kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Как помочь ребёнку преодолеть трудности в учёбе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о трудностях в учёбе и способах оказания помощи по их преодолению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Как помочь ребёнку преодолеть трудности в учёбе»»

Как помочь ребёнку преодолеть трудности в учёбе.

Многим детям учиться трудно. У одних проблемы возникают по устным предметам, у других - сложности с письменными, третьи "тянутся" изо всех сил и успевают по всем предметам, но добиваются этого ценой своего здоровья – и физического, и психического. Об этих трудностях мы и хотим поговорить.

В отечественной и зарубежной литературе рассматривается и анализируется широкий спектр причин возникновения школьных трудностей: от генетических до социальных. Их нельзя считать до конца изученными, но и невозможно не учитывать при работе с ребенком. Результатом невнимания к школьным трудностям является, как правило, нарушение состояния здоровья, особенно нервно-психической сферы школьников.

При анализе причин трудностей обучения выделяются внешние и внутренние причины (факторы).

К внешним относят:

* экологические (внешнесредовые) условия жизни ребенка, которые непосредственно не приводят к возникновению трудностей обучения, но оказывают влияние на рост, здоровье и развитие ребенка, что, в свою очередь, отчетливо сказывается на способности детей успешно осваивать письмо и чтение,

*социокультурные условия жизни и развития ребенка могут оказать существенное влияние на развитие трудностей обучения, так как дефицит внимания к развитию ребенка чаще всего приводит к нарушению или несформированности речи, отсутствию навыков координации движений, организации деятельности. Однако, если у таких детей нет внутренних факторов риска, они могут (при благоприятных условиях обучения) быстро наверстать упущенное,

* сила отрицательного воздействия на организм ребенка школьных факторов риска определяется тем, что они действуют комплексно, систематически и длительно (в течение многих лет) в период интенсивного роста и развития, когда организм ребенка наиболее чувствителен к любым воздействиям. Такими источниками являются конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, ограничение времени в процессе деятельности, фактическая учебная школьная нагрузка.

Нельзя не сказать о реальном уменьшении количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. В настоящий момент сократилось количество часов на изучение некоторых предметов, в то время как вырос и усложнился учебный материал. Фактически сами программы требуют, чтобы современные дети овладевали знаниями гораздо быстрее, чем их сверстники лет пятьдесят.

Взгляд на ситуацию меняется, когда мы начинаем анализировать нагрузку и режим ребенка. По данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН рабочее время, включая приготовление домашних заданий, составляет в начальной школе в среднем 6–7 часов в день. Прибавьте время, затраченное на посещение кружков и секций. Это дневная нагрузка взрослого работающего человека. Ребенок загружен, утомлен и напряжен. И получается, что ребенок не ленится, просто у него часто не хватает сил.

Внутренние причины школьных трудностей скрываются в функциональном развитии ребенка, его психофизиологических особенностях, нарушениях в развитии определенных систем.

Каждый внимательный взрослый замечает среди детей таких, которым трудно поддерживать оптимальный уровень активности. Они не сразу входят в рабочее состояние, а поработав, быстро устают – их работоспособность колеблется и скоро угасает. Даже долго находиться за партой этим детям трудно. В первой половине урока они еще пытаются следить за объяснениями учителя, во второй – нередко "отключаются" и порой ложатся на парту. Их письменные задания часто оказываются не завершены, а ошибки к концу выполнения задания становятся более частыми и грубыми.

Таким детям требуется повышение мотивации, эмоциональный "разогрев" и дозировка заданий. Им также полезна смена видов деятельности. Отсроченная память у них может быть лучше непосредственной, причем это касается и зрительной, и слуховой, и двигательной памяти. Это значит, что ребёнок, если спросить его сразу после объяснения, может ответить на вопрос менее точно, чем позднее, когда новая информация "уляжется".

Вторая часто встречающаяся категория детей с трудностями учения – это дети с отставанием функций программирования и контроля деятельности. Обычно эти дети непоседливы, им нужно постоянно двигаться, они вскакивают и тянут руку, не дослушав вопрос. Однако бывают среди них и замедленные, вялые, недостаточно активные. Объединяют тех и других детей трудности планирования и планомерного выполнения действия – дети не сразу включаются в задание, их ориентировочная деятельность хаотична и неполна, они легко отвлекаются на посторонние раздражители, часто не доводят действие до конца и не сверяют результат действия с его образцом или замыслом. Основными причинами появления у них ошибок являются упрощение программ и инертность. Этим детям постоянно нужна организующая помощь взрослого, поскольку самоорганизация – их самое уязвимое место. Слабая произвольная организация и невысокая мотивация приводят к неуспехам в учебе и нарушениям поведения. Репрессии в школе и дома еще более снижают учебную мотивацию и ведут к еще большему отставанию в учебе и к закреплению нарушений поведения. Отсюда открывается путь к ложной компенсации – браваде, взятию на себя роли шута, а позже и к асоциальной позиции. Трудности программирования и контроля проявляются во всех школьных заданиях, требующих произвольного внимания, но наиболее ярко они проявляются в решении мысленных задач, в том числе арифметических.

Основной путь помощи – вынесение программы действия "наружу", работа по "материализованной" внешними опорами программе с постепенным переходом от совместного, развернутого (поэлементного) внешнего действия к самостоятельным, свернутым, внутренним действиям

Трудности в учении могут быть вызваны и отставанием в развитии функции переработки информации любого вида: от слуховой до зрительно-пространственной, Такие дети путают при чтении и письме близкие по звучанию и произношению звуки, навыки чтения и письма не автоматизируются. При работе с этими детьми нельзя ограничиваться работой только над письмом и чтением, необходимо развивать и их словарь, и слухо-речевую память.

Встречаются в практике дети с хорошо развитой речью, тонкие по своему эмоциональному складу, легко ранимые. Когда слушаешь такого ученика, думаешь, что он блестяще учится, а заглянешь в его тетради по русскому языку – одни ошибки.

Трудности могут быть связаны также с расстройством кратковременной памяти или перегрузкой рабочей памяти и проблемами организации внимания, что вполне естественно при учебной перегрузке.

Принципиальный путь помощи в подобных случаях тот же: высокая мотивация (интересная игра, соревнование), действия в пространстве во внешнем плане с проговариванием (например: чтобы "найти клад", пойди прямо, поверни налево, загляни под ...)

Трудности обучения у многих детей не всегда приводят к неуспеваемости. Случается и наоборот, высокая успеваемость, особенно на первых годах обучения, может достигаться огромным напряжением и чрезвычайно высокой функциональной ценой, а нередко и ценой здоровья. Сложность и в том, что именно эти дети не привлекают особого внимания педагогов и родителей, а «функциональная цена» школьных успехов проявляется не сразу, и появление трудностей у успешных детей в последующих классах воспринимается как «непонятно от чего возникшая неожиданность». А эти нарушения здоровья еще больше осложняют формирование навыков, так как снижают внимание, память, способность к произвольной регуляции деятельности, ухудшают нервно-мышечную регуляцию и т.п.

Что поможет детям избежать трудностей?

Постоянная доброжелательная поддержка и заинтересованность в учебных делах детей, одобрение даже незначительного улучшения учёбы вызовут незамедлительный успех. Вместо обычного раздражения и нотаций большой эффект окажет разговор, в котором вы выразите уверенность, что если ребёнок постарается, то сможет вместе с вами преодолеть трудности. Но это не значит, что в какие – то моменты не нужно строгое осуждение лени, безалаберности, расхлябанности. Не нужно таить в себе возмущение, оно должно быть высказано и действенно. Не постоянные ссоры из–за плохой успеваемости, а строгий запоминающийся выговор может менять положение дел.

Большую помощь в успешном учении оказывает режим дня. Ребёнок, живущий по режиму, гораздо легче справляется со школьными нагрузками, успевает отдохнуть, не переутомляется. Любое нарушение режима может стать причиной задержки роста и нормального развития детского организма.

Режим дня помогает сформировать правильные привычки. Чередование различных видов деятельности с активным отдыхом, полноценный сон помогают ребёнку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности.

Не все ребята одинаково способны к любому школьному предмету, и требовать от них отличных результатов вряд ли разумно. Но в каждом из детей есть к чему – то особая тяга, наклонность, которую стоит развивать. Такая компенсация спортом, занятиями живописью, музыкой, танцем сохранит душевное равновесие ученика, если учёба ему не очень даётся. Главное, правильно рассчитать силы ребёнка и количество дополнительных занятий.

Не стоит пренебрегать помощью специалистов логопедической и психологической службы учебных заведений.

Наконец, чтобы ваш ребёнок учился успешно, соблюдайте следующие правила:

  1. Будите ребёнка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

  2. Не торопите. Умение рассчитывать время – ваша задача, и если это вам плохо удаётся, то вины ребёнка в этом нет.

  3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придётся много поработать.

  4. Прощаясь, предупреждайте и направляйте: «Смотри, не балуйся!», «Веди себя хорошо!», «Слушай внимательно!» Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите, скажите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

  5. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если же ребёнок чересчур возбуждён, жаждет поделиться чем – то, не отталкивайте, не откладывайте на потом, выслушайте его, ведь это займёт немного времени.

  6. Если вы видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.

  7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка.

  8. После школы не торопите ребёнка садиться за уроки, необходимо 2 – 3 часа (а в 1 классе хорошо бы полтора часа поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 16 до 18 часов.

  9. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 20 минут занятий необходим 10 – 15 минутный перерыв.

  10. Во время приготовления уроков не стойте над душой, дайте возможность ребёнку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка, похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.

  11. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекайтесь на домашние дела, телевизионные передачи, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего дела, заботы, радости, неудачи ребёнка.

  12. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учёбы.

  13. Учтите, что даже «совсем большие дети» (7 – 10 лет) очень любят послушать сказку перед сном или услышать ласковые слова. Всё это успокаивает, помогает снять напряжение, накопившееся за день и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятности, не выясняйте отношения, не обсуждайте завтрашнюю контрольную

и т. п. Завтра новый день и вы должны сделать всё, чтобы он был

спокойным, добрым и радостным.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Как помочь ребёнку преодолеть трудности в учёбе»

Автор: Чурнусова Лада Александровна

Дата: 04.11.2018

Номер свидетельства: 483521


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства