ С.Рожков// Пед.вестник.-2003.-№12 – С.7