kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека методик диагностики уровня воспитания школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека методик диагностики уровня воспитания школьников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека методик диагностики уровня воспитания школьников»


К артотека методик диагностики уровня воспитания школьников

Методика № 1 «Мои желания»

Цель: определение основной направленности ценностных ориентаций у детей.

Детям необходимо выбрать одно желание из четырех. Выбор нужно назвать или подчеркнуть.

  1. Стать самым сильным

  2. Стать самым красивым

  3. Получить игрушку (вещь), о которой мечтаешь

  4. Хочу, чтобы меня все любили



М етодика № 2 «С кем бы ты хотел дружить»

Цель: определение основной направленности ценностных ориентаций детей.

С кем бы ты хотел дружить? Подчеркни ответ:

  1. С самым умным

  2. С самым добрым

  3. С самым сильным

  4. С самым веселым



Методика № 3 «Твой друг»

Цель: выявить представление детей о настоящем друге

К акой должен быть твой друг? Подчеркни качества, которые ты хотел бы видеть у своего друга.

  • Вежливый

  • Драчун

  • Жадный

  • Злой

  • Веселый

  • Добрый

  • Смелый

  • Трусливый

  • Честный

Методика № 4 «Моя самая большая мечта»


Цель: выяснить ценностные предпочтения детей

Подчеркни вариант своей мечты:

  1. Построить много домов,

чтобы у всех людей было жилье;

  1. Быть самым умным;

  2. Чтобы меня все любили;

  3. Иметь много денег, чтобы покупать всё, что хочу;

  4. Стать так же знаменитым, как все артисты и певцы;





Методика № 5 «Цветик - Семицветик»

Цель: выяснить представление детей о вежливых словах

На рисунке изображена ромашка со множеством лепестков. Ребенку предлагается написать в них все вежливые слова, какие он знает, и часто употребляй.

Методика № 6 «Волшебник»

Цель: выявить ценностные ориентиры личности ребенка

Т ы стал на 1 час волшебником. Выбери три желания, которые бы ты исполнил:

  • Превратить себя в самого умного и красивого

  • Вылечить всех больных людей и животных

  • Сделать так, чтобы тебя все любили

  • Подарить много подарков друзьям и одноклассникам

  • Отомстить всем, кто тебя когда – то обидел


Методика № 7 «Положительные и отрицательные качества»

Цель: выяснить представления детей о положительных и отрицательных качествах

П оставь «+» около слов, обозначающих хорошие качества, и «-» около слов, обозначающих плохие качества.

Вежливость

Аккуратность

Трусость

Жадность

Честность

Храбрость

Доброжелательность

Грубость

Неряшливость

Драчливость


Бережливость

Дисциплинированность

Заботливость

Недобросовестность

Ответственность

Жестокость

Равнодушие

Небрежность







Методика № 8 «Желание для Деда Мороза»


Цель: выявить потребности, желание и нравственные ориентиры детей


Детям предлагается написать, какие желания, очень важные для каждого из них, они хотели бы попросить выполнить Деда Мороза.



Методика № 9 «Сказка о котятах»

Детям зачитывается начало сказки:

«В одном домике жила семья кошек: мама – кошка, папа – кот, двое котят: старший брат – серенький, а младший – беленький. Однажды папа – кот пошел на охоту, мышей ловить, мама – кошка отправилась на базар за молоком. Перед уходом она сказала старшему, что младший заболел»

Задание: придумайте продолжение истории

Обработка результатов: Дети могут предложить 3 типа действий героев. Выбор ребенка характеризует степень его внимания к окружающим, особенно к тем, кто нуждается в помощи.

  1. Активная позиция: забота, помощь. Старший брат поставил градусник, дал лекарство, уложил в постель;

  2. Полное отсутствие сочувствия и помощи больному: старший брат ушел из дома, ушел гулять с друзьями;

  3. Нейтральное (равнодушное) отношение к больному: старший брат стал играть в мяч в другой комнате, сел читать книжку;


Методика № 10 «Фильм»

Ц ель: определить ценностные ориентации детей

Детям предлагается представить, что они снимают фильм. О чем он будет?

Выбрать 3 темы из названных:

  • О твоем классе

  • О войне, военных

  • О врачах, которые помогают людям

  • Сказка о шапке – невидимке

  • О твоих друзьях

  • О сильных, злых героях

  • О злом волшебнике

  • О храбрых людях


Обработка результатов: Характер потребностей:

Для себя лично/Для близких, семьи/Для друзей/Для всех людей

Качества:

Качества, ценимые в людях

Положительные

Отрицательные

Методика № 11 «Методика М. И. Шиловой»

Д иагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

  • Отношение к обществу, патриотизм

  • Отношение к умственному труду

  • Отношение к физическому труду

  • Отношение к людям

(проявление нравственных качеств личности)

  • Саморегуляция личности (самодисциплина)


По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).  Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень  нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:

Невоспитанность (от 0 до 10 баллов)характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется  под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации  и саморегуляции.

Н изкий уровень воспитанности  (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована

В ысокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

М етодика № 12 «Диагностика этики поведения»

Инструкция: 
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо". 
Текст: 

  1. Когда я вижу, что кто-то из ребят попал в беду, то я… 

  2. Если кто-то надо мной смеется, то я… 

  3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я… 

  4. Когда меня постоянно перебивают, то я… 

  5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я… 

Интерпретация: 
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие 
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии 
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция 
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости 
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания. 


Методика № 13 «Диагностика отношения к жизненным ценностям»

И нструкция: 
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список учитель заранее выписывает на доске. 

Список желаний: 

  1. Быть человеком, которого любят 

  2. Иметь много денег 

  3. Иметь самый современный компьютер 

  4. Иметь верного друга 

  5. Мне важно здоровье родителей 

  6. Иметь возможность многими командовать 

  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться 

  8. Иметь доброе сердце 

  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям 

  10. Иметь то, чего у других никогда не будет 


Интерпретация: 

  • Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10. 

  • Пять положительных ответов - высокий уровень. 

  • 4-е, 3-и - средний уровень. 

  • 2-а - ниже среднего уровня. 

  • 0-1 - низкий уровень. 




Методика № 14 «Диагностика нравственной мотивации»

Инструкция: 
"Я прочитаю вам четыре вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один" 

Вопросы: 

  • Если кто-то плачет, то я. 

  • Пытаюсь ему помочь. 

  • Думаю о том, что могло произойти. 

  • Не обращаю внимания. 

  • Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры…

  • Я скажу ему, чтобы он не приставал. 

  • Отвечу, что не могу ему помочь. 

  • Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру. 

  • Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть. 

  • Е сли кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру…

  • Я не обращу внимания. 

  • Скажу, что он размазня. 

  • Объясню, что нет ничего страшного. 

  • Скажу, что надо лучше научиться этой игре. 

  • Ваш одноклассник на вас обиделся вы: 

  • Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации. 

  • Обижусь в ответ. 

  • Докажу ему, что он не прав. 


Обработка результатов: 
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а. 
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 

  • 4 бала - высокий уровень 

  • 2, 3 бала - средний уровень 

  • 0, 1 бал - низкий уровень 

Методика № 15

«Методика выявления коммуникативных склонностей воспитанников»


Цельвыявление коммуникативной развитости воспитанника

Ход проведенияУчащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Ели Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «-». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».

Вопросы

1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего решения?

2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?

5.Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из –за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?

15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в классе?

16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать сое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18. Часто ли Вы опаздываете на встречи, свидания?

19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка полученных результатов: Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне коммуникативных способностей воспитанника:


Низкий уровень –0,1 –0,45

Ниже среднего –0,46 –0,55

Средний уровень –0,56 –0, 65

Выше среднего –0,66 –0, 75

Высокий уровень –0,76 –1




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека методик диагностики уровня воспитания школьников

Автор: Торшина Ольга Александровна

Дата: 23.11.2021

Номер свидетельства: 592390


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства