«Как критериальное оценивание влияет на повышение мотивации обучающихся и качество знаний учащихся» с использованием подхода Lesson Study
«Как критериальное оценивание влияет на повышение мотивации обучающихся и качество знаний учащихся» с использованием подхода Lesson Study
Рефлексивный отчет Исследование по теме «Как критериальное оценивание влияет на повышение мотивации обучающихся и качество знаний учащихся 4Б класса» с использованием подхода Lesson Study
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Как критериальное оценивание влияет на повышение мотивации обучающихся и качество знаний учащихся» с использованием подхода Lesson Study»
Рефлексивный отчет
Исследование по теме «Как критериальное оценивание влияет на повышение мотивации обучающихся и качество знаний учащихся 4Б класса» с использованиемподходаLessonStudy
Беседа с учителями начальных классов и анкетирование учащихся 4 класса показали, что у некоторых учащихся исследуемого класса низкая мотивация к учебе. Ученик А часто на уроке скучает, так как материал урока ориентирован больше на слабых учеников, а слабые, не успевая за темпом урока, теряют интерес. Ученик С пассивно ведет себя на уроке, зная, что на уроке его работа всегда оценивалась на оценку «удовлетворительно» и получить оценку «хорошо» не предоставлялось для него возможным. Ребята, как правило, стесняются оценивать себя и других при всём классе, а подчас просто не понимают, каким образом проходит процесс оценивания, так как традиционно работу обучающихся оценивает учитель. Поэтому мы решили поменять подход в преподавании, ввести в урок систему критериального оценивания на каждом этапе урока..
Цель исследования:
- применяя приёмы критериального оценивания, учителя активизируют деятельность учащихся на уроках;
- повысят мотивацию и вызовут интерес учащихся к предметам;
- повысят уровень знаний.
Задачи:
- расширять круг знаний учащихся; воспитывать чувство ответственности за работу; научить детей работать вместе, дружно; привлечь внимание слабых учеников к работе и заинтересовать, научить детей самооцениванию и взаимооцениванию.
Методы сбора данных:
Наблюдение за учащимися 4 «Б» класса.
Беседа с классным руководителем.
Анкетирование учащихся.
Интервьюирование учащихся.
Фото и видеосъемка деятельности учащихся на уроке.
Лессон стади – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования действий на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. При проведении исследования все уроки показывают наш профессиональный опыт и формируют стратегии будущих уроков.
В мае 2016 года года группой учителей начальных классов, сертифицированных учителей, администрацией школы, педагогом-психологом нашей школы была проведена серия уроков (4 урока) по русскому языку цикла лессон стадии в 4 классе. Класс небольшой , всего 16 обучающихся. Из них 3 мальчика и остальные девочки. По итогам четвертных оценок успеваемость составляет 100 % качество знаний 62,5 %. Главной задачей учителей является поддержание активности, интереса к оцениванию на всех этапах урока.
Именно подход Lesson Study позволил выявить, что учащиеся не всегда выражают новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Также происходит живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой кругозор.
Роль учителя исследуемого класса состоит в том, что он:
направляет усилия учеников в определенное русло;
создаёт условия, побуждающие к возможности получить более высокую оценку за выполняемую работу;
даёт учащимся возможность самостоятельно вырабатывать критерии, и оценивать по ним свою работу и работу своих одноклассников;
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Для исследования была определена тема: «Как критериальное оценивание влияет на повышение мотивации обучающихся и качество знаний». Ожидаемые результаты: создание благоприятной, познавательной среды для всестороннего развития личности, повышение мотивации и качества знаний через применение критериального оценивания на уроках. Группой сертифицированных учителей, участвующих в исследовании была разработана серия последовательных уроков по русскому языку в исследуемом классе. Были определены три «исследуемых» ученика, имеющих разную степень мотивации к обучению (А- сильный, Б-средний, С-слабый) На протяжении запланированных уроков учителя вели наблюдение именно за этими тремя учащимися.
Исследуемый ученик-А.(Элина) развитая, очень активная девочка с хорошей успеваемостью по всем предметам. Имеет устойчивые познавательные способности, уровень учебных интересов высокий.Критерии успешности: развить у ученика лидерские качества. Ожидаемые результаты: ученик будет самостоятельно вырабатывать критерии к определенным заданиям, координировать свои действия и действия членов своей группы, будут развиваться навыки высокого уровня мышления.
Наблюдая за действиями данного обучающегося было замечено, что она всегда занимает активную позицию в группе: дает четкие рекомендации и указания членам своей группы проявляя свои лидерские качества участвовала неоднократно в презентации постеров и выполненных заданий, наиболее удачно и правильно вырабатывала критерии оценивания к различным заданиям, комментировано оценивала свою работу и работу членов своей группы. Темп работы Элины очень высокий. Членам группы не всегда удавалось поспеть за ней. Анализируя деятельность данной ученицы на уроках, учителя пришли к выводу: поручить ей создать презентацию в программе «Power Point» к последнему уроку русского языка, в которой ей необходимо было обобщить весь материал по теме «Имя существительное». Мы предполагали, что будет создан 1 слайд, на котором информация будет представлена в виде кластера для закрепления изучаемой темы. Но вопреки нашим ожиданиям презентация состояла из трех слайдов, на одном из которых было составлено задание для закрепления и разработаны критерии для его оценивания. Данное задание показало, что Элина имеет высоким уровень мышления, владеет навыком анализа и синтеза по изучаемому материалу. На следующий год при проведении исследования мы предполагаем дать ученику-А такое задание, которое позволит использовать ее возможности для раскрытия способностей других учеников и потребует от нее более творческого подхода.
Ученик –Б. (Виолетта) имеет среднюю успеваемость по всем предметам, но чаще всего он старается сам выполнить задание, не проявляет активность в обсуждении урока. Проявляет средний уровень развития общих интеллектуальных способностей. Критерии успешности:научить не только самому проявлять активность, когда спрашивает учитель, но и проявлять коммуникативные навыки.
Ожидаемые результаты: к концу исследования Ученица займет более активную позицию, чем до исследования. Сможет оценить свою работу и работу членов группы по выработанным критериям. Наблюдая за ученицей- В, нами было замечено , что она более активно стала включаться в работу на уроке с третьего урока. С третьего урока она смогла оценить свою работу и работу членов группы. Активно принимает участие в обсуждении заданий, проявляет свои лидерские способности, пытается «примерить» на себя роль спикера, но при защите постера занимает пассивную позицию, отвечает на вопросы учителя и участников других групп. После интервьюирования Виолетты нами выяснено, что причиной такого поведения послужило то что в ее группе оказалось ее подружка, оказывающая на нее подавляющее влияние. Поэтому ей не удалось полностью раскрыть свои способности. Вывод : при распределении групп стараться использовать стратегию «ДЖИГСО» и другие формы, так как этот вид работы позволит высказать свое мнение каждому участнику группы. На последнем уроке педагогами- исследователями было замечено, что Виолетта стала проявлять наибольшую активность, оценивая членов группы по критериям. Но не смогла прокомментировать выставленные оценки. Группа исследователей пришла к выводу: в течение этих уроков девочка не полностью раскрыла свои творческие способности и свой потенциал, после интервьюирования данного ученика, педагоги пришли к выводу, что ей необходимо давать индивидуальные задания, при выполнении которых она смогла бы проявить свои лидерские качества, творческие способности.
Ученик группы С (Михаил). С2 имеет слабые учебные способности, уровень познавательных интересов средний, хотя и проявляет интерес к учёбе. При ответах на вопросы учителя проявляет уверенность, которая никак не отражает уровень его подготовленности (не всегда подготовлен к урокам, т.к. нет должного контроля со стороны родителей), но не стесняется отвечать на вопросы. Критерии успешности:вовлечь в процесс совместного выполнения задания, данного учителем, повысить мотивацию.
Ожидаемый результат: проявит интерес к обучению, активность на уроке, что повысит мотивацию обучения.
Михаил весёлый, жизнерадостный мальчик. Он легко идёт на контакт, включается в работу группы, но правильно выполнить задание без чётких критериев ему не удавалось. Он не принимал участие в презентации работ, не проявлял лидерских качеств, предложенные задания выполнял с ошибками и не в полном объёме. На четвёртом уроке ему удалось самостоятельно выполнить несколько заданий по предложенным критериям и получить положительные оценки. После интервьюирования ученик М. сказал: «…Я горжусь тем, что у меня появились две четвёрки!», обосновывая это тем, что он чётко знал, что от него требует учитель. Анализируя работу ученика С на уроках, учителя пришли к выводу: необходимо в дальнейшем, при организации групповой работы, закрепить за данным исследуемым ученика с более высокой мотивацией.
В ходе исследования было замечено повышение мотивации и проявление лидерских качеств обучающихся, незначительное повышение качества знаний по предмету у всех трёх исследуемых. Поэтому на следующий учебный год на данном классе мы планируем провести ещё один цикл Лессон стадии и сравнить результаты исследований.
Обучение в группах позволило учащимся более правильно справляться с предложенными заданиями, четко оценивать сою работу и работу других участников группы по заранее выработанным им же критериям оценивания, учатся высказывать свое мнение, приводить аргументы, защищать свои идеи и идеи группы.
Создание коллаборативной среды способствовало лучшему усвоению информации, активному участию в процессе обучения всех детей, позитивно повлияло как на уровень мотивации к изучению предмета, так и школьной мотивации.
Исходя из вышеизложенного можно сделать такой вывод, что учениками исследуемого класса сделаны первые шаги к самооцениванию и саморегулируемому обучению.
После проведения второго урока у учителей, участвующих в исследовании. возникла необходимость в проведении коучинг-сессии, на которую были приглашены все члены педагогического коллектива. Тема коучинга: «Критериальное оценивание- на сколько оно важно?», после которого три учителя изъявили желание поучаствовать в исследовании. Тема коучинга выбрана с целью оказания содействия педагогам в необходимости использования системы критериального оценивания, раскрытия места оценивания в современном образовательном процессе, как способе определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения.
Анализируя рефлексию педагогов, участвующих в коучинг-сессии, членам фокус-группы был сделан вывод, что коллеги осознали, что дает критериальное оценивание позволяет раскрыть скрытые возможности каждого обучающегося, самостоятельно оценить свою работу по критериям, повысить мотивацию и интерес к обучению. Оценили значимость использования критерий на уроках в своей учительской практике:
Для ознакомления родителей учащихся 4Б класса с проводимыми мероприятиями был организован круглый стол на который были приглашены учителя фокус-группы. Родители положительно отнеслись к вносимым изменениям в обучении и выразили желание оказывать посильную помощь учителям для улучшения уровня обученности и повышения мотивации их детей. Родители получили рекомендации, выработанные при проведении Lesson Study.
Проведение мастер-класса является завершающим этапом исследования по теме: «Критериальное оценивание»
Коллеги увидели на практических примерах использования каждого вида оценивания на разных этапах урока и какие возможности раскрывает критериальное оценивание в обучении: дает возможность получить учащимся более высокую оценку
Исследуемый ученик-А. самостоятельно вырабатывает критерии к определенным заданиям, координирует свои действия и действия членов своей группы, показывает навыки высокого уровня мышления.
Ученик –Б. занимает более активную позицию, чем до исследования. Может оценить свою работу и работу членов группы по выработанным критериям.
Ученик группы С при ответах на вопросы учителя проявляет уверенность, интерес к обучению, активизируется на уроке в выработке критериев и оценивании результатов своей деятельности, членами фокус- группы отмечено повышение мотивации в обучении.