Народный праздник - это комплекс обрядовых действий, которые отражают культуру, сознание и историю народа. И сейчас именно благодаря празднично-обрядово деятельности мы узнаем о традициях наших предков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Календарный праздник "Семенов день"»
Календарный праздник «Семенов день»
Фольклор – это народное творчество, зародившееся в глубокой древности, это источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной музыки, поэзии, танца. Формирование устойчивого интереса к русским народным традициям и обрядам в большой степени формируют любовь к родному краю.
Народный праздник – это комплекс обрядовых действий, которые отражают культуру, сознание и историю народа. И сейчас именно благодаря празднично-обрядовой деятельности мы узнаем о традициях наших предков. Хотя многие обряды и обычаи забыты, основные из них все же существуют, пусть в немного измененной форме.
Осенины – это удивительная пора. По народному поверью осень начинается с Бабьего лета. В эти дни обычно стоят почти летние дни, только все больше становится желтых и красных листьев, да паутина как серебряные нити оплетает ветки деревьев и кустарников, а птицы суетливо собираются улетать в теплые края. После окончания Бабьего лета начинается сразу предзимье, а потом первозимье – это последняя неделя ноября. По старому русскому календарю осень начинается со старого Бабьего лета (14 сентября).
Летние полевые работы завершались, начинались дела следующего года. Считалось, что к этому дню надо завершить уборку хлеба, посев озимых. Поля в этот день «опахивали» по краям, чтобы оградить от нечисти. Заканчивали засолку последних огурцов. Приходило время встречать осень. При этом праздновали Осенины всем миром.
14 сентября по церковному календарю значится как Семенов день, но также имеет названия: Семин день, Симеон Столпник, Семен-лето-проводец. По преданию святой Симеон пас овец своего отца. Потом ушел в монастырь, гдестал послушником, а в восемнадцать лет – иноком. Симеон прославился своим аскетическим образом жизни, направленным на служение Богу, его почитали как мудрого духовногонаставника. До 1700 года день памяти преподобного Симеона (1 сентября) совпадал с окончанием старого года и началом нового.
Этот день отмечался особенно пышно, празднично. Люди ходили друг к другу в гости и не расходились до утра. Эти вечера часто носили семейный
характер. Встречать Новый год было принято у старшего в роду. В Москве начиналось новолетие с полночным ударом вестовой пушки в Кремле и колокольного звона на колокольне Ивана Великого, одновременно открывались городские ворота. Утром все шли к заутрене.
Особое место занимал Симеон день («Семен лето провожает») у сельского населения, которое в этот день начинало обряд Осенины – встречи осени. В народе сохранилась поговорка: «Как не хвались баба Бабьем летом, а все глядит Осенина-матушка: на дворе сентябрь – в сентябре одна ягода, да и та горькая рябина». В этот день следили за погодой, так как по ней определялось состояние погоды на весь осенний период: «Если на Семин день теплая погода, то вся зима будет теплой», «Сухая осень, коли на Семин день сухо», «Если гуси улетели на Семин день, жди ранней зимы».
С этого дня молодёжь собиралась на посиделки, чтобы поговорить, поработать вместе, а заодно приглядеть себе пару. Посиделки («супрядки», «бесёды») длились до поздней ночи, при свете лучин или свечей. При этом было принято накануне погасить, а на утренней заре зажечь новый огонь.
Начинали праздновать свадьбы, переселялись в новые дома, осуществляли посвящение мальчиков в отроки, проводя обряд «подстрига»: волосы, которые остригали, отдавали матери, она прятала их в ладанку, и хранили их в семье до самой смерти. Все стремились в этот день совершить
доброе дело, быть милосердными. Как говорили в Москве, ни один нищий не оставался без подаяния, а заключенный – без подарка.
С Симеон днем связано несколько поверий. Люди считали, что в этот день рыба-угорь выходит из воды и гуляет по росе на три версты от реки. Таким путем рыба снимает с себя все болезни, передавая их человеку. Поэтому не разрешалось ходить на берег, пока не спадет роса. Еще бытовало и такое поверье: в Симеон день черт меряет воробьев меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить. Для этого все воробьи собирались у него, и их нельзя было увидеть. Существовало поверье и о том, что от «Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болеют, первая затравка наводит зимою большие добычи»
С первого дня Бабьего лета начинались осенние хороводы и игры. Во время гулянья хороводники подходили к воротам, где хозяева угощали их пивом, брагой, а затем начиналась игра «Пиво варить». Этот день также связан с очень забавным обрядом: похоронами мух и других насекомых. Говорили так: «В Семин день зарывают в землю блох, тараканов и прочих домашних насекомых, чтобы не водились в доме», «Убьешь муху до Семена дня – народится семь мух; убьешь после Семена дня – умрет семь мух». В обряде похорон при-нимали участие девушки, одетые в праздничные платья. Они делали небольшие гробики из овощей (репы, моркови, свеклы или из кочерыжки капусты). Затем укладывали туда пойманных насекомых и с шутливой торжественностью зарывали их в землю, а дома кто-нибудь выгонял мух полотняным полотенцем и приговаривал: «Мухи вы, мухи, Комаровы подруги,
пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь». Смысл обряда был не только в том, что уничтожались насекомые, но и в том, что во время него девушки устраивали смотрины, старались показать себя всем, а парни выбирали невест.