Просмотр содержимого документа
«Как избежать проблем, с которыми сталкивается ребенок-инвалид в общеобразовательной школе»
Стороженко Н.Н. – учитель начальных классов
МОУСОШ №12 г. Новоалександровск.
Как избежать проблем, с которыми сталкивается ребенок-инвалид в общеобразовательной школе
Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.
В.А.Сухомлинский
Все говорят, что детство – это счастливая пора, потому что не надо принимать никаких решений, не надо решать сложные проблемы или взваливать на себя груз ответственности, а надо смело смотреть в будущее, радоваться жизни и мечтать. Но не в каждой семье бывает радостно.
В любой семье, в любой точке мира может родиться ребенок-инвалид. С каждым годом число родившихся детей-инвалидов растет, а проблемы остаются те же. Таких семей в России около 561 тысячи человек.
В последнее время не утихают споры о том, может ли ребенок с ограниченными возможностями здоровья обучаться в обычной общеобразовательной школе.
Начало формы
Конец формы
Внедрение в современное образование инклюзивной формы обучения даёт возможность беспрепятственно получать образование детям-инвалидам наравне со здоровыми учащимися. Разработаны меры, помогающие ребенку посещать школу и обучаться, а самой школе даны рекомендации, как организовать процесс обучения детей с ОВЗ. В реальности все не так гладко, как бы всем хотелось. Родители, сам ребенок и школа сталкиваются с трудностями, мешающими реализовывать эту программу. Основные проблемы заключаются:
в преодолении препятствий социального свойства;
в организации «безбарьерной» среды;
в особенностях организации учебного процесса.
Давайте поговорим об этих проблемах подробнее.
Социальные проблемы
Ребенок с проблемами здоровья приходит в массовую школу не только за получением образования, но и попыткой найти себя среди окружающего общества, научиться общению со своими ровесниками, найти увлечение, научиться выходить из различных конфликтных ситуаций. Но сталкивается часто с такими проблемами:
Негативное отношение родителей к тому, что в классе с их здоровым ребенком обучается ребенок-инвалид.
Многие родители против такого общения. Наверное, они хотят, чтобы мир в представлении их ребенка всегда был «идеальным». Такая позиция не просто ошибочна, она губительна, в первую очередь, для их же ребенка. У него под влиянием родителей неправильно формируется психика. Если прививать утопическое и иллюзорное понимание окружающего мира, то ребенок в будущем столкнется с большими проблемами. Человек, который рос и воспитывался по таким понятиям, соприкасаясь с реальностью, будет проявлять, в лучшем случае, недоумение, брезгливость, в худшем — жестокость, равнодушие по отношению к людям с проблемами в здоровье.
Отношение детей к «особому» однокласснику
Ребенок-инвалид, не имеющий задержку умственного развития, без труда осваивает школьную программу. На первый план у него выходит проблема общения с одноклассниками. Психология детей отличается от психологии взрослых. Не редки случаи, когда такому ребенку в школе устраивают невыносимые условия: его обзывают, унижают.
Редко, но чудо происходит. Если позиция родителей и педагогов по вопросу корректного отношения к ребенку-инвалиду совпадает, то одноклассники ведут себя как защитники и покровители его, становятся толерантными и благожелательными. Принцип «разные, но равные» реализуется успешно. Совместное обучение полезно не только самому ребенку с ОВЗ, но и здоровым детям, взрослым. Чувствуя поддержку со стороны взрослых и сверстников, ученик с ОВЗ успешнее овладевает школьной программой, повышается его самооценка, он стойко и спокойно преодолевает все трудности.
Проблемы в организации образования
Современная школа в состоянии помочь «особому» учащемуся достичь того уровня, который в дальнейшем даст ему возможность легко адаптироваться к жизни, продолжить образование, найти призвание в жизни. При организации обучения ребенка-инвалида на первое место выходят следующие проблемы:
Неготовность педагогов обучать ребенка с проблемами здоровья наравне с обычными детьми
Многие педагоги проходят переподготовку, так как программа инклюзивного образования широко внедряется в школы. Не многие педагоги готовы одновременно обучать две категории детей. Ведь это не только дополнительная подготовка к уроку, написание дополнительного поурочного плана и разработка наглядных пособий, но и умение правильно и результативно донести до него учебный материал.
Проблема нехватки квалифицированных кадров
Часто администрация школы не в состоянии полноценно организовать комфортное нахождение инвалида в школе. Работы классного руководителя и учителей-предметников недостаточно. Для создания благоприятного микроклимата между детьми, для быстрого разрешения конфликтных ситуаций, нужен еще психолог, дефектолог, социальный педагог, сурдопедагог. Во многих школах, особенно в удаленных и небольших, в штате не предусмотрены такие вакансии.
Чтобы помочь «особому» ребенку адаптироваться среди сверстников, мы - педагоги должны вовлекать его в общие виды деятельности, в коллективную и групповую формы обучения, использовать игры, совместные исследования, лабораторные и проекты.
Проблемы организации в школе «безбарьерной среды»
Зачастую «особому» ребенку приходится приспосабливаться к новой и непривычной для него обстановке. Он сталкивается с большим количеством проблем: от обустройства туалета и пандуса до высоко расположенных ручек в дверях. Отсюда появляется еще одна проблема: трудности организации в школе «безбарьерной» среды.
Администрация школы должна позаботиться о том, чтобы инвалид смог беспрепятственно перемещаться по школе и ее территории.
Кроме того, дети-инвалиды наделены способностями сопереживать чужую боль и радость как свою собственную, они восприимчивы как к добру, так и к злу, они могут дружить и ценить дружбу, поэтому важно с какой личностью они соприкасаются в своей жизни и какое отношение чувствуют к себе.
«Инвалид»… мне кажется это очень резкое и даже агрессивное слово, а по отношению к ребенку вообще не применимо. Наверное, поэтому в европейских странах, например, таких как Англия и Германия никогда не употреблялся термин «ребенок-инвалид». Таких детей там называют «детьми с нарушениями», «детьми с ограниченными возможностями» или «детьми с образовательными трудностями». По-моему это очень гуманно. Наверное, можно постараться найти другие слова, и тогда, я думаю, эти дети будут чувствовать себя полноценными и равноправными членами нашего общества. У них появится любовь к жизни, к окружающему миру, наладятся взаимоотношения с ровесниками, появятся новые друзья.
3 декабря Международный день инвалидов. В этот день многие вспоминают о таких детях, дарят им подарки, говорят хорошие слова, много обещают. Очень хотелось, чтобы это было не один день в году, а постоянно; чтобы все люди были здоровы и счастливы. Чтобы больных детей было как можно меньше, а дети с ограниченными возможностями поверили в себя и стали счастливее. Пусть все будут добрыми и внимательными друг к другу и к окружающим их людям, ведь какими будут люди, таким будет и наше общество. Помните, что дети-инвалиды - это те же люди, только самые ранимые, самые чувствительные, самые внимательные и самые доброжелательные, самые верные и преданные друзья.
А закончить свою статью я хочу стихотворением:
Благославляю всех детей на свете! Они для нас , как яркие цветы ! Но есть еще "Особенные" дети... Они как ангелы, "Целители души "!
Они в наш мир не зря приходят. Всевышний посылает ангелов - детей Особенных детей, как испытанье, вроде, А в самом деле, чтобы лечить людей.
Лечить нас от всего , что нас самих калечит, От злобы черной, от бездушья темноты. Он выбирает только сильных плечи, Им можешь оказаться ты!
У ангелов-детей, нет крылышек, конечно, Но загляните им в глаза ! Там столько доброты беспечной! И чистая, как ангелов, душа!
Особенные дети, как с другой планеты, К нам присылает их господь не зря! Они нам раскрывают душ секреты, Он помогает нам понять себя...