воспитательского часа по антибуллинговой программе
на тему: «Как быть, если тебя дразнят, высмеивают, зло шутят…»
класс 1 а
Подготовил (а): воспитатель Самарская Е.С.
2020-2021 учебный год
Воспитательский час по антибуллинговой программе
на тему: «Как быть, если тебя дразнят, высмеивают, зло шутят…»
Цели:
- Воспитательная:
-продолжить формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как буллинг, , агрессия и пр;
-продолжить формирование толерантного отношения к сверстникам и взрослым людям; формирование умения найти пути выхода из ситуаций травли;
- Развивающая: продолжать развивать такие нравственные качества, как терпимость к людям, милосердие, сострадание, нетерпимость к любому виду насилия.
Задачи:
1. Обобщение знаний учащихся об отношениях между одноклассниками
2. Анализ умений строить доброжелательные и доверительные отношения в коллективе, избегать конфликтов и ссор;
3. Создать благоприятные условия для развития умений сотрудничать и действовать сообща.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный воспитательский час.Я подготовила для Вас увлекательные задания и вопросы, а также интересную игру.
Начнем. Посмотрите, какой сегодня замечательный день (рассказать о плюсах дня)! Давайте создадим в нашем классе приятное настроение. А чтобы у нас все получилось, повернемся к своему соседу и улыбнемся ему самой милой улыбкой, пожелаем ему что-то приятное или просто удачи на сегодня!
Сегодня мы поговорим с вами о том, что же провоцирует непонимание между людьми и что заставляет нас становиться жестокими, нетерпимыми, агрессивными.
И для начала, предлагаем Вам посмотреть мини-мультфильм «Другой мальчик», а потом мы его обсудим.
https://www.youtube.com/watch?v=egwCCe_ZIgI
Воспитатель: Ребята, как Вы думаете почему дети на площадке вели себя так по отношению к мальчику? (ответы детей) Как чувствовал себя мальчик в начале и в конце мультфильма? (ответы детей) Давайте подумаем, как можно было поступить по-другому и кому это нужно было сделать?
Игровое упражнение «Поменяйтесь местами те….» ( Инструкция: сейчас нужно будет очень тихо сесть на чужой стульчик – поменяться местами - тем, к кому будет подходить – или тот, кто будет согласен – с тем, что я скажу.) Варианты: те, кто пришел в юбках; те, кто очень сильный; те, кто сегодня позавтракал; те, кто не любит пауков; те, кто умеет дружить; те, кто любит родителей.
Воспитатель: Поиграли? Заметили, сколько в Вас общего? Оказывается, у Вас есть одинаковые любимые и нелюбимые дела и предметы. Давайте посмотрим на картинку (1): как вы думаете, что чувствует ребенок на ней? Что с ним происходит сейчас? (ответы детей) А, теперь, посмотрите на эту картинку (2 – прикрепляется отдельно от первой) Что изображено на ней? Чем заняты дети? Какое у них настроение? (ответы детей) И последняя картинка (3 – в центре доски или проектора). Что Вы видите? (ответы детей –обсуждение, вывод о ситуации в целом)
Спросить, случалось ли ребятам встречаться с проявлениями агрессии к себе или возможно в адрес других ребят (злых подшучиваний, дразнилок, обидных прозвищ, намеренных высмеиваний…). Если да, спросить у детей, знают ли они как правильно себя вести в таких ситуациях. Что они чувствуют? Рассказывают ли они об этом учителям и ли родителям? Если нет, то почему?
Обучение детей (О чем рассказать детям, следуя принципу «предупрежден, значит вооружен»):
Что иногда они могут сталкиваться с несправедливостью, неуважением по отношению к себе со стороны сверстников или старших ребят. Не все ребята приучены быть вежливыми.
Не нужно испытывать страха огласки неприятной, унизительной ситуации и чувства стыда (стыдно должно быть тому, кто ведет себя неподобающе).
Нужно помнить, что обидчики надеются, что тот, на кого нападают, будет бояться и никогда никому не расскажет о своих унижениях и переживаниях, и поэтому безнаказанно дальше ведут себя плохо, обижают и унижают других. До тех пор, пока ребята, которых обижают, будут терпеть плохое к себе отношение, обидчики и хулиганы будут задираться.
Не нужно терпеть и скрывать плохое отношение к себе со стороны ребят, не нужно стесняться рассказать учителю или родителям (и учитель и родители тоже могут оказаться в подобной ситуации, хотя и взрослые).
Не нужно «выгораживать» обидчиков (иначе они и дальше будут продолжать бесчинства). Обидчики ведут себя плохо только до тех пор, пока никто из взрослых не узнал об их поведении и пока дети боятся рассказать взрослым о том, что делают хулиганы.
Не нужно думать, будто хулиганы нападают и обижают тех, кто некрасив, слаб, хуже других (или, наоборот, лучше других) учится. Тот, на кого нападают, кого дразнят, не заслужил подобного отношения, не важно , как он учится и как выглядит. Каждый имеет право на защиту.
Не нужно стесняться того, что сами не можете справиться в обидчиками, не можете или не знаете как дать отпор, как защитить себя. (это нормально, никто, даже взрослый не может справиться с обидчиками, когда их несколько, не нужно этого стесняться, нужно рассказать взрослыми попросить помощи, в этом нет ничего постыдного ни для девочек, ни для мальчиков).
Нужно помнить, что обидчики – «слабаки», которые не обижают тех, кто старше и сильнее, потому что сами боятся, а обижают, высмеивают, дают прозвища, потому что завидуют или потому, что плохо воспитаны, но это их проблема. Обидчики не знают или забывают, что их выходки наказуемы по закону. Если обидчики младше 14 лет, то за них ответственность будут нести их родители (платить штраф, например), если старше 14 лет, то они могут быть наказаны вплоть до уголовного наказания.
Знать, что в случае если дети встречаются с агрессивным отношением со стороны одноклассников, сверстников или старших незнакомых ребят, они не должны чувствовать себя виноватыми в том, что к ним плохо относятся.
Признать, что большинство взрослых и детей не могут сами без помощи справиться с обидчиками, которые нападают исподтишка, обижают не в одиночку, а вместе с кем-либо, тем более, если остальные дети в классе наблюдают и поддерживают обидчиков.
Не слушать тех, кто говорит, что рассказать учителю или родителям, о том, что обижают, унижают, стыдно. Это не так. Взрослые (даже сильные мужчины) тоже попадая в сложные ситуации, тоже часто не знают, как себя защитить, и обращаются за помощью к адвокатам, просят защиты у полиции, идут в суд, если их обижают, не всегда разбираются самостоятельно, понимая, что не справятся в одиночку и не стесняются этого.
Не нужно пытаться ответить тем же (обзывать в ответ, например, это не решит проблему и обзывания не прекратятся).
Не нужно плакать уговаривать (хулиганам хочется подразнить, чтобы «довести до слез», обидеть, если будете отвечать обзываниями и набрасываться с кулаками, это не решит проблему, а хулиганы только обрадуются и будут стараться задеть еще больше). Лучше (если получается) постараться не показывать обидчикам, что их действия задевают, обижают, унижают, игнорировать их, но не терпеть, а просить помощи у взрослых. Огласки и наказания обидчики боятся.
Не нужно угрожать обидчикам. Решили, что надоело терпеть обиды – расскажи взрослым.
Не надо думать, что все само пройдет. Такое случается редко. Хулиганы не должны оставаться безнаказанными.
Воспитатель: А вы любите сказки?! (ответы детей) А знаете сказку про кактус? Нет. Ну так я Вам ее расскажу.
Сказка «Чудо-кактус» (Сучкова О.Н.) На серебристых песчаных просторах жил сердитый кактус. Он был таким мрачным и колючим, что вокруг него образовалась новая невидимая преграда. И всякий кто приближался к нему ближе чем его колючки. Каждый раз «ойкал» от неприятных уколов. Поэтому все во круге называли его кактус «Дерущаяся Злюка». Из-за всех углов только и слышалось: «Ты не ходи этой дорогой, там Дерущаяся Злюка» или «Дерущаяся Злюка опять подрался!», «Дерущуюся Злюку надо по чаще наказывать, вот тогда он перестанет вредничать». Но надо сказать, что после таких слов колючки у кактуса росли еще больше, и становились намного острее, чем были. И в тот момент, когда колючки стали совсем огромными, а солнце очень жарким, вдруг пошел дождь. Его капли были такими большими и свежими, что все обитатели песчаных просторов стали бегать под дождем, прыгать через лужи и громко смеяться. Спустя какое-то время дождь закончился. Выглянуло солнышко, и стало щекотать своими лучами обитателей песчаных просторов … и тут один из участников такого веселья заметил, что на кактусе стали появляться красивые цветы. Тогда он подошел к Дерущейся Злюке. О чудо! Колючки исчезли совсем. Теперь на кактусе было много ароматных цветов, а Дерущуюся Злюку стали называть Чудо-Кактус.
Воспитатель: Ух! Вот как! Поменялась ситуация и характер - раз и стал другим. Ребята, давайте все немного побудем кактусами. Представьте себе, что вы, на своем месте, но можно встать около него, очень большие и колючие Злюки. Расставьте колючки в стороны, покажите зубы. Ух, какие колючие! А теперь пошел дождь, расправьте плечи, встряхните кистями рук, и представьте себе, что прошел дождик, который смыл злость, а на Ваших ладошках вырос цветочек. Приятно?
Практическое занятие: детям раздаются сердечки и каждый пишет свое имя, после чего их бросают в корзинку и перемешивают. Затем каждый достает и читает попавшееся ему имя и говорит положительные качества своего одноклассника, а затем делает комплимент.
Воспитатель: Мы с Вами, заботясь друг о друге, становимся сильнее и ярче, интереснее. Спасибо за активность!