Просмотр содержимого документа
«Картотека методик диагностики уровня воспитания школьников»
К артотека методик диагностики уровня воспитания школьников
Методика № 1 «Мои желания»
Цель: определение основной направленности ценностных ориентаций у детей.
Детям необходимо выбрать одно желание из четырех. Выбор нужно назвать или подчеркнуть.
Стать самым сильным
Стать самым красивым
Получить игрушку (вещь), о которой мечтаешь
Хочу, чтобы меня все любили
М етодика № 2 «С кем бы ты хотел дружить»
Цель: определение основной направленности ценностных ориентаций детей.
С кем бы ты хотел дружить? Подчеркни ответ:
С самым умным
С самым добрым
С самым сильным
С самым веселым
Методика № 3 «Твой друг»
Цель: выявить представление детей о настоящем друге
К акой должен быть твой друг? Подчеркни качества, которые ты хотел бы видеть у своего друга.
Вежливый
Драчун
Жадный
Злой
Веселый
Добрый
Смелый
Трусливый
Честный
Методика № 4 «Моя самая большая мечта»
Цель: выяснить ценностные предпочтения детей
Подчеркни вариант своей мечты:
Построить много домов,
чтобы у всех людей было жилье;
Быть самым умным;
Чтобы меня все любили;
Иметь много денег, чтобы покупать всё, что хочу;
Стать так же знаменитым, как все артисты и певцы;
Методика № 5 «Цветик - Семицветик»
Цель: выяснить представление детей о вежливых словах
На рисунке изображена ромашка со множеством лепестков. Ребенку предлагается написать в них все вежливые слова, какие он знает, и часто употребляй.
Методика № 6 «Волшебник»
Цель: выявить ценностные ориентиры личности ребенка
Т ы стал на 1 час волшебником. Выбери три желания, которые бы ты исполнил:
Превратить себя в самого умного и красивого
Вылечить всех больных людей и животных
Сделать так, чтобы тебя все любили
Подарить много подарков друзьям и одноклассникам
Отомстить всем, кто тебя когда – то обидел
Методика № 7 «Положительные и отрицательные качества»
Цель: выяснить представления детей о положительных и отрицательных качествах
П оставь «+» около слов, обозначающих хорошие качества, и «-» около слов, обозначающих плохие качества.
Вежливость
Аккуратность
Трусость
Жадность
Честность
Храбрость
Доброжелательность
Грубость
Неряшливость
Драчливость
Бережливость
Дисциплинированность
Заботливость
Недобросовестность
Ответственность
Жестокость
Равнодушие
Небрежность
Методика № 8 «Желание для Деда Мороза»
Цель: выявить потребности, желание и нравственные ориентиры детей
Детям предлагается написать, какие желания, очень важные для каждого из них, они хотели бы попросить выполнить Деда Мороза.
Методика № 9 «Сказка о котятах»
Детям зачитывается начало сказки:
«В одном домике жила семья кошек: мама – кошка, папа – кот, двое котят: старший брат – серенький, а младший – беленький. Однажды папа – кот пошел на охоту, мышей ловить, мама – кошка отправилась на базар за молоком. Перед уходом она сказала старшему, что младший заболел»
Задание: придумайте продолжение истории
Обработка результатов: Дети могут предложить 3 типа действий героев. Выбор ребенка характеризует степень его внимания к окружающим, особенно к тем, кто нуждается в помощи.
Активная позиция: забота, помощь. Старший брат поставил градусник, дал лекарство, уложил в постель;
Полное отсутствие сочувствия и помощи больному: старший брат ушел из дома, ушел гулять с друзьями;
Нейтральное (равнодушное) отношение к больному: старший брат стал играть в мяч в другой комнате, сел читать книжку;
Методика № 10 «Фильм»
Ц ель: определить ценностные ориентации детей
Детям предлагается представить, что они снимают фильм. О чем он будет?
Выбрать 3 темы из названных:
О твоем классе
О войне, военных
О врачах, которые помогают людям
Сказка о шапке – невидимке
О твоих друзьях
О сильных, злых героях
О злом волшебнике
О храбрых людях
Обработка результатов: Характер потребностей:
Для себя лично/Для близких, семьи/Для друзей/Для всех людей
Качества:
Качества, ценимые в людях
Положительные
Отрицательные
Методика № 11 «Методика М. И. Шиловой»
Д иагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
Отношение к обществу, патриотизм
Отношение к умственному труду
Отношение к физическому труду
Отношение к людям
(проявление нравственных качеств личности)
Саморегуляция личности (самодисциплина)
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:
Невоспитанность (от 0 до 10 баллов)характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Н изкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована
В ысокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
М етодика № 12 «Диагностика этики поведения»
Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо". Текст:
Когда я вижу, что кто-то из ребят попал в беду, то я…
Если кто-то надо мной смеется, то я…
Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
Когда меня постоянно перебивают, то я…
Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Интерпретация: Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика № 13 «Диагностика отношения к жизненным ценностям»
И нструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список учитель заранее выписывает на доске.
Ход проведения: Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Ели Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «-». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».
Вопросы
1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего решения?
2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5.Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из –за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в классе?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать сое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка полученных результатов: Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне коммуникативных способностей воспитанника: