Просмотр содержимого документа
«Картотека по реализации АМО с применением ПДД»
Картотека по реализации АМО с применением ПДД
Автор-составитель: Прудко К.С.
Студентка Ш-42 группы
1 этап - начальный.
Основная цель этапа − создание благоприятной эмоциональной атмосферы, позитивного настроения, установление контакта.
Игра «Приветствие»
Описание. Участники здороваются друг с другом за руку и называют, например, по одному знаку дорожного движения (рукопожатие – это символический жест открытости и доброй воли; немаловажно, что при этом происходит контакт глазами – он способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки).
2 этап - введение в тему занятия.
Основная цель этапа − создание условий для успешного и комфортного вхождения детей в тему занятия для проявления интереса, удивления, формирование ожиданий школьников (планирование эффектов занятия).
Игра «Бег ассоциаций».
Описание. Педагог называет слово (или дает карточку с написанным на ней словом), ребенок должен назвать слова-ассоциации с этим словом, которые у него возникли, например, дорога − крутая, песчаная, жизненная и т.д. Каждый участник называет слова-ассоциации по цепочке в быстром темпе (способствует развитию образного мышления, памяти, воображения и др.).
В процессе игры уместно использовать слова: автомобиль, пешеход, улица, двор, дети, тротуар, опасность, жизнь и др.
3 этап - презентация материала по ПДД.
Основная цель этапа - ознакомление с материалом темы, создание условий для развития психических познавательных процессов (памяти, мышления, внимания и др.), личностных качеств учащихся (дисциплинированности, настойчивости, коммуникабельности и т.д.).
Метод «Ажурная пила» (использование этого метода заменяет объяснение нового материала).
Описание. Педагог организует совместную работу по овладению материалом занятия, формирует команды учащихся, каждая из которых получает только часть информации, необходимой для выполнения единой учебной задачи. Школьники по очереди знакомят друг друга с имеющейся у них информацией, учат понимать ее, каждый нуждается во всех остальных.
Этапы работы:
1. Деление нового материала на части. Например, тема «Дорожные знаки» может быть разбита на фрагменты:
- предупреждающие знаки;
- знаки приоритета;
- запрещающие знаки;
- предписывающие знаки.
Количество фрагментов зависит от сложности материала, числа детей в группе, их возрастных и индивидуальных особенностей (для старшеклассников количество фрагментов может доходить до восьми и более).
2. Деление учащихся на группы (групп столько, сколько частей материала), где:
- каждый участник получает одну из частей материала и становится экспертом по данному вопросу. Например, один ребенок из группы, изучающей предупреждающие знаки (группа 1), отбирает те, которые встречаются по маршруту «дом − школа», изучает их характеристики, спрашивает у других детей, с какими знаками они сталкиваются по пути в школу и обратно. Другой ребенок ищет ответ на вопрос: зачем нужны предупреждающие знаки и какая опасность грозит тому, кто не заметит такой знак? Третий − определяет отличительные признаки предупреждающих знаков и т.д.);
- каждый член группы находит материал по своей части и самостоятельно изучает его в течение 10 мин.;
3. Работа в экспертной группе или «встреча экспертов» (эксперты, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, собираются в тематические группы для обмена информацией и обсуждения того, как этот материал можно преподнести другим: конспект, выводы, план ответа и др.) - 15 мин.
4. Освещение вопросов в своей группе (дети собираются в первоначальные группы и в необходимом порядке преподносят друг другу то, что изучили самостоятельно и в экспертной группе) – 15 мин.
5. Контрольный опрос педагог проводит, чтобы выяснить, как усвоен материал отдельными членами группы и группой в целом – 5-10 мин.
Преимущества метода:
- учащиеся работают вместе и лучше усваивают весь материал за короткое время;
- такая форма организации занятия заменяет объяснение нового материала педагогом;
- развиваются нравственные, волевые, коммуникативные личностные качества (взаимовыручка, взаимопомощь, общительность, настойчивость, вежливость и т.д.);
- субъект-субъектные отношения в педагогическом процессе по линии: «педагог − учащиеся», «ученик − ученик».
3 этап - презентация материала по ПДД.
Основная цель этапа - ознакомление с материалом темы, создание условий для развития психических познавательных процессов (памяти, мышления, внимания и др.), личностных качеств учащихся (дисциплинированности, настойчивости, коммуникабельности и т.д.).
Метод «фишбоун», или «рыбья кость», заключается в том, что изучаемая проблема трансформируется в схему – «рыбий скелет».
причины
факты
Схема скелета:
• Голова – проблема.
• Верхние косточки – причины.
• Нижние косточки – факты.
• Хвост – вывод.
В «голове» скелета основной вопрос, который подлежит рассмотрению, например «Причины несчастных случаев и аварий на дорогах». На нижних косточках располагаются факты (результаты собственных наблюдений, статистика). На верхних − отмечаются причины данных фактов (учащиеся дают объяснение, почему происходят ДТП, почему получают травмы дети на дороге, с чем это связано и др.). Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Таким образом, работа строится в следующей последовательности: проблема, выделение фактов, указание причин, вывод.
Формы организации работы с «фишбоун».
1. Индивидуальная работа. Все учащиеся на занятии прорабатывают одну проблему. В этом случае составление схемы происходят индивидуально. На этапе рефлексии возможны обмен мнениями, добавления в составленную схему, суммирование информации в единую схему, представленную на доске.
2. Парная или групповая работа. Возможно использование одной или нескольких проблем по одной теме, например по теме «Причины несчастных случаев и аварий на дорогах». Можно проработать проблемы: ДТП из-за нарушений Правил дорожного движения водителями, пешеходами, ДТП из-за плохих погодных условий (скользкая дорога, снег, плохая видимость) и др.
В этом случае возможны следующие варианты:
а) каждая из групп получает свою проблему, анализ ее происходит индивидуально, составление схемы − в группах (на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних косточек); затем происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется общая схема «фишбоун»;
б) каждому учащемуся внутри группы определяется своя проблема, ее анализ происходит индивидуально; затем в группе участники обмениваются информацией, на основе которой и составляется общая схема «фишбоун»; группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга.
Использование рассмотренного метода позволяет прорабатывать самые разные проблемы безопасности дорожного движения. При выборе проблем для анализа необходимо ориентироваться на имеющиеся знания, субъективный опыт учащихся, групповые процессы в коллективе, их возрастные и психологические особенности.
4 этап - подведения итогов занятия (рефлексия).
Основная цель этапа − приучить учащихся к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению дорожных ситуаций, проблем, жизни, способствовать развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.
Метод «Синквейн»
Правила написания синквейна:
- первая строка − тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором идет речь;
- вторая строка − два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта;
- третья строка − образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта;
- четвертая строка − фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
- пятая строка − одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке − два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Прием синквейна может быть использован не только в конце занятия, но и как самостоятельный метод:
- для анализа неполного синквейна с целью определения отсутствующей части (например, дан синквейн без первой строки, необходимо на основе существующих определить тему);
- для составления рассказов: по готовому синквейну, с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна; для коррекции и совершенствования готового синквейна;
- для описания сюжетных картин на дорожную тематику и др.