Данное занятие является одним из занятий цикла "Азбука здоровья" и расчитано оно для учащихся 1-4 классов. Каждое занятие - это не урок "заучивания", а урок здравотворчества, на котором не только сообщаются научные факты или официальные статистические данные, но и используются различные формы народной мудрости (пословицы, поговорки,загадки).афоризмы известных людей).Кроме теоретических понятий и ряда практических умения дети развивают устную речь, усваивают естесственнонаучные понятия, формируют представление о человеке, как о части Вселенной, осознают приоритет здорового образа жизни.Это занятие направлено на форирофание у учащихся культуры отношения к своему здоровью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Хлеб-всему голова" »
Тема занятия:«Хлеб – всему голова»
Цели: воспитывать бережное отношение к хлебу, развивать познавательную активность учащихся, познакомить с историей появления хлебобулочных изделий, с их разновидностями.
Оборудование: «Где родится каравай», Б. Алмазов «Наш хлеб», слайды
Ход занятия
Учитель: Ребята, послушайте отрывок из поэмы Розы Паранук «Золотой колос»
Нас всех объединяет слово «хлеб»,
Не знаю выше, благородней слова.
Он жизни смысл, всему основа,
Он – праздник наш и наш успех.
И если есть на свете божество,
То это он. Ему слагаю оду.
Рожденье хлеба – это торжество
Моей деревни, Родины, народа.
Есть хлеб – есть стол,
Есть праздничный наряд.
И день наш полноценней, полновесней.
Не зря у нас в народе говорят:
Коль будет хлеб, так, значит, будет песня.
-Вы догадались, о чём мы будем говорить на нашем занятии?
-Правильно. Речь пойдёт о хлебе. Это самый основной продукт питания, который в первую очередь ставится на стол. О хлебе существует много пословиц. Вспомните, какие вы знаете?
Хлебушка калачу дедушка.
Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Не будет хлеба, не будет и обеда.
Палата бела, а без хлеба в ней беда.
Кто голоден, тот и холоден. Хлеб греет не шуба.
Не шуба греет, а хлеб.
-А когда же появился хлеб? Давайте слово дадим нашим историкам, которые подробно ответят на этот вопрос.
Историк 1 Самый древний хлеб, дошедший до наших дней, - лепёшки из гробницы фараона Рамзеса III.Ими снабдили жрецы умершего фараона, снаряжая его в загробный мир, несколько тысяч лет назад. Не случайно эта находка сделана исследователями культуры Древнего Египта. «Отец истории» Геродот полагал, что египтяне изобрели хлеб приблизительно за четыре тысячи лет до нашей эры. Он, попав в Египет, писал: «Все люди боятся, чтобы пища не загнила, а египтяне замешивают тесто так, чтобы оно подвергалось гниению». Эта фраза свидетельствует о том, что египтяне первыми применили дрожжи для хлебопечения и что в Древней Греции пекли пресный бездрожжевой хлеб. Он в Древнем Египте считался величайшей ценностью. Его обожествляли, ему поклонялись. Не случайно в египетской письменности солнце, золото и хлеб изображались одним знаком – кружком с точкой посредине. На фреске, дошедшей до наших дней, изображена пахота в Древнем Египте.
(Демонстрация слайда)
Историк 2 Хлебом, который ел человек, определялось его социальное положение. В Греции для участников Олимпийских игр выпекали хлеб особый – белый. Знаменитый философ Платон поразился, отведав его: «Хлеб, который был подан, обладает необычайной белизной и поразительно хорошим вкусом». Такой хлеб являлся большой редкостью. Спартанцы ели особый чёрный хлеб с примесью крови животных, прихлёбывая из мисок чёрную похлёбку из свинины и бобов. Рабы тоже ели чёрный хлеб, но их хлеб был не таким как у спартанцев.
Хлеб был чёрен от примесей лебеды, жмыхов и прочих плохо перевариваемых продуктов.
Учитель: А вы знаете, что в Риме стоит массивный, тринадцатиметровый монумент, воздвигнутый примерно в 30 году до новой эры. Надпись на нём гласит: «Это – памятник Марку Вергилию Эврисаку, пекарю, предпринимателю. А кто такой пекарь?
Пекари, выпекавшие хлеб для общественного питания, всячески поощрялись. Они не платили налогов, освобождались от воинской службы и прочих повинностей. Раб-пекарь стоил в несколько раз дороже раба-крестьянина или мастерового.
Давайте пригласим к нам пекаря, который расскажет нам о видах хлебобулочных изделий.
Пекарь: Что за сказочный персонаж представлен на слайде?
Слово «Колобок» произошло от древнеславянского корня «коло», что значит круглый. В Псковской и Новгородской областях его до сих пор умеют выпекать, правда, не из последышков, которые «бабушка по амбару помела, по сусекам поскребла», а из хорошей ржаной муки, Бывает колобок деревенский, бывает медовый фабричный.
А кто не слышал выражение «тёртый калач». Так говорят про человека, много повидавшего и хватившего «горячего до слёз». Оказывается, что «тёртый калачик» - название особо приготавливаемого калача, который долго не черствел.
Калач, колобок, а какие ещё хлебобулочные изделия существуют? Давайте поиграем в игру.
Учитель: Ребята, а вы знаете, чтовсе хлебобулочные изделия очень полезны для здоровья. Об этом вам расскажет доктор.
Доктор: Основное значение хлебобулочных изделий – снабжение организма энергией. В питании большинства народов хлеб в количественном отношении занимает первое место. При употреблении хлеба, содержащиеся в нём растительные белки, удовлетворяют общую потребность человека в белках примерно на треть. В ассортименте хлебобулочных изделий есть диетические сорта. Например, белый с отрубями, горчичный, ржаной.
(Просмотр слайдов)
Учитель: А как вы думаете, едят ли хлеб космонавты? Откуда они его берут?
Фантасты в своих повестях «кормят» космонавтов таблетками «энергии», синтетическими продуктами. Может так и будет в далёком будущем, но пока космонавты едят хлеб. Причём, их «космический» хлеб отличается от «земного». Чем?, спросите вы. Прежде всего своим размером. Одна буханочка размером со спичечный коробок и весом около 5 граммов. Почему такой вес? Чтобы не резать хлеб в невесомости. Буханочка на один укус. Пекут хлеб для космонавтов в специальных печах, формах, похожих на соты. Буханочки пакуют в полиэтиленовые пакеты, и отправляют в путешествие. Они хранятся значительно долго и не черствеют.
(Демонстрируется слайд)
Подведение итогов: Что нового вы узнали о хлебе? Чем он полезен? Существует ли колобок на самом деле?
Домашнее задание: Посмотрите на слайд. Это картина И.Репина «Лев Толстой на пашне».Подготовьте ответ на вопрос: какое орудие труда изображено на картине? Для чего его используют?