Просмотр содержимого документа
«Как усовершенствовать читаетельские навыки у младших школьников»
Сычёва Алина Валерьевна, учительных начальных классов МБОУ СОШ №3 с УИОП” г.Котовска Тамбовской области.
Формирование навыков устного счета у младших школьников.
Проблема устного счета чрезвычайно актуальна сейчас, когда каждый ученик имеет вычислительные устройства. И если на уроке учитель запрещает проводить вычисления с тх помощью, то дома, выполняя домашнее задание, дети ими пользуются. Учась в старшей школе, ученики испытывают трудности во время устных вычислений, например, при вычислении суммы членов арифметической или геометрической прогрессии (9-й кл.), вычисления площади фигуры, ограниченной данными линиями (11-й кл.) и др.
Для успешного формирования вычислительных навыков необходим высокий уровень познавательных интересов учащихся. Для их развития необходима система упражнений, а также большую роль в развитии мышления на уроках математики играют систематические и целенаправленные игровые упражнения.
Качество вычислительных умений определяется знанием правил иалгоритмов вычислений. Поэтому степень овладения вычислительными умениями зависит от четкости сформулированного правила и от понимания принципа его использования. Умение формируется в процессе выполнения целенаправленной системы упражнений. Очень важно владение некоторымивычислительными умениями доводить до навыка.
При обучении вычислениям и совершенствовании техники счета необходимо отчетливо представлять, какие умения и навыки у учащихся необходимо сформировать. Перечислю наиболее важные из них.
Для того чтобы овладеть умениями, предусмотренными программой, учащемуся достаточно уметь устно:
- складывать и умножать однозначные числа;
- прибавлять к двузначному числу однозначное;
- вычитать из однозначного или двузначного числа однозначное;
- складывать несколько однозначных чисел;
- складывать и вычитать двузначные числа;
- делить однозначное или двузначное число на однозначное нацело или с остатком;
- производить действия с дробными числами.
В письменных вычислениях данные числа, знаки арифметических действий, промежуточные и окончательные результаты записываются. Поскольку качество записей оказывает существенное влияние на успех вычисления, то учащимся необходимо владеть следующими навыками:
отчетливо писать математические символы;
- цифры и знаки располагать строго в соответствии с правилами арифметических действий;
- безошибочно применять таблицы сложения и умножения натуральных чисел.
Устные упражнения развивают у учащихся: способность воспринимать информацию на слух, анализировать и быстрореагировать; возможность переходить в процессе обсуждения от одного видамышления к другому; навык быстро выделять из известных правил, свойств, формул те,которые следует применить для решения задачи; критическое мышление, направленное на оценку себя и своихвозможностей.При устных вычислениях развиваются память учащихся, быстрота ихреакции, сосредоточенность – важные элементы общего развития. Поэтомуотработка устойчивых вычислительных навыков всегда должна быть в центревнимания учителя.
Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеетсвои задачи:1) воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся,необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанноговосприятия объяснения учителя;2) контроль учителя за состоянием знаний учащихся;3) психологическая подготовка учащихся к восприятию новогоматериала.Уроки математики, как правило, имеют кроме основной задачи,связанной с изучением текущего материала, еще ряд задач, относящихся кзакреплению пройденного материала и подготовке к новым вопросам, то с этойточки зрения и подбираются упражнения к уроку, продумывается вид устныхупражнений.При подборе упражнений для урока следует учитывать, чтоподготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, какправило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужностремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы.Мы хотим, чтобы в умении рассуждать устно, опираясь на запись, схему,таблицу или рисунок, а также в устных вычислениях каждый ученик, дажесамый слабый, добился достаточно высоких результатов. Поэтому, преждевсего надо определить, какой математический материал способен служитьосновой для достижения поставленной цели.
Вычислительным навыкам, как и любым другим, необходимо учить.Качество вычислительных умений и навыков определяется знанием правил иалгоритмов вычислений. Поэтому степень овладения вычислительнымиумениями зависит от четкости сформулированного алгоритма и от пониманияпринципа его использования.